Основные тенденции развития политической системы Республики Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные тенденции развития политической системы Республики Беларусь.



Развитие современной Беларуси во многом определяется ее геополитическим положением между Востоком и Западом. Большой отпечаток на ее судьбу наложило нахождение в прошлом в составе таких крупных многонациональных и многоконфессионных образований, как Великое княжество Литовское и Речь Посполитая, затем Российская империя и Советский Союз, также нахождение западной части Беларуси в период 1921-1939 гг., в составе польского государства.

Разумеется, в определяющей степени самосознание современных белорусов было сформировано в течение последнего столетия.

В годы нахождения в составе Советского Союза коммунистическая и пророссийская идеология внушала белорусам, что их государственность сформировалась исключительно благодаря доброй воле постимперской революционной России, и что белорусы – не нация, а лишь небольшое ответвление единого русского народа. Это способствовало утрате белорусами исторической памяти об опыте собственной государственности. В действительности же наши предки, как и другие европейские народы, имели свои раннефеодальные государства-княжества (начиная с X в. – Полоцкое, Смоленское, Туровское), затем с середины ХIII вплоть до конца ХVIII вв. занимали главенствующее положение в Великом княжестве Литовском – форпосте цивилизованной Европы на Востоке.

После раздела Речи Посполитой (1795 г.) Беларусь стала принадлежать Российской империи, которую в свое время Ленин называл тюрьмой народов. В 1918 г. видные представители белорусской интеллигенции предприняли попытку воссоздать свою государственность и провозгласили 25 марта 1918 года независимую Белорусскую Народную Республику. Республика оказалась нежизнеспособной. Однако во многом благодаря этой попытке в составе коммунистической империи – Советском Союзе – появилась Белорусская Советская Республика. Что касается культурного развития, то на территории, заселенной белорусами, как при царском режиме, так и в составе СССР, проводилась политика русификации. Достаточно сказать, что, например, в 80-е гг. прошлого века в Минске, как и в других крупных городах не существовало ни одной белорусской школы. Западные белорусы в 1921-1939 гг. подверглись полонизации.

Следует добавить, что Беларусь, как и весь Советский Союз, правящим коммунистическим режимом была изолирована от демократической западной цивилизации. Официальной политикой СССР было стремление к превращению всех наций и народностей, входивших в его состав, в единый советский народ на базе русской культуры и русского языка. Эта политика дала в целом негативные для нации результаты, способствовала формированию из белорусов людей без исторической памяти, «совков». Парадокс состоял в том, что, с другой стороны, нахождение в составе Советского Союза сопровождалось, особенно в послевоенное время, высоким уровнем индустриализации, экономическим ростом, развитием образования и науки, сопровождавшимся миграцией в Беларусь российской технической интеллигенции, насаждавшей пророссийские взгляды.

В конце ХХ в. история предоставила белорусам шанс возродить свою государственность, создать независимое демократическое правовое государство. Эта шанс исходил от ельцинской России, предложившей упразднить СССР, в то время как на всесоюзном референдуме 1991 г. граждане Беларуси в своем подавляющем большинстве высказались за сохранение обновленного Советского Союза. Немногим более 15 лет тому назад (25 августа 1991 г.) было объявлено о создании в качестве независимого государства Республики Беларусь. Началось движение в направлении национального, суверенного государственного строительства, демократизации государства и общества, постепенного перехода от административно-командного управления экономикой к рыночным отношениям.

Советский Союз располагал огромными запасами ядерного оружия и средств его доставки, значительная часть которого находилась на территории Беларуси. Безусловной заслугой правительства периода восстановления белорусского государства было решение о полном вывозе всего ядерного оружия в Россию, осуществленного в рамках Лиссабонского протокола от 23 мая 1993 года и других соглашений. В рамках программы Нанна-Лугара США предоставили нам на цели ядерной демилитаризации около 120 млн. американских долларов. Вывод ядерного оружия с территории Беларуси был окончательно завершен в ноябре 1996 года.

До получения независимости в Беларуси отсутствовала сколько-нибудь организованная оппозиция тоталитарному коммунистическому режиму. В условиях функционирования СССР и после его развала наша республика была и все еще фактически остается форпостом коммунистической и пророссийской идеологии. Лишь в конце 1988 г. сформировался на национально-демократической основе оппозиционный Белорусский Народный Фронт. Беларусь в период до принятия первой Конституции суверенной Беларуси была парламентской республикой. На выборах Верховного Совета в 1990 г., т.е. еще в условиях господства советского режима и весьма ограниченной демократии, абсолютное большинство мест в парламенте получили пророссийские коммунисты, а не сторонников культурного возрождения, независимости и демократии. Однако впервые в условиях господства советского коммунистического режима в парламенте оказались представители национального возрождения и демократии, прежде всего в лице фракции Белорусского народного фронта и примыкавших к ней независимых, демократически настроенных депутатов, в том числе и из среды коммунистов.

В основном усилиями этой части еще в своей основе советского, прокоммунистического и пророссийского парламента было принято ряд важных законов, направленных на укрепление независимости белорусского государства, возрождения национальной культуры, белорусского языка, образования. Была восстановлена историческая национальная символика. Наконец, в 1994 г. парламентом была принята вполне демократическая Конституция Республики Беларусь, которая, в случае претворении в жизнь ее важнейших положений и норм, могла стать базой как для национального, так и экономического возрождения.

Государство основывалось на принципе разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Государственные органы в пределах своих полномочий провозглашались самостоятельными: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Высшим представительным, постоянно действующим и единственным законодательным органом государственной власти страны объявлялся Верховный Совет. Гарантировалось функционирование различных политических институтов и идеологий, деятельность различных политических партий и других организаций гражданского общества, свобода информации. Запрещалось установление в качестве обязательных для граждан идеологий каких-либо политических партий, религиозных или других гражданских объединений. Тем самым была заложена основа для формирования гражданского общества. Конституция ввела пост президента в качестве руководителя государства и исполнительной власти, предоставив этому институту власти весьма широкие полномочия, одновременно предусмотрев порядок контроля за соблюдением органами власти конституционной законности вплоть до освобождения президента от должности – в случае нарушения им Конституции. Контроль за соблюдением в стране конституционных норм был возложен на Конституционный Суд Республики Беларусь.

Оценивать последующее государственное строительство Республики Беларусь необходимо с учетом того, что патерналистская и пророссийская идеология в белорусском обществе за годы коммунистического правления пустила глубокие корни. Национальная культура, духовность были во многом разрушены. Многие поколения белорусов воспитывались в сфере российской культуры, и лишь через нее приобщалась к достижениям всемирной. Этот процесс, к несчастью, шел не на фундаменте национальной культуры, что способствовало маргинализации в культурном

отношении белорусского социума. Белорусы в своем большинстве были озабочены не проблемой возрождения, о чем била в колокола национальная интеллигенция, Белорусский народный фронт, а проблемой выживания. В результате этого, а также естественного снижения – при распаде унитарной страны на 15 независимых государств и нарушении ранее сложившихся хозяйственных связей – уровня жизни населения на первых президентских выборах в 1994 г. победил популист Александр Лукашенко. В 1996 г. посредством референдума и изменения Конституции установил в стране авторитарный режим власти, которая со временем приняла открытые диктаторские формы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.005 с.)