Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Фандрейзинг: проблемы терминологии

Поиск

3.2. Фандрейзинг

Некоммерческие организации культуры для успешной рабо­ты, в целях выполнения своей миссии и стратегических задач нуждаются во всех видах ресурсов и, прежде всего, финансо­вых. В России, как и в бол >шинстве европейских стран, глав­ным из них является государственный бюджет. Стабильная под­держка государства, однако, не исключает, а даже предполагает финансирование культуры иными структурами общества: ком­мерческим сектором, благотворительными организациями, ча­стными лицами. Государство во многих странах поощряет сле­дующую ситуацию. Создает общественную обстановку престиж­ности вложений в культуру, налогово стимулирует доноров, выделяет так называемые встречные субсидии тем организаци­ям культуры, которые активно занимаются фандрейзингом.

Однако в России фандрейзинг все еше является сравнитель­но новым направлением менеджмента и маркетинга, а государ­ство не поощряет организации культуры в поисках альтернатив­ных источников финансирования.

Американский термин «fundraising» (фандрейзинг) не име­ет адекватного перевода на русский язык. Дословно - это «воз­растание денежных средств», а по смыслу - поиск денег.1

1 Но деньги, конечно, «растут» не сами, не «rise», а специалисты-менед­жеры по развитию предпринил ают немалые усилия и добиваются их ро­ста - «raise». Вот почему распространенное в России (особенно в Моск­ве) произношение этого термина через гласную а фандрайзинг не­верен, корректнее и грамотнее сказать - фандрейзинг.

Глава 3. Ресурсное обеспечение деятельности в сфере культуры

До конца 1980-х годов не только сам термин, но и соответ­ствующие ему действия были не известны в России. Социалис­тическую культуру финансировало только государство, год от года все более скупо выделяя на нее деньги из бюджета. Для организаций культуры были запрещены иные внешние источ­ники, кроме государственных средств. Ситуация изменилась в 1988-1989 годах. Одобренные Советом Министров СССР «Ос­новные положения нового хозяйственного механизма в отрас­лях непроизводственной сферы» и принятые на их основе «Но­вые условия хозяйствования» в культуре впервые предостави­ли и организациям культуры право иметь прочие поступления, кроме средств госбюджета и доходов от основной деятельности. С этого времени, уже более пятнадцати лет назад, меценатские и спонсорские вложения в искусство перестали быть свойственны только буржуазному образу жизни, а у российских организаций культуры появилась возможность привлекать альтернативные источники финансирования.

Сегодня абсолютный рост бюджетных поступлений не по­спевает за темпами инфляции, в результате организации куль­туры оказываются в ситуации острой нехватки денег. Поиск дополнительных средств - фандрейзинг - стал одной из важ­ных задач российских менеджеров з культуре.

Параллельно с практиками за изучение этого нового направ­ления менеджмента некоммерческих организаций взялись уче­ные. В середине 1990-х годов появились первые российские на­учные труды, посвященные фандрейзингу.2

Большинство специалистов в целом сходятся в определении дифиниции фандрейзинга. Однако есть здесь и расхождения. Так авторы учебника по экономике культуры пишут, что «фанд-

2 См., например: Бодунген А. На пути к успешному фандрейзингу. - М., 1995; ИксановА. Г.,Дымнжова А. И. Кгк просить деньги на культуру / Реферат книги Кэролин Л.Столпер, Кэрен Хопкинс «Успешный фанд­рейзинг для учреждений культуры». - СПб.: Нотабене, 1995; Дьшнико-ва А., Иксанов А. Благотворительный фонд БДТ // Теория и практика успеха. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1997.

рейзинг - это процесс поиска финансовых и материальных ре­сурсов, осуществляемый менеджерами некоммерческих органи­заций».3 Это определение, фактически являющееся переводом английского термина, недостаточно подробно и не совсем точ­но. Согласно ему, к фандрейзингу можно отнести получение финансирования от учредителя по его обязательствам, доходов от продажи билетов и иной деятельности по реализации услуг организации культуры непосредственному потребителю.

Целесообразно придерживаться иного определения: «фанд-рейзинг - это привлечение ресурсов в организации культуры сверх финансовых обязательств учредителя и доходов от устав­ной деятельности».4

Что же остается? ( См. рис. 3.1)

Рис. 3.1. Сегменты рынка доноров

Организации культуры получают средства, во-первых, от учредителей сверх заложенных в смете статей на текущие рас-ходр>] и капитальные вложения, во-вторых, от зарубежных и рос­сийских благотворительных организаций, в том числе от фон­дов и международных организаций, в третьих, от коммерческих хозяйствующих субъектов, в четвертых, от частных лиц.

1 Экономика культуры: учебник / Под род. А. Я. Рубинштейна. - М.: 2005. -С. 557.

1 Гордин В. Э.,Дъшникова А. И. Новое в теории и практике фандрейзинга // Менеджмент и культура. ■-СПб.: СПГАК, 1998. С. 44.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.19.136 (0.007 с.)