Комплексное управление качеством 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплексное управление качеством



Существует практика расширенного понимания объекта приложения термина «качество» к другим понятиям, например, мастерству, воспитанию, образованию, вплоть до понятия «качество жизни», которое оценивается по индексу развития человечества (ИРЧ), разработанного в рамках программы развития ОНН по 173 государствам. В этот индекс включены следующие основные показатели: вероятная продолжительность жизни при рождении (С), уровень грамотности взрослого населения с учетом среднего числа лет, проведенных в школе (Д) и реальный валовой внутренний продукт на душу населения. Изменение ИРЧ в России за последние годы: 1990 — 33-е место, 1996 — 57-е место, 2002 — 60-е место.

При изучении и практической организации управления качеством необходимо иметь в виду, что оно тесно соприкасается с рядом других научных дисциплин и направлений практической деятельности предприятия.

1. Управление качеством, как один из аспектов общего управления предприятием, относится к сфере наук об управлении, а точнее к производственному менеджменту, и поэтому оперирует понятиями и терминами этой науки.

2. Поскольку качество формируется в процессе создания продукции, первостепенное значение для управления качеством имеет знание технологии работ и организации производства, чтобы охватить весь производственный процесс, не оставив без контроля и воздействия ни одного этапа работ.

3. Кроме этого, управление качеством, как всякое управление, не может осуществляться без соответствующей информации. Поэтому оно соприкасается с теорией информации, предполагает знакомство с маркетингом и патентно-лицензионной деятельностью.

4. Управление качеством связано также со стандартизацией, т.к. его основной нормативной базой являются, как правило, стандарты, в которых изложены требования к качеству, регламентирован порядок проверки и оценки качества.

5. Одной из основных функций управления качеством является контроль качества, который осуществляется соответствующими средствами измерений. Отсюда — необходимость метрологических знаний, в том числе — знание организации метрологического обеспечения производства на предприятиях.

6. Применение конкретных методов контроля требует необходимых знаний в соответствующих областях техники, умения пользоваться статистическими методами и вычислительными средствами.

7. И, наконец, управление качеством обязательно требует знания действующего законодательства в области качества для усвоения производителями и потребителями своих прав, обязанностей и ответственности, связанных с обеспечением качества продукции.

При этом мы будем рассматривать управление качеством как целостную область знания, имеющую свою концепцию, терминологию и методологию, как самостоятельное направление работ, которое сформировалось в рамках общего управления предприятием и уже прошло несколько этапов своего становления и развития.

Тотальное управление качеством

Конец ХХ века проходил под знаком TQM. О приверженности его идеям заявили практически все ведущие и успешные компании мира и даже целые страны, объявив TQM национальной идеей. Сейчас трудно переоценить роль и значение TQM для экономики всех стран.

Но, наверное, особенно важны принципы, методы и системы менеджмента качества на основе TQM для России, вступившей в глобальной рынок.

Перед нашей промышленностью стоят чрезвычайно трудные задачи:

- научиться своевременно выпускать качественную, пользующуюся спросом продукцию;

- научиться поддерживать стабильный уровень качества изготовления и постоянно улучшать его;

- научиться снижать издержки и исключать лишние затраты;

- существенно повысить производительность процессов производства.


Лекция № 2

Принципы обеспечения качества и управления качеством

Фактически вышеперечисленные задачи можно решить при помощи систем менеджмента качества, разработанных организациями на основе МС ИСО (International Organization for Standardization, ISO) серии 9000:2000 и философии Всеобщего менеджмента качества (TQM), 8 принципов которого заложены в МС ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»:

- ориентация на потребителя;

- лидерство руководителя;

- вовлечение работников;

- процессный подход (желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом);

- системный подход к менеджменту;

- постоянное улучшение;

- принятие решений, основанное на фактах;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

МС ИСО серии 9000:2000 вторглись непосредственно в производственные процессы, сферу управления и установили четкие требования к системам менеджмента качества, процессам и методам их измерения, анализа и улучшения. МС ИСО 9000 определил менеджмент качества как скоординированную деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству. Причем руководство и управление применительно к качеству обычно включает разработку политики в области качества и целей в областях качества, планирование качества, управление качеством, обеспечением качеством и улучшение качества.

Создание, внедрение и совершенствование систем менеджмента качества на основе МС ИСО серии 9000 и философии TQM невозможно без наличия в организации специалистов, которые получили бы сумму специальных знаний в области управления качеством, его измерения и улучшения.

Для эффективного управления качеством эти специалисты должны знать следующее:

- как можно больше и подробней об объекте управления (система менеджмента качества), его свойствах, структуре, критериях оценки, о природе качества;

- способ воздействия на составляющие части менеджмента качества (планирование, управление качеством, обеспечение качества, улучшение качества) в отдельности и на систему качества в целом;

- цели, ради которых в системе менеджмента качества разрабатываются бизнес процессы;

- как использовать все возможности для достижения поставленной цели процессов СМК, т.е. как управлять, обеспечивать и улучшать качество.

Лекция № 3

Терминология в области качества

Каждая научная область, имеющая свою концепцию и методологию, не может выполнять свои функции без собственной терминологии, которую она формирует по мере своего развития для наименования и определения понятий, входящих в понятийное поле этой дисциплины.

Из многих изданий, в которых приведена терминология в области качества, отметим:

- международные и российские государственные стандарты на системы менеджмента качества;

- международные и российские государственные стандарты на системы управления окружающей средой;

- в международный стандарт ИСО 10007 «Административное управление качеством»;

- международный и российский государственный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207 — 99 «Информационная технология»;

- словарь терминов, используемых в управлении качеством, изданный Европейской организацией по качеству на 16 языках.

Терминоведение

Терминология — это не только перечень терминов, как указано во многих справочных изданиях, но и сама наука о терминах, в русском языке известная как терминоведение.

При анализе терминов руководствуются принципами, вытекающими из основных положений этой науки. Во-первых, определение термина должно как можно более точно и полно описывать понятие, отражающее сущность явления. Добавим к этому, что, кроме сущности явления, в определении могут быть дополнительно указаны какие-либо его важные особенности. В этом случае нужно точно разграничивать, где говорится о сущности явления, а где — о его особенностях. Во-вторых, исходя из иерархической связи между понятиями, определение термина в прикладном значении, не должно противоречить фундаментальному. В противном случае это неизбежно приведет к путанице в его понимании. В-третьих, при заимствовании иноязычной терминологии нужно соблюдать принципы и условия такого заимствования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 420; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.24.134 (0.009 с.)