Общеучебные умения, навыки и способы деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности



В соответствии с ФГОС учебные программы предусматривают формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Учебные компетенции:

1. Организовывать процесс изучения и выбирать собственную траекторию образования.

2. Решать учебные и самообразовательные проблемы

3. Извлекать пользу из образовательного опыта

4. Принимать на себя ответственность за получаемое образование

5. Связывать воедино и использовать отельные части знания

6. Углублять и расширять полученные знания

Исследовательские компетенции:

1. Получение и обработка информации

2. Обращение к различным источникам данных и их использование

3. Использование документов и их систематизация в самостоятельно организованной деятельности

4. Умение систематизировать и анализировать различные источники информации и получать данные, отбирать и применять документы в своей учебной деятельности

Социально-личностные компетенции:

1. Оценивать социальные устои, связанные со здоровьем, потребление и окружающей средой

2. Вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение

3. Справляться с неопределённостью и сложностью

4. Умение научно и обосновано высказывать своё мнение и доказательно защищать свою позицию

Коммуникативные компетенции:

1. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей

2. Дискутировать и защищать свою точку зрения

3. Выступать на публике

Сотрудничество:

1. Принимать решения

2. Устанавливать и поддерживать контакты

3. Справляться с разнообразием мнений и конфликтами

4. Вести переговоры

5. Сотрудничать и работать в команде

6. Умение отстаивать своё мнение и мнение команды, прислушиваясь к мнению других членов коллектива

Организаторская деятельность:

1. Организовывать свою работу

2. Принимать ответственность

3. Овладевать инструментарием моделирования

4. Быть включённым в группу или сообщество и сделать вклад в него

5. Вступать в проект

Личностно-адаптированные компетенции:

1. Использовать новую информацию и коммуникативные технологии

2. Придумывать новые решения

3. Проявлять гибкость, оказавшись лицом к лицу с быстрыми переменами

4. Быть упорным и стойким перед трудностями

5. Быть подготовленным к самообразованию и самоорганизации.

Педагоги, внёсшие существенный вклад в образовательно-воспитательную практику (педагоги-новаторы):

И.П. Иванов, Ш.А. Амонашвили, Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) – исследовал моральные проблемы воспитания молодёжи. Многие его дидактические советы сохраняют своё значение и в настоящее время. Педагоги-новаторы современности – авторы

В.В. Монахов (технология гарантированного обучения); В.Ф.Шаталов (опорные конспекты, технология концентрированного обучения - «погружение в предмет»,Петрушин В.И. – автор учебника «Музыкальная психология» и т.п.

 

Учитель музыки. Музыкальная пропаганда. (Петрушин В.И.)

- Музыка, как и многие другие виды искусства, имеющие в своей основе владение тонкими технологиями, передаётся от одного поколения к другому при помощи учителя. Часто отношение к предмету опосредствуется отношением к учителю, поэтому от последнего требуется наличие определённых личностных качеств, для которых наряду с профессиональными знаниями большое значение имеют коммуникативные способности.. Эти способности можно развивать и совершенствовать, если музыкант решил специализироваться в педагогической деятельности. Демократические приёмы и способы руководства (уважение личности учащегося) наиболее приемлемы, поскольку создают благоприятный психологический климат. Прежде чем приступить к работе по формированию личности своего ученика, учитель должен уметь разобраться в своей собственной. Особое внимание учитель должен уделять формированию мотивации обучения т.к. личностный и профессиональный рост напрямую связан с этой психологической величиной. Предоставление учащимся необходимой свободы, насыщение обучения личностно значимой информацией положительно сказывается на мотивации обучения. Сам учитель должен постоянно пополнять свой багаж знаний, чтобы ему всегда было что сказать и передать своему ученику. Бескорыстная любовь и забота о нравственных качествах своих воспитанников дополняет этот портрет учителя музыки.

- Старинная легенда о гамельнском крысолове, за звуками дудочки которого пошли и ушли насовсем дети незабвенного города, в наше время наполняется новым смыслом. За какой музыкой пойдут новые поколения, во многом определит не только музыкальную, но и всю духовную культуру общества XXI века.

Цели музыкальной пропаганды: Одной из парадоксальных ситуаций, сложившейся в настоящее время в области музыкальной жизни, является то, что, с одной стороны, мы имеем большую армию высокообразованных музыкантов, готовых предложить своим слушателям массу музыкальных впечатлений самого высокого уровня, а с другой стороны большое количество потенциальных потребителей музыки не особенно озабочены повышением своей музыкальной культуры и удовлетворяют свои музыкально- эмоциональные потребности музыкой невысокого качества. Помочь в разрешении этого противоречия призвана музыкальная пропаганда, нацеленная на формирование музыкальной культуры личности и донесение общественного духовного достояния до каждого отдельно взятого человека. Активизация духовного роста, преодоление недоверия к важности и необходимости серьёзной музыки в общественной жизни – благодарное поле для музыканта-пропагандиста.

Перечень основной учебной и методической литературы

Азаров Ю.П. Искусство воспитывать М., 1996г.

Бабанский Ю.К. Педагогика М. 2000г.

Воронов В Педагогика школы в двух словах. Конспект-пособие М., 1990г.

Журавлёв В.Н. Педагогика в системе наук о человеке М, 1990г.

Закон РФ «Об образовании» 2012г.

Зотов Ю.Б. Организация современного урока М.,1990г.

Крившенко Л.П. Педагогика учебник Москва «Проспект» 2008г.

Лагутин А. Актуальные вопросы подготовки преподавателей музыкальных школ// Художественное образование. М.,1995г.

Лагутин А.Основы педагогики музыкальной школы, М.,1990г.

Лагутин А. Подготовка учащихся к педагогической работе в музыкальной школе // Методические записки по вопросам музыкального образования, вып. 3 М., 1991г.

Львова Ю.Л. творческая лаборатория учителя М., 1992г.

Психология и педагогика./ А.М. Радугина М., 1999г.

Петрушин В.И. Музыкальная психология Москва Гуманитарный исследовательский центр Владос 1997.

Разумный В. Художественная педагогика М.,1999г.

Синицина И. Педагогический такт и мастерство учителя М., 1990г.

Севастьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителей. М.,1999г.

Харламов И.Ф. Педагогика М., 1990г.

Педагоги - новаторы

Школа советского времени имела немало достоинств, признаваемых в мире, но ее чрезмерная идеологизация, жесткий партийный диктат, запреты на серьезные новации и необходимую самостоятельность породили к началу 70-х годов XX века признаки отставания от темпов научно-технического, социального и педагогического процесса в развитых странах. Выход из этой ситуации педагоги искали в разных направлениях.

В конце 70-х – начале 80-х годов на арену общественно-педагогической жизни в СССР вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя – творчество ученика» - таков был их девиз. Увлеченность своим предметом, умение построить урок так, чтобы все ученики были задействованы в учебном процессе, любовь к детям, уважение к личности ребенка – вот те качества, которые, по мнению педагогов-новаторов, должны отличать настоящего учителя.

Игорь Петрович Иванов

Доктор педагогических наук, профессор, академик. Развивал теорию коллективного воспитания А.С. Макаренко применительно к новым условиям. Он разработал и апробировал методику коллективного творческого воспитания, получившую название коммунарской методики. Начиная с 50-х гг. вел педагогический эксперимент: организовывал коллективы детей и взрослых в ленинградских школах и созданных им общественных объединениях (Коммуна юных фрунзенцев при Доме пионеров, Коммуна им. А.С. Макаренко при Ленинградском государственном педагогическом институте).

Теория И.П.Иванова своеобразна тем, что номинально она обращена к воспитанию коллективистов, но по сути направлена на воспитание и развитие личности в групповых отношениях. У Иванова целью коллективистского воспитания является обеспечение роста и расцвета каждой личности. Личности, ведущей потребностью которой станет действенная забота о благе других людей.

В содержание цели воспитания он вводит необходимость развития у детей таких качеств, которые помогут реализовать себя и как существо общественное, и как неповторимую индивидуальность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способами самореализации.

Основное средство сплочения коллектива педагог видел в «творческом деле» — совместной организаторской и творческой деятельности детей и взрослых с социально значимой целью. Дети не только выполняли коллективные творческие дела, но и планировали их, анализировали, подводили итоги. Иванов предложил и апробировал новые формы воспитательной работы: «советы дела», «разведка дел и друзей» и др.

 

Виктор Фёдорович Шаталов

Педагог, заслуженный учитель УССР (1987), народный учитель СССР (1990). С 1951 преподавал в школе; с 1956 вёл экспериментальную работу с учащимися, в т.ч. как научный сотрудник НИИ педагогики УССР (с 1973) и АПН СССР (с 1985). Разработал для средней и старшей ступеней общеобразовательной школы оригинальную систему интенсивного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала; создал авторские учебные пособия, представляющие программный материал в вербально - графической форме и ориентированные на развитие творческого мышления школьников, а также разнообразные нестандартные формы контроля знаний учащихся. Система Шаталова позволила проходить полный курс общего среднего образования за 9 лет, при общей нагрузке не более 30 учебных часов в неделю.

Человеческий фактор обусловливает и определяет дидактическую концепцию В.Ф. Шаталова. Вся его система обучения построена на принципе уважения личности школьника, гуманного отношения к нему. Он к каждому ученику подходит с оптимистической гипотезой, верит в его учебные способности, возможность усвоения любым школьником учебного материала на уровне “четверки” и “пятерки”. Создавая доброжелательную обстановку на занятиях, Виктор Федорович вызывает у учащихся чувство уверенности в свои силы и успеха в учебной работе. ”Учиться победно!”— вот девиз педагога-новатора. Подчеркнем, что В.Ф. Шаталов на первое место в процессе обучения ставит воспитательную задачу, а также формирование у учащихся общественно ценных мотивов учения, любознательности, познавательных интересов и потребностей, чувства долга и ответственности за результаты учения. А уже потом следует задача учебно-познавательная.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.01 с.)