Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическое участие: формы, мотивы, проблемы.



Полит. участие — это действие, предпринимаемое частными лицами с целью оказать влияние на государственную политику или на выбор политических лидеров. Полит. участие в отличие от полит. деятельности имеет лишь одного субъекта — личность. Полит. участие бывает постоянным и эпизодическим, организованным и неорганизованным. Формы полит. участия разнообразны: участие 1в осуществлении власти или противодействии ее осуществлению (деят-сть представит-х органов, депутатских комиссий; гражд. неповиновение, саботаж, вооруж. противодействие); 2в деят-сти формальных общественных организаций (партий, молодежных политических организаций); 3в деятельности неформальных организаций и движений (народных фронтов); 4в выборах и проведении избирательных кампаний и референдумов; 5в публичных манифестациях полит. взглядов с целью воздействия на общественное мнение, влияния на других людей с целью изменения их взглядов и действий и навязывания им своих. Манифестация взглядов может осуществляться на полит. собраниях, митингах, демонстрациях, через печать, радио, телевидение, в полит. беседах, дискуссиях, посредством различных обращений к государственным органам и полит. организациям. Самой распространенной формой участия в полит. жизни является чтение полит. периодики и литературы, прослушивание и просмотр полит. радио- и телепередач с последующим обсуждением. Полит. бездействие может проявляться в: 1неучастии в полит. деятельности, обусловленном низким уровнем общественного развития (такое можно наблюдать в отдаленных от больших населенных пунктов селениях); 2полит. выключенности из-за заорганизованности полит. системы, низкой эффективности полит. деятельности, разочарования в ней; 3полит. апатии как форме неприятия полит. системы; 4полит. бойкоте как выражении враждебности к полит. системе и ее институтам. Мотивы полит. участия бывают различными: 1стремление улучшить свое материальное положение, получить определенные привилегии, повысить свой социальный статус; 2стремление принадлежать к группе с целью снятия психологической напряженности, чувства неопределенности в сложных полит. и социальных ситуациях, поиск социальной защиты у полит. группы; 3удовлетворение властных потребностей, стремление повелевать другими, воздействовать на их поведение. Полит. активность населения во многом определяется существующим в стране режимом власти. Диктатура ограничивает полит. участие, демократия, наоборот, создает условия для полит. участия. Полит. участие личности зависит также от партийной принадлежности, уровня образования, от воздействия на индивида окружающих его людей (руководителей, политических деятелей, друзей и врагов). Опр. ограничителями полит. активности могут быть пол, возраст, состояние здоровья, семейное положение. В истории буржуазной демократии впервые право участия граждан в политике и управлении было закреплено в конституциях Франции и Италии. Однако на практике в западных странах право участия в основном сводилось к возможности участия в голосовании за лидеров и дискуссиях. Такое ограничение участия обострило внимание к этой проблеме, выразившееся вначале через протест молодежи, студенчества, а затем и других слоев населения, выдвинувших в качестве одного из основных требований подлинное участие всех и каждого в решении судеб общества и своей собственной судьбы. Обострившийся массовый интерес к проблеме участия был обусловлен, с одной стороны, неудовлетворенностью буржуазно-демократическим строем. С другой — возрастанием количества свободного времени, повышением культурно-образовательного уровня населения, улучшением материального благосостояния. Психология человека, не осознавшего своей полит. роли, сохранилась и до настоящего времени и обусловливает наличие большой массы политически пассивных людей. Полит. апатии способствуют также сомнения в успехе начатых реформ, неразвитость демократических традиций, коррумпированность гос. чиновников, их всевластие и произвол в отношении рядовых граждан, бессилие простых людей перед властью, невозможность защитить свои интересы. Наряду с большим отрядом "пассивных" есть категория граждан, стремящихся вместе с удовлетворением полит. интересов в лучшую сторону изменить существующие порядки. Увеличению числа таких граждан могут способствовать два противоположных фактора: доведение социально-экономического положения трудящихся до крайне низкого уровня или улучшение их положения, становление гражданского общества и повышение полит. культуры населения.

42. Понятие нации и этноса. Национально-этнические проблемы и способы их решения Этнос — исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, объединенных длитель­ным совместным проживанием на определенной территории, общими языком, культурой и самосознанием. Обычно выделяют три исторические формы существования этносов: пле­мя, народность, нация. Для первобытной эпохи ха­рактерно племя, для рабовладельческой и феодальной — народ­ность, для капитализма и социализма — нация. Нация - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, государственной принадлежности, экономической жизни, культуры, менталитета и национального самосоз­нания. Народность — исторически сложившаяся, языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Главное отличие народности от нации состоит в недостаточном уровне, степени зрелости социальных и национальных связей, лежащих в основе ее признаков. На базе нации формируются еще две этнические общности — национальные и этнические группы. Национальными группами называются ее или менее значительные части одной нации, оторванные от ее основной массы и проживающие в инонациональной среде. Этническими группами называются родственные по языку и близкие по культуре общности людей внутри той или иной нации, отличающиеся от нее некоторыми особенностями (диалектами в языке, особенностями быта, традиций и т.п.). Принадлежность человека к тому или иному этносу составляет его национальность. Последняя треть XX в. отмечена неожиданным всплеском национальных конфликтов в самых разных районах мира. Современное человечествостолкнулось с межэтническими проблемами глобального характера. Усиливающееся территориальное перемещение народов и рас создает проблему оптимизации расселения человечества. Увеличение доли «цветного» населения развитых стран создает про­блему совместного проживания различных народов, а также про­блему социального и правового статуса иммигрантов «второго» и «третье­го» поколений. Значительную часть иммиграционных меньшинств в новой стране образуют нацио­нальные диаспоры, конфессиональные общины.

Быстрый рост народонаселения «третьего мира» и падение рождае­мости в развитых странах нарушили демографическое равновесие плане­ты и породили проблему межэтнического характера. «Демографический взрыв» в развивающихся странах не сопровождается соответствующим увеличением производства продуктов питания и обес­печением необходимых условий существования больших масс людей.

Подобные конфликты основываются на ложно трактуемом принципе самоопределения. Не каждая этническая об­щность способна иметь собственную государственно оформленную территорию. В противном случае национальный суверенитет может стать политически опасным институтом.

Особое место в межнациональных отношениях занимают вопросы, связанные с положением коренного населения ряда государств. Сокра­щается его численность. Их социально-экономическое положение хуже, чем некоренных жителей. Были найдены эффективные пути разрешения противоречий между принципами самоопределения народов и их государственной целостнос­тью. Если нация отождествляется с государственным суверенитетом, то остальные этнические общности реализуют право на национальное само­определение, которое строится на правовом статусе. При этом не имеет значения, кем народ является с точки зрения этнологии. Этнокультурные права у каждого этноса свои, но политические для всех граждан страны должны быть одинаковыми и соблюдаться независимо от этнической принадлежности граждан.

Пути снижения этнической напряженности связаны также с интерна­ционализацией национальных отношений, недопущением национально­го обособления. Интернационализация должна быть направлена не на подчинение национальных интересов интернациональным, а на их сог­ласование. Это достигается в результате проведения последовательной и активной национальной политики.

Формирование новых государств должно осуществляться на демо­кратических началах. Отношения между национальными государствами строятся на при­нципах дружбы, сотрудничества, взаимопомощи. Они являются фундаментом для создания но­вого международного порядка.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.239.91 (0.015 с.)