Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-щедрина на страницах « повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Роль гротеска, гиперболы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-щедрина на страницах « повести о том, как один мужик двух генералов прокормил». Роль гротеска, гиперболы.



Салтыкова‑Щедрина – это не уход от действительности, от ее жгучих проблем и злободневных вопросов, а особая форма постановки этих проблем и вопросов, особая форма сатирического отображения жизни. Сатирическая форма стала для М.Е. Салтыкова-Щедрина возможностью свободно говорить о насущных проблемах общества. В сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил» используются различные сатирические приемы: гротеск ирония фантастика аллегория сарказм – для характеристики изображаемых героев и описания той ситуации в которой оказались главные персонажи сказки: два генерала. Гротескно само попадание генералов на необитаемый остров «по щучьему велению по моему хотению». Фантастично заверение писателя в том что «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре там родились воспитались и состарились следовательно ничего не понимали». Сатирически изобразил писатель и внешний вид героев: «они в ночных рубашках а на шеях у них висит по ордену». «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» автор показывает двух генералов беспомощными, глупыми и высокомерными. «Служили генералы всю жизнь в какой‑то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали». Оба генерала привыкли получать все в готовом виде, жили, ни о чем не заботясь. Генералы не нашли лучшего способа устроить свою жизнь на острове, кроме как найти мужика, который и «булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и рыбы». Мысль о том, что они на необитаемом острове, где нет никого, кроме них, им не в головы не приходила, так как они были уверены, если есть генералы, значит, должен быть и мужик. «Как нет мужика – мужик везде есть, стоит только поискать его! Наверное, он где‑нибудь спрятался, от работы отлынивает!» – так рассуждают генералы. Генералы считают, что мужик – здоровый детина – отлынивает от работы, так и норовит удрать, его постоянно ругают за тунеядство, лень. Но, несмотря на это, он доволен своей жизнью. Мужик ловок и сноровист до того, что даже варит суп в пригоршне. Все, что ему нужно для счастья, – рюмка водки да пятак серебра. Вскоре генералам стало скучно, захотелось вернуться домой, и опять они не сомневаются, что мужик сможет довезти их до Петербурга, что он позаботится обо всем лучшим образом. Они уверены в том, что должно быть именно так, а не иначе. Автор показывает горькую судьбу народа, привыкшего решать проблемы генералов, которые сами абсолютно беспомощны, считают совершенно естественным бездельничать, при этом помыкают другими, заставляют их работать на себя. Салтыков‑Щедрин в своих сказках показывает необходимость перемен в жизни, убежден в том, что назрел вопрос об отмене крепостного права. Он считал, что народ, который до сих пор устранялся от решения основных вопросов развития страны, должен наконец получить освобождение. Салтыков‑Щедрин надеется, что недалек тот час, когда народ пробудится и станет вершителем судеб страны. Фантастика, Гротеск и гипербола – основные художественные приемы, с помощью которых автор создает сатиру. Гипербола и гротеск проявляются во всем повествовании. И ловкость мужика, и невежество генералов чрезвычайно преувеличены. Умелый мужик варит суп в пригоршне. Глупые генералы не знают, что булки из муки пекут. Голодный генерал проглатывает орден своего приятеля.

2.Чтение наизусть стихотворения Д. Г. Байрона «Ты кончил жизни путь, герой!..» Отношение народа к подвигу героя. Автор жил интересами своего народа» его всегда интересовала и волновала политическая борьба, происходящая на его родине. Поэт был уверен, что смысл жизни заключается в постоянной борьбе во имя свободы. И свои мысли и стремления он отражал в произведениях, которые в большинстве своем носят бунтарский характер. Его стихотворения и поэмы пронизаны духом героического протеста против гнета и порабощения человека, проникнуты идеей защиты свободы и справедливости. Темы одиночества, разлада между отдельной личностью человека и обществом, желания свободы и борьбы за нее являют собой фундамент этого направления. Именно этими мотивами пропитана романтическая и мелодичная поэзия Байрона. Это патриотическое произведение пропитано внутренним бунтом поэта, которому пришлось пережить тягости борьбы и сражений. Стихотворение сосредоточено вокруг личности героя, который боролся за честь своей родины и трагически погиб в этой жестокой борьбе. В «Ты кончил жизни путь…» Байрон воспевает самоотверженность и смелость народного героя, жизнь которого продолжается и после смерти – благодаря его подвигу народ будет хранить о нем вечную память. Стихотворение полнится патриотическим пафосом, посредством него Байрон передает эмоциональную торжественность этого события. Таким образом, поэт показывает, что герой погиб не зря, он боролся за свободу своего народа и свою собственную, и после его героической смерти народ будет вспоминать о нем в своих песнях, легендах и стихотворениях. Байрон выступает от имени целого народа, эмоциональными восклицаниями и яркими эпитетами, которые присущи патриотической лирике, он прославляет подвиг солдата и передает отношение народа к этому. При этом важно отметить, что в стихотворении не встречается тяжелых и грустных мотивов, если и есть печаль – то она светлая и легкая. В смерть героя Байрон вкладывает величие победы и торжество свободы, ради которых и сражался солдат. Отсутствием пессимизма и отчаяния поэт хотел подчеркнуть смелость и самоотверженность настоящих героев – тех, которые без каких-либо сомнений вступают в бой, готовые погибнуть за свою страну и свои идеалы. Это и обуславливает торжественный тон всего произведения, который можно назвать манифестом настоящего героизма и истинной победы, ведь смерть во имя идеалов и свободы родной страны означает не поражение, а победу.

Ты кончил жизни путь, герой!
Теперь твоя начнется слава, И в песнях родины святой Жить будет образ величавый, Жить будет мужество твое, Освободившее ее. Пока свободен твой народ, Он позабыть тебя не в силах. Ты пал! Но кровь твоя течет Не по земле, а в наших жилах; Отвагу мощную вдохнуть Твой подвиг должен в нашу грудь. Врага заставим мы бледнеть, Коль назовем тебя средь боя; Дев наших хоры станут петь О смерти доблестной героя; Но слез не будет на очах: Плач оскорбил бы славный прах.

 

Билет №10

1.Автобиографичесая повесть Л.Н.Толстого “Детство”.Нравственные искания главного героя(на примере нескольких глав)

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность»Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство » Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали « диалектикой души ». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми­нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.004 с.)