Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование тестов в социальной психологии

Поиск
Название методики Сфера применения (возможности использования)
Например,
Диагностика социальной эмпатии Методика предназначена для диагностики уровня социальной эмпатии и эмпатических тенденций
Диагностика межличностных отношений Методика предназначена для изучения взаимоотношений в малых группах
Диагностика особенностей характера Предназначена для диагностики типов акцентуаций и уровня их проявлений
Диагностика свойств личности Изучение и диагностика индивидуально-личностных качеств
Диагностика самооценки Определение особенностей самооценки человека

6. Подберите 3 психодиагностические методики, с помощью которых можно диагностировать социальные свойства, качества личности. Проведите диагностику одного из студентов в группе, сделайте вывод, предложите рекомендации результаты оформите в таблице.

Название методики Результаты диагностики Общие выводы, рекомендации
Q- сортировка поведения тенденций в группе        
Опросник Шмишека Акцентуация характера    
Методика диагностики самоконтроля в общении М.Снайдера      

ТЕМА 2

Понятие и сущность общения

 

Базовые понятия:

 

Общение

Процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ. субъектов (классов, групп, личностей), в которомпроисходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а такжерезультатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития обществаи личности.

Коммуникативная сторона общения

Предполагает обмен информацией между партнерами. Решающее значение приобретает ориентация партнеров друг на друга, их активность в стремлении убедить другого или побудить его к определенному действию, т.е. происходит не просто "движение" информации, но ее развитие, уточнение и обогащение.

Перцептивная сторона общения

В процессе восприятия у человека формируется образ другого, понимание его личностных черт. Наибольшие сложности в процессе восприятия человека человеком представляет не только неоднозначность самого объекта (человека или группы людей), но и тот факт, что по внешним признакам, по тому образу, который формируется в результат контакта, партнеры стремятся вывести суждение о внутренних качествах друг друга.

 

Интерактивная сторона общения

Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияния людей, складывающихся в их совместной деятельности. Наиболее распространенным является деление всех взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и конкуренция. Кроме кооперации говорят также о согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и диссоциации и т.д.

Функции общения

- общение является формой существования и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной деятельности людей коммуникативно-соединительную роль;

- представляет собой важнейшую жизненную потребность человека, условие его благополучного существования, обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

Если брать классификацию Б. Ломова:

Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

Вторая функция - регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

Третья функция - аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Виды общения

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.

1. По содержанию оно может быть:

1.1 Материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)

1.2 Когнитивное (обмен знаниями)

1.3 Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

1.4 Мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)

1.5 Деятельн мв ымоостное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)

2. По целям общение делиться на:

2.1 Биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма)

2.2 Социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида)

3. По средствам общение может быть:

3.1 Непосредственное (Осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу – руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.)

3.2 Опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий)

3.3 Прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения)

3.4 Косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

Транзактный анализ Создателем Т. а. является американский психиатр Берн. Согласно его концепции, человекзапрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по«сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимаетрешения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для егопсихологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтическогопроцесса — реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивныхстереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формированиеновой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.

Социальная перцепция

Перцепция социальная – это процесс взаимоотношений человека с человеком, основанный на естественном общении, восприятии и понимании. Перцепция имеет свои функции, позволяющие лучше понять ее суть.

Рефлексия

Рефлексия - обращение человеком своего сознания на свое (или чужое) мышление и поведение, на приобретенные знания и совершенные поступки, понимание и анализ своих мыслей, чувств и мотивов. Можно сказать, что рефлексия есть обращенность сознания на себя. Тут имеется в виду, что мысль, речь, воображение и др. способы сознательной деятельности могут быть рефлективными, если c помощью них обращаются на самих себя: размышление о том, как я мыслю, чувства по поводу моих чувств, воображение по поводу того, что я (или кто-то) навоображал.

Идентификация

Частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.

Эмпатия

Осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Каузальная атрибуция

Феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий.

Эффект установки______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эффект первичности

Возникает, когда по отношению к незнакомому человеку более значимой оказывается первая информация.

Эффект новизны

Возникает тогда, когда по отношению к знакомому человеку наиболее значимой оказывается последняя, т. е. более новая информация о нем.

Эффект ореола

Происходит приписывание воспринимаемому человеку качеств на основе образа, который сложился ранее о нем из различных источников информации.

Социальный стереотип «Застывший» образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов,выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту.

Социальный конфликт

Это наивысшая стадия развития противоречий в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в их основе всегда лежит отсутствие согласия между двумя или более сторонами.

Задание для самостоятельной работы

1. Посмотрите фильм «Агрессия» (диск), выполните следующие задания

 

1) Согласны ли вы с тем, что агрессия неизбежна в жизни отдельного человека и общества в целом_______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2) Как вы считаете, сколько агрессии в норме должно быть в человеке. Где она «золотая середина»_____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3) Приведите примеры ситуаций из собственной жизни, которые вызывали или до сих пор вызывают у вас агрессию. Опишите как вы реагируете в подобных ситуациях, оцените степень конструктивности собственного поведения _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4) Как вы считаете, агрессии – «стадное явление». Аргументируйте свою позицию, приведите конкретные примеры__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5) Предложите свой собственный эксперимент, позволяющий изучить особенности проявления агрессии в процессе общения людей______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6) Сформулируйте основную идею фильма, согласны ли вы с ней________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Приведите примеры 3 ситуаций взаимодействия из вашей практики, в которых возможны различные позиции: ребенок, родитель, взрослый. Проанализируйте эффективность и целесообразность каждой позиции. Заполните таблицу

 

Позиция Описание процесса общения Анализ эффективности использованной позиции Рекомендации
Ребенок   Вернувшись с работы, Василий ведет себя энергично и весело, игриво шутит, в тоже время просит покормить его. В данном случае Василий разрядил обстановку дома. После чего его накормили.  
Взрослый     Петр готовится к сессии, его пытается отвлечь жена находящаяся в позиции ребенка. Петр лояльно и аргументировано дал понять, что ему необходимо закончить подготовку.  
Родитель     Илья прочитал книжку про этикет. Ему не терпится поделиться и привести пару примеров поведения. Илья завалил, огромным количеством информации в одночасье, первого своего знакомого.  

3. Приведите из собственного опыта примеры проявления эффектов межличностного восприятия. Какова их роль в процессе взаимодействия. Заполните таблицу.

Эффект межличностного восприятия Пример проявления в процессе общения (описание ситуации общения) Анализ, роль эффекта в процессе перцепции
Эффект ореола – склонен преувеличивать однородность личности партнера и впечатления о каком-то одном качестве человека, переносится на личность в целом. Строго одетый, высокий и опрятный мужчина подошел чтобы предложить купить кастрюли. С виду мужчина выглядит вызывающим доверие и сложно предположить что он оказывается просто уличным продавцом.
Эффект первичности - Эффект первичности возникает в отношении незнакомых людей, если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная об этом человеке. Знакомясь с человеком заходит и преобладает тема разговора: машины. Изначально новый знакомый проявил интерес к этой теме, это послужило для меня знаком что для него она одна из интереснейших. В ходе дальнейшего общения выяснилось что она не очень интересна ему.
Эффект проекции, воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества. Попросил друга помочь, в ходе помощи он очень торопился. Я сделал вывод что как и у меня, у него присутствует, как я считаю негативное качество "торопиться" во всех делах. На деле оказалось, он просто опаздывал на встречу. и в принципе не тороплив в делах.
Социальные стереотипы – устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственны представителям той или иной группы. Познакомившись с человеком на мотоцикле, я спросил какая у него татуировка? Как оказалось у него их нет. Стереотип что у всех обладателей мотоциклов должна быть татуировка.
Эффект новизны возникает в отношении знакомых людей, при восприятии знакомых людей наиболее значимой становится новая ранее не известная информация об этом человеке.    

 

3. Опишите конфликт, имевший место в вашем взаимодействии с другими людьми, проанализируйте его с точки зрения психологической структуры, конструктивности поведения сторон.

Описание конфликтной ситуации________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники конфликта__________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предмет конфликта _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мотивы участников конфликта____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Действия конфликтующих сторон_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Реальный исход конфликта________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Идеальный» исход конфликта_____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Ошибки конфликтующих сторон__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

4.Сравните использование интонаций, жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии людьми разных национальностей

Национальность Использование интонаций, жестикуляции, мимики и других форм невербальной экспрессии
     
     
     

 

5. Проанализируйте, какую информацию вы лучше запоминаете: представленную в цифрах, имеющую логические связи или образную, эмоционально окрашенную

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Самостоятельно изучите типы «трудных» личностей. Заполните таблицу:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 663; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.186.109 (0.009 с.)