Опорные конспекты по педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опорные конспекты по педагогике



Педагогика как наука, раскрывает сущность образования и воспитания и роль этих процессов в жизни человека. Как самостоятельная наука возникла в 17в., но трактовка основных проблем до сих пор в различных странах различна.

Педагогика как наука и как искусство

Предметом изучения педагогики являются: ВОСПИТАНИЕ (изменение ценностно – потребностной сферы личности), ОБРАЗОВАНИЕ (изменение норм деятельности), РАЗВИТИЕ (изменение способностей).

Педагогика связана с психологией, философией, этикой эстетикой и др. дисциплинами, формирующими кругозор педагога – история, литература.

Структура педагогических наук:

1.Общая педагогика (основные закономерности воспитания)

2.История педагогики (педагогические системы в различные периоды времени)

3.Сравнительная педагогика (анализ педагогических систем в различных странах)

4.Возрастная педагогика (Основные возрастные этапы: преддошкольная, дошкольная, среднешкольная, педагогика среднеспециальных учебных заведений, педагогика высшей школы, педагогика для взрослых).

5.Специальная педагогика. (особенности воспитания людей, имеющих отклонения в своём развитии:

· Сурдопедагогика – отклонение слуха и речи

· Логопедия - нарушена артикуляция

· Олигофрено – педагогика («Олигофрен» - даун)

6.Методики преподавания различных дисциплин

7.Профессиональная педагогика.

8.Исправительно – трудовая педагогика.

- Особое место в системе связей педагогики с другими науками занимают этнография и фольклористика, Изучение народных традиций, обрядов и обычаев разных народов, памятников народного эпоса служит основой отрасли педагогики – народной педагогики. Она изучает использование этих памятников культуры в воспитании современных школьников.

Методы педагогического исследования

1.Педагогическое наблюдение – самый просто метод Цель: накапливание и фиксация материала для дальнейшего обобщения (на примере фильма ЧУЧЕЛО)

2.Исследовательская беседа. Цель: выработка наиболее глубокого представления о сущности и причинах основных педагогических явлениях

3.Изучение школьной документации и результатов трудовой деятельности учащихся. Цель: сопоставление, анализ с последующими выводами.

4.Центральный метод – педагогический эксперимент специально организованная педагогическая деятельность учителя и ученика с целью проверки обоснования заранее выдвинутых гипотез. ТРИ СТУПЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА:

· Констатирующая цель – выяснение положения дел по той или иной проблеме.

· Созидательно-преобразующая цель – учёный разрабатывает гипотезу, намечает методы и приёмы для разрешения проблемы, прогнозирует итоги

· Контрольный этап: Проверка гипотезы, выводы, разработка методики для массовой практики

 

Особняком стоит естественный эксперимент. Основоположник – русский психолог А.Ф.Лазурский. Суть естественного эксперимента: педагогическая ситуация моделируется таким образом, чтобы она не нарушала привычного хода деятельности учителя и ученика.

5.Изучение и обобщение передового педагогического опыта

6.Социологический метод: анкетирование, рейтинг, оценка.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ШКОЛЫ. Для успеха педагогической деятельности нужно 3 основных фактора: 1. Педагогическая направленность (призвание)2.Педагогические способности 3.Педагогическое мастерство (это – следствие времени)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ:

1. Конструктивные - способность видеть и продумывать перспективу развития ученика, верить в успех совместной деятельности

2. Организаторские: - умение организовывать познавательную способность ученика; -умение организовывать свои собственные знания, работу, навыки; - умение создать коллектив учащихся (здоровое соперничество!!!); - умение наладить контакт с родителями.

3. Коммуникативные – способность педагога к установлению контакта (личностного, эмоционального, делового) через внушение, эмоционально-волевого воздействия в форме диалога.

4. Личностные – совокупность личных качеств в человеке: любовь или по меньшей мере расположенность к детям, оптимизм, терпение, выдержка, самообладание, эмпатия – способность к сопереживанию, педагогический такт.

ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ. Категория – высказывание или свидетельство – это понятие, с помощью которого наука описывает реальность. Педагогические категории:

· Воспитание

· Развитие

· Образование

· Обучение

ВОСПИТАНИЕ – целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения общественно-исторического опыта новым поколением. Это формирование:

1. определённого отношения личности к предметам и явлениям мира

2. формирование мировоззрения

3. форм поведения

ВОСПИТАНИЕ – это историко- социальная категория

РАЗВИТИЕ – это объективный процесс внутреннего количественного и качественного изменение возможностей человека. РАЗВИТИЕ:

1. физическое

2. духовное

3. интеллектуальное

4. социальное

ОБРАЗОВАНИЕ – социально организованная система, создаваемая для развития человека.

ОБУЧЕНИЕ является составной частью образования, т.к. оно есть уже непосредственный приём и передача знаний. ОБУЧЕНИЕ: ПРЕПОДАВАНИЕ И УСВОЕНИЕ. Однако в процессе своей жизни человек использует многочисленные внутренние душевные факторы. Важным является самовоспитание, самообразование, саморазвитие.

СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ:

!

Воспитание: отношение, мировоззрение, поведение

!

Образование: знания, умения, навыки

!

Обучение: преподавание, усвоение

ВЫВОД: Все педагогические категории взаимосвязаны.

ЛИЧНОСТЬ. СПОСОБНОСТИ – индивидуальные особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности.

(СПОСОБНОСТИ, СКЛОННОСТЬ, ЗАДАТКИ): ОБЩИЕ, ЧАСТНЫЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ.

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ: ОДАРЁННОСТЬ, ТАЛАНТ, ГЕНИАЛЬНОСТЬ.

СКЛОННОСТЬ – это первый и наиболее ранний признак зарождения способностей.

ОДАРЁННОСТЬ – совокупность общих, частных и специальных способностей, которые обуславливают успешную деятельность человека в определённой области. ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: 1.Раннее проявление способностей. 2.Быстрый темп освоения знаний и умений. 3. Интерес к какой-либо деятельности.

ТАЛАНТ – высокая степень одарённости, реализуется человеком в определённой области. Характеризуется: 1.Высокий уровень творческого мышления. 2.Глубина и широта обобщений. 3. Яркость воображения. 4.Устойчивость целенаправленного поиска.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ – высшая степень одарённости, позволяющее осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности. ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ: 1.Чрезвычайная работоспособность. 2.Творческая продуктивность. 3.Преодаление устаревших норм и традиций. 4.Создание новых величайших ценностей в области науки, искусства. 5. Преобразование человеческого общества.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБНОСТЕЙ: ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ (ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ); СЛОЖНЫЕ (ОБЩИЕ И ЧАСТНЫЕ)

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ. ОБЩИЕ: 1.ощущать, 2.воспринимать 3.мыслить 4. анализировать 5.представлять; ЧАСТНЫЕ: 1.глазомер 2.слух 3.осязание 4. виды памяти 6.виды воображения 7. абстрактное мышление

СЛОЖНЫЕ. ОБЩИЕ: Способность к общечеловеческим видам деятельности: 1. игра, 2.труд, 3 общение; ЧАСТНЫЕ: способности к какому-то определённому ремеслу, профессии.

ОСНОВНЫЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ:

1. Включение в активную деятельность

2. Формирование и поддержка положительных мотивов

3. Правильная оценка и самооценка способностей

4. Самовоспитание способностей

5. Учёт индивидуальных особенностей личности

6. Всестороннее развитие личности

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

Каждому периоду времени соответствовала своя воспитательная система.

Спартанская система воспитания. Цель воспитания6 полное подчинение интересов личности интересам общества. Жесточайшая регламентация всех слоёв жизни.

СПАРТА. Особенности воспитания: (Античность)

1. Ярко выраженный физический уклон

2. Обязательность для всех

3. Замкнутость воспитания (вне семьи)

4. Уклон в сторону прекрасных наук (искусство, этикет ит.д.)

Для юношей обязательным было умение играть на лире.

РЫЦАРСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ: (Средневековье)

1.В основе лежит комплекс варварских традиций. «Варвар» - не римлянин; не говорящий по латыни. Варварские традиции: военная подготовка + христианский идеал служения. 2.Противопоставление статуса простолюдина и «Благородного». 3.Разносторонняя физическая и военная подготовка. 4.+ ритуалы. 4.Усвоение определённого этического комплекса: воспитание доблести, честь, храбрость, великодушие, стремление к справедливости, чистая, возвышенная, не требующая взаимности ЛЮБОВЬ К ПРЕКРАСНОЙ ДАМЕ.

СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ А.С. МАКАРЕНКО (Воспитание человека в коллективе, через коллектив)

1922 год, послереволюционный период массовой беспризорности в России. (на примере фильмов «Республика ШКИД», «Педагогическая поэма» Цель: воспитание человека коллективиста. Этапы становления коллектива: 1.Авторитарное руководство коллективом. 2. Формирование актива коллектива (частичное самоуправление) 3.(самоуправление)

ВЫВОД: Каждая система соответствовала своему духу времени и каждая последующая брала лучшее из предыдущей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.012 с.)