Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Древнейшее изобретение человечестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Завязывание узлов на веревке для её практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Предположительно, первобытный человек придумал десяток-другой узлов раньше, чем научился добывать огонь, изобрёл лемех, колесо и иглу. Умение вязать узлы на верёвке считалось искусством, которое ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. С первобытно - общинного строя с узлами было связано немало примет, поверий и суеверий. Использование узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука первобытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т.п. Многие дошедшие до нас труды Греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами и этот мешок завязан волшебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьёзно и подробно описывает целебные свойства геркулесового узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах. В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трёх узлов, завязанных на снастях корабля. Последовательное развязывание этих узлов вызывало на море ветер. До сих пор зулусы (охотничье племя Африки), убив на охоте животное, обязательно завязывают на его хвосте узел. По их поверью, это предотвращает боли в животе после еды мяса убитого животного. Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854 – 1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «…народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завязывания узлов на своей одежде в определенные критические периоды, особенно при родах, бракосочетании и погребении… У русских сеть со множеством завязанных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболовную сеть, чтобы тем самым уберечь её от напастей…» Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь о том, что их возраст исчисляется даже не веками, а тысячелетиями. Самые древние узлы были найдены в болотах Финляндии, они датируются периодом неолита (поздний каменный век). Такие узлы, как выбленочный, прямой и беседочный, с успехом служили жителям Древнего Египта ещё пять тысяч лет назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых», найденных в некоторых пирамидах Египта. На обнаруженных в 1954 г. остатках парусного флота фараона Хеопса на обрывках снастей нашли беседочный узел. Дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была привязана верёвкой, завязанной выбленочным узлом. Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, широко был распространён и в быту древних римлян и греков. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кувшинов в виде их ручек. Он украшал жезл Меркурия – древнеримского бога-покровителя торговли и назывался Nodus Hercules – геркулесовым узлом, так как этот древний герой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркулесовым узлом завязывали пояса своих туник. Люди племени инков – древних обитателей перу – широко применяли прямой и шкотовый узлы не только при строительстве висячих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу – узелкового письма. Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. В основе оснастки парусного судна всегда лежали узлы, а механика управления парусами строилась на тросах и блоках. От каждого члена экипажа парусного судна требовалось безукоризненное знание такелажного дела – от этого зависела безопасность судна. К расцвету парусного флота в морском деле насчитывалось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, оплёток и других видов работ. С развитием пароходства, необходимость знать множество узлов для моряков исчезла.
И если ещё в середине 19 века умение вязать узлы расценивалось как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство. *************************************************************************** Коренной конец – конец троса, закреплённый неподвижно или используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу. Ходовой конец – незакрепленный, свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла. Петля (открытая) – конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещивается с самим собой. Калышка (петля закрытая) – петля, сделанная концом троса так, что трос перекрещивается сам с собой. Полуузел – одинарный перехлёст двух разных концов. Обнос – обхват тросом какого-либо предмета таким образом, чтобы концы троса не перекрещивались. Шлаг – полный оборот (на 360º) троса вокруг предмета, сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону. Полуштык – обнос тросом предмета с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся закрытую петлю.
*************************************************************************** Замечательный американский поэт Генри Лонгфелло посвятил канатоходцу, а в сущности - верёвке, из которой и рождаются самые роскошные и так необходимые в жизни узлы, прочувствованную балладу. А Дан Ф. Мерфи даже сочинил впечатляющую исповедь верёвки, предварительно персонифицировав её и наделив человеческой речью. Верёвка рассказывает о себе, о том, что она слуга человека на всю его жизнь. Что для неё наивысшая радость – участвовать в самых прелестных, самых сладких человеческих функциях. Что она лучший друг детей во всём мире, позволяет им скакать и прыгать через себя, покачивает их колыбель – бережёт их сны. Но в один прекрасный момент её задача – обеспечить вечерний звон для любого из смертных. Верёвка даёт человеку одежду. Из верёвки – его постель. Она сторожит его покой. Она – часть истории, величайших событий и потрясений. Через её пульсирующую плоть энергия человеческой воли заполнила и заставила говорить Колокол Свободы. Она горда тем, что с её помощью взмывает ввысь и трепещет на ветру флаг. Ей также нравится быть возлюбленной ковбоя. Нравится роль лассо. Нравится в умелых руках жить, танцевать и петь, со свистом – безошибочно бить в цель. Верёвка – помощник человека в его путешествиях по безбрежным открытым пространствам – воздушным и морским, восхождениям к горным вершинам. И ещё верёвка – оружие, и её роль зависит от того, в чьих она руках. И будет ли она служить во благо человеку или во зло. БАБИЙ УЗЕЛ Сколько иронии и пренебрежения можно услышать со стороны моряков в адрес этого твёрдо внедрившегося в наш быт узла! Среди людей сухопутных этот узел – универсал. Подавляющее большинство людей применяют бабий узел во всех случаях, когда им требуется что-то связать, привязать или обвязать. А этот узел-предатель за всю историю человечества наделал много бед и даже унёс немало человеческих жизней. Бабий узел представляет собой два полуузла, завязанных последовательно один над другим в одну и ту же сторону. Если им связать две верёвки и потянуть, то сразу же видно, что он начинает скользить вдоль верёвки. А если его завязать близко от одного из связываемых концов верёвки, то при тяге он наверняка соскользнёт, особенно если связываемые верёвки разной толщины. К сожалению, об этом далеко не все знают и продолжают им пользоваться. В нашей стране своё название этот узел получил оттого, что испокон веков женщины завязывали им концы головных платков (для этой цели он очень удобен). За рубежом его называют «бабушкиным», «дурацким», «телячьим», «ложным», «салаговым». Но бабий узел имеет и одно положительное свойство – при определённых условиях мгновенно превращаться в простой штык – один из самых простых и надёжных узлов для закрепления швартова судна на пал, кнехт или причальную тумбу. Для этого на конце троса, который намерены подать на берег, делается петля, ходовой конец которой связывается с коренным бабьим узлом, который не до конца затягивается. Эту петлю с борта судна набрасывают на пал. При рывке за коренную швартова бабий узел превращается в простой штык. Таким образом швартуются малые моторные боты и рыбацкие суда в портах Персидского залива и Карамандельского побережья Индии.
«ТЁЩИН» УЗЕЛ Узел, напоминающий бабий. Но, если у бабьего узла концы выходят из узла с одной стороны, то у «тёщиного» узла они выходят с разных сторон по диагонали. «Тёщин» узел столь же коварен, как и бабий (если не более). Применять его ни в коем случае не следует ни при каких обстоятельствах. Помещен здесь с целью показать, как не надо завязывать узлы.
ПРЯМОЙ УЗЕЛ Археологические раскопки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры этим узлом пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules – геркулесовым или геракловым узлом, потому что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один над другим в разные стороны. В «Книге узлов Ашлея» (Лондон, 1977) о прямом узле говорится следующее: «Раньше этот узел имел на флоте конкретное значение – им связывали риф-сезни парусов, когда брали рифы. Прежде моряки никогда не применяли его для связывания двух канатов, если последние были разной толщины или выделки.Им нельзя пользоваться для соединения двух тросов, которые будут подвержены сильной тяге. Намокнув, он ползёт…
Этот узел, применённый для связывания двух тросов, унёс человеческих жизней больше, нежели дюжина других узлов, вместе взятых». Но он достаточно надёжен, если его ходовые концы прихвачены к коренным или зафиксированы контрольными узлами. Древние римляне называли его «женским узлом», потому что именно этим узлом римлянки завязывали кушаки своих туник. Это хороший узел для упаковки вещей, свертков и пр.
ВОРОВСКОЙ УЗЕЛ С первого взгляда он почти не отличается от прямого узла. Но если приглядеться, то видно, что ходовые концы воровского узла выходят из него по диагонали. Воровской узел, как и бабий, и «тёщин» узлы показан для наглядности, чтобы подчеркнуть их сходство и различия с прямым узлом. Пользоваться ими для связывания двух тросов не рекомендуется, так как они не надёжны. Название «воровской узел» появилось на английских военных кораблях в начале XVII в. Кражи на кораблях Британии считались обычным явлением. В те годы матросы хранили свои пожитки в небольших парусиновых мешках. Как правило, матросы завязывали свои мешки прямым узлом. Воры, в основном, из числа новобранцев, совершив кражу, не могли правильно повторить узел, которым был завязан мешок. Они вязали нечто похожее – узел, который моряки стали называть воровским. Существует и вторая версия: владелец умышленно завязывал очень похожий на прямой узел, но вор, не обратив внимания на подвох, завязывал ограбленный мешок прямым узлом. Но как бы там ни было, происхождение узла, как и его название, связано с флотом.
РИФОВЫЙ УЗЕЛ Свое название получил от слова «риф-штерт» - небольшой, ввязанный в полотнище паруса конец троса, которым «брали рифы», т.е. связывали подобранную к нижней шкаторине паруса или гику часть паруса, чтобы уменьшить его площадь при сильном ветре. Риф-штерты связывались с таким расчетом, чтобы их в любую минуту можно было развязать или, как говорят моряки, «раздёрнуть». Для этой цели и применяется рифовый узел. Он вяжется как и прямой узел, но при вязке второго полуузла его ходовой конец продевают в петлю сложенным вдвое. При рывке за ходовой конец узел мгновенно развязывается. В морском деле этот узел применяется для связывания штертов брезентовых чехлов спасательных шлюпок, лебёдок, компасов и др. приборов на верхнем ходовом открытом мостике. В обиходе этот узел известен под названием «узел с одним бантиком». ДВОЙНОЙ РИФОВЫЙ УЗЕЛ Иногда его называют Фалевым узлом. Но моряки им почти не пользуются: для временной связки штертов и других концов им достаточно рифового узла. В словаре Владимира Даля он именуется «петельным узлом» и «репейком (бантом)». Нередко его называют и бантовым узлом. Вяжется он как и прямой узел, но во втором полуузле ходовые концы троса завязываются сложенными вдвое. Это незаменимый узел для завязывания шнурков ботинок, верёвки, бантов на шее и в волосах, а также на свёртках и коробках. ШКОТОВЫЙ УЗЕЛ Своё название получил от слова «шкот» - снасть, которой управляют парусом. Шкоты носят название того паруса, к которому они прикрепляются (фока-шкот, кливер-шкот и пр.). Шкотовый узел прост и очень легко развязывается, но надёжно держит шкот в кренгельсе паруса. Сильно затягиваясь, он не портит троса. Ходовой конец троса пропускается снизу вверх в коуш (огон, петлю), обносится вокруг его шейки по часовой стрелке и проводится между коушем и коренной частью троса. Принцип этого узла заключается в том, что тонкий ходовой конец проходит под коренным и при тяге прижимается им к петле, образованной более толстым тросом. Применяя шкотовый узел, следует помнить, что он надёжно держит только тогда, когда на трос приложена тяга. Применять его на синтетическом тросе не рекомендуется – он скользит и может выхлестнуться из петли. Шкотовый узел является составным элементом некоторых видов плетёных рыболовных сетей.
БРАМШКОТОВЫЙ УЗЕЛ надёжнее шкотового, так как не сразу развязывается, когда прекращается тяга на трос. Отличается тем, что петлю (или кренгельс) обносят ходовым концом не один, а два раза и под коренной пропускаю его тоже дважды. Брамшкотовый узел надёжен также для связывания двух тросов различной толщины и хорошо держит на синтетических тросах равной толщины. БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ (булинь) Название узла произошло от «беседки», которая представляет собой небольшую доску – платформу, служащую для подъёма человека на мачту или опускания за борт судна при тех или иных работах. Эта доска с помощью тросов крепится к подъёмному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. На тросе делается небольших размеров калышка. Конец троса проводится в калышку, обносится вокруг коренной части троса и снова пропускается в калышку, но в обратном направлении. Это один из древнейших и самых удивительных узлов, придуманных человеком. В английской морской технической литературе его часто именуют «королём узлов». Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается «намертво», не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла – это обвязка человека под мышками как средство страховки. В незатягивающуюся петлю можно вставить беседку. Этот узел с успехом применяется для связывания двух тросов любого диаметра или для связывания растительного троса со стальным. Из всех способов связывания двух тросов из различного материала, соединение с помощью двух беседочных узлов петлями будет самым надёжным. Этот узел можно смело применить для временного укорачивания троса, или в случае, когда требуется исключить из работы износившийся кусок троса, связав узел так, чтобы этот кусок приходился на петлю. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса. ДВОЙНОЙ БЕСЕДОЧНЫЙ УЗЕЛ Этот узел, имеющий две незатягивающиеся петли, применяется вместо беседки для подъёма человека на высоту, для подъёма или опускания человека, потерявшего сознание и др. При вязке узла одна из петель делается почти в два раза меньше другой. В одной петле сидит человек, другая обхватывает его под мышками. На некотором расстоянии от конца сложенного вдвое троса делается двухшлажная калышка. В неё вводится петлевидный ходовой конец троса, который затем расширяется и обносится вокруг узла. Двойной беседочный узел может быть завязан и другим способом: на тросе вяжется одинарный беседочный узел, после чего ходовой конец троса проводится параллельно самому себе, образуя вторую петлю и второй шлаг калышки.
ГАЧНЫЙ УЗЕЛ Когда под рукой нет нужного стропа, груз поднимают краном или стрелой, используя обычный стальной или растительный трос. При этом пользуются гачным узлом. Обнесённый вокруг спинки гака конец троса закладывается в гак и накрывается сверху коренной частью троса. При нагрузке на коренной конец ходовой конец троса прижимается к внутренней стороне шейки гака, а петля, затянутая вокруг его спинки, держит оба конца. Надевая трос на гак, нужно внимательно проследить, чтобы коренной конец троса обязательно проходил над ходовым. Чтобы гачный узел при прекращении нагрузки не стравился, ходовой конец прихватывают временной схваткой к коренному. Узел может быть завязан в любой части троса.
УДАВКА В парусном флоте без этого узла выполнение многих корабельных работ было бы просто немыслимо. Удавка применялась для подъёма наверх рангоутных деревьев – стеньг, реев и пр. Ею обвязывали в воде брёвна для буксировки, её применяли для погрузки цилиндрических по форме предметов, грузили рельсы и телеграфные столбы. Этот же узел использовался для крепления коренных концов снастей, где нужно было иметь концы готовыми для быстрой отдачи. Удавка нередко применялась для крепления швартова за береговой пал.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.206.25 (0.013 с.) |