Методология, использованная в терминологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология, использованная в терминологии



Универсальность применения изданий в области качества требует использования технического описания, но не на техническом языке, а также согласованного и гармонизированного словаря, понятного для всех потенциальных пользователей нормативной документации на управление качеством. Термины не независимы друг от друга, и анализ связей между понятиями в области управления качеством и их упорядочение в системы понятий являются предпосылкой согласованного словаря.

Содержание словарной статьи и правила замены

Понятие формирует единицу перехода от одного языка к другому (включая варианты одного языка, например американский английский и британский английский). В каждом языке выбирается наиболее подходящий термин для полной ясности понятия, т. е. используется подход не буквального перевода. Определение строится путем описания только тех признаков, которые являются существенными для идентификации понятия. Важная информация, относящаяся к понятию, но не являющаяся существенной для его описания, приводится в одном или нескольких примечаниях к определению.

При замещении термина его определением с минимальными синтаксическими изменениями не должно быть изменений значения текста. Такая замена позволяет получить простой метод проверки правильности определения. Однако если определение сложное и содержит несколько терминов, замену лучше производить, беря одно или, самое большее, два определения одновременно. Полная замена всех терминов создаст синтаксические трудности и будет бесполезной в передаче значения.

Связи между понятиями и их графическое представление

В терминологической работе связи между понятиями основываются на иерархических отношениях между признаками видов таким образом, чтобы наиболее экономное описание понятия образовывалось путем наименования его видов и описания признаков, отличающих его от стоящих выше или соподчиненных понятий.

Существуют три основных вида связей между понятиями: родовые, партитивные, ассоциативные.

При родовой связи субординатные понятия в рамках иерархии наследуют признаки суперординатного понятия и содержат описания тех признаков, которые отличают их от суперординатных (вышестоящих) и координатных (соподчиненных) понятий, например связь весны, лета, осени и зимы со временем года. Родовидовые связи изображаются графически в виде веера или дерева без стрелок.

В партитивной связи субординатные понятия в рамках одной иерархической системы являются частью суперординатного понятия, например весна, лето, осень и зима могут быть определены как части года. Партитивные отношения изображаются в виде грабель.

Ассоциативная связь не столь экономична, как две предыдущие, однако она помогает определить природу взаимоотношений между двумя понятиями в рамках системы понятий, например причина и следствие, действие и место, действие и результат, метод и функция, материал и продукция.

Введено графическое представление понятий. Структура терминов разбита на следующие группы: термины, относящиеся к качеству; термины, относящиеся к менеджменту; термины, относящиеся к организации; термины, относящиеся к процессам и продукции; термины, относящиеся к характеристикам; термины, относящиеся к соответствию; термины, относящиеся к документации; термины, относящиеся к оценке; термины, относящиеся к аудиту (экспертизе); термины, относящиеся к обеспечению качества процессов измерения; термины экологического менеджмента.

Термины, относящиеся к продукции

Продукция — это результат процесса, предназначенный для удовлетворения определенных общественных или личных потребностей. В свою очередь, процесс — это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы. Если термин «процесс» заменить его определением, тогда продукция становится результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.

Имеются четыре общие категории продукции:

- услуги (например, перевозки);

- программные средства (например, компьютерная программа, словарь);

- технические средства (промышленная продукция);

- перерабатываемые материалы (заготовки, полуфабрикаты).

Услуга — деятельность или процессы, осуществляемые с целью предоставления удобств или оказания помощи кому-либо (услуги в области производства, строительства, снабжения, финансов, управления, здравоохранения, ремонта, технического обслуживания, складирования, хранения, исследований и т. п.).

Наиболее распространенным видом продукции является промышленная продукция — материализованный результат процесса трудовой деятельности, обладающий полезными свойствами и предназначенный для использования потребителями в целях удовлетворения их потребностей как общественного, так и личного характера. Вся промышленная продукция для оценки ее качества разделена на два класса: расходуемая при использовании и расходующая свой ресурс.

 

  Промышленная продукция  
             
             
  Первый класс Продукция, расходуемая при использовании     Второй класс Продукция, расходующая свой ресурс
             
                     
Группа 1 Сырье и природное топливо Группа 2 материалы и продукты Группа 3 Расходные изделия   Группа 4 Неремонти­руемые изделия Группа 5 Ремонти­руемые изделия
                         

 

Единицей промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах, является изделие. Однако в некоторых случаях количество определенных изделий характеризуют непрерывной величиной, применяемой для нештучной продукции и исчисляемой, в частности, с помощью единицы массы. Виды изделий, представляющие объекты конструкторской документации, являются изделиями машиностроения. К ним относят детали, сборочные единицы, комплексы и комплекты.

Изделия машиностроения входят во второй класс промышленной продукции и делятся на неремонтируемые — группа 4: болты, гайки, подшипники и т. п. и ремонтируемые — группа 5: технологическое оборудование различных отраслей промышленности, сельскохозяйственные машины, транспортные машины, измерительные приборы, средства автоматизации систем управления.

На протяжении десятилетий в стандартизации изделий машиностроения выработана практика, согласно которой в стандарты включают технические условия, которые необходимо соблюдать при создании изделий. Под техническими условиями (ТУ) понимают систему качественных показателей с установленными для них количественными данными и допусками. Техническими условиями определяют задачу, которую предстоит разрешить как в процессе конструирования, так и во время изготовления и эксплуатации изделия. В ТУ указывают назначение и требования к изделию, методы контроля, прогрессивные способы производства, транспортировки, методы нанесения клейма и др.

По области применения промышленная продукция делится на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и продукцию социального назначения. Продукция производственно-технического назначения (станки, машины, сырье, материалы) поступает в производственное потребление, а товары народного потребления (одежда, продукты питания) — в индивидуальное, личное потребление. К продукции социального назначения относится продукция, предназначенная для удовлетворения потребностей населения в сфере услуг на транспорте, в системе связи, в области культуры, образования.

Промышленная продукция является материальной, ее количество выражается исчисляемой характеристикой — отличительным свойством. Промышленную продукцию часто именуют товаром.

Свойство объективно присуще самой продукции и проявляется тем или другим образом при его применении. Свойство как объективную особенность продукции можно описывать качественно или количественно. Количественную или качественную характеристику любых свойств или состояний продукции называют признаком продукции. Количественную характеристику одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматривая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называют показателем качества продукции.

Показатель качества, являясь внешним выражением свойства в конкретных условиях, позволяет судить о наличии самого свойства. При изменении свойств изделий изменяются показатели качества. Показатель качества выступает как мера свойства, причем эта мера может отражать устойчивость изделия, принадлежность к классификационной группе или относительную количественную характеристику его свойства.

 

  Признаки продукции    
                 
               
Качественный признак   Количественный признак  
                       
  Двухвариантный (Альтернативный)     Многовариантный       Структурный параметр     Геометрический параметр     Другие варианты  
                                       
                Показатель качества продукции    
                                                     

 

Необходимость связать определение качества с удовлетворенностью потребителя привела к возникновению понятия полезности. В этом определении выражаются не сами свойства вещей, а отношение людей к этим свойствам. В междисциплинарном подходе уже есть понятие, которое означает способность товара или услуги удовлетворять потребности. В экономике это понятие известно как полезность. В политической экономии это понятие названо потребительной стоимостью, которая также определена как полезность.

В энциклопедическом словаре Вебстера качество, подходящее для применения, также определено как полезность.

Термины, относящиеся к оценке качества

Объективное свидетельство — данные, подтверждающие наличие или истинность чего-либо. Оно может быть получено путем наблюдения, измерения, испытания или другими способами.

Контроль — процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой (руководство ИСО/МЭКА).

Испытание — определение одной или нескольких характеристик согласно установленной процедуре.

Верификация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены. Термин верифицировано используется для обозначения соответствующего статуса. Деятельность по подтверждению может включать осуществление альтернативных расчетов, сравнение научной и технической документации по новому проекту с аналогичной документацией по апробированному проекту, проведение испытаний и демонстраций, анализ документов до их выпуска.

Валидация — подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены. Термин подтверждено используется для обозначения соответствующего статуса. Условия применения могут быть реальными или смоделированными.

Процесс квалификации — процесс демонстрации способности выполнить установленные требования. Квалификация может распространяться на работников, продукцию, процессы или системы.

Анализ — деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей. Он может включать определение эффективности. Примеры: анализ со стороны руководства, анализ проектирования и разработки, анализ требований потребителей и анализ несоответствия. Анализ как вид исследования согласуется с синтезом и контролем.

Аудит (проверка) — систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита.

Критерий аудита (проверки) — совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок.

Экспертиза — исследование экспертами определенных вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, менеджмента. Она оформляется в виде заключения.

Термины, относящиеся к организации в области качества

Организация — группа работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений. Организация может быть государственной или частной, распределение обычно бывает упорядоченным. Определение действительно применительно к стандартам на системы менеджмента качества. Распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками образует организационную структуру. Распределение обычно бывает упорядоченным, а официально оформленная организационная структура часто содержится в руководстве по качеству или в плане качества проекта. Область применения организационной структуры может включать соответствующие взаимодействия с внешними организациями.

Совокупность зданий, оборудования и служб обеспечения, необходимых для функционирования организации, называют инфраструктурой. Совокупность условий, в которых выполняется работа, образует производственную среду. Условия включают физические, социальные, психологические и экологические факторы (такие, как температура, системы признания и поощрения, эргономика и состав атмосферы).

Организацию или лицо, получающее продукцию, именуют потребителем (клиент, заказчик, конечный пользователь, розничный торговец и покупатель). Потребитель может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Организацию или лицо, представляющие продукцию, именуют поставщиком (производитель, оптовик, предприятие розничной торговли или продавец продукции, исполнитель услуги, поставщик информации). В контрактной ситуации поставщика иногда называют подрядчиком. Поставщик может быть внутренним или внешним по отношению к организации.

Лицо или группа, заинтересованные в.деятельности или успехе организации, представляют заинтересованную сторону (потребители, владельцы, работники организации, поставщики, банкиры, ассоциации, партнеры или общество). Группа может состоять из организации, из нескольких организаций и даже виртуальных коллективов (при географической разобщенности), объединенных единым информационным пространством.


Лекция № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.108.18 (0.016 с.)