Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные тенденции развития политической системы Республики Беларусь.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие современной Беларуси во многом определяется ее геополитическим положением между Востоком и Западом. Большой отпечаток на ее судьбу наложило нахождение в прошлом в составе таких крупных многонациональных и многоконфессионных образований, как Великое княжество Литовское и Речь Посполитая, затем Российская империя и Советский Союз, также нахождение западной части Беларуси в период 1921-1939 гг., в составе польского государства. Разумеется, в определяющей степени самосознание современных белорусов было сформировано в течение последнего столетия. В годы нахождения в составе Советского Союза коммунистическая и пророссийская идеология внушала белорусам, что их государственность сформировалась исключительно благодаря доброй воле постимперской революционной России, и что белорусы – не нация, а лишь небольшое ответвление единого русского народа. Это способствовало утрате белорусами исторической памяти об опыте собственной государственности. В действительности же наши предки, как и другие европейские народы, имели свои раннефеодальные государства-княжества (начиная с X в. – Полоцкое, Смоленское, Туровское), затем с середины ХIII вплоть до конца ХVIII вв. занимали главенствующее положение в Великом княжестве Литовском – форпосте цивилизованной Европы на Востоке. После раздела Речи Посполитой (1795 г.) Беларусь стала принадлежать Российской империи, которую в свое время Ленин называл тюрьмой народов. В 1918 г. видные представители белорусской интеллигенции предприняли попытку воссоздать свою государственность и провозгласили 25 марта 1918 года независимую Белорусскую Народную Республику. Республика оказалась нежизнеспособной. Однако во многом благодаря этой попытке в составе коммунистической империи – Советском Союзе – появилась Белорусская Советская Республика. Что касается культурного развития, то на территории, заселенной белорусами, как при царском режиме, так и в составе СССР, проводилась политика русификации. Достаточно сказать, что, например, в 80-е гг. прошлого века в Минске, как и в других крупных городах не существовало ни одной белорусской школы. Западные белорусы в 1921-1939 гг. подверглись полонизации. Следует добавить, что Беларусь, как и весь Советский Союз, правящим коммунистическим режимом была изолирована от демократической западной цивилизации. Официальной политикой СССР было стремление к превращению всех наций и народностей, входивших в его состав, в единый советский народ на базе русской культуры и русского языка. Эта политика дала в целом негативные для нации результаты, способствовала формированию из белорусов людей без исторической памяти, «совков». Парадокс состоял в том, что, с другой стороны, нахождение в составе Советского Союза сопровождалось, особенно в послевоенное время, высоким уровнем индустриализации, экономическим ростом, развитием образования и науки, сопровождавшимся миграцией в Беларусь российской технической интеллигенции, насаждавшей пророссийские взгляды. В конце ХХ в. история предоставила белорусам шанс возродить свою государственность, создать независимое демократическое правовое государство. Эта шанс исходил от ельцинской России, предложившей упразднить СССР, в то время как на всесоюзном референдуме 1991 г. граждане Беларуси в своем подавляющем большинстве высказались за сохранение обновленного Советского Союза. Немногим более 15 лет тому назад (25 августа 1991 г.) было объявлено о создании в качестве независимого государства Республики Беларусь. Началось движение в направлении национального, суверенного государственного строительства, демократизации государства и общества, постепенного перехода от административно-командного управления экономикой к рыночным отношениям. Советский Союз располагал огромными запасами ядерного оружия и средств его доставки, значительная часть которого находилась на территории Беларуси. Безусловной заслугой правительства периода восстановления белорусского государства было решение о полном вывозе всего ядерного оружия в Россию, осуществленного в рамках Лиссабонского протокола от 23 мая 1993 года и других соглашений. В рамках программы Нанна-Лугара США предоставили нам на цели ядерной демилитаризации около 120 млн. американских долларов. Вывод ядерного оружия с территории Беларуси был окончательно завершен в ноябре 1996 года. До получения независимости в Беларуси отсутствовала сколько-нибудь организованная оппозиция тоталитарному коммунистическому режиму. В условиях функционирования СССР и после его развала наша республика была и все еще фактически остается форпостом коммунистической и пророссийской идеологии. Лишь в конце 1988 г. сформировался на национально-демократической основе оппозиционный Белорусский Народный Фронт. Беларусь в период до принятия первой Конституции суверенной Беларуси была парламентской республикой. На выборах Верховного Совета в 1990 г., т.е. еще в условиях господства советского режима и весьма ограниченной демократии, абсолютное большинство мест в парламенте получили пророссийские коммунисты, а не сторонников культурного возрождения, независимости и демократии. Однако впервые в условиях господства советского коммунистического режима в парламенте оказались представители национального возрождения и демократии, прежде всего в лице фракции Белорусского народного фронта и примыкавших к ней независимых, демократически настроенных депутатов, в том числе и из среды коммунистов. В основном усилиями этой части еще в своей основе советского, прокоммунистического и пророссийского парламента было принято ряд важных законов, направленных на укрепление независимости белорусского государства, возрождения национальной культуры, белорусского языка, образования. Была восстановлена историческая национальная символика. Наконец, в 1994 г. парламентом была принята вполне демократическая Конституция Республики Беларусь, которая, в случае претворении в жизнь ее важнейших положений и норм, могла стать базой как для национального, так и экономического возрождения. Государство основывалось на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий провозглашались самостоятельными: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти страны объявлялся Верховный Совет. Гарантировалось функционирование различных политических институтов и идеологий, деятельность различных политических партий и других организаций гражданского общества, свобода информации. Запрещалось установление в качестве обязательных для граждан идеологий каких-либо политических партий, религиозных или других гражданских объединений. Тем самым была заложена основа для формирования гражданского общества. Конституция ввела пост президента в качестве руководителя государства и исполнительной власти, предоставив этому институту власти весьма широкие полномочия, одновременно предусмотрев порядок контроля за соблюдением органами власти конституционной законности вплоть до освобождения президента от должности – в случае нарушения им Конституции. Контроль за соблюдением в стране конституционных норм был возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь. Оценивать последующее государственное строительство Республики Беларусь необходимо с учетом того, что патерналистская и пророссийская идеология в белорусском обществе за годы коммунистического правления пустила глубокие корни. Национальная культура, духовность были во многом разрушены. Многие поколения белорусов воспитывались в сфере российской культуры, и лишь через нее приобщалась к достижениям всемирной. Этот процесс, к несчастью, шел не на фундаменте национальной культуры, что способствовало маргинализации в культурном отношении белорусского социума. Белорусы в своем большинстве были озабочены не проблемой возрождения, о чем била в колокола национальная интеллигенция, Белорусский народный фронт, а проблемой выживания. В результате этого, а также естественного снижения – при распаде унитарной страны на 15 независимых государств и нарушении ранее сложившихся хозяйственных связей – уровня жизни населения на первых президентских выборах в 1994 г. победил популист Александр Лукашенко. В 1996 г. посредством референдума и изменения Конституции установил в стране авторитарный режим власти, которая со временем приняла открытые диктаторские формы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.52.248 (0.008 с.) |