Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассуждение идет по правильному модусу. Тезис доказан.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Задание 3: К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя индуктивную форму обоснования, включая методы научной индукции; определите достоверность обоснования тезиса. Тезис: «Проникающее ножевое ранение опасно для жизни» (Т) Решение: 1). записываем тезис: «Проникающее ножевое ранение опасно для жизни» (Т); 2. подбираем аргументы: а) «При таком ранении возможно повреждение внутренних органов» (а1); б) «При таком ранении возможно нарушение функциональной деятельности внутренних органов» (а2); в) «При таком ранении возникает кровотечение» (а3); г) «При таком ранении существует реальная возможность занесения инфекции» (а4); д) «Статистические данные подтверждают, что при ножевых ранениях удается спасти жизнь в среднем семи потерпевшим из десяти» (а5). 3). определяем вид индуктивного вывода: (а1 , а2 , а3 , а4 , а5) → Т Неполная индукция. 4). аргументируемый тезис — правдоподобен.
Задание 4: К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя аналогию как форму обоснования. Тезис: «Скорее всего в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо» (Т) Решение: 1).записываем тезис: «Скорее всего в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо» (Т). 2). подбираем аргументы: а1 — «В старой квартире комнатные фиалки росли хорошо» (Р); «В старой квартире не было много солнца» (К); «В цветочных горшках была неплохая почва» (С); «Фиалки вовремя и в меру поливались» (Д). а2 — «В новой квартире также немного солнца» (К); «В цветочных горшках та же неплохая почва» (С); «Фиалки вовремя и в меру поливаются» (Д). 3). делаем заключение: Т. - «Следовательно, по-видимому, в новой квартире комнатные фиалки будут расти хорошо» (Р). 4). Рассуждение идет как аналогия предметов. Тезис — правдоподобен.
Задание 4: К данному тезису подберите аргументы, аргументируйте тезис, используя любую форму обоснования. Тезис: «Мой брат сдает весеннюю сессию» (Т) Решение: 1). записываем тезис: «Мой брат сдает весеннюю сессию» (Т) 2). подбираем аргументы: а1 — «Все студенты белгородских вузов сдают весеннюю сессию». а2 — «Мой брат студент белгородского вуза». 3). строим демонстрацию в форме первой фигуры простого категорического силлогизма: а1 — «Все студенты белгородских вузов сдают весеннюю сессию». а2 — «Мой брат студент белгородского вуза». ______________________________________________________ Т — «Мой брат сдает весеннюю сессию». 4). аргументируемый тезис достоверен.
Задание 4: Определите вид и форму обоснования тезиса. В косвенном обосновании укажите, апагогическое оно или разделительное. «Петр I... разорвал покров таинственности, окутывающий царскую особу, и с отвращением отбросил от себя византийские обноски, в которые рядились его предшественники. Петр I не мог удовольствоваться жалкой ролью христианского далай-ламы, разукрашенного парчей и драгоценными камнями, которого издали показывали народу, когда он торжественно следовал из своего дворца в Успенский собор и из Успенского собора во дворец. Петр I предстает перед своим народом словно простой смертный. Все видят, как этот неутомимый труженик, одетый в скромный сюртук военного покроя, с утра до вечера дает приказания и учит, как надо их выполнять: он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман. Его видят везде, без свиты, — разве только с одним адъютантом, — возвышающегося над толпой благодаря своему росту.... Петр Великий был первой свободной личностью в России и, уже по одному этому, коронованным революционером». (Герцен А.И. О развитии революционных идей в России // Собр. соч. Т. 3. С. 388); Решение: 1). находим тезис (Т) и аргументы (а1, а2, а3, … аn). (Т) – «Петр Великий был первой свободной личностью в России и, уже по одному этому, коронованным революционером». а1 - «Петр I... разорвал покров таинственности, окутывающий царскую особу, и с отвращением отбросил от себя византийские обноски, в которые рядились его предшественники»; а2 - «Петр I не мог удовольствоваться жалкой ролью христианского далай-ламы, разукрашенного парчей и драгоценными камнями, которого издали показывали народу, когда он торжественно следовал из своего дворца в Успенский собор и из Успенского собора во дворец»; а3 – « Петр I предстает перед своим народом словно простой смертный. Все видят, как этот неутомимый труженик, одетый в скромный сюртук военного покроя, с утра до вечера дает приказания и учит, как надо их выполнять: он кузнец, столяр, инженер, архитектор и штурман»; а4 – «Его видят везде, без свиты, — разве только с одним адъютантом, — возвышающегося над толпой благодаря своему росту....» 2). выявляем вид обоснования тезиса: прямое обоснование. 3). определяем форму обоснования тезиса: неполная индукция.
Задание 4: Постройте прямое и косвенное обоснование тезиса. «Народные массы являются решающей силой общественного развития» Решение: 1 вариант. Прямое обоснование: 1). записываем тезис: «Народные массы являются решающей силой общественного развития» (Т); 2). подбираем аргументы: а1 - «Народ — подлинный творец истории, так как в любую эпоху именно он создает материальные блага, необходимые для существования и развития общества». а2 – « В истории каждого народа присутствуют факты героической борьбы за свободу, национальные интересы, за независимость родины». а3 – « Народные массы вносят значительный вклад в развитие духовной культуры. Творческая роль их в этой области может выражаться прямо или опосредованно, когда они способствуют появлению выдающихся произведений искусства. Так, основа всякой духовной культуры — язык создан народом, народ хранит его богатства, развивает его». а1, а2, а3 → Т 2 вариант. Косвенное апагогическое обоснование: 1). записываем тезис: «Народные массы являются решающей силой общественного развития» (Т); 2). выдвигаем антитезис (допущение) [3]: «Неверно, что народные массы являются решающей силой общественного развития» (Т); 3). выводим следствия, вытекающие из допущения: С1 - «Народные массы не создают материальные блага, необходимые для развития и существования общества». С2 – «В истории народов отсутствуют факты героической борьбы за свободу, национальные интересы, за независимость родины». С3 – «Народные массы не имеют способности к духовному развитию». 4). сопоставляя выведенные следствия с положениями, истинность которых установлена, приходим к выводу, что они несовместимы. Следовательно, выведенные из допущений следствия являются ложными: С1, С2, С3; 5). из ложности следствий выводим ложность допущения:
Т → С1, С2, С3, С1, С2, С3 ____________________________ Т
6). из ложности допущения делаем заключение об истинности тезиса Т.
Задание 5: Определите вид критики. «...В деле по обвинению гражданина П. трое потерпевших опознали его как человека, который ограбил их. Выступая в суде, адвокат, защищавший П., привел доводы того, почему потерпевшие ошиблись. Нападение имело место в темном подъезде, поэтому лица грабителя потерпевшие почти не видели. Кроме того, они очень испугались и естественно не в состоянии были запомнить приметы преступника. Единственная примета, которую они хорошо запомнили, это куртка, в которую был одет грабитель. В такую же куртку оказался одетым и опознанный ими П., хотя данная одежда была «приметой» многих молодых людей. Аргументация процесса формирования показаний потерпевших позволила обосновать вывод о сомнительности доказательств — показаний потерпевших, с которыми полностью согласился суд. (Алексеев Н.С., Макарова В.З. Ораторское искусство в суде. Л., 1985. С. 48); Решение:
1). записываем задачу, находим тезис (Т) и вытекающие из него следствия (С1, С2, С3,..., Сn) — в прямом опровержении (деструктивная критика); тезис (Т), антитезис (А) и аргументы (а1, а2, а3, … аn), доказывающие истинность антитезиса (А), в конструктивной критике.
Т - «. ..В деле по обвинению гражданина П. трое потерпевших опознали его как человека, который ограбил их». А – « Выступая в суде, адвокат, защищавший П., привел доводы того, почему потерпевшие ошиблись». а1 – « Нападение имело место в темном подъезде, поэтому лица грабителя потерпевшие почти не видели». а2 - «Кроме того, они очень испугались и естественно не в состоянии были запомнить приметы преступника». а3 – « Единственная примета, которую они хорошо запомнили, это куртка, в которую был одет грабитель. В такую же куртку оказался одетым и опознанный ими П., хотя данная одежда была «приметой» многих молодых людей». А - Аргументация процесса формирования показаний потерпевших позволила обосновать вывод о сомнительности доказательств — показаний потерпевших, с которыми полностью согласился суд. 2). определяем вид критики: критика конструктивная, так как строится на основе доказательства истинности антитезиса; 3). на основании истинности аргументов (а1, а2, а3) приходим к истинности антитезиса (А):
(а1, а2, а3) → А; а1, а2, а3 ____________________ А 4). из истинности антитезиса (А) следует ложность тезиса (Т):
Т А, А ________ Т
Задание 6: Постройте деструктивную (прямое опровержение тезиса) и конструктивную критику тезиса. «Все студенты 12-й группы успешно сдали весеннюю сессию». Решение: 1-й вариант. Прямое опровержение («сведение к абсурду»). 1). записываем тезис: Решение: Т - «Все студенты 12-й группы успешно сдали весеннюю сессию». 2). допускаем его истинность и выводим логически вытекающие из него следствия: С1 – « Бобров успешно сдал весеннюю сессию». С2 – « Семенов успешно сдал весеннюю сессию». С3 – « Елкин успешно сдал весеннюю сессию». 3). сопоставляем следствия с фактами: (С1 = f1) – «Бобров действительно сдал все зачеты и экзамены». (С2 ≠ f2) – «Семенов не сдавал весеннюю сессию, так как имеет академическую задолженность». (С3 ≠ f3) – «Елкин получил две неудовлетворительные оценки». 4). поскольку выведенные из тезиса Т следствия С2 и С3 находятся в противоречии с фактами f2 и f3, они являются ложными. Ложность следствий приводит к ложности основания (Т):
Т → С2, С3 С2, С3 __________________ Т
2-й вариант. Конструктивная критика. 1). записываем тезис: Т - «Все студенты 12-й группы успешно сдали весеннюю сессию». 2). выдвигаем собственный тезис (антитезис) — А: А - «Некоторые студенты 12-й группы не сдали весенней сессии». 2). обосновываем истинность собственного тезиса (антитезиса) — А: а1 – « Семенов не сдавал весенней сессии». а2 – « Елкин получил две неудовлетворительные оценки». 3). из истинности а1, а2 вытекает истинность А. 4). из истинности А вытекает ложность Т:
Т А, А ________ Т
Задание 7: Установите несостоятельность аргументов или демонстрации. А). «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок».
Решение: 1). записываем задачу, находим тезис (Т) и аргументы (а1, а2, а3, … аn): В суждении «Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок» распределены субъект и предикат (Т), так как и субъект и предикат в общеотрицательных суждениях распределены (а1), данное же суждение является общеотрицательным (а2); 2). устанавливаем связь между тезисом и аргументами: а1, а2 → Т; 3). устанавливаем истинность или ложность аргументов: а1 — «Субъект и предикат распределены в общеотрицательных суждениях» — истинен, соответствует правилам распределенности терминов в суждениях. а2 — «Данное суждение является общеотрицательным» — ложен. (Несостоятельность аргументов обосновывается также, как и несостоятельность тезиса, по схемам, приведенным в задании 6):
а2 → Т, а2 ____________ Т
Ложность аргумента приводит к необоснованности тезиса. (Рассуждение идет по неправильному модусу).
Б). «Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (Т), потому что он не является потерпевшим (а1). А нам известно, что судья не может участвовать в рассмотрении дела в том случае, если он является потерпевшим (а2)». Решение: 1). записываем задачу, находим тезис (Т), аргументы (а1, а2, а3, … аn). 2). выявляем логическую связь между тезисом и аргументами (а1, а2); а2 — Судья не может участвовать в рассмотрении дела (q), если он является потерпевшим (р), (р → q). а1 — Судья Пастухов не является потерпевшим (р). Т — Судья Пастухов может участвовать в рассмотрении данного дела (q): (р → q), р __________ р Рассуждение идет по неправильному модусу условно-категорического силлогизма — от отрицания основания (р) к отрицанию следствия (q); Ар
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.223.255 (0.011 с.) |