Понятие и структура международных отношений.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура международных отношений.



Междунаро́дные отноше́ния — это совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей и взаимоотношений между субъектами, действующими на мировой арене.

Одновременно с формированием этносов складывались и отношения между ними. Когда образовались государства, отношения между народами подразделились на внутригосударственные и внешние. За первыми закрепилось название национальных, межэтнических, за вторыми - международных.

Международные отношения - это особый род общественных отношений, выходящих за рамки внутриобщественных взаимодействий и территориальных образований. (1.). Международные отношения являются отражением, продолжением и развитием внутриобщественных отношений. Они включают экономический, социально-политический, духовно-культурный аспекты, но представляют не арифметическую сумму последних, а качественно новую систему. В литературе выделяют различные типы, виды, уровни и состояния международных отношений.

Называют типы международных отношений господства и подчинения, сотрудничества и взаимопомощи и переходные между ними.

Виды международных отношений различают по сферам общественной жизни - экономические, политические, культурные и т. д. или по взаимодействующим участникам - межгосударственные отношения, межпартийные отношения, отношения между различными международными организациями, транснациональными корпорациями и т. п.

Уровни международных отношений определяют чаще по геополитическому признаку: глобальный (общепланетарный), региональный (азиатский, европейский и т. д.), субрегиональный (ближневосточный и др.).

По степени напряженности международные отношения могут быть в состоянии стабильности и нестабильности, доверия и вражды, сотрудничества и конфликта, мира и войны.

Международные отношения являются преимущественно политическими, потому что главными в них остаются взаимодействия между государствами. Особенности системы международных отношений представляют отсутствие верховной власти, низкий уровень централизации, слабая степень интеграции элементов целостности.

Элементы системы международных отношений называют акторами, участниками, субъектами. Иногда субъектам придают инициативный характер, а участникам — исполнительный, но чаще акторы, участники, субъекты международных отношений употребляют как слова-синонимы.

 

Основными участниками международных отношений большинство исследователей считают государства и межгосударственные (международные) организации. Государство - основной субъект международного права. Через государство осуществляются национальные интересы на международной арене, суверенитет, безопасность. От государства зависит существование и деятельность международных организаций.

Среди международных организаций выделяют межправительственные организации (ООН, Совет Европы, Лига Арабских Государств, Организация Американских Государств, Организация Африканского Единства и др.), неправительственные организации (Экуменический Совет Церквей, Международная Федерация Профсоюзов, Гринпис, Международная Амнистия, Международная Федерация Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и др.), транснациональные корпорации и другие общественные силы и движения (национально-освободительные и сепаратистские движения, международные мафиозные и террористические организации, региональные и местные администрации. Для них характерно наличие учредительных документов, постоянный аппарат, автономность компетенции и решений.

Внешняя политика.

МО рассматриваются вместе с внешней политикой. МО складываются из совокупности внешнеполитической деятельности государств. Внешняя политика – это важная часть МО, особый вид деятельности государства, связанный с осуществлением им такого курса в международных делах, который призван регулировать его отношения с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми различными средствами и методами. По своему содержанию политика явление сложное, неделимое, единое. Политическая деятельность государства осуществляется как в системе внутренних общественных отношений, так и за пределами его границ – в системе МО. Поэтому и различают внутреннюю и внешнюю политику. Они имеют много общего, но отличаются своей спецификой. Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Ее необходимость вытекает из того факта, что внутренняя политика не обеспечивает в полной мере потребности и интересы данного общества. Внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики. Во внешней политике есть свои собственные цели, они оказывают обратное, достаточно сильное воздействие на внутреннюю политику. Это влияние заметно сейчас, когда усилился международный раздел труда, формируется общее информ. право и т.д. И внутренняя и внешняя политика решают одну задачу: обеспечить сохранение и упрочнение существующей системы общественных отношений. Внешняя политика регулирует отношение данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей интересов на международной арене. Виды внешней политики:

 пассивная – такая политика присуща экономически слабым государствам, так как они вынуждены приспосабливаться к международной конъюнктуре;

 агрессивная – когда с помощью внешней политики ставиться цель изменить внутреннюю и внешнюю политику другого государства;

 активная – заключается в интенсивных поисках равновесия между внутренней и внешней политикой;

 консервативная – охранять достигнутое ранее равновесие между внутренней и внешней политикой;

Функции внешней политики:

1. охранительная – связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан за границей. Реализация направлена на предотвращение угрозы для данного государства на поиск мирного политического решения возникших спорных вопросов. Угрозу для государства могут представлять: территориальные претензии со стороны соседей, поддержка оппозиционных движений в собственной стране со стороны другого государства. Институтами, способствующими этой функции являются посольства, консульства, представительства и др.

2. Информационно-представительская. Органы внешней политики информируют свое правительство о намерениях иных правительств, обеспечивают контакты данного государства с другими сторонами. Эти органы проводят анализ складывающейся обстановки. В итоге можно предполагать безошибочное принятие решений.

3. регулирующая – действия, направленные на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий для деятельности государства. Большое значение имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольства и др.).

Эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга, по отдельности они бессильны. Они свойственны всем государствам, а цели – разнообразны, обусловлены различными обстоятельствами.

Группы целей внешней политики:

1. обеспечение национальной безопасности;

2. обеспечение роста экономического и политического могущества государства, хотя это зависит от внутренней политики, внешняя политика вносит свою лепту, т.е. она должна обеспечить нормальные условия функционирования государства.

3. обеспечение международной позиции государства, создание положительного имиджа среди других государств мирового сообщества.

Средства реализации поставленных целей:

1. информационно-пропагандисткие – вкл. в себя арсенал СМИ, пропаганды и агитации, которые используют для укрепления авторитета государства на международной арене, способствующих обеспечению доверия со стороны союзных и возможных партнеров.

2. политические – дипломатия – это официальный деятель государства, в лице спец. институтов и при помощи специальных мероприятий, осуществляющихся в виде переговоров, визитов, спец. конференций, совещаний, встреч, дипломатической переписке, участии в работе международных организаций.

3. экономические – использование экономического потенциала данной страны для достижения внешнеполитических целей, важным является экономическая мощь страны.

4. военные – военная мощь государства: армия, ее численность, оснащение военной техникой, обладание ядерным оружием. Военные средства используются как средства прямого воздействия так и косвенного (проведения парадов, учений).

 

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.214.224.207 (0.01 с.)