ТОП 10:

От того, как активно все мы будем действовать, и будет зависеть, каким же станет Чёрное море. Нельзя допустить, чтобы оно осталось только вместилищем грязной воды и удобным транспортным путём.



 

ЧЕСТЬ МУНДИРА.

В глубокой древности, до возникновения наёмных армий, каждый мужчина, способный носить оружие, был воином и выходил на поля сражения или на боевых кораблях в море в том же платье, которое носил постоянно. Однако необходимость даже издали отличать свои войска от неприятельских уже тогда привела к стремлению иметь одежду определённого цвета или, по крайней мере, отличительные знаки.

Начало форменной одежде войск было положено в древне-греческом городе – государстве Спарте. Для своей военной одежды спартанцы ввели ношение коротких плащей красного цвета, чтобы кровь, текущая из ран, была менее заметна и не смущала малодушных.

В русской армии одеяние воина считалось признаком его достоинства.

Пётр 1, создавший регулярные армию и флот России, ввёл для них и единообразное обмундирование.

В начале XVIII появился термин «мундир», который имел собирательный характер всего военного обмундирования и снаряжения, принадлежавшего офицеру или солдату. Существовало даже выражение «построить мундир», означавшее приобретение вообще всей форменной одежды, оружия, амуниции и т.д. В конце XVIII в. этот термин определял лишь верхнюю одежду военнослужащего, причём стало общеупотребительным более широкое толкование термина «мундир» - как понятия, включавшего в себя особые требования морального кодекса военнослужащего, носившего мундир. Может быть, именно в этот период и возникло хорошо всем известное выражение «честь мундира» - понятие, которое воплотило в себе этот моральный кодекс. Между тем, в быту мундир всегда считали принадлежностью парадной формы одежды.

«Возлюбленные чада Петра» ценили своё обмундирование. Оно было освящено в битвах с врагами. А сам Пётр считал, что честь мундира – это дисциплина.Легкомысленное отношение к нему или утрата по каким-либо причинам форменной одежды и оружия строго карались. Например, в Морском уставе 1720 г. имелась такая статья: «Если кто свой мундир или ружьё проиграет, продаст или в залог отдаст, оный имеет быть в первый и другой раз жестоко наказан, а в третий – расстрелян или на галеру сослан быть. А тот, кто у него покупает или принимает такие вещи, не токмо, что принял или купил, безденежно возвратить должен, но и втрое дороже, сколько оное стоит, штрафу заплатить, и сверх того на теле наказан будет».

Головной убор – фуражка – впервые появился в русской армии в 1797 г. для фуражиров, занимающихся заготовкой продовольствия, фуража, топлива и строительных материалов для кавалерийских и артиллерийских частей. Она представляла собой остроконечный суконный колпак, перегнутый пополам и по внешнему виду напоминала современную пилотку. Фуражная шапка, принявшая все элементы современной фуражки – бескозырки, то есть околыш и тулью, введена в ноябре 1811 г. как повседневный головной убор во всех частях армии и флота.

В 1857 г. в парадной форме матросская фуражка уступает место черной клеёнчатой широкополой шляпе с впервые надетой по околышу лентой. Обычай у моряков носить на матросских фуражках ленту ведёт свое начало от рыбаков Средиземного моря, которые, отправляясь в плавание, получали от матерей, жен, близких ленты с вышитыми словами молитвы, заклинаний, сердечных напоминаний. Моряк подвязывал свои длинные волосы подаренной лентой в убеждении, что любящая рука матери или невесты, вышивавшая спасительную молитву, оградит его от всяких бедствий на море. Иногда на ленте рисовалась краской надпись с именем любимой или со словами, определявшим характер владельца: «Не тронь меня», «Храбрейший», «Морской бродяга» и т.п. В 1872 г. ленты появились на фуражках. Таким образом, с 1852 по 1872 г. нижние чины морского флота носили фуражку-бескозырку без ленты, а при парадной форме – круглую лакированную шляпу с лентой, которая впоследствии перешла и на бескозырку. 19 августа 1874 г. приказом генерал – адмирала («начальника всего флота и Морского ведомства») была объявлена новая форма одежды, в которой были установлены фуражки – бескозырки черного цвета с белым кантом и чёрными лентами. Тогда же были утверждены шрифт надписей на ленте и её длина – 140 см. Лента служила (да и теперь служит) для обвязывания под подбородком вокруг шеи, чтобы бескозырку не сдуло ветром. Особой лентой на фуражках матросов ВМФ является лента гвардейских кораблей, имеющая расцветку из чередующихся полос оранжевого и черного цветов.

Почти все элементы матросской формы – рубаха с отложным воротником, брюки особого покроя, некоторые виды тельняшек – были заимствованы в основном из Голландии, и лишь бескозырка представляет собой русский национальный головной убор. Её внешний вид так импонировал иностранным морякам, что вскоре русская бескозырка завоевала признание во всех флотах мира.

Тем, кто носит бескозырку, она напоминает о славном боевом прошлом нашего флота. Бескозырку носил легендарный разведчик, герой I обороны Севастополя матрос Пётр Кошка. В годы Великой Отечественной войны советские моряки, сойдя с кораблей и став пехотинцами, в жаркий момент боя, пренебрегая опасностью, надевали их вместо касок. Зажав в зубах ленточки, со связками гранат бросились под фашистские танки морские пехотинцы Иван Красносельский, Юрий Паршин, Василий Цибулько…

Особенно любимой среди моряков стала нательная трикотажная рубашка с поперечными белыми и синими полосами, в обиходе называемаятельняшкой. Свое название получила она в связи с тем, что надевается прямо на тело.

Тельняшка появилась ещё во времена парусного флота, 19 августа 1874 г., как разновидность нательного белья, лёгкая одежда, которая удобна к носке в южных широтах и не затрудняла движений при работе с парусами на реях. Кроме того, матросы, одетые в такую рубашку, хорошо просматривались с палубы на фоне неба, моря и парусов. Тельняшка хорошо сохраняет тепло и, хотя плотно облегает тело, не мешает свободному движению при работе, удобна при стирке.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и до сих пор, хотя со времени её появления флот претерпел множество изменений, и матросам теперь редко приходится лазать по вантам. В немалой степени такая «живучесть» тельняшки объясняется тем, что сочетание полос символизирует синь неба и белые гребешки волн. Повторяя цвета Андреевского флага, тельняшка напоминает матросу о море и корабле.

Моряки всех поколений русского флота всегда были неравнодушны к тельняшке, называя её «морской душой». В тяжёлых и кровопролитных боях Великой Отечественной войны моряка, оказавшегося в пехотной цепи (что случалось довольно часто), можно было отличить по тельняшке, которую он носил под гимнастёркой.

Неотъемлемой составной частью одежды старшин и матросов является синий форменный воротник с тремя белыми полосками.

Воротник пришёл во флот из армии в царствование Павла 1. В ту пору солдаты носили парики с косами, которые приходилось мазать салом и припудривать мукой – того требовал устав. Такой туалет загрязнял мундир, и солдаты стали подкладывать под косу кожаный воротничок, который затем официально вошёл в форму одежды. После отмены париков в матросской одежде сохранился квадратный матерчатый воротник, который в холодную погоду заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Широко распространено мнение, будто полоски были введены в память о трёх победах русского флота: у Гангута (1714), Чесмы (1770) и Синопа (1853). Трудно установить, когда и как возникла эта легенда, но совершенно бесспорно, что такое объяснение не имеет под собой реальной почвы. Почему мы должны хранить память о трёх победах, тогда как в истории ВМФ их насчитывается гораздо больше? Не менее славной была победа моряков под командованием адмирала Ушакова при взятии французской крепости Корфу в 1799 г. или победа, одержанная русской эскадрой под командованием адмирала Сенявина над турками в Афонском сражении в 1807 г.

Вся история форменного воротника связана с появлением во флоте фланельки, или фланелевки, - широкого покроя рубахи из синей плотной фланели с вырезом на груди и ластовицами под мышками. Первые фланелевки появились в русском флоте в 1840 г. для команд пароходофрегатов Черноморского флота. В 1843 г. к фланелькам гребцов был введён воротник, который закрывал собою плечи по всей их ширине и предохранял гребцов от холода и простудных заболеваний. В 1850 г. для гребцов корабельных шлюпок ввели разноцветные воротники – синие, белые и красные, по которым можно было легко установить, к какой дивизии они принадлежат. На белых и красных воротниках полосок не было, а на синих воротниках, сливавшихся с фланелевкой такого же цвета, делалась по краю одна полоса (кант). Синий воротник с белыми полосками был введён в 1851 г. для всех гребцов корабельных шлюпок, при этом гребцы 1-й дивизии имели одну полоску, гребцы 2-й дивизии – 2 и гребцы 3-й дивизии – три полоски. В 1881 г. были введены три белые полосы на воротниках для матросов Гвардейского флотского экипажа, а в 1882 г. этот воротник был распространён на весь флот.

Таким образом, несомненно, что при выборе рисунка воротника возобладала эстетическая сторона дела: воротник с тремя полосками оказался наиболее красивым и имеет простую законченную форму.

Человек в военной форме – человек особой судьбы, особого долга. Всякий, кто надел форму, перестаёт уже располагать собой по собственному усмотрению. С этой минуты он подчиняет свою жизнь точно регламентированному порядку. Воинский мундир, не освященный суровой дисциплиной, перестаёт быть символом чести и становится обезличенной одеждой. Понятие «честь мундира» неразрывно связано с высоким достоинством, пронизывающим всю служебную и неслужебную жизнь военнослужащих. Честь мундира – это не только прошлое и настоящее офицера, но и его будущее. Ведь недаром говорят: «Береги честь смолоду…».

 

**********************************************************************************

МОРСКАЯ ДУША

Шутливое и ласкательное это прозвище тельняшки, давно бытовавшее на флоте, приобрело в годы Великой отечественной войны новый смысл, глубокий и героический.

В пыльных одесских окопах, в сосновом высоком лесу под Ленинградом, в снегах на подступах к Москве, в путанных зарослях севастопольского горного дубняка – везде видел я сквозь распахнутый как бы случайно ворот защитной шинели, ватника, полушубка или гимнастёрки родные сине – белые полоски «морской души». Носить её под любой формой, в которую оденет моряка война, стало неписанным законом, традицией. И, как всякая традиция, рождённая в боях, «морская душа» - полосатая тельняшка – означает многое.

Так уж повелось со времён гражданской войны: когда на фронте нарастает опасная угроза, флот шлёт на сушу всех, кого может, и моряки встречают врага в самых тяжёлых местах.

Их узнают на фронте по этим сине – белым полоскам, прикрывающим широкую грудь, где гневом и ненавистью горит гордая за флот душа моряка, - весёлая и отважная флотская душа, готовая к отчаянному порой поступку, незнакомая с паникой и унынием, честная и верная душа преданного сына Родины.

Морская душа – это решительность, находчивость, упрямая отвага и неколебимая стойкость. Это весёлая удаль, презрение к смерти, давняя матросская ярость, лютая ненависть к врагу. Морская душа – это нелицемерная боевая дружба, готовность поддержать в бою товарища, спасти раненого, грудью защитить командира.

Морская душа – это высокое самолюбие людей, стремящихся везде быть первыми и лучшими. Это удивительное обаяние весёлого уверенного в себе и удачливого человека, немножко любующегося собой, немножко пристрастного к эффектности, к блеску, к красному словцу. Ничего плохого в этом «немножечко» нет. В этой приподнятости, в слегка нарочитом блеске – одна причина, хорошая и простая: гордость за свою ленточку, за имя своего корабля, гордость за слово «моряк», овеянное славой легендарных подвигов.

Морская душа - это огромная любовь к жизни. Трус не любит жизни: он только боится её потерять. Трус не борется за свою жизнь: он только охраняет её. Трус всегда пассивен – именно отсутствие действия и губит его жалкую, никому не нужную жизнь. Отважный, наоборот, любит жизнь страстно и действенно. Он борется за неё со всем мужеством, стойкостью и выдумкой человека, который отлично понимает, что лучший способ остаться в бою живым – это быть смелее, хитрее и быстрее врага.

Морская душа – это стремление к победе. Сила моряков неудержима, настойчива, целеустремлённа. Поэтому враг и зовёт моряков на суше «чёрной тучей», «чёрными дьяволами».

Если идут они в атаку – то с тем, чтобы опрокинуть врага во что бы то ни стало.

Если они в обороне – они держаться до последнего, изумляя врага немыслимой, непонятной ему стойкостью.

И когда моряки гибнут в бою, они гибнут так, что врагу становится страшно: моряк захватывает с собой в смерть столько врагов, сколько он видит перед собой.

В ней – в отважной, мужественной и гордой морской душе – один их источников победы.

 

Леонид Соболев (из фронтовых записей)







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.191.31 (0.013 с.)