Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Песнь о вещем олеге» - живой, эмоциональный рассказ о старине. Особенности содержания, формы.

Поиск

В балладе A.C. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» кудесник в ответ на вопрос князя поведал о его жизни следующее: князь Олег удачливый воин, имя его известно далеко за пределами Руси, он успешно воюет и на суше, и в море. Деяния князя сопровождаются защитой ангела-хранителя. Так из этого рассказа мы узнаем о жизни князя, о его походах, он славный воин и удачливый человек.

Известно, что баллада - это поэтическое переложение летописной легенды о смерти князя Олега.

Пушкин сохранил сюжет предания, но дополнил его лирическим содержанием, рассказав о чувствах князя, его переживаниях, выразив при этом свое отношение к происходящему.

В балладе дается.характеристика кудесника: он смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе. Здесь Пушкин выражает свою точку зрения на роль и предназначение поэта: поэт дружит с «волей небесной», он правдив и свободен.

Также в балладе выражается авторская оценка поведения князя: он несколько высокомерен по отношению к волхву, легкомысленно относится к его словам («презреть бы твое предсказанье!»), он даже бранит кудесника («ты лживый, безумный старик»), за это и наказан. Но князь наделен и добрыми чувствами: он с любовью относится к коню, заботится о нем, скучает в разлуке. Еще в балладе автор описывает воинское братство, которое основано на тех подвигах, которые дружинники князя совершили.

В балладе, в отличие от бесстрастного повествования в летописи, показан художественный образ князя, а также отношение к событиям, происходящим с лирическим героем.

«Песнь о вещем Олеге» — знаменателен сюжет, основу которого составляет летописное предание. Но в балладе показаны живы образы людей, наделенные чувствами, переживаниями, имеющими свою точку зрения и свою судьбу. Баллада Пушкина очень красивая, автор ис пользует различные средства выразительности, чтобы сделать повествование ярким, выразительным.

Например, эпитеты («дивная судьба», «вдохновенный кудесник», «лукавый кинжал») помогают выразить авторскую позицию; олицетворения («и пращ, и стрела, и лукавый кип жал/ Щадят победителя годы») делают текст образных «оживляют» повествование; старославянизмы («вещий», «врата», «сеча», «глава», «прах») придают тексту возвышенность, что также характеризует позицию автора. Интересна идея стихотворения: показав судьбу князя, автор хочет заставить читателя поразмышлять об отношении человека к жизни, о власти и божественном даре, о вере и суеверии.

Также это стихотворение рассказывает об историческом прошлом нашей Родины, о славе её и подвигах воинов.

Очень интересен подтекст, о котором пишут многие исследователи: Пушкин утверждает через образ волхва свободу и независимость поэта и поэтического слова.

Чтение наизусть стихотворения о Великой Отечественной войне (на выбор). Картины войны, изображенные автором.

 

Тема стихотворения отражена в заглавии - «Родина». Отчизна начинается для нас с самого дорогого. Об этом рассказал Симонов в стихотворении. Чувство любви к родине предстаёт как проявление высшего нравственного долга.

Это подтверждает и чёткий, ритмичный ямб, и ассонанс на звук [а]. Торжественность стихотворению придают краткие формы прилагательных

«непобедима, широка, горда». Мы как бы зримо ощущаем мощь «большой» Родины. Помогает нам это увидеть и эпитет «великих океанов»

Об этом единстве свидетельствует и синтаксическая конструкция - сложное предложение. Автор использует анафору. Строчки «ты вспомнишь» говорят про уверенность. С этой же целью употребляется глагол совершенного вида. Поэт даже не сомневается в правильности выбора. Для передачи своего восприятия «малой» родины Симонов использует в четвёртой строфе назывное предложение. Здесь нет глаголов, нет действия. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами «клочок», «речонку» указывают на бережное отношение к «малой» родине.

В стихотворении автор использует перекрёстную рифму. В первых пяти строфах женская рифма чередуется с мужской, что придаёт стихотворению равномерность и мягкость. Описываются чувства, мысли, раздумья. В последней строфе жёсткое звучание только мужской рифмы придаёт патетический пафос стихотворению. С этой же целью в последней строфе Симонов снова обращается к анафоре. Слова «да, можно» утверждают: герой готов не только «голодать и холодать», но и «идти на смерть». Многоточие готовит нас к выводу. Создается образ «трёх берёз».

Этот образ Родины с её «тремя березами» пройдёт через всю военную поэзию Симонова.

 


РОДИНА
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.


Билет № 17

Психологизм рассказа И.А. Бунина «Цифры». Сложность взаимопонимания между детьми и взрослыми.

В рассказе «Цифры» автор рассказывает своему племяннику историю одной ссоры, произошедшей между ними несколько лет назад. Ссорились они часто, но этот случай оказался особенно памятным. В этот раз дядя и племянник очень сложно шли к примирению и взаимопониманию. Чувство вины перед ребенком, видимо, не давало покоя рассказчику. К тому же эта история оставила много вопросов, на которые надо было искать ответы.

Дядя пообещал своему племяннику купить книжки, пенал и карандаши. Но на следующий день ему не хотелось ехать в город, и он отдаляет осуществление мечты маленького человека. А мечта уже захватила всю его душу! Он уже не может отказаться от радости «иметь собственные цветные карандаши, выучиться читать, рисовать и писать цифры». А дяде и в город не хочется, и цифры показать просто лень! И ребенок поднимает бунт: с громкими криками, топаньем ногами и подчеркнутым непослушанием. А за непослушанием, как водится, следует наказание. Но ребенок не понимает, за что он наказан. Это ведь его обманули — не исполнили обещанного. Это у него отобрали радость познания нового. А ведь это ничего не стоило «строгому и справедливому дяде»! Пока взрослые «выдерживали характер», ребенок смирялся со своей обидой.

Но зато сколько было радости, деликатности и покорности, когда примирение состоялось, и мальчик старательно выводил цифры, «полные какого-то божественного значения». «Цифры! Я понимаю, что это счастье», — скажет внуку бабушка, пытаясь начать примирение. Может быть, с этого слова, с понимания того, что есть счастье для другого, и начинается соприкосновение двух миров — детей и взрослых — и их мирное и радостное сосуществование.

Мир детей и взрослых, их понимание жизни различаются. Дети не знают этого, а взрослые не всегда помнят об этом или не хотят считаться с особым, детским видением мира. Взрослые живут рассудком. Они стремятся придерживаться правил «разумного воспитания», по которым «нужно быть строгим и справедливым», «не полагается баловать детей». Но они сами иногда не знают, где граница между строгостью и несдержанной раздражительностью, между баловством и чуткостью к душе маленького человека.

Ребенок живет эмоциями, чувствами. Он не умеет их скрывать и управлять ими. Его можно заставить подчиняться, но нельзя заставить забыть свою мечту, нельзя убедить отказаться от радости ее осуществления, особенно, когда мечта так близко!

Чтение наизусть стихотворения о родной природе поэта XIX века. Восприятие, истолкование, оценка текста.

Билет № 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.217 (0.007 с.)