Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Логические основы аргументации

Поиск

Базовые понятия темы:

«ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ»

• Аргументация — операция обоснования каких-либо суждений, практических решений или оценок, в которой наряду с логическими приемами применяются также внелогические методы и приемы убеждающего воздействия.

 

• Структура аргументации —тезис, аргумент, демонстрация.

• Тезисаргументации (Т) — суждение, которое обосновывается в процессе аргументации.

 

•Аргумент (а1, а2, а3, … аn) — исходные теоретические или фактические положения, с помощью которых обосновывается тезис.

 

• Демонстрация — логическую связь между аргументами и тезисом. Продемонстрировать — значит показать, что тезис логически следует из принятых аргументов, которые выполняют функцию оснований, а тезис является его логическим следствием: 1, а2, а3, … аn) → Т.

 

• Способы аргументации - обоснование и критика.

 

• Обоснование - умозаключения дедуктивные, индуктивные и по аналогии, которые применяются самостоятельно или в различных сочетаниях. Обоснование при помощи неполной индукции, аналогии, использования неправильных модусов сложных силлогизмов или несоблюдения правил простого категорического силлогизма позволяет получить лишь правдоподобные заключения.

 

• Доказательство —логическая операция обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений. Обоснование при помощи демонстративных рассуждений обеспечивает получение достоверного, истинного знания.

 

• Критика —логическая операция, направленная на разрушение ранее состоявшегося процесса аргументации. Критика бывает явной и неявной.

 

• Критика тезиса (прямое опровержение) — операция, цель которой показать несостоятельность (ложность или ошибочность)тезиса.

 

• Прямое опровержение - опровержение, которое строится путем установления ложности следствий, вытекающих из тезиса («сведение к абсурду»), по схеме:

а) условно допускается истинность тезиса (Т);

б) из тезиса (Т) выводятся следствия (С1, С2, С3,..., Сn);

в) следствия сопоставляются с фактами, устанавливается их ложность;

г) из ложности следствий вытекает ложность тезиса (Т):

 

Т → С1, С1

___________

Т

 

• Критика аргументов – критика, которая заключается в установлении ложности оснований (аргументов) аргументации. Аргументы опровергаются так же, как и тезис. В случае установления ложности аргументов тезис считается недоказанным.

 

• Критика демонстрации – критика, которая состоит в том, чтобы доказать отсутствие логической связи между аргументами и тезисом, приводящее к необоснованности тезиса.

 

• Конструктивная критика — это обоснование оппонентом собственного тезиса (антитезиса) с целью опровержения альтернативного утверждения пропонента:

1). выдвигается антитезис (А), противоречащий исходному тезису

 
 


(Т): Т А

 

2). обосновывается истинность антитезиса (А):

 

(а1 Ù а2 Ù а3) → А; а1 Ù а2 Ù а3

________________________________

А

 

в) из истинности антитезиса следует ложность тезиса:

 
 


Т А, А

________

Т

 

• Деструктивная критика – критика, направленная на разрушение аргументационного процесса путем критики тезиса, аргументов или демонстрации.

 

• Смешанная критика - критика, сочетающая конструктивный и деструктивный подходы.

 

• Правила и ошибки в аргументации –

  Правила   Ошибки
По отношению к тезису
  1. Тезис должен быть сформулирован ясно и четко (определенность тезиса).   1.1 Выдвижение неопределенного, неясного тезиса
  2. Тезис должен оставаться тождественным самому себе (неизменность тезиса).   2.1. Потеря тезиса. 2.2. Полная подмена тезиса: а) доказательство другого тезиса, вместо выдвинутого, б) «аргумент к личности»,. в) «логическая диверсия». 2.3. Частичная подмена тезиса
По отношению к аргументам
  Аргументы должны быть истинными и доказанными.   1.1. «Основное заблуждение» (принятие за истину ложного аргумента). 1.2. «Предвосхищение основания».
  Аргументы должны обосновываться независимо от тезиса.   2.1. «Круг в доказательстве» 2.2. Тождество аргумента и тезиса.
  3. Аргументы не должны противоречить друг другу.   3.1. Выдвижение аргументов, противоречащих друг другу
  4. Аргументы должны быть достаточными для данного тезиса.       4.1. «Слишком поспешное доказательство» 4.2. «Чрезмерное доказательство».
По отношению к демонстрации
  1. Обоснование или критика должны строиться по правилам соответствующего вида умозаключения.   1.1. Нарушение правил умозаключения. 1.2. «Мнимое следование», отсутствие связи между аргументами и тезисом. В том числе: а) переход от более узкой области к более широкой области б) переход от сказанного с условием к сказанному безусловно в) переход от сказанного в определенном отношении к сказанному безотносительно к чему бы то ни было г) аргумент к силе (невежеству, авторитету и др.)

 

Типовые примеры по теме

«ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АРГУМЕНТАЦИИ»

Задание 1.

Укажите тезис и аргументы (если тезис явно не выражен, сформулируйте его); определите форму обоснования тезиса, запишите связь аргументов в виде схемы.

 

Решение:

а) Определяем форму обоснования тезиса:

б) обоснование принимает форму индуктивного умозаключения;

в) записываем связь аргументов и тезисы с помощью символов:

а1 обладает р

а2 обладает р

а3 обладает р

……………..

Аn обладает р

а1, а2, а3, … а4 составляют класс Т

___________________________

По-видимому, каждый элемент Т обладает р.

 

г) Определяем форму обоснования: неполная индукция, тезис вероятный.

 

Задание 2.

К данному тезису подберите аргументы, продемонстрируйте их связь с тезисом, используя один из видов дедуктивного умозаключения.

Тезис: «Сократ смертен» (Т)

Решение:

1). записываем тезис: «Сократ смертен».

2). подбираем аргументы:

«Все люди смертны» (а1).

«Сократ — человек» (а2).

3. строим демонстрацию в форме 1-й фигуры простого категорического силлогизма:

а1 — «Все люди (М) смертны (Р)».

а2 — «Сократ (S) — человек (М)».

___________________________

Т — «Сократ (S) смертен (Р)».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.95.229 (0.01 с.)