Основные функции парламента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции парламента.



1) законотворческая (вы­деляют стадии: обсуждение, принятие поправок, согласование интересов группировок и партийных фракций, подписание законопроекта; в большинстве стран вначале законо­проект рассматривается нижней палатой, верхняя же палата его одобряет, изменяет либо отклоняет).

2) представительская (избранные в парламент депутаты дол­жны представлять и защищать интересы своих избирате­лей)

3) функция обратной связи (осуществляется посредством контактов депутатов с избирателями) 4) формирование бюджета ("право кошелька",т.е. во многих государствах парламент буквально расписывает по деталям статьи расходов бюд­жетных средств).

В деятельности парламента следует выделить и внеш­неполитические функции. К ним относятся:

1) утверждение военной доктрины и основных направ­лений внешнеполитической деятельности государства; 2) ратификация и денонсация международных догово­ров; 3) объявление войны, заключение мира и др.

Правительство: полномочия и функции. Бюрократия и бюрократизм.

Правительство (Совет или Кабинет Министров) представляет собой выс­ший государственный коллегиальный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий основные политические решения, принятые парламентом. В его состав входят главы министерств и центральных ведомств. Статус и роль правительства в полит. жизни оп­ределяются формой правления и политическим режимом. Правительство формируется на партийной основе, в парла­ментских республиках — парламентом из той партии, которая победила на выборах в парламент, в президентских – президентом из той партии, которая победила на выборах президента. В Беларуси правительство формируется Президентом не на партийной основе.

Полномочия правительства в юридических актах, как правило, не формулируются. Соответствую­щие министерства и ведомства руководят экономикой, культурой, образованием, здравоохранением, энергети­кой, обороной, иностранными делами и т.д. К числу важнейших полномочий правительства можно отнести следующие: формирование государственного аппарата и руко­водство его деятельностью; исполнение законов; составление и исполнение бюджета; руководство отдельными отраслями хозяйства; участие в законодательной деятельности; принятие нормативных актов; ведение международных переговоров и заключение соглашений.

Деятельность правительства строится по принципу ие­рархии: председатель (премьер-министр), министр, начальник (председатель) департамента, управления, коми­тета, отдела и т.д.

Чиновников гос. аппарата очень часто на­зывают бюрократией. Осмысление проблемы бюрократии можно найти в трудах Сен-Симона, М. Вебера; занимались ею также К.Маркс, В.И.Ленин и др. Существование бюрок­ратии неизбежность в функциониро­вании политических институтов и нормальной жизнедея­тельности общества. Чрезвычайно важ­ным для государственного управления является улучше­ние качественного состава чиновничества: его профессио­нализм, нравственный уровень, компетентность. Во многих странах с целью улучшения отбора чинов­ников приняты законы о госу­дарственной службе (аналогичный действует в Беларуси с 1993г.). Такого рода документ определяет процедуру назначения и отбора чиновников на государ­ственные должности, оговаривает права и обязанности го­сударственных служащих.

Так, практически во всех странах назначение чиновни­ков является прерогативой главы государства или главы правительства. В реальной жизни эти полномочия переда­ются министрам, которые в свою очередь переадресуют их своим подчиненным. Вопрос о пригодности кандидатов на государственные должности часто решает конкурсная комиссия. В Беларуси ряд должностей замещается на основе открытого или закрытого конкурса.

В соответствии с занимаемой должностью чиновников подразделяют на классы и разряды. Независимо от количества разрядов можно выделить три основных слоя государственных служащих: чиновники низ­шего звена (выполняют техническую работу, их ряды пополняются в основном за счет трудящихся); среднее звено (рекрутируется, как прави­ло, из зажиточной части населения и выполняемая ими ра­бота требует высокого уровня образования и культуры); высшие чиновники (возглав­ляют различные службы министерств и осуществляют общее руководство текущей работой подчинен­ных ведомств).

Итак, бюрократия — это неизбежный способ организа­ции управления. Однако с ее возникновением появилась и проблема бюрократизма. Внешние признаки бюрократизма - канцелярщина, пре­небрежение к существу дела ради соблюдения формальнос­тей. Внутреннее же содержание состоит в чрезмерном разрас­тании и безответственности исполнительной власти, ее отчуждении от граждан и бесконтрольности, в деформированности сознания чиновничества.

Истоки этого явления следует искать в особом положе­нии административно-управленческого аппарата в системе органов власти. Отделение от общества превращает его в са­мостоятельную силу с собственными интересами и больши­ми возможностями для их удовлетворения. Большие возможности для злоупот­реблений открываются в периоды экономических и полити­ческих кризисов. Субъек­тивным фактором, способствующим бюрократизму, является невысокий уровень общей, политической и право­вой культуры граждан.

 

 

30. Понятие, происхождение, типы и фун­кции политических партий.

В жизни современного общес­тва одно из самых видных мест принадлежит политичес­ким партиям (от лат. pars (partis) -- часть, группа). Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние.

Политическая партия это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, представляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть — конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Этим партия отличается, напр, от общественных организаций и движений, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти.

К основным признакам политических партий относят активное участие в политической борьбе; наличие членства; определенную социальную базу; наличие политической программы и устава; общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей; наличие одного или нескольких лидеров.

Происхождение полит. партий

Сведения о первых партийных образованиях относят­ся к Древней Греции. Это были сравнительно немногочисленные и узкие по своему соста­ву союзы или группировки, которые не отличались устой­чивостью. Такого рода образования существовали и в средние века. Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIX в., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избиратель­ного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти, развитие социальной структуры буржуазного общества, четкое выделение в ней рабочего класса и бур­жуазии, обострение классовой борьбы между ними, рас­пространение либеральных идей.Существует множество путей рождения политических партий: на базе избирательных коми­тетов или объединений избирателей в результате введения всеобщего избирательного права, на основе профессиональных организаций, путем раскола крупных ор­ганизаций и слияния многих мелких группировок, объе­динений и т.д.

Существует общепризнанное подразделение партий по истории их становления. М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия. Но такое подразделение характерно только для двух английских партий: либеральной и консерва­тивной.

Типология полити­ческих партий:1. по характеру и направленности деятельности (революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; реформистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества; консервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур) 2. от участия в осуществлении власти (правя­щие партии, имеющие большинство мест в парламенте, образу­ющие правительство; оппозиционные, подвергающие критике существующее правительство и высту­пают за реформы) 3. по классовому характеру критериев (марксистский подход): буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии 4. по социальной принадлежности (рабо­чие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д.) 5. по шкале политического спектра справа налево (правые, центристские, левые) 6. по условиям деятельности (легальные, полулегальные и нелегальные) 7. кадровые, массовые 8. мировоззренческие и партии интересов Современные политические партии выполняют ряд функций, пос­редством которых раскрывается их роль в обществе:•определение цели развития общества•выявление, формулирование и обоснование интересов больших соц. групп•активизация деятельности этих групп

•разработка идеологии и полит. доктрин•участие в образовании и функционировании полит. системы

•участие в борьбе за власть•формирование общест. мнения•полит. социализация (воспитание)

•подготовка кадров для гос. Аппарата



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 723; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.60.5 (0.006 с.)