ТОП 10:

Занятие: ПОРТ - ЛАГЕРЬ «ЛАЗУРНЫЙ» - АДАЛАРЫ



В 1938 г. в «Архитектурной газете» были опубликованы материалы по строительству «Большого Артека». В центре пляжной линии лагеря планировалось построить самый большой морской порт для ребят. К сожалению, война разрушила планы и мечты архитекторов. Строительство морского порта было начато в 1963 г., и уже к 40-летнему юбилею «Артека» он был сдан в эксплуатацию. В январе 1969 г. шторм невиданной силы разметал железобетонный мол в «Артеке». Восстановительные работы проводились в течение 3-х лет. В 1975 г. приступили к сооружению нового, более мощного мола.

Детский лагерь «Лазурный» МДЦ «Артек» начал свою историю в 1937 году. Первых ребят приняли 15 марта 1937 г., а 30 марта 1937 г. ребята лагеря встречали в Ялтинском порту испанский пароход «Кабо-Палос», на борту которого в «Артек» прибыли испанские ребята.

Но территория, на которой находится лагерь, хранит богатейшую историю. Живописная местность между Гурзуфом и «Артеком», именуемая урочище Хазары, обитаема с древних времён.

После присоединения Крыма к России, территория «Суук-Су» (с крымско-татарского «холодная вода) принадлежала татарину Абдурахманчику, султану Крым-Гирею, адмиралу русского флота Мордвину, баронессе М. А. Шеппинг, у которой в 1897 г. приобретает имение «Суук-Су» действительный статский советник, инженер-мостостроитель полтовчанин Владимир Ильич Березин и его супруга жиздринская купчиха Ольга Михайловна Соловьёва.

В.И. Березин спроектировал и начал строительство курорта «Суук-Су», завершено которого было после его смерти его супругой О.М. Соловьёвой в 1903 г. Были построены роскошный дворец – казино, 5 гостиниц, водолечебница, электростанция, проложены дороги и парковые аллеи. В путеводителе «Крым» за 1903 г. помещена реклама следующего содержания: «Гурзуф. Суук-Су. 1 августа 1903 г. на Южном берегу Крыма в 15 минутах ходьбы от Гурзуфа открывается новый курорт «Суук-Су». Идеальные условия жизни - парк, виноградник, морской берег с пляжем, ванны, русская баня, молочная ферма, водопровод, канализация и пр. Почта, телефон с Ялтою, электрическое освещение, лодки и экипажи для прогулок, регулярное сообщение с Ялтой экипажами и паровыми катерами». Самым живописным и оригинальным строением курорта был Дворец, построенный по проекту академика, архитектора Высочайшего Двора Краснова Николая Павловича. Дворец был выполнен в неомавританском стиле и отличался роскошью интерьеров: арабески, мрамор, бронза, ценные породы дерева, художественный паркет, хрусталь, терракота, люстры и канделябры, старинные картины, ковры и гобелены, изящная венская мебель. В 1912 г. русский художник В.К. Суриков, находясь на отдыхе, по просьбе хозяйки курорта О.М. Соловьёвой написал для Дворца большую, в 18 м², картину «Садко в гостях у морского царя», которая украсила интерьер второго этажа дворца. В здании находились ресторан, библиотека, музыкальный салон, кабинеты для различных настольных игр, комнаты отдыха и др. Неподалёку от Дворца находилась биллиардная. Новый дорогой курорт сразу же стал популярным как в России, так и за рубежом, занимал призовые места на международных ярмарках. В 1914 г. «…был осчастливлен посещением государя-императора». Курорт посетили такие известные люди, как художник Коровин, Шаляпин, Чехов и др.

Возле казино курорта (дворец «Суук-Су») находилось произведение декоративно-строительного искусства Краснова – сталактитовый грот. Грот освещался скрытыми электрическими лампочками, внутри его находился большой аквариум. Над гротом на южной дворцовой площадке располагалась музыкальная эстрада. В часы завтрака, обеда и ужина играл оркестр, а вечерами на этой площадке устраивались танцы. На постаментах справа и слева от центрального марша лестничных переходов от Дворца в парк курорта стояли бронзовые фигуры сфинксов.

Чтобы «придать парку аристократизма», мадам Соловьёва наняла опытного садовода Э.Ю. Либа, который долгое время работал в имениях генерала М.Н. Раевского в Партените и Карасане. В парке сочетаются ландшафтный и регулярный стили. Часть парка, прилегающая к Дворцу, решена в приёмах итальянских террасных садов. Здесь изобилуют обрамлённые буйной растительностью подпорные стенки, гроты, ступенчатые переходы, балюстрады. Парк лагеря «Лазурный» имеет статус парка-памятника садово-паркового искусства местного значения.

В годы революции и гражданской войны Дворец и находившиеся в нём ценности сохранились и использовались до 1937 г. в доме отдыха ВЦИК СССР, а с 1937 г. до начала Великой Отечественной войны – в артековском лагере. Первоначально лагерь назывался «Суук-Су», потом «Пионерский», лагерь №2, а с 60-х годов – «Лазурный».

31 декабря 1941 г. Дворец сожгли фашисты. Тогда же были разрушены грот и эстрада. По скульптурам сфинксов захватчики упражнялись в стрельбе.

Нынешнее здание построили в 1958-1960 гг. на сохранившемся фундаменте, по проекту архитектора С. Каневского. Во дворце находятся музей истории «Артека», музей «Космос», методическая библиотека и методический отдел МДЦ «Артек».

От Дворца дорожка спускается на набережную лагеря. Над набережной – аллея Национальностей. Летом 1940 г., когда «Артек» праздновал своё 15-летие, коллектив Дулевской фарфоровой фабрики преподнёс ему необычный подарок – 11 пионеров в народных костюмах союзных республик, изготовленные из раскрашенного фарфора, размером в полный рост. Эта аллея в числе первых лагерных объектов была уничтожена гитлеровцами 6 ноября 1941 г.

Аллея ведёт в сказочный городок, который построили студенты Уфимского нефтяного института в августе 1988 г. по мотивам сказок Пушкина. Строительство продолжалось три летних сезона.

Над стадионом лагеря «Лазурный», на вершине высокого холма, между небом и морем находится самое удивительное и загадочное сооружение «Артека» - часовня-мавзолей основателя курорта Суук-Су Владимира Березина, построенная по проекту Н.П. Краснова. Фасад выложен диким камнем, циклопической кладкой. Внутри мавзолей был облицован серо-голубым мрамором. Над строением стояла мраморная фигура ангела – хранителя. На внутренней лицевой стороне сохранилась огромная мозаичная икона с ликами Святых киевских князей Владимира и Ольги. Панно выполнено из мелкой смальты учениками итальянского мастера Сальвиати. Сегодня считается, что Святые киевские князья являются небесными покровителями и защитниками Артека. В 1918 г. мавзолей разграбили, скульптура ангела исчезла бесследно. Чудом сохранилась только мозаичная икона, которую многие считают чудотворной. В 1997 г. мавзолей был частично отреставрирован и освещён.

Пушкинская скала – мысообразный скалистый отрог высотой 35 м над уровнем моря. Заключает в себе две пещеры, доступные с моря. Входные отверстия этих пещер настолько широки, что большая лодка входит в каждое из них. Внутренность большей пещеры, носящей название Пушкинского грота, имеет вид огромного неправильного конуса и напоминает собой покинутый древний храм или величественную мрачную гробницу. Пещера эта могла бы служить могильным склепом Нептуну, если бы этому бессмертному владыке морей вздумалось когда-нибудь почить вечным сном. Многочисленные пустоты, полости, своды, узкие проходы, коридоры, завершающимися удивительными по красоте залами в виде округлых камер и пронизывающие известковую скалу, находятся под водой. Для их изучения необходимо специальное оборудование.

В Пушкинском гроте нашла себе убежище особая популяция морских сизых голубей. Туда их привлекает своеобразный микроклимат: летом смягченный, вследствие непроникновения солнечных лучей в летний зной, зимой – теплый грот, «системой отопления» которого является огромный конденсатор тепла – Чёрное море. В гроте они выводят птенцов, собираются на ночлег, покидая своё жилище лишь отправляясь на кормежку или водопой.

В Гурзуфе и «Артеке» много мест, связанных с именем Пушкина, и это – одно из них. Впервые Пушкин посетил Крым в 1820 г. Поэту шёл 20-й год. Над Пушкиным нависла угроза ссылки в Сибирь или на Соловки. И только заступничество влиятельных друзей смягчило удар: Александр 1 повелел сослать сочинителя «возмутительных» стихов на юг России, в Екатеринослав (Днепропетровск). Пушкин прибыл в Екатеринослав в мае 1820 г. и вскоре слёг в лихорадке. Здесь его разыскало семейство Раевских. Генерал выхлопотал Пушкину длительный отпуск и забрал с собою сначала на Кавказ, затем в Крым. 19 августа 1820 года Пушкин прибыл в Гурзуф. «Проснувшись, - писал он, - увидел я картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зелёные колонны, стройно возвышались между ними; справа огромный Аю-Даг… и кругом это синее, чистое небо и светлое море, и блеск, и воздух полуденный…» По преданию, А.С. Пушкин в 1820 г. посещал эту пещеру, заплывая в неё на лодке. А выше расположена «пушкинская площадка» - здесь в 1982 г. установлен мраморный бюст поэта работы московского скульптора профессора А.А. Емельянцева. На нём высечены отрывки из стихов Пушкина, которые он написал здесь, в Крыму:

«Приду на склон приморских гор,

Воспоминаний тайных полный.

И вновь Таврические волны

Обрадуют мой жадный взор».

В этой же скале совсем рядом есть меньший по размерам Изумрудный грот, получивший свое название благодаря цвету воды. Изумрудный грот соединён с Пушкинским подводным проходом.

Всего в скале пять гротов, но три другие полностью залиты водой.

Следующая скала - Султанка, представляющая с моря отвесную стену высотой 39 метров. Название это она получила от того, что огромные косяки рыбы барабули или султанки стояли под ней осенью. В 1916 году великий русский певец Ф.И. Шаляпин приобрёл эту скалу у хозяйки имения Суук-Су О.М. Соловьёвой. На скале задумал он построить «…замок искусств для талантливой русской молодежи». Но судьба распорядилась иначе – после революции, в 1922 году, Шаляпин вынужден был покинуть Россию. В своих воспоминаниях Фёдор Иванович неоднократно возвращался к этому уголку Крыма: «…Моя мечта неразрывно связана с Россией, с русской талантливой и чуткой молодёжью. В каком-нибудь Охайо или на Рейне этот замок искусств меня не так прельщает… Я не создал своего театра. Придут другие – создадут. Искусство вечно, как сама жизнь». Сейчас эта скала носит его имя.

В море, напротив Шаляпинской скалы, небольшие островки – Адалары, известковые скалы, издали напоминающие миниатюрные замки среди бухт. Образование скал Адалар, также как Генуэзской, Шаляпина, Пушкинского грота связано с разрушением яйлы Главной гряды Крымских гор. Расположенные вдоль побережья скалы и глыбы образовались в результате катастрофических обвалов и отрывов от крутостенных обрывов яйлы, особенно при землетрясениях. Оторвавшиеся глыбы первоначально составляли единое целое и находились у подножия яйлы, затем, сползая, перемещались всё ниже и ниже к морю. Скалы и массивы известняков, оторванные от мест своего коренного залегания и сместившиеся по склону, называют перемещёнными массивами. Длительный процесс выветривания, землетрясения, а также разрушительная сила морских волн в течение тысячелетий, придали скалам оригинальные очертания. Ближний к берегу известняковый массив возвышается над морем на высоту 35 метров, подводная часть – от 12 до 20 метров. Дальняя скала соответственно на 40 метров и 20-35 метров. Меньший по высоте массив по южному направлению образует, так называемую, подводную банку, возвышающуюся над песчаным дном. Пологий склон достигает глубины до 10 метров. Между скалами под водой скрывается третий массив, который можно увидеть лишь при полном штиле при достаточной прозрачности воды.

В начале 20 столетия на ближней скале существовал маленький ресторанчик под названием «Венеция». На открытой площадке, над морем стояли несколько столиков, где подавались разнообразные блюда даров моря. Владелицей заведения была Прасковья Дмитриевна Тикунова. Гости доставлялись на лодке, которая причаливала к созданному природой пирсу. Их встречала хозяйка и провожала по крутым ступенькам, вырубленным в скале, на открытую площадку, с которой открывался великолепный вид на гурзуфский залив, гору Аю-Даг и главную гряду Крымских гор. В случае ненастья гости рассаживались в маленьком павильончике, сооруженном у самой кромки воды. Особенно славились рыбные блюда, приготовленные из кефали, камбалы, барабульки. Мидий и устриц, разнообразную рыбу поставляли рыбацкие артели. Она была всегда свежая, из моря на кухню и сразу на стол. Запасы воды, различные продукты хранились в каменном холодильнике – нише, специально вырубленной в скале. Её можно увидеть и сейчас, близко проходя мимо скалы. Дело было довольно прибыльным, о чём свидетельствуют следующие факты. Тикунова задумала построить подвесной мост от Шаляпинской скалы, и обратилась к Ольге Михайловне Соловьёвой – владелице берегового курорта Суук-Су, но получила отказ. Некто Сераковский – гурзуфский обыватель, владел Генуэзской скалой, на которой расположена цитадель Византийского порта, Генуэзская крепость. Он даёт добро и проект начинает осуществляться. Начались подготовительные работы, хлопоты по доставке металлоконструкций, тросов и другого оборудования, но грянула война, затем революция, дело было остановлено, а затем П.Д. Тикунова уехала из Крыма.

Ближняя к берегу скала в течение столетия уменьшилась. Особенно её западная часть, так как она принимает на себя всю мощь и силу удара морских волн во время так называемой «низовки». Завершают разрушения периодически происходящие землетрясения. В 1927 году 26 июня и в ночь с 11 на 12 сентября произошли два землетрясения, вызвавшие разрушения на побережье от Севастополя до Феодосии. Во время сентябрьского землетрясения, достигшего 8 баллов и обрушившего часть ближней скалы Адалар, примерно в 30 милях от берега наблюдалась огромная огненная полоса на расстоянии от Севастополя до мыса Лукулл. Ученые предполагают возгорание природного газа.

Многочисленные подводные камни, некогда обрушившиеся со скал, представляли и представляют серьёзную опасность для судов. Резкие перепады глубин, образующие подводные балки по северному и южному направлению Адалар, вызывают противотечения, образующие на поверхности водовороты. Между Адаларами действует сильное подводное течение, ослабевающее на глубине 12-15 метров и не ощущающееся при дальнейшем погружении. В радиусе 15-20 метров на песчаном дне встречаются разнообразные фрагменты керамики, начиная с античного периода, что свидетельствует о многочисленных кораблекрушениях. Летом 1996 года сотрудниками научно-учебного центра подводной археологии Киевского университета под руководством С. Зеленко были обнаружены старинные якоря разных типов и найдено 14 типов амфор. Большая часть керамических обломков была средневекового периода - VIII-X и XII-XIV веков. Амфоры средневекового периода найдены, в основном, с восточной стороны Адалар. Посуда античного периода, наоборот, была сконцентрирована у западной стороны скал. Самые древние амфоры датированы IV-III вв. до н.э. Посуды античного времени относительно мало. Это связано с тем, что во времена античности судоходство здесь было ограничено – местные жители враждебно относились к пришельцам и, к тому же, промышляли пиратством. Соответственно античные купцы старались обходить эти берега стороной. Судя по типам амфор и пифосов, клеймам и граффити, жители древней Тавриды торговали почти со всем Средиземноморьем – Египтом, Пиринейским полуостровом, Италией, Сицилией, Малой Азией… В города и поселения Крыма шло вино, оливковое масло, керамическая и стеклянная посуда. Торговые корабли, затонувшие у Адалар, перевозили также смолу и, скорее всего, нефть. Её использовали для заправки светильников и в медицинских целях. В средневековье шла оживлённая торговля и между городами Крыма. Об этом свидетельствует груз черепицы – везти этот материал издалека не имело смысла. Интересными оказались и поливные миски – такие массово изготавливали в XIII веке в византийском городе Никея.

Отсутствие каких-либо сокровищ в традиционном понимании этого слова (золото, драгоценности) объясняется тем, что торговля в те времена шла, в основном, по бартеру. То есть по простому обмену, когда один товар меняли на другой. Соответственно, денег на борту почти не было, за исключением небольшой корабельной кассы и личных сбережений моряков.

В начале 70-х годов прошлого века Адалары были объявлены памятниками природы, служащими местом гнездования больших колоний водоплавающих птиц, особенно черных бакланов. К сожалению, в последние годы «памятник природы» не в состоянии осилить рекреационные экологические перегрузки, которые осуществляют многочисленные неорганизованные туристы.

Сейчас в составе лагеря: 4 дачи - «Красная», «Желтая», «Зеленая» и «Синяя», приемный корпус (камеры хранения, касса, душевые павильоны), библиотека, столовая на 500 посадочных мест, спортивные площадки и т.д.

Лагерь «Лазурный» реализует проекты: Международный фестиваль «Изменим мир к лучшему», Всеукраинский фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями «Поверь в себя, и в тебя поверят другие!», Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества «Наша земля – Украина», Международный детский хоровой конкурс-фестиваль «Артековские зори» имени Г. Струве.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.233.78 (0.007 с.)