Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Шалва Александрович Амонашвили↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Грузинский педагог и психолог, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, исследователь-экспериментатор и практик. С 1964 г. руководил экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Он научно обосновал и проверил на практике условия, содержание и принципы работы с детьми-шестилетками, способствующие становлению социально значимых мотивов учения и всестороннему развитию личности младших школьников. Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики».
Евгений Николаевич Ильин Е. Н. Ильин — учитель литературы 307-й, затем 516-й средней школы Ленинграда — Санкт-Петербурга, известный методист. Главное в его деятельности - преподавание литературы как человековедения, как искусства и нравственно-эстетического курса. . Михаил Петрович Щетинин Педагог-новатор, педагог-экспериментатор, академик РАО, в 70-е— 80-е годы организовал школы-комплексы в с. Ясные Зори (Белгородская область) и с. Зыбково (Кировоградская область), экспериментального учебного комплекса на ст. Азовская (Краснодарский край). Эксперимент М.П. Щетинина был задуман широко, всеохватывающе и опирался на ряд ведущих идей.
Софья Николаевна Лысенкова — педагог-новатор, народный учитель СССР (1990). С 1946 работала учителем начальных классов в школах Москвы. Разработала методику перспективного обучения учащихся начальных классов с использованием опорных схем при комментированном управлении учебным процессом. Использовала алгоритмизацию учебного материала в виде опорных сигналов. Предложенный ею приём "комментированного управления" заключается в том, что деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученики, комментируя вслух выполнение задания и ведя за собой остальных учащихся, тем самым задавая уроку общий темп.
Вопросы по основам общей и возрастной психологии Внимание Ощущение Восприятие Память Мышление ВОПРОС 1 Внимание: определение, свойства, виды. Пути развития внимания: формирование и воспитание. В системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде не представляется возможным.Однако нельзя не видеть и особенностей внимания. Это — наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности.Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Устойчивостьвнимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени; другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т.п.), третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, его значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых. Сосредоточенность внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным.Произвольное переключение внимания сопровождается участием волевых усилий человека.Непроизвольное переключение внимания обычно протекает легко, без особого напряжения и волевых усилий. Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которые воспринимаются одновременно. Объединенные по смыслу объекты воспринимаются в большем количестве, чем не объединенные. У взрослого человека объем внимания равен 5-7объектам. Распределение внимания состоит в способности параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Это свойство зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается. Виды внимания Непроизвольное внимание — непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.Итак, непроизвольное внимание — это сосредоточение сознания на объекте в силу каких-то его особенностей. Произвольное внимание — это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что для него интересно или приятно, но на том, что должен делать.Этот вид внимания тесно связан с волей. Произвольно сосредоточиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности. Своим происхождением произвольное внимание обязано труду.Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. Произвольное внимание — сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Послепроизвольное внимание — вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольноевнимание может длиться часами. Послепроизвольное внимание является самым эффективным и длительным. Пути развития внимания: формирование и воспитание. Внимание имеет свои этапы развития. В первые месяцы жизни у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует только на внешние раздражители. Причем это происходит только в случае их резкой смены, например при переходе из темноты к яркому свету, при внезапных громких звуках, при смене температуры и т. п. Начиная с третьего месяца ребенок все больше интересуется объектами, тесно связанными с его жизнью, т. е. наиболее близкими к нему. В пять-семь месяцев ребенок уже в состоянии достаточно долго рассматривать какой-нибудь предмет, ощупывать его, брать в рот. Особенно заметно проявление его интереса к ярким и блестящим предметам. Это позволяет говорить о том, что его непроизвольное внимание уже достаточно развито. Зачатки произвольного внимания обычно начинают проявляться к концу первого — началу второго года жизни. Можно предположить, что возникновение и формирование произвольного внимания связано с процессом воспитания ребенка. Окружающие ребенка люди постепенно приучают его выполнять не то, что ему хочется, а то, что ему нужно делать. Основной особенностью дошкольника является то, что его произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Его внимание чрезмерно эмоционально, — он еще плохо владеет своими чувствами. При этом непроизвольное внимание достаточно устойчиво, длительно и сосредоточено. Постепенно путем упражнений и волевых усилий у ребенка формируется способность управлять своим вниманием. Особое значение для развития произвольного внимания имеет школа. В первых классах ребенок не может еще полностью контролировать свое поведение на уроках. У него по-прежнему преобладает непроизвольное внимание. Поэтому опытные учителя стремятся сделать свои занятия яркими, захватывающими внимание ребенка, что достигается периодической сменой формы подачи учебного материала. При этом следует помнить, что у ребенка в этом возрасте мышление в основном наглядно-образное. Поэтому, для того чтобы привлечь внимание ребенка, изложение учебного материала должно быть предельно наглядным. В старших классах школьник уже в состоянии достаточно длительное время заниматься определенным видом деятельности, контролировать свое поведение. Однако следует иметь в виду, что на качество внимания оказывают влияние не только условия воспитания, но и особенности возраста. Так, физиологические изменения, наблюдаемые в возрасте 13—15 лет, сопровождаются повышенной утомляемостью и раздражительностью и в некоторых случаях приводят к снижению характеристик внимания. Это явление обусловлено не только физиологическими изменениями организма ребенка, но и значительным возрастанием потока воспринимаемой информации и впечатлений школьника. Таким образом, в развитии внимания можно выделить два основных этапа. Первый — этап дошкольного развития, главной особенностью которого является преобладание внешне опосредованного внимания, т. е. внимания, вызванного факторами внешней среды. Второй — этап школьного развития, который характеризуется бурным развитием внутреннего внимания, т. е. внимания, опосредованного внутренними установками ребенка. передать. Предмет и фон В. динамичны. То, что было предметом В. может за ненадобностью или по завершении работы слиться с фоном. Что-то из фона на определённое время может стать предметом В. Длительность соотношения предмета и фона объясняется переключением внимания с одного объекта на другой. Особенности психической закономерности – выделения предмета из фона В. и длительности - хорошо видны в двойственных изображениях. В зависимости от выделяемого контура предмет В. бывает различным. 3) Апперцепция: содержание и характер протекания В. зависят от установок, интереса, общей направленности личности. В. картин, кино, мелодий у разных людей отличается. Бывают случаи, когда чел-к воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется. Зависимость содержания и направленности В. от опыта чел-ка, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией. Апперцепция – одно из важнейших свойств В. Воспринимает не сам по себе глаз, не изолированное ухо слышит звук, не обособленный язык различает вкусовые качества. Все виды В. осуществляются конкретным чел-м. В восприятии всегда проявляются особенности действующего, познающего чел-ка, обнаруживаются его желания, интересы, чувства, волевая целеустремлённость и определённое отношение к предмету В.. Бывает аппер-ция устойчивая (зависимость В. от устойчивых особенностей личности – мировоззрения, убеждений, образованности) и временная аппер-ция, в кот.сказываются ситуационно возникающие психические состояния (эмоции, установки). 4) Осмысленность и обобщённость В. В. – это и чувственный образ, и осознанное выделение объекта. Воспринимая предмет, можно точно назвать его или сказать, что он напоминает. При восприятии нового предмета чел-к стремится не только понять, что перед ним находится, но и относит предмет В. к определённой группе известных ему предметов. Всякое явление в процессе В. мы понимаем, осмысляем с т. з. уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это даёт возможность включать новое знание в систему ранее сформированных. Степень обобщённости В. зависит от особенностей имеющихся у чел-ка систем понятий, т. е. от уровня и объёма знаний. В. может сопровождаться словом. Название предмета повышает степень обобщ-ти В. 5) Константность В. Под константностью понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предмета при изменении расстояния ракурса, освещённости. Н-р, висящая на стене картина воспринимается одинаково по величине при передвижении по комнате. Воспринимаемые форма и величина предметов остаются постоянными в соответствии с объективной формой и величиной самих предметов. Глаз – оптический прибор, где хрусталик – двояковыпуклая линза. Сетчатка глаза – роль экрана, на кот.проецируется изображение. Если воспринимаемый предмет удалить, то отображение его на сетчатке глаза уменьшится. Так происходит при зеркальном отображении. При восприятии передвигающегося предмета отображение образа сохраняет одну и ту же, свойственную предмету, величину. Это объясняется константностью В. Константность величины имеет свои пределы. При большой удалённости предмета это свойство нарушается. Константность В. обнаруживается при зрительном восприятии формы и цвета предметов. Образ предмета сохраняет постоянную форму. Это даёт возможность формировать общие для всех представления, общие знания, узнавать ранее виденное. Относительная неизменяемость видимого цвета сохраняется при определённых условиях. При очень ярком цветном освещении константность цвета нарушается. Предмет приобретает цвет освещения. Константность В. объясняется опытом, приобретённым в процессе индивид.развития личности и имеет практическое значение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 987; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.27.70 (0.014 с.) |