Былины киевского и новгородского циклов («вольга и Микула селянинович», былины об илье муромце, «садко») 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Былины киевского и новгородского циклов («вольга и Микула селянинович», былины об илье муромце, «садко»)



Билет №1

Былины Киевского и Новгородского циклов («Вольга и Микула Селянинович», былины об Илье Муромце, «Садко»)

Киевский: действия происходит в Киеве при князе Владимире. Основная тема защита русских земель от кочевников. Новгородский цикл: действия происходят в Новгороде или около него. Основная тема: торговля, плаванья в другие страны, социально бытовые темы.

Вольга и Микула Селяниновичь

была посвящена тяжелому крестьянскому труду. Мысль о тяжелом труде подчеркивается в сравнении двух образов: князя Микулы и князя Вольги. увлечение к Микуле подчеркивается в самом названии, с ним по силе не может сравнится целая дружина князя Вольги ("хоробрая") былина построена на гиперболе (преувеличение).Микула одет богато: зеленые сапоги, кафтан черный бархатный. Пахота помос это праздник, торжественная пора. Поэтому крестьянский труд ценится выше воинского.Микула просит дружинников князя выдернуть из земли его соху и бросить ее под ракитовый куст. Однако оказывается, что эту работу не могут выполнить ни дружина, ни Вольга. И только богатырская сила Микулы позволяет ему играючи, одной рукой выдернуть сошку из земли.На этом заканчиваются одни варианты былины. По другим – Вольга и Микула приезжают в города, в которых князь назначает Микулу наместником, горожане устраивают засаду Вольге, и Микула спасает ему жизнь.Микула является народным героем. Он, как герой-богатырь, выражает лучшие качества простого человека. Былина утверждает уважение к тяжкому труду землепашца, в котором надо также проявить силу и геройство. Сила Микулы – в связи с землей, простым народом.Для этой былины характерны свои художественные особенности. Стихия народного языка поражает. Для нее характерны повторы, эпитеты. При помощи эпитетов создается особый поэтический мир. Например, необыкновенная соха, которой пашет Микула. Художественные средства в былине направлены на то, чтобы наиболее ярко запечатлеть персонажи и их действия, обстановку, выразить к ним отношение.

Билет №3

1. Образ «маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Особенности детали в повести.

 

Кто такой станционный смотритель в пушкинские времена? Это мелкий чиновник одного из последних рангов, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев». Он часто бывает жертвой несправедливости, его обвиняют во всем, пользуясь тем, что он не имеет права ответить. И он действительно не имеет для этого возможности и характера. Вырин — типичный «маленький человек», и даже данное ему автором имя Самсон, которое носил библейский герой, выглядит насмешкой.

Пушкин поднимает тему "маленького человека", потому что он хочет показать, что такие люди тоже существуют и выполняют свое нужное, но незаметное дело в обществе. Самсон Вырин создал свой маленький, ограниченный мирок, полностью отгородившись от мира внешнего. Там ему комфортно и уютно, он не думает о возможных изменениях в своей жизни. В этом мирке вместе с ним живет его четырнадцатилетняя красавица-дочь, которая, возможно, тяготится таким существованием и рвется в большой мир. Но всего этого герой не желает видеть и думать об этом, т. к. любые изменения его пугают. Эта тема поднятая Пушкиным нашла свое продолжение в русской литературе. Эту тему использовали многие великие русские писатели, как, например Гоголь и Чехов.

Повесть «Станционный смотритель» — самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило

 

Особенности поэтического языка Твардовского в стихотворениях о природе. Чтение наизусть стихотворения А.Т. Твардовского (на выбор).

 

В стихотворениях про природу А.Т.Твардовского идет речь, на сколько он любит ее и на сколько она ценна ему и окружающим ее людям. Он радуется ей, что она живет и помогает людям.

Тоесть в его языке о природе она прекрасна.

Стих наизусть.(Снега потемнеют синие.)

Метафоры, эпитеты, олицетворения: Снега потемнеют синие, Земля обвянет едва, Листву прошивая старую,

Ольховая пыльца.

А.Т. Твардовский создал множество лирических произведений, описывающих природу средней полосы России, красоты родного края. Пейзажная лирика стала для поэта одной из главных тем творчества.

В стихотворении «Снега потемнеют синие...» перед читателем разворачивается картина уходящей зимы, когда

Снега потемнеют синие

Вдоль загородных дорог,

И воды зайдут низинами

В прозрачный еще лесок...

Наступающая весна связана в сознании лирического героя с бурными ручьями, сонной, талой землёй, с нежной ольховой пыльцой. Зарождающаяся в природе жизнь ранней весной ассоциируется у лирического героя с детскими воспоминаниями. Круговорот в природе вселяет оптимизм:

И сердце почует заново,

Что свежесть поры любой

Не только была да канула,

А есть и будет с тобой.

 

Лирический герой наблюдает за изменениями, происходящими в природе. Используемые олицетворения: «снега потемнеют», «воды зайдут низинами», «в поход... ринутся ручьи», «пойдет строчить трава» — делают представленную картину живой, одухотворенной. Поэт употребляет в произведении эпитеты и метафоры, которые создают неповторимость художественной картины: «прозрачный ещё лесок», «в сырой ночи», «из русел выбив ручьи», «листву прошивая старую», «нежно-зеленая ольховая пыльца». Итак, стихотворение А.Т. Твардовского «Снега потемнеют синие...» передает радость лирического героя от предстоящей встречи с весной.

Билет №3


Снега потемнеют синие
Вдоль загородных дорог,
И воды зайдут низинами
В прозрачный еще лесок,

Недвижимой гладью прикинутся
И разом — в сырой ночи
В поход отовсюду ринутся,
Из русел выбив ручьи.

И, сонная, талая,
Земля обвянет едва,
Листву прошивая старую,
Пойдет строчить трава,

И с ветром нежно-зеленая
Ольховая пыльца,
Из детских лет донесенная,
Как тень, коснется лица.

И сердце почует заново,
Что свежесть поры любой
Не только была да канула,
А есть и будет с тобой.


Билет №4

1. Историческая тема в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Связь поэмы с произведениями устного народного творчества.

Ю. Лермонтова творил в непростое время — в 30-е годы девятнадцатого века. Выступление декабристов на Сенатской площади закончилось их полным поражением. Самодержавие не только жестоко расправлялось с участниками восстания, но и подавляло свободомыслие. По этой причине таким притягательным для него кажется прошлое страны, когда ценились сильные, отважные и мужественные люди, готовые постоять за себя и за отечество.

В произведении М.Ю. лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» рассказывается о времени когда правил Иван Грозный, период опричников.

Лермонтов описывает Калашников как простого человека, купца, но его душевные качества, твердость характера позволяют автору поставить его личность в один ряд с самим царем. Так же купец Калашников понимает, что нарушил христианскую заповедь: не убивать, не мстить. И в этом его трагедия: он не мог не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последнего” Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства.

Образ Кирибеевича крайне противоречивый. Гусляры поют о нем как о «добром молодце» из песни: удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое. С точки зрения народной совести, Кирибеевич, действительно, разбойник, ибо крадет счастье у семьи купца Калашникова. любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью. Ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова.

Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

В поэме создан, при всей его условности, в целом убедительный образ Древней Руси.В произведении много признаков исторического времени: от деталей одежды, вооружения, конской сбруи до форм поведения людей разных сословий.

В итоге любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

 

Лермонтов не случайно выбирает не самые благополучные времена: именно в критические моменты наиболее полно и ярко проявляются характеры людей, в том числе и сильные. Каждый из героев — незаурядный пример духовной силы и выдержки.

лермонтов описывает царя как грозного, но готового помочь чужому горю и проявить милосердие. Яркое противопостовление титула царя и опричника.(Словно ястреб взглянул с высоты небес

На младого голубя сизокрылого.)

 

Билет № 5

Билет №6

1.Тема взаимоотношений помещиков и крестьян в цикле рассказов И.С.Тургенева «Записки охотника» (на примере одного произведения: «Бирюк», «Бежин луг» и др.).

В рассказе «Бежин луг» Тургенев одним из первых русских писателей реалистически нарисовал крестьянских детей.

Всей совокупностью своих крестьянских образов Тургенев утверждал, что в его стране существуют не только «мертвые души» помещичье-крепостнической России, но и «живые души» простого русского народа.

В «Записках охотника» главенствуют три темы: жизнь крестьян, жизнь помещиков и духовный мир образованного сословия.

В рассказе «Бирюк» больше затрагивается тема не помещиков и крестьян,а проблема крестьян и крестьян,их отношение к друг другу.

Главного героя все боятся, опасаются, недолюбливают.А он ведь просто выполняет свою работу и как раз это его стремление, добросовестно сделать работу не нравится людям.Бирюк такой же крепостной крестьянин, как и все,и ему так же не легко,ведь у него есть дочка и маленький сынок,а его жена сбежала оставив их одних.Не смотря на кажущуюся черствость и жестокость,Бирюк на самом деле добрый и справедливый.

Этот текст выделяет несколько проблем:

1. Проблема крепостного права, уродующего человека, который вынужден нарушить или права собственности, или законы человеколюбия. Это центральная проблема, из которой вытекают все остальные. Связана с образом Бирюка. Пожалеет Бирюк крестьян, вырубающих деревья.

2. Проблема человека, строго выполняющего свой служебный долг. Связана с образом главного героя. Человек, который строго выполняет все предписанные ему обязанности, становится изгоем, его не любят (даже ненавидят) и боятся. Кстати, реального Бирюка – был такой лесник в имении матери Тургенева – крестьяне убили в лесу.

3. Проблема взаимоотношения этого человека с другими людьми. Тесна связана со второй проблемой.

4. Проблема строгого следования своим жизненным позициям и причины, которые побуждают от этих позиций отступить. Жизненная позиция Бирюка: человек должен выполнять вменённые ему обязанности (– Должность свою справляю, – отвечал он угрюмо, – даром господский хлеб есть не приходится). Но человеколюбие побеждает – Бирюк отпускает крестьянина тогда, когда на это никто уже не надеется.

2.Чтение наизусть стихотворения поэта-песенника (на выбор). Личное восприятие произведения. Булат Окуджава советский поэт, литератор, прозаик и автор более 200 авторских песен и эстрадных написанных на собственные стихи. Он один из ярких представителей авторских песен 80-х 50-х годов
«по смоленской дороге»

История создания: однажды Булат О. вместе с М. отправились в поход по смоленской дороги, ехали в машине зимой. У них была гитара и пока они ехали тогда и сочинили, но стихи появились позже. Тема: дорога разлука с любимым человеком, общая интонация грустная печальная. Встречаются песенные особенности: повторы слов, художественно выразительные средства сравнение +пример

По Смоленской дороге — леса, леса, леса.По Смоленской дороге — столбы, столбы, столбы.Над дорогой Смоленскою, как твои глаза, —Две вечерних звезды, голубых моих судьбы. По Смоленской дороге — метель в лицо, в лицо.Всё нас из дому гонят дела, дела, дела.Может, будь понадёжнее рук твоих кольцо —Покороче б, наверно, дорога мне легла. По Смоленской дороге — леса, леса, леса.По Смоленской дороге — столбы гудят, гудят.На дорогу Смоленскую, как твои глаза,Две холодных звезды голубых глядят, глядят.

Билет№7

Билет № 8

1.Поэма А. С.Пушкина «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…». Изобразительно-выразительные средства, их роль в поэме.

 

Поэма Медный всадник, авторство которой принадлежит А.С.Пушкину, написана в стихотворной форме.
В поэме, по существу, два главных героя: молодой человек Евгений и памятник – Медный всадник. Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.
В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива. Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Как только молодой человек понимает, что ни дома, ни его возлюбленной больше нет, он теряет рассудок, и начинает дико хохотать. На следующий день народ, отправившись от наводнения, живет своей жизнью: кто-то идет на службу, торговцы открывают подвалы и высчитывают убытки, надеясь их возместить на будущих покупателях. Лишь один Евгений не оправляется после потрясения. Он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут. Так проходит время до осени. В один из дождливых дней Евгений спит у пристани, а проснувшись, вдруг живо вспоминает то, что когда-то ввергло его в сумасшествие. Не понимая, куда идет, он движется к Медному Всаднику, к тому, чьей волей роковой над морем город основался. Евгений не находит себе места, глядя на памятник и вдруг ему начинает казаться, что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним. Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт. С тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной.
Не придя в себя после наводнения, и долго не прожив, Евгений умирает вскоре.

Билет №10

1.Автобиографичесая повесть Л.Н.Толстого “Детство”.Нравственные искания главного героя(на примере нескольких глав)

Герой трилогии «Детство. Отрочество. Юность»Льва Николаевича Толстого — Николенька Иртеньев. К моменту начала повествования ему исполняется десять лет. Именно с десяти лет дворянских детей отправляли учиться в лицеи, пансионаты и другие учебные заведения, чтобы они, получив образование, послужили на пользу Отечеству. Такое же будущее ждет и Николеньку. Через несколько недель вместе с отцом и старшим братом он должен уехать в Москву учиться. А пока в окружении родных и близких он переживает счастливые и беззаботные моменты детства.

Эта повесть считается автобиографической, потому что Лев Николаевич воссоздал атмосферу своего детства. Ведь сам он вырос без матери: она умерла, когда Льву исполнилось полтора года. В повести та же тяжелая потеря ждет и главного героя, но это произойдет десятилетнем возрасте, то есть у него будет возможность любить и буквально боготворить свою maman, как было принято у дворян на французский манер называть маму. Герой признается, что когда он старался вспомнить матушку, то ему представлялись только карие глаза, «выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, но общее выражение ускользало». Очевидно, писатель, не помнящий свою мать, воплотил в образе maman некий идеал женщины-матери.

Сразу с первых глав вместе с Николенькой читатель погружается в атмосферу дворянского быта конца XIX века. Мир детства героя связан с его гувернёрами и дворовыми людьми. Ближе всех для него оказывается учитель немецкого происхождения Карл Иванович, знакомство с которым и открывает повесть. Минутная обида на этого добрейшего человека оборачивается для Николеньки чувством стыда, которое его мучает.

По сути, именно в повести «Детство » Лев Николаевич впервые использовал прием, который критики позже назвали « диалектикой души ». Описывая состояние своего героя, автор использовал внутренний монолог, который свидетельствовал об изменении душевного состояния героя: от радости к печали, от злости к чувству неловкости и стыда. Именно такие быстрые и внезапные изменения душевного состояния героя — диалектику души — и будет использовать Толстой в своих знаменитых произведениях.

Жанр произведения — автобиографическая повесть. Кульми­нацией произведения являются события вокруг болезни и смерти матери. До них — завязка

Билет №11

Билет № 12

1.«Свинцовые мерзости жизни» в повести М. Горького «Детство». Понятие о теме и идее произведения. Повесть “Детство” — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой.

С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый. Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток.

Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело.

Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери.

Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. Он подолгу общался с Хорошим Делом. Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей. Григорий — пример величайшего смирения, в данном произведении он олицетворяет собой слабость и на контрасте с другими героями подчеркивает их ничтожество. Это, наверное, и есть «свинцовые мерзости», о которых говорил автор.

Билет № 14

Билет № 15

1.Романтический герой в произведениях М. Горького (на примере легенды о Данко из рассказа «Старуха Изергиль»). “Сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе” — всеми этими качествами обладает романтический герой Горького Буревестник, Предвестник бури, он жаждет ее и не боится никаких потрясений. Наоборот, Буревестник взмывает ввысь, чтобы “пронзить” мрак, увидеть за тучами солнце. Буря у Горького — это предзнаменование новой, лучшей жизни, протест против жалкого, убогого существования. А Буревестник — герой, который не боится перемен и жаждет свободы. В “Песне о Буревестнике” Горький создает образ героя-бунтаря, такого, каким является идеал романтического героя писателя — не только свободолюбивого, но и обладающего волей к победе. Рассказ Горького «Старуха Изергиль» - рассказ-размышление о смысле жизни, о проблеме нравственного выбора, о смелости и подвиге. Раскрытию смысла способствует удивительная композиция рассказа, которая называется «рассказ в рассказе». Повествование разделено на 3 части: первая - легенда о Ларре, вторая – рассказ старухи Изергиль о своей жизни, третья – легенда о Данко.
Ларра был сыном женщины и орла. Основа его характера – гордыня. Он ставит себя выше других людей, не считаясь с их чувствами. Его гордость доходит до жестокости. Он не колеблясь убивает дочь вождя за то, что та не захотела стать его женой. Он не хочет жить как остальные люди, хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен. Он «считает себя первым на земле и, кроме себя не видит ничего», это дает ему право презирать людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени – «наказание ему в нем самом». Оказалось, что Ларра не может быть вне людей, он оказался обречен на вечные скитания в одиночестве. В конце концов от Ларры осталась только тень.
Не менее значимым образом является образ повествователя – Старухи Изергиль. Старая цыганка обладает сильным, вольнолюбивым характером, который не может не привлекать к ней людей. Она любит жизнь и свободу, способна воспринимать красоту окружающего мира. Но кроме того в ней много гордыни и эгоизма. Она ни от кого не хочет зависеть, спасает своего возлюбленного из плена, но сама уходит от него, так как знает, что больше не любима, а принимать вместо любви чувство благодарности героиня не желает. Однако ее портрет сразу же выявляет очень значимое противоречие. О прекрасной и чувстсвенной любви должна была бы рассказывать юная девушка, а перед нами же предстает глубокая старуха. Изергиль уверенна в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
Изергиль очень стара, она стала почти как тень, тоже стало и с Ларрой. Особенное место в рассказе занимают элементы детализированного описания Изергиль, как то: «тусклые глаза», «отрескавшиеся губы», «морщенный нос, загнутый словно, нос совы», «черные ямы щек», «прядь пепельно-седых волос».Они повествуют о нелегкой жизни героини задолго до того, как она рассказывает свою историю. Старуха – человек, живущий среди людей.
Данко – противоположность Ларры. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут, мечтает о свободе не только для себя,а прежде всего для всех соплеменников, именно поэтому он жертвуя собой, ведет их из темного леса к золотой сияющей реке. Любовь Данко к людям и желание им помочь настолько велики, что его сердце превращается в горящий факел, который не может затушить ни человек, ни ветер, ни время. Однако, люди жестоки, и как только они оказались в безопасности, гордое сердце Данко оказывается растоптанным осторожным человеком, испугавшимся чего-то.
Анализ отрывка из рассказа.
То что сделал Данко – прекраснейший, благороднейший подвиг. Он помог сородичам, увел их от врагов, которые грозили истреблением племени. Увел через страшный, бесконечно длинный, полный опасности лес. Когда людям стало страшно, они, чтобы скрыть это, начали грозить Данко. И тогда он разорвал свою грудь и своим сердцем осветил лес. Люди вышли, но он умер.Он совершил подвиг, пожертвовал своей жизнью ради маленьких, неблагодарных людей. Они не способны понять истинное благородство и подчиняются диким, животным инстинктам. Они пляшут у костра, радуясь, что трудности позади и забыли того, кому этим обязаны. А тот лежит бездыханный и на его благородное сердце наступают грязной ногой. Традиционно романтический герой гибнет при столкновении с обществом и действительностью. Данко отдает свою жизнь во имя счастья людей, не нуждаясь в их благодарности и памяти.
И лишь легенда воспевает имя Данко.

2. Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…». Настроение лирического героя в стихотворении.

Это стихотворение было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в феврале 1837 г.(тогда Лермонтов находился под арестом) Главная мысль стихотворения: главная мысль этого стихотворения-это общение с природой для создания красивой картины в своем стихотворение Лермонтов использует следующие эпитеты: сладостный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, таинственная сага, мирный край. Тема стихотворения: в этом стихотворении автор поднимает тему о единении человека с природой. см билет №11

Билет № 16

Билет № 17

Билет № 18

Билет № 19

Билет № 20

1.Герои сатирической прозы М. М. Зощенко (на примере рассказа «Беда»).

САТИРА - обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности. ЮМОР - изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

М. Зощенко. Рассказ "Беда". Один из грустных рассказов Зощенко. Один сельский житель, Егор Глотов, задался целью купить лошадь. Стал копить, урезая себя во всем. "Жрал солому", как он говорил. Совсем бросил пить самогонку, а раньше ведь пил запоем. Два года так провел, чтобы сбылась его мечта...Через два года собрался в город за лошадью. Отказался даже от предложения соседа по селу купить у него лошадь. Так ему хотелось соблюсти ритуал и поторговаться на рынке. На рынке понравилась ему лошадь. Он полдня торговался, чуть не уморил продавца и саму лошадь и сбавил цену чуть не вполовину. Повел лошадь горделиво домой. И вдруг ему так захотелось похвастаться своей покупкой, что он решил пригласить малознакомого мужика в трактир угоститься водочкой и обо всем высказаться. Очнулся он только на третий день, без денег и лошади. Пропил в угаре. Вот и вся "беда".  Глотов шел к своей мечте, уже воплотил ее, но решил похвастаться. Вот и приключилась такая беда с ним. Изменилось время, но люди остались теми же, со своими пороками, разменивают жизнь на пустяки, дорожат никчёмными вещами, живут мелкими интересами, не доверяют друг другу и самим себе. Это и высмеивает М. Зощенко в людях, рисуя именно сатирические ситуации

Билет № 21

Билет № 22

Билет № 23

Билет №1

Былины Киевского и Новгородского циклов («Вольга и Микула Селянинович», былины об Илье Муромце, «Садко»)

Киевский: действия происходит в Киеве при князе Владимире. Основная тема защита русских земель от кочевников. Новгородский цикл: действия происходят в Новгороде или около него. Основная тема: торговля, плаванья в другие страны, социально бытовые темы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.045 с.)