Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Гурзуфский залив в лоции гомераСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Герой древнегреческого поэта Гомера, знаменитый мореплаватель, царь Итаки Одиссей пережил множество приключений. По мнению многих исследователей, одно, или даже несколько приключений Одиссея, связано с Крымом. Как известно, все уцелевшие участники десятилетней Троянской войны благополучно вернулись домой, кроме Одиссея. Античный адмирал направляет свою флотилию к побережью Фракии.
- «Ветер от стен Илиона привёл нас ко граду кикионов, Исмару» - Пройдя пролив Дарданеллы, Одиссей разграбил столицу Фракии и, потеряв 72 воина, оказался в Мраморном море. Зная о сказочных богатствах удачного похода аргонавтов за золотым руном на Кавказ «где Эос и Гелиос» всходят», отважный мореплаватель, пройдя фракийский пролив Боспор, завёл свою эскадру в Понт (Чёрное море). Следующим пунктом движения Гомер отмечает остров Змеиный…
… Скоро на остров Эолию прибыли мы… Остров плавучий его неприступною медной стеной обнесён; берега же поднимаются гладким утёсом… Остров Змеиный (Ахилла, Левку, Блаженный, плавающий остров Эола) единственный в мире, который обтекают мощные потоки воды, образующие вихри на волнах и создающие впечатление, что находишься на движущемся корабле. Лётчики также принимают этот остров за судно. В мире известно более 80 гипотез странствия героя Троянской войны, царя Итаки Одиссея. В работе над каждой версией возникает вопрос: «Мог ли знаменитый мореплаватель, хитроумный Одиссей, заблудиться в хорошо известных ему водах Средиземного моря?» Это было бы довольно сложно, так как в Средиземном море большое количество островов, и от одного острова можно увидеть другой, а то и несколько островов находятся в визуальной видимости. Немецкий ученый, профессор, член Берлинской академии наук, географ, путешественник Карл Риттер указал на несоответствие странствия героя Троянской войны по хорошо известным ему морским дорогам Средиземного моря. Опровергая многочисленные версии европейских исследователей эпопеи Одиссея, он утверждал: Одиссей завёл свою эскадру в Чёрное море. Бухта листригонов, куда попадает герой Гомера, - это, несомненно, Балаклавская бухта, близ Севастополя, описание которой полностью совпадает с текстом современной лоции. Подвергшись нападению местных племён, Одиссей потерял здесь 11 кораблей. Их забросали камнями, всех моряков убили. Сам Одиссей обрубил канат и спасся на своём корабле бегством. После посещения царства Аида, заблудившемуся в неизвестном море капитану женщина указывает маршрут дальнейшего следования, предупреждая об опасностях при прохождении «бродящих» скал. Гомер в 12-ой песне описывает географические объекты и гидрологическую ситуацию, характеризуя район «блуждающих» скал
…Прежде увидишь стоящие в море утёсы; кругом их Шумно волнуется зыбь Афродиты лазоревоокой; Имя бродящих дано им богами…
Если проходить морем мимо двух скал под названием Адалары, можно увидеть, что они сближаются, расстояние между ними сокращается, дальняя скала закрывает расположенную ближе к берегу. Если судно продолжает движение на восток или на запад, скалы вновь расходятся. Такое явление наблюдается и со стороны берега. Следуя указаниям Цирцеи, Одиссей направил свой корабль не между скал, а
…Мимо её ты пройдёшь с кораблём, Одиссей многославный; Даже и сильный стрелок не достигнет направленной с моря Быстролетящей стрелою до входа высокой пещеры; Страшная Скилла живёт искони там, без умолку лая, Визгом пронзительным, визгом щенка молодого подобным…
Одиссей повел свой корабль мимо пещеры, в которой многочисленные пустоты подводной и надводной частей создают именно тот грохот и сноп брызг, о котором сообщает Гомер. …Туда не взойдёт и оттоль не сойдёт ни единый Смертный, хотя б с двадцатью руками и двадцать Ног бы имел, - столь ужасно, как будто обтёсанный, гладок…
Так точно и кратко описать скалу Шаляпина мог только Гомер.
…Близко увидишь другую скалу, Одиссей многославный; Ниже она отстоит от первой на выстрел лука…
«Близко» расположена ближняя к берегу скала высотой 36 метров, дальняя – 48 метров. Расстояние между скалами примерно 40 локтей, что соответствует выстрелу из лука.
…Все корабли, к тем скалам подходившие, гибли с пловцами; Доски одни оставались от них и бездушные трупы…
В июле-августе 1996 г. данный район исследовала экспедиция научно-учебного центра подводной археологии КНУ им. Шевченко под руководством С. Зеленко. В отчёте указано, что у скал Адалар обнаружен археологический материал, свидетельствующий о многочисленный кораблекрушениях. В последние годы обнаружена уникальная находка времён Гомера – каменно-деревянный пластинообразный якорь трапецевидной формы с тремя отверстиями. Данный тип якоря был распространён во втором тысячелетии до н.э.
Данная гипотеза может быть подтверждена или отвергнута. Но почему мы, относясь с доверием к «Одиссее», когда это касается острова Крит, должны считать только мифологическим вымыслом то, что в этой поэме касается нашего Южнобережья Крыма?
ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ» 18 июня 1696 года после упорной осады русской армией была взята турецкая крепость Азов. Особую роль при этом сыграл молодой русский флот, корабли которого блокировали крепость с моря и лишили турок возможности подвозить подкрепления. Россия получила выход к Азовскому и Чёрному морям и свободу торговли. Через 130 лет в 1826 году в честь этой победы 74-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду с эллинга Архангельского адмиралтейства, бал назван «Азов». В том же году «Азов» перешел с Белого в Балтийское море, а год спустя, возглавив эскадру в составе 4 линейных кораблей и 4 фрегатов, под командованием одного из героев открытия Антарктиды капитана 1 ранга Михаила Петровича Лазарева покинул Кронштадт. Кораблям российского флота предстояло совершить переход в Средиземное море, где соединиться с английской и французской эскадрами, для оказания помощи восставшему против турецкого ига греческому народу. 1 октября 1827 года в Ионическом море у острова Занте (Занкиф) русский отряд встретил англо-французскую эскадру. С прибытием русских объединённые силы союзников стали насчитывать 26 судов, на вооружении которых было 1 300 орудий. Турецко-египетский флот (91 корабль с вооружением 2 300 пушек) под командованием Мухаррем-бея стоял на удобной для боя позиции в Наваринской бухте. На ультимативное требование прекратить военные действия против Греции, турки не ответили и союзные корабли 8 октября 1827 года направились к Наварину. Шли двухкильватерной колонной: впереди английские и французские суда, немного позади – русские. Довольно узкий проход простреливался и орудиями крепости Наварин и батареями острова Сфактория. Под их перекрёстный огонь и попал «Азов», когда англичане и французы уже успели пройти. Однако русские корабли упорно шли вперёд. Ни одним выстрелом не отвечали русские артиллеристы пока все корабли не заняли назначенных мест в гавани. Убрав паруса, корабли стали на якоря по диспозиции, каждый против двух-трёх турецко-египетских судов. И только тогда на «Азове» взвился сигнал: «Открыть огонь». Маневр постановки на якорь, выполненный под вражеским огнём, вызвал у союзников восхищение русскими моряками, их выдержкой, мастерством, хладнокровием и неустрашимостью. Начавшееся около 14 часов сражение продолжалось до вечера. Находясь под перекрёстным обстрелом неприятельских кораблей и береговой артиллерии, «Азов» в этом сражении вёл бой одновременно с пятью судами. Метким огнём он в первые же минуты боя нанес серьёзные повреждения 80-пушечному турецкому кораблю, вынужденному спешно сняться с якоря и выбросится на мель. Последующими залпами азовцы уничтожили ещё три фрегата и корвет, после чего поспешили на помощь английской эскадре, совместно с которой потопили флагманский корабль Мухаррем-бея и повредили несколько судов. Весь экипаж корабли показал образцы боевого мастерства, храбрости и отвага. Из офицеров особо отличились лейтенанты П. Нахимов и И. Бутенёв, мичман В.Корнилов, гардемарин В. Истомин и др. Находясь в самом центре битвы, «Азов» пострадал в бою больше, чем любой другой корабль. В его бортах и палубе насчитывались 153 пробоины, из них 7 подводных. Неприятельский флот был почти полностью уничтожен. Противник потерял более 60 судов. Уцелевшие корабли были настолько повреждены, что, как писал Нахимов, «вряд ли когда встанут под парусами». Потери в людях достигали 7 тысяч. По общему признанию, корабль Лазарева был в сражении самым доблестным. Именно он уничтожил египетский флагманский корабль Мухаррем-бея и турецкий флагманский корабль Тахир-паши. «Азову» впервые на русском флоте присвоили Георгиевский кормовой флаг – на белом полотнище, перекрещенном голубыми полосами, красный щит с изображением Георгия Победоносца. Михаил Петрович Лазарев, доблестный капитан, получил звание контр-адмирала и сразу четыре ордена: русский, английский, французский и греческий. А поскольку славный дым сражения при Наварине разнёсся по всей Европе, вовсе не удивительно, что в моду вошло сукно цвета «наваринского дыму с пламенем»… БРИГ «МЕРКУРИЙ» В 1829 году 14 мая три русских корабля Черноморского флота – фрегат «Штандарт» и бриги «Орфей» и «Меркурий» - несли сторожевую службу у Босфора, следя за передвижениями турецкого флота. На рассвете они обнаружили, что с востока вдоль анатолийского берега движется эскадра из 14 турецких кораблей. Увидеть неприятеля и повернуть восвояси – невелика заслуга. А вот подойти к нему вплотную – так, чтобы сосчитать количество пушек на каждом корабле, чтобы своей дерзостью раззадорить адмирала, заставить его броситься в погоню и повести его, забывшего осторожность, на встречу с Черноморской эскадрой под командованием адмирала Грейга, - вот обязанность капитана крейсерского отряда. И турки приняли вызов и бросились в погоню. Хорошие ходоки – «Орфей» и «Штандарт» быстро уходили в сторону Сизополя, где стояла русская эскадра. «Меркурий», нуждавшийся в ремонте и смене парусов, начал отставать. Бриг «Меркурий» - небольшое судно, 29,6 метра в длину и 9,4 метра в ширину, водоизмещение – около 480 тонн, вооружение – 20 орудий, из которых 2 отсутствовали по причине неисправности. Корабельный инженер Осминин, построивший немало превосходных кораблей, этот бриг распорядился сделать из прочного крымского дуба. В этом материале были заложены главные достоинства и недостатки брига: его редкая прочность, с одной стороны, и существенная потеря скорости при слабом ветре – с другой. И именно этот недостаток не позволил бригу догнать своих товарищей. Командовал бригом 28-летний капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский, выпускник Николаевского училища, отличившийся в 1828 году при взятии крепостей Анапа и Варна, будучи командиром брига «Соперник», за что был награждён позолоченной саблей с надписью «За храбрость». Это была почетная награда, которой удостаивались немногие. За бригом гнались, постепенно приближаясь, огромный адмиральский 110-пушечный корабль «Селимие» турецкого флагмана и второй 74-пушечный корабль «Реал-бей». На офицерском совете, видя невозможность уйти от преследования, было принято решений принять бой, драться до последней возможности, а затем схватиться на абордаж с ближайшим турецким кораблём и взорвать два корабля вместе. Казарский собственноручно зарядил пистолет и положил его на шпиле у люка крюйс-камеры. Около четырёх часов длился этот беспримерный в истории неравный бой. Догнавшие бриг турецкие корабли разделились, обошли его с обоих бортов и поставили бриг в два огня. Пользуясь парусами и вёслами, экипаж «Меркурия» мастерски уклонялся от залпов неприятеля, подставляя им все время корму. Меткими выстрелами канониров по такелажу был выведен из строя «Селимие», а ещё через час, получив попадание в переднюю мачту, вынужден был прекратить погоню и «Реал-бей». А «Меркурий», несмотря на то, что им было получено 22 попадания в корпус и около 300 – в паруса, такелаж и рангоут, на следующий день с победой присоединился к Черноморской эскадре, уже считавшей его погибшим. Из героического экипажа брига 4 человека были убиты и восемь, включая капитана, получили ранения. Урон, понесенный врагами, был значителен, а позор поражения двух сильнейших линейных кораблей турецкого флота от маленького русского брига – неизмерим. Пройдёт время, и на стол Грейга ляжет письмо из захваченной неприятельской почты, написанное штурманом «Реал-бея». «Во вторник, - будет сказано в нем, - с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна – фрегат и два брига; мы погнались за ними, но только догнать могли один бриг в три часа пополудни. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь. Дело неслыханное и невероятное. Мы не могли заставить его сдаться: он дрался, ретируясь и маневрируя, со всем искусством опытного военного капитана, до того, что, стыдно сказать, мы прекратили сражение, и он со славою продолжал путь. Бриг сей должен был потерять, без сомнения, половину своей команды, потому что один раз он был от нашего корабля на пистолетный выстрел, и он, конечно, еще более был бы повреждён, если бы капудан-паша не прекратил огонь часом ранее нас. Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то имя сего героя достойно быть начертано золотыми буквами на храме славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг – «Меркурием». С двадцатью пушками, не более, он дрался против двухсот двадцати в виду неприятельского флота, бывшего у него на ветре». Этим боем «Меркурий» заслужил самое почетное право, которое может заслужить боевой корабль, - право носить на корме Георгиевский флаг. За всю отечественную историю лишь один корабль пока удостоился подобной чести – линейный корабль «Азов», заслуживший свой Георгиевский флаг в Наваринском сражении, слава о котором облетела весь мир. Пройдёт время, и, сменивший Грейга на посту Главного командира Черноморского флота адмирал Михаил Лазарев – бывший капитан «Азова» - напишет царю, что, «желая сохранить в потомстве память виновника блистательного подвига», черноморские моряки решили на Малом бульваре в Севастополе установить памятник капитан-лейтенанту Казарскому. И на усечённой пирамиде, формой напоминающей крепостную башню, появится лаконичная надпись: «ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР».
КРЕЙСЕР «ВАРЯГ» В октябре 1899 года в Филадельфии, со стапелей известного судостроительного завода «В. Крэмп и сыновья» был спущен на воду крейсер 1 ранга «Варяг», построенный по заказу царского правительства, один из сильнейших и быстроходных кораблей в своём классе. Водоизмещение – 6 500 тонн. На нем было установлено 12 152-миллимитровых и столько же 75-миллимитровых орудий, 10 мелких пушек, два пулемёта, шесть торпедных аппаратов. Две паровые машины по 10 тыс. лошадиных сил давали возможность развивать ход до 23-24 узлов. Экипаж крейсера состоял из 573 человек. Весной 1901 г. «Варяг» отправился в Россию и в мае того же года прибыл в Кронштадт. Экипаж крейсера приветствовал главный командир порта вице-адмирал Степан Осипович Макаров. Крейсер «Варяг» был приписан к тихоокеанской эскадре и осенью 1902 г. прибыл на Дальний Восток и в Порт-Артуре присоединился к эскадре. В декабре 1902 г. командиром «Варяга» был назначен Всеволод Фёдорович Руднев.
Руднев Всеволод Фёдорович родился 19 марта 1866 г. в Веневском уезде Тульской губернии в семье морского офицера. Окончил Морское училище в Петербурге (1873 г.) и флотскую стрелковую школу (1876 г.), в 1877 г. произведён в мичманы. В 1880-1884 гг. совершил кругосветное путешествие на крейсере «Африка». Затем занимал различные должности вплоть до командира броненосца береговой охраны. С 1900 г. Руднев являлся помощником коменданта военного порта в Порт – Артуре, а в декабре 1902 года назначен командиром крейсера «Варяг». С декабря 1903 г. «Варяг» находился в корейском порту Чемульпо для поддержки связи между Порт-Артуром, где стояла русская эскадра, и русским посланником в Сеуле, а также для сбора информации о военных приготовлениях японцев. Кроме «Варяга», канонерской лодки «Кореец» и парохода «Сунгари» в Чемульпо базировались корабли французского, английского и американского флотов. 26 января 1904 г. на рейд Чемульпо вошли четыре японских миноносца и, окружив русские корабли, высадили на берег нейтральной страны 3-тысячный десант, который оккупировал город. Командующий японской эскадрой контр-адмирал Уриу передал на «Варяг» ультиматум с требованием выхода из порта «Варяга» и «Корейца» до 12 часов 27 января 1904 г., угрожая, в противном случае, атаковать их на рейде нейтрального порта, что было грубейшим нарушением международного морского права. В.Ф. Руднев вместе с командирами парохода и канонерской лодки решили с боем прорываться в Порт-Артур. Выстроенные по «большому сбору» экипажи иностранных кораблей под звуки русского гимна проводили смельчаков на неравный бой, хотя и отказались от предложения Руднева сопровождать наши корабли до выхода из нейтральных вод. В 10 часов 20 минут 27 января 1904 г. «Варяг» снялся с якоря и направился к выходу из гавани. Вслед за ним шла канонерская лодка «Кореец» под командованием капитана 2 ранга Г.П. Беляева. В состав японской эскадры входили 1 броненосный, 5 лёгких крейсеров и 8 миноносцев. Не отвечая на предложение о сдаче, русские моряки вступили в неравный бой, который начался в 11 часов 45минут. В течение часового боя 1105 снарядов выпустил «Варяг» по кораблям противника. Три вражеских крейсера были повреждены, а один эсминец потоплен. Но тяжёлые раны получил и «Варяг». Более половины орудий вышли из строя, нарушилось рулевое управление, из-за подводных пробоин корабль накренился на левый борт, что не позволяло вести огонь из уцелевших орудий. Убитых было 34 человека, раненых – 188. Чтобы устранить повреждения, а затем вновь вступить в бой, Руднев и Беляев вернули корабли на рейд. Но даже беглый осмотр показал полную невозможность продолжать бой. Тогда русские моряки взорвали «Кореец», а «Варяг» и «Сунгари» затопили, чтобы они не достались противнику. Экипажи перешли на иностранные суда, а затем вернулись в Россию, где их торжественно встречали соотечественники. Русские моряки проявили в этом бою героизм, несгибаемое мужество и верность воинскому долгу: раненые матросы не покидали боевых постов, а Руднев, будучи ранен в голову, продолжал руководить боем. За этот бой Руднев был награжден орденом Георгия 4 степени и произведён во флигель-адьютанты. В конце лета 1905 г. крейсер был поднят и после ремонта включен в состав японского флота под именем «Сойя». В 1916 г. царское правительство купило у японцев три поднятых и восстановленных русских корабля: «Полтаву» (переименована в «Чесму»), броненосец «Пересвет» и крейсер «Варяг». В марте 1917 г. «Варяг» направился на ремонт в Англию. Но ремонт произведён не был. В декабре 1917 г. англичане арестовали русских моряков, захватили крейсер и объявили его собственностью военно-морского флота Великобритании. Впоследствии крейсер был переведён в Шотландию, а затем продан в Германию на слом. Но по пути следования в Германию сел на камни, где и пролежал несколько лет. Только в 1923 г. начались работы по снятию его с камней. Однако они не увенчались успехом. Тогда решено было сильно повреждённый корабль разобрать на месте, разрезав его на отдельные куски. Эти работы закончились только в 1925 году. Но корабли – герои не умирают, их слава остаётся в веках. Ныне воды океанов бороздит гвардейский ракетный крейсер «Варяг».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.89.89 (0.01 с.) |