Патриотизм, товарищество, народные характеры в повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба» Роль портрета в изображении героев: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патриотизм, товарищество, народные характеры в повести Н.В. Гоголя « Тарас Бульба» Роль портрета в изображении героев:



«Тара́с Бу́льба» — повесть Николая Васильевича Гоголя, входит в цикл «Миргород» События книги происходят в среде запорожских казаков, в первой половине XVII века

Основные этапы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.

В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и реальные исторические лица. К точности писатель не стремился. Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульбе» хронологических данных. Тарас Бульба был коренным «казаком», жившим в Украине. В те далёкие времена Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против захватчиков. Образ народа-воина в повести неразрывно связан с образом народа-труженика. «Современные иноземцы дивились тогда справедливо необыкновенным способностям его. Не было ремесла, которого бы не знал казак: накурить вина, снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу и, в прибавку к тому, гулять напропалую, — всё это было ему по плечу». Писатель не прибегает ни к каким средствам приукрашивания, смягчения, затушевывания особенностей эпохи, суровости и грубости войны. Гоголь рисует всё величие и героику народной освободительной войны и целиком, безоговорочно присоединяется к народу. Гоголь взял историю украинского народа в момент её высокого подъема, в такую минуту, когда, — подобно тому, как это бывает и в решающие минуты жизни человека, — проверяется весь характер народа.
Описание героев:

Образ Тараса Бульбы: тяжелый характер, об этом свидетельствует: убранство его светлицы, отношение к жене, поведение в бою. После приезда сыновей Остапа и Андрия он решает отвести их в Сечь. Образ Тараса проникнут высокой, суровой и нежной поэзией отцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но и для всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса — исполнение долга отца. Тарас Бульба — один из наиболее сильных и цельных трагических характеров в мировой литературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь, величие борьбы за свободу народа. Тарас Бульба предстает как старый казачий полковник.

Образ Остапа.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».
Характер: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей.... никогда, ни в каком случае не выдавал своих товарищей... был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки... был прямодушен с равными... имел доброту...»
Образ Андрия.
Внешность, портрет:
«...два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва».

Характер: «Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые... чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увертываться от наказания». Обладал тяжелым и сильным характером.

Особенности жанра — повесть. Изображая события в повести, раскрывая характеры героев, описывая природу, Н. В. Гоголь использует различные художественно-выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, которые делают характеризуемые предметы яркими, неповторимыми, оригинальными. Например, изображая запорожскую степь, писатель использует такие эпитеты: «девственная пустыня», «зелено-золотой океан», «серебряно-розовый свет». При описании осады города Дубно в повести встречаются такие метафоры и сравнения: «грянули с валу картечью», «медные шапки сияли, как солнца, оперенные белыми, как лебедь, перьями». Показывая смерть Остапа, Н. В. Гоголь использует такие сравнения и эпитеты: «выносил терзания и пытки, как исполин», «ужасный хряск», «ветхие лохмотья».

Чтение наизусть стихотворения о родной природе одного из поэтов XX века (на выбор). Особенности стихотворной речи. Стих Бориса Пастернака «июль».

Стихотворение «Июль», относящееся к пейзажной лирике, было написано Борисом Пастернаком в 1956 году во время летнего отдыха в Переделкино. Оно ярко отражает характерную для позднего этапа творчества поэта направленность поэзии на восприятие и осмысление мира природы и мира человека как одного неразрывного целого.

Тема стихотворения совпадает с его названием: Пастернак красочно и образно, очень любовно описывает месяц, знаменующий середину лета. Основная идея заключается в показе красоты июля, искреннем восхищении поэта легкостью и свежестью этого летнего месяца.Во второй части стихотворения поэт называет имя гостя – июль. Ведущим изобразительным и поэтическим средством в создании образа июля выступают развернутые олицетворения – именно они позволяют одухотворить летний месяц, создать его «очеловеченный» образ. Поэт называет июль и домовым, и баловником-невежей, и растрепой, и дачником-отпускником. «Очеловеченность» июля усиливается употреблением просторечных слов (одёжа, обтерши) и нарочито разговорной лексики (таскающий, растрепа). У весельчака-июля человеческий характер: он «везде болтается некстати», громко разговаривает, «мешается во все дела». Разнообразие ипостасей «приезжего жильца» передает всю гамму впечатлений, которые вызывает проказник у поэта. Автор с удовольствием уступает пространство – «целый дом» - своему гостю, подвижному и непредсказуемому озорнику-июлю, с легкостью нарушающему общепринятые скучные правила.

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» (на примере одного произведения: «Бирюк», «Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

В рассказе «Бирюк» больше затрагивается тема не помещиков и крестьян,а проблема крестьян и крестьян,их отношение к друг другу.

Главного героя все боятся, опасаются, недолюбливают.А он ведь просто выполняет свою работу и как раз это его стремление, добросовестно сделать работу не нравится людям.Бирюк такой же крепостной крестьянин, как и все,и ему так же не легко,ведь у него есть дочка и маленький сынок,а его жена сбежала оставив их одних.Не смотря на кажущуюся черствость и жестокость,Бирюк на самом деле добрый и справедливый.

Этот текст выделяет несколько проблем:

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, —Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо —Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге — леса, леса, леса.По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Билет№7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.212.145 (0.009 с.)