Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия возникновения и развития артефактов массовой культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Массовая культура
Маркетизация ценностей Ценностный комплекс массовой культуры образован радикально иначе, чем культуры традиционной, ищущей трансцендентного ценностного обоснования реальности в неких сакральных (священных, потусторонних) ценностях. Ценности массовой культуры, реализуемые в ее артефактах (продуктах), выражают представления о жизненном комфорте, социальной стабильности и личностном успехе. Они адресованы всем и каждому. Поэтому смыслом массовой культуры, принципом ее ценностной координации является глубокая маркетизация - не столько удовлетворение, сколько формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта Все, что возникает, существует, задумывается в массовом обществе, должно пользоваться спросом на рынке. Широко распространено мнение, что главное в современном обществе с его рыночной экономикой - деньги, стремление к выгоде, предпринимательской прибыли. Это мнение поверхностное. Массовое общество это общество, в котором все делается «на потребу». Поэтому смыслом массовой культуры является глубокая марке-тизация - формирование потребностей, для удовлетворения которых предназначены продукты масскульта. Только в этом случае оно может быть оценено во «всеобщем эквиваленте» и продано. Деньги, прибыль выходят на сцену только после того, как выявился спрос. Ценности массовой культуры
Ergo Необходимость системы защиты от «игры на понижение»: гражданское общество, полноценная элита, внятная культурная политика
В условиях маркетизации культуры меняется не столько содержание ценностей, сколько само их функционирование. Раньше на их взращивание и утверждение тратились усилия поколений творцов, поэтов, художников, мыслителей. Постепенность создания и врастания в жизнь делали ценности устойчивыми и универсальными регуляторами социальной жизни. Сегодня они зависят от платежеспособности заказа. Отныне ценности не вырабатываются внутри coциума, а внедряются в него. Сегодня может почитаться толерантность, завтра - религиозная нетерпимость, а послезавтра - индивидуалистический гедонизм. И соответственно, будут пропагандироваться различные имиджевые фигуры, символы. Сегодня - одни, завтра - другие, послезавтра - третьи. Слава создается манипулятивно, с помощью СМИ и за деньги. В соответствии с требованиями маркетизации продукты массовой культуры должны быть быстро производимыми, быть доступными без чрезмерных усилий, достаточно престижными и быстро, без проблем, потребляться. А однажды потребленный товар уже ценностью не обладает Прочитанный детектив или ком и кс обычно выбрасы вас гея, прослушан н ыс диски быстро сменяются новыми. Прошлогодний шлягер - устарел и должен смениться новым. Оскароносный блокбастер - новым обладателем суперпремий. Массовый потребитель как ненасытный кукушонок требует новой и новой «свежей» «духовной» пищи, новизна которой весьма относительна. Этот фактор модности и престижности способен превратить простые предметы ширпотреба чуть ли не в духовные символы. Черные очки, «как у 3. Цибульского», водолазка, «как у Путина/ Ходорковского» становятся не только модными вещами, но и репрезентируют жизненную позицию. Хотите выглядеть обольстительной женщиной, «сексапильной» или хотя бы «своей» для важного для вас круга людей или даже просто для «него» - следует одеваться, причесываться, выглядеть и вести себя так, как соответствующего типа женщины в кино, в телерекламе, на снимке в журнале. Эти женщины потому и называются моделями, что задают узнаваемые типажи и образцы. Массовая культура задает матрицу материального мира и поведения в нем. В предлагаемых ею артефактах заложен не только практический утилитарный потребительский смысл. Эти предметы, обладая ценностью сами по себе, служат также средствами достижения других ценностей, связанных с амбициями, престижами, идеалами и надеждами. Например, речь идет не просто о здоровье, а о вечной молодости, обладающей в современном масскульте самоценностью. Сама же молодость, в свою очередь, символизирует некий ценностной комплекс, самоценностных компонентов, таких как свежесть чувств, жизненная энергия, отвага, мобильность, готовность к риску, «бархатистая кожа», которой «ты достойна». А в первую очередь, - готовность принимать перемены, «упоение новизной». Потому что этот поток производства-потребления масскульта должен действовать бесперебойно и непрерывно. Таким образом, массовая культура - культура торжества мар-кетизации. В этой связи нельзя не признать, что от этого серьезно страдают творчество в науке, искусстве и творцы - создатели подлинно новых артсфактон культуры. Массовая культура изменила саму природу творчества. Многое стало чрезвычайно доступно. Фото- и видеокамеры автоматически ставят фокус: и экспозицию. Компьютерные программы позволяют создавать любой дизайн и любые образы, писать музыку, макетировать книги. В домашних условиях можно создавать анимацию, записывать компакт-диски, издавать книги. Сегодня некоторые музыканты могут принести готовую фонограмму, но не умеют записать музыку на потных линейках. С одной стороны, можно только радоваться такому приобщению масс к возможностям самопроявления, с другой - искусство явно утрачивает одно из своих фундаментальных качеств -мастерство, которого достигали годами, передавали из поколения в поколение. Художники создавали уникальные произведения, штучный товар, которому можно было подражать и расти, подражая. Маркетизация если и делает ставку на мастерство, то не автора, а промоутера, продюсера, сумевшего раскрутить конкретный бренд. В некоторых видах творчества роль мастерства сохранилась: так, в архитектуре, балете, опере, спорте, цирке без освоения определенного уровня мастерства делать ничего. Литература, музыка, живопись, кинематограф в этой ситуации оказались более уязвимыми перед наплывом дилетантов, графоманов. Качество товара менее важно, чем качество его рекламы - важен результат, измеряемый объемами продаж и полученной прибыли. В 1991 году молодой английский художник А. Херст за 6000 фунтов купил большую акулу, замариновал ее и, дав «произведению» название «Мысль о смерти, кажущаяся недосягаемой», продал рекламному агентству Саачи за 50 ООО фунтов. Агентство развернуло кампанпо продвижения нового направления в искусстве, в результате чего появились маринованный теленок, потом свинья и т. п. В 2005 году маринованная акула была продана Музею современного искусства в 11ыо-Иор-кеза $14000000, а все Соединенное Королевство вздыхало по уплывающему за океан шедевру британского искусства. В 200-4 году «Daily Telegraph* провела опрос 500 художников, критиков, искусствоведов, галеристовс целью определить 500 шедевров изобразительного искусства XX столетия. 11о результатам опроса «Авиньонские девушки» II. Пикассо заняли второе место - между занявшей третье место «Мэрилин Монро» Э. Уорхола и «Фонтаном» М. Дюшана, вышедшим на первую позицию. Стоит напомнить, что «Мэрилин Монро» - аляповато раскрашенный фотопортрет кинозвезды, а «Фонтан» - стандартный фаянсовый писсуар, энатажно выставленный «автором» на художественной выставке в 1917 году. Современное художественное творчество строится не столько на культурных ассоциациях, сколько «новизне» и «оригинальности» любой ценой, на ерничестве но поводу культурной традиции, па ее отрицании и осмеивании, на «прикольности». Маркетизация - суть унификация социальных, экономических, межличностных отношений на основе рыночного спроса и рыночной цены. В массовой культурые товарно-денежные отношения втягивают в себя не только экономику, но и культуру в целом, включая научное и художественное творчество. Практически все артефакты культуры становятся товаром, а деньги буквально становятся «всеобщим эквивалентом». Глубокая и всеохватывающая маркетизация всех сторон социальной жизни и породила массовую культуру с ее превращением иерархии трансцендентных ценностей в секторы рыночной экономики. Ценности фактически выступают в качестве Рубрикаторов сегментирования рыг ка, информационного иото-Ка и информационного пространства - полочки, на которых лежат соответствующие продукты масскульта: «про любовь «про знания» (всевозможные словари, энциклопедии и справочники); «про истину», «про веру», «про добро» (всевозможные пособия и указания «как стать счастливой», «как добиться успеха», «как стать богатым»). Именно утрата вертикали, «уплощение» ценностной структуры культуры и порождает не только «мозаичность» современной культуры, но и приписываемую постмодернизму культуру «означающих без означаемых». Массовую культуру отличает «брендовый» способ организации ценностно-смыслового ее содержания, порождения и трансляции ее артефактов. В этом случае на первый план выходят факторы, обеспечивающие эффективность производства, трансляции и реализации (потребления): социальная коммуникация, возможности максимального тиражирования и диверсификации артефактов массовой культуры. Массовая культура - едва ли не первая в истории человечества культурная формация, лишенная трансцендентного измерения. Она совершенно не интересуется нематериальным, потусторонним бытием, иным его планом. Если что-то сверхъестественное и фигурирует в ней, то, во-первых, описывается конкретно и буквально, подобно описанию потребительских качеств товара, а во-вторых, это сверхъестественное подчинено вполне земным целям и используется в решении самых что ни на есть земных потребностей. Ценности массовой культуры - ценности реального жизненного обустройства, комфортной, удобной жизни. Они пришли на смену «онтологическим монолитам» традиционной культуры. В ситуации массовой культуры они существуют «параллельно, не исключая друг друга и никак вообще не конкурируя. Более того, традиционные национально-этнические культуры и даже культуры прошлого получают возможности сохранения намного лучшие, чем в условиях своего возникновения. Но ни одна из них уже не обладает статусом главной, определяющей все остальные, выстраивающей их «под себя» по ранжиру. Замена идеалов стандартами и модой формирует упрощенное, вульгаризированное восприятие действительности. Активизация потребительского спроса предполагает событие, провоцирующее этот спрос, вызывающее интерес, желание. Этот эффект обеспечивается связью события с известными людьми (престиж, мода), эпатажем, либидозной привлекательностью (Эрос) или экзистенциальными угрозами (Таиатос). Массовая культура растворяет человека в стихиях бессознательного. Более того, она выводит на первый план две главные силы этой стихии - Эрос (жизнеутверждающая сексуальность) и Танатос (разрушительный инстинкт смерти). Человеку массы свойственны эротическая завороженность смертью, сексульно-деструк-тивные всплески агрессии, а массовой культуре - агрессивная жестокость, насилие, порнография, хоррор. А поскольку и сексуальность, и разрушающая агрессия выражают, в конечном счете, одно и то же - инстинкт торжествующего обладания, власти, то массовая культура оказывается выпущенным на волю демоном власти во всевозможных его проявлениях. В результате артефакт массовой культуры выступает как социальный миф и как товарный бренд одновременно. Современный бренд это «обещание обеспечить желаемое переживание». Это означает, что потребителю в наши дни продается не товар, а чаяния, надежды и стремления самого потребителя, его мечты, его представления о «себе самом, каким бы я хотел быть». Продукт массовой культуры должен, с одной стороны, обладать некими уникальными, неповторимыми свойствами, позволяющими его легко идентифицировать, выделить среди других, I с другой - такими характеристиками, которые позволяли бы его легко тиражировать в массовом количестве экземпляров и вариаций. Кроме того, он должен будить воображение, чтобы потребитель не просто заинтересовался, а быстро и по возможности полностью погрузился в воображаемый мир. Он должен вызывать интенсивные и немедленные переживания, а поскольку большей частью продукты масскульта распространяются на коммерческой основе, то это должны быть стимулы, соответствующие устоявшейся структуре воображения, интересов и Установок массового потребителя. В современном бизнесе добиться успеха можно, не только и не столько изучая спрос, сколько своими руками его создавая. В условиях сверхплотных рынков чисто рыночные ресурсы конкуренции уже исчерпан!»!, конкуренция выдавливается из рыночной среды в более широкие социальные контексты, и на первый план выходят внерыночные ее факторы. Тем самым, маркетинговая технология менеджмента перешагнула границы собственно рынка, распространилась на социальную среду бизнеса в целом.
Дальнейшее продвижение артефакта массовой культуры зависит от возможностей его сериальной диверсификации, peпpoдуктирования в различных формах, перманентною воспроизводства. Каждый конкретный предмет массовой культуры бытий-ствует странным образом с точки зрения традиционной культуры. Он не может собраться в какой-то одной точке, но рассечен на множество сегментов, каждый из которых отсылает ко всему «полю», которое, в свою очередь, также не способно выстроить некоторый устойчивый фундамент реальности. Так что если снимается телесериал, к примеру «Мастер и Маргарита», то к нему полагается не только переиздание знаменитого романа, но и продвижение крема для тела «Азазелло». мыла «Пон-тий Пилат», линии модной одежды «Маргарита» и т. п. Проведенный анализ показывает, что в ценностной организации массовой культуры, с учетом ее «горизонтальности», «плоскостности», систематизация может строиться как рубрикация, классификация, сегментирование по зонам (сферам) соответствующих потребительских рынков товаров и услуг. Базовые ценности масскульта Песня (народн. и зстр. «попса») Литература Уино, театр СМИ Туризм Чувственные переживания «сантименты» «Стоны» о любви Сентиментальный, женский роман Мелодрама Женские журналы, программы, сериалы, «мыльные оперы», реалити-шоу Массовый туризм Сила, власть, насилие Разбойничья, блатная песня, рок Криминаль ный роман Боевик, циэк Спорт, экстрим, бои Экстремальный, спортивный туризм Сенс Похабная частушка, эротический дизайн Эротика, порнография Эрстика порно- гоафия Эротика, порнография Секс-туризм Идентичность Гимны, марши, патриотич. песня Исторический роман Ко л кумиров, постановки Новости, пропаганда, «белые пятна» истории Культураль-ный туризм Знание, интеллект
Детектив Детектив Конкурсы, игры, просветит, издания и программы Образовательный туризм Выход за нормы и несостоятельность девиации, поражение Эстрадный юмор Юмор, сатира Комедия Юмористич. издания и программы Раззлекат. часть программы
При обращении к фактуре массового искусства в глаза бросаются две основные темы, два сюжета, реализуемые в разном художественном материале. Первый - рассказы об успехе (success stories), истории удачи, счастливого вознесения к славе, деньгам, любви. Типологической в этом плане является история Скарлетт О'Хара из романа и бесконечных кино-теле-вер-сий «Унесенных ветром». Вторая центральная тема - успешное изобличение живущих не по закону, неправильно и последующего их нравственного, финансового и физического краха. Эта тема мощно представлена детективами, вестернами, боевиками, Другими жанрами «благородного насилия». Рядом с «плохими Ребятами», иногда обаятельными, но всегда оказывающимися несостоятельными перед торжествующим законом, фигурируют «хорошие парни», воплощающие справедливость и закон. Изобличение и расправа с живущими не по закону происходят с такой же невероятной фатальной неизбежностью, с какой успех, вопреки всему, сваливается на героев первых историй. Общая направленность обеих тематических линий более чем очевидна. Речь идет о подтверждении веры в справедливость существующего мира, гарантарующего не только равные возможности, но и справедливость воздаяния. Все ценностное содержание массовой культуры коренится в «этом мире», не выходит за горизонты доступной реальности. Успех, успешность, лидерство (качества, рейтинга, объемов продаж, суммы затрат - не важно) пронизывает в массовой культуре все и вся. Успешность - залог востребованности, продаваемости. Она вызывает интерес. Поэтому бренду (мифу) надо быть не только особенным, единственным в своем роде, но и легко узнаваемым. В галерейном деле главная проблема отношений между художником и галерейщиком состоит в том, что если художнику, который заинтересован в освоении разных стилей, хочется себя попробовать в разных манерах и материалах, то галерейщику, для того чтобы художник «продавался», надо чтобы он сделал оглушительно много чего-то одного. Вот тогда возникнет бренд, произведения художника станут узнаваемыми потребителем, как типичные «Пикассо», «Глазунов» или «Церетели». Из этого, помимо прочего, следует уязвимость огульных обвинений массовой культуры в низкопробности и «порче вкусов народных масс». Ее главная функция - социализация личности довольно искусственного общества, причем в условиях фактической атомизации (дезинтегрированное™) этого общества. Массовая культура призвана обеспечить принятие личностью общества «равных возможностей», в котором даже проявления революционности оказываются одним из секторов единого рынка услуг. Более того, всякое отклонение от ценностных нормативов массовой культуры с этих позиций может рассматриваться как проявление невротизма или более тяжелой патологии и нуждается в корректировке. Массовой культуре нужны только конформисты. Однако хотя социальность и конформизм в ней практически отождествляются, в массовой культуре, в силу ее всеядности и мультикультуральности, выделяются специальные рыночные гетто для проявления (и удовлетворения) агрессивности и даже насилия: спорт, молодежный рок, экстремальный пуризм. Тем самым они все равно, в конечном счете, поглощаются масскультом. Сплошь и рядом продукция массовой культуры служит средством отвлечения от действительности, блокирования интеллекта, замены всего проблемного - занимательным. Именно поэтому их объединяют сверх-ненности успеха и гедонизма (удовольствия, «кайфа»). Отсюда столь значительное место индустрии развлечений и развлекательных программ в СМИ. Их разнообразие, броская пестрота на деле оказывается воспроизводством одних и тех же стандартов массовой культуры. Массовая культура направлена на создание такого положения дел. при котором потребитель постоянно узнавал бы то, что он уже знает, и видел бы в очередных артефактах масскульта доказательство извечной стабильности известных ему ценностей. Она приучает множество людей смотреть на все разнообразие и сложность современного мира через неподвижную призму-витраж ее ценностей. В общем виде структура массовой культуры включает в себя следующие ценности: 1. Сверх - ценности маркетизации:
2. Базовые ценности масскульта, рубрицируемые по видам и жанрам: чувственные переживания. 3. Специфические ценности национально – этнических культур: уникальность и неповторимость культурной идентичности. 4. Ролевые ценности (признание в группах: профессиональных, возрастных, тендерных и др.) 5. Экзистенциальные ценности: добро; жизнь; любовь; вера.
Не стоит забывать, что речь идет не о вертикальной, а о горизонтальной организации пешки гной структуры, когда ценности играют роль рубрикатора-классификатора, «лейблы» подачи соответствующего товара массовой культуры. Синхрония этого ценностно-смыслового комплекса выражает соотношение ценностей в воплощении артефакта массовой культуры в его дизайне, «упаковке». Получается артефакт «масс-культовский» по содержанию и «национальный» по форме. Диахрония - прорастание личностной идентичности до уровня «массовой культуры». Но ценностные критерии в обоих случаях - синхронии и диахронии - действуют одни и те же. Всю эту систему пронизывает главное - маркетизация - наличие потребительской ценности. То, что не востребовано, существовать не может, в том числе и национально-уникальное. Массовая культура и ее артефакты - очень целостная и хорошо интегрированная система, способная к перманентному самовоспроизводству. ■') 10самовоспроизводящаяся массовая пер-сонология, или персонологичная масса. Массовая культура стала временем второго рождения мифа, возврата к мифологическому мышлению. Но это мифы, которые не рождаются стихийно, а проектируются и сознательно продвигаются. Современный миф намеренно создается с целью не познания, а трансформации реальности. Поэтому говори п. следует не столько о втором рождении мифа, сколько о создании нового тина мифологии, в котором используется лишь традиционный механизм, но подменяются цели и функции. В современной рекламе «мир твоей свободы» это «мобильные телесистемы», а «достоинство л престиж» - всего лишь женские колготки. И наоборот: электробритва - «прорыв в новое измерение», шоколадный батончик - «символ независимости»... Массовая культура функцлопалистична и ииструментальна. Она всячески педалирует самоценность желания и потакаетса- ГлавЕ: 1. Сфера культуры и менеджмент мым различным желаниям, выступая своеобразной «машиной желания». При этом масскульт, весьма технологично насыщая, не удовлетворяет. Суля рай и блаженство, он не дарует покоя удовлетворения. Он приваживает, завораживает, обещает или соблазняет, но всегда обманывает, «кидает». Эта атака на «аксиологические и онтологические монолиты» европейской культуры, на их демонтаж началась не в наше время. Научное познание, искусство, идеология подвергались испытаниям на протяжении всего Нового времени. Но только в XX столетии кризис проекта рационализма Просвещения стал очевидным. Первым, пожалуй, рухнуло искусство, горячечная лихорадка которого накануне и во время 1 Мировой войны в конечном итоге разрядилась полным распадом образности (абстракционизм, сюрреализм, концептуализм, активизм - ряд довольно убедительный). После II Мировой войны в быстротечный кризис вступила методология науки. Наука, еще в 50-е годы казавшаяся незыблемым оплотом достоверного знания, на которое возлагались все надежды и чаяния казавшегося беспредельным прогрессивного развития человечества, превратилась в одну из нормативно-ценностных систем культуры, и ее претензии на обладание истиной обыденным сознанием были поставлены иод сомнение. А само знание, наряду с мнениями, верой, мифом, признано не являющимся приоритетным средством социализации, вариативным и ситуационным. Массовая культура и глобализация: угроза или новые возможности? Массовая культура обладает исключительной способностью к Репродуцированию всей системы. Б отсутствие единой и сквоз-н°й, фундаментальной и вертикальной иерархии, упирающей-Ся в трансцендентные основания - «истоки истоков», массовая кУльтура налаживает стабильное и безопасное, весьма комфортное существование для подавляющего большинства членов сообщества. 30 Менеджмент в сфере культуры Социальные функции массовой культуры социализация личности в условиях индустриальной и постиндустриальной цивилизаций; выработка общего ценностно-смыслового восприятия реальности; аккумуляция и тиражирование знаний, создание новых возможностей самореализации; стандартизация интересов и потребностей населения; оправдание реальности на основе ее мифологизации и симуляции; обеспечение стабильного и комфортного существования; сглаживание и «канализация» деструктивных тенденций; регуляция психического и нравственного состояния общества, снятие стресса личностного выбора и социальной ответственности; эффективное манипулирование общественным сознанием и личностью; маркетизация практически всех интересов и потребностей, создание предпосылок консюмеризма и эффективного маркетинга непрерывного массового потребления (МК как «машина желаний и соблазна»). Ergo: МК = эффективный механизм консолидации общества Фактически заменяя государственные институты, массовая культура выступает манипулятором-регулятором психического и нравственного состояния общества. Уже сегодня массовая культура представляет собой сформировавшуюся законченную и самодостаточную систему. Возмущение, которое подчас вызывает ее продукция, не мешает ей развиваться в поликультурном пространстве современности, практически полностью освоенном ею. Более того, сами первоначально эпатажиые продукты масскульта оказываются пробными шарами, пилотами развития и трансформации цивилизации. Именно массовая культура обеспечивает консолидацию и стабильность современного общества. Она оказывается не только проявителем деструктивных тенденций, которые обрели угрожающий характер на стадии «Заката Европы», но механизмом защиты от них. Разумеется, «приходится жертвовать реальностью, транспонировать всю культурную наличность в спасительное поле чистых фи га m й и таким образом выстраивать барьеры перед натиском разбушевавшейся массы, уже не сдерживаемой ни Богом, ни Чертом. Симуляция, свойственная масс- Глава 1. Сфера культуры и менеджмент культу, в этом смысле - мера вынужденная и неизбежная, хотя и закономерная в череде эволюционного движения. В этом смысле - и только в нем - совершенно справедливо считать масскульт показателем "вырождения" и "деградации", "детерминативом тотального декаданса новоевропейской культурной стратегии". Возникая в традиционном обществе или проникая в него массовая культура начинает постепенный подъем по пирамиде ценностей, фактически, редуцируя их к первичным» (А. Мэслоу). Если в обществе сложились социальные институты, закрепляющие иерархию ценное гей, то экспансия по вертикали, или «игра на понижение», осуществляемая массовой культурой не опасна: форма, каркас ориентиров социализации сохраняется, а масскульт только поставляет массовые и качественные продукты материального и духовного потребления. Опасности подстерегают, когда в обществе отсутствуют такие институты и отсутствует элита - тренд, задающий ориентиры, подтягивающий массу. В случае же омассовлении самой элиты, прихода в нее людей с массовым сознанием (или «пиарящих» под таких), запускается механизм «игры на понижение», усиливающий, а не гасящий главную тенденцию. Общество деградирует в усиливающемся популизме. Собственно популизм - это и есть массовое сознание в политике, работающее на упрощение и понижение идей и ценностей. Хотя из ее природной особенности - потакать человеческим слабостям - следует основная тенденция «игры на понижение», сама но себе массовая культура амбивалентна. Поэтому в обществе должны существовать фильтры и механизмы противодействия, сдерживания этих негативных тенденций. В цивилизованном обществе имеют право па демонстрацию и защиту са-МЬ|с различные позиции и интересы, если они не разрушительны Для самого общества. Именно наличие таких едержек и фильт-Р°вспособствовало оформлению системы ценностей, свойствен-н°й массовой культуре США и западного общества в целом с ^ Инированием семейных ценностей, личного счастья и жиз-ного успеха как воздаяния за честный труд и т. п. Если такие социальные сдержки отсутствуют, то происходит то, что случилось после I Мировой войны с Германией и Россией, в которых социальные скрепы были расшатаны, а то и сметены. Получившиеся в результате дисперсные общества оказались бессильными перед напором массы. Сталинский тоталитаризм и опыт нацистской Германии вскрыли откровенно манипулятив-ный характер идеологий, апеллировавших к традиционным европейским ценностям разумного и справедливого социального обустройства. Марксизм и ницшеанство оказались великими искушениями цивилизации, а попытки взять их в качестве основы практических преобразований обернулись чудовищным насилием. В результате крайним оказались опять же просвещение и рациональность. Европейские страны, например, до конца 1970-х годов активно противостояли натиску «американской» массовой культуры и массового искусства. 'Гак, во Франции для защиты национального кинематографа, литературы, языка в конце 1960-х были приняты соответствующие решения. В Великобритании были приняты меры по экономическому спасению национального кинематографа от полного его подчинения американским кинофирмам. Раздаются голоса об опасности американской культуры для всего человечества. В современной России часто подчеркивается, что якобы все сферы духовно-художественной и эстетической жизни отданы во власть массовой культуры и искусства американского типа, что особую опасность для формирования молодых поколений россиян представляют стремительно развивающиеся по американским образцам рекламная массовая культура и телевизионный шоу-бизнес, формирующий у молодежи ценностные установки американского типа - оценки человека не по его делам и творческим достижениям, а по счету в банке. Сегодня нет телешоу, рекламы, которые бы не пропове-дывали возможность случайного обогащения, выигрыша. В таких оценках, при всей их демонстрируемой патриотичности, кроется некое лукавство. Особенно если вспомнить об экономической составляющей. Показательно, что по мере становле- Главо 1. Сфера культуры и менеджмент ния российского кинематографа, освоения им блокбастерных жанров громы и молнии в адрес засилья голливудского кино сменились гордостью за отечественные фильмы, «ничем не уступающие голливудским образцам», вроде «Севильского цирюльника», «Ночного дозора», «Турецкого гамбита». Ценностно-негативные опенки выносятся целым жанрам. Особенно достается телевизионных- клипам - «музыкально-вокальному» и «поэтически-прозаическому хламу», которым переполнено наше телевидение, в частности нотой причине, что «всякий, имеющий деньги, может заплатить за съемку клипа, а потом и за его показ по тому или иному каналу». Клипам приписываются почти демонические качества: в них слились реклама и примитивные потуги на художественность, где невозможно увидеть признаки какой-либо образности. Клип, как проказа, разъедает сегодня все традиционные виды искусства, даже литературу, театр, начинает проникать в оперу и балет. Мелькания чего-то, похожего на картинки, кадры, музыкальные звуки и примитивная ритмика, пластика, обязательные сексуально-эротические элементы - основной наборсредств выразительности клиповой культуры... Примерно так же клеймили в свое время фотографию, потом кинематограф, а потом и телевидение как разрушающие и разъедающие традиционные жанры. Иначе как снобистской трудно квалифицировать и позицию, с которой постмодерн и масскульт полностью утрачивают «истинный гуманизм», полностью «безнациональны», создавая грандиозный симулякр «бесплодного уникульта», и являют собой лишь «спекуляцию на давней мечте людей о едином чело-вечестве.об общих ценностях, которые бы соединили их в мире без конфликтов и войн», подменяя эту мечту экспансией американского образа жизни. Довольно длительный период успешной экспансии американских ценностей можно объяснить дву-Мя основными факторами. Во-первых, более ранним по отно-ению к другим (гранам вступлением американского общества стадию массовой культуры. Во-вторых, тем. что именно в аме-ских условиях «страны-новодела» и наиболее чистой мо-34 Менеджмент в сфере культуры дели капиталистической экономики и демократии массовая культура получила исключительно благоприятные возможности развития. И наконец, в-третьих, ни о какой экспансии говорить было бы невозможно, если бы эта массовая культура и ее продукты не были бы столь привлекательны. Если в эпоху массовой культуры eine и сохранилось что-то, чему можно ее противопоставлять, то оппозицией массовой культуре является отнюдь не культура элитарная, народная, «подлинная» или «настоящая». В настоящее время все они являются только секторами, личинами самой массовой культуры, которая очерчивает практически весь горизонт современной цивилизации. Если ей что-то и противостоит, то это культура «нсфиктивная, онтологически предзаданная» - в том примерно смысле, в каком И. Кант говорил об априорных формах апперцепции. Но даже сам человеческий, антропологически предзаданный характер освоения и осмысления действительности, вплоть до телесности, в наши дни испытывает серьезные испытания. Но при этом масскульт, при всей его «стандартности», отнюдь не исключает реализацию ярких, своеобразных и самобытных явлений в искусстве, культурной жизни. Наоборот, дает им дополнительные возможности. Только уникальное глобально. Поэтому возможности создаваемого массовой культурой глобального информационного и культурного пространства дают исключительные возможности реализации и проявления уникальности и неповторимости. Более того, они остро востребованы. Массовая культура в условиях глобализации и постинформационного общества предполагает ясное и внятное самоопределение, осознание содержания и возможностей собственной уникальности. Только в этом случае л юбое общество имеет шанс достойно войти во всемирное экономическое, информационное и культурное пространство. Успешные опыты такого самоопределения имеются, и они перед глазами: Япония, Сингапур, Финляндия... В самое последнее время это почти уже удалось Китаю и Индии. На старт встала Украина. Глава 1. Сфера культуры и менеджмент Массовая культура, рыночная экономика, бизнес сами по себе ни хороши, ни плохи. Они, как любой объективный факт, феномен, состояние общества содержат в себе как позитивные, так и негативные тенденции. Более или менее эффективно противостоять негативным тенденциям, как показывает опыт стран с разни той рыночной экономикой и развитыми институтами гражданского общества, можно при условии структурированности социальной жизни, наличия в обществе социальных форм, традиций, которые создают систему социальных ориентиров, позволяющих сформировать культурную идентичность, выработать социальную и жизненную позицию личности. Великий гуманистический проект Возрождения и рационализм Просвещения, превративший человека в самоцель и высшую ценность, на наших глазах приобретают новые краски. XX век принес осознание того, что главное не борьба за свободу и даже не достижение свободы, а переживание свободы, способность ее вынести. Это переживание может быть бегством от свободы, уходом в невменяемость. Может оно обернуться и свободой воли как волей к неволе. Может обернуться и прямым произволом, насилием над природой, обществом, другим человеком. По может открыть гармонию мира, меру и глубину ответственности за нее. Огромные технические и социальные энергии взорвали антропоцентрическую цивилизацию и грозят раздавить человека в столкновении безличных коллективных и материальных сил. XX век останется в политике веком тоталитарных режимов, в искусстве - утратой человека в живописи, музыке, литературе. К началу нынешнего тысячелетия стало ясным, что человек -это не всегда хорошо, а культура и гуманизм это не только Прекрасное и высокое. При неумелом с ними обращении, они мОгут быть опасны. В этой ситуации тем более важна роль эффективного менеджмента в социально-культурной сфере.
1.4. Особенности менеджмента в сфере культуры Рассмотрение особенностей менеджмента в сфере культуры представляет особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой актив! юсти. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно, нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой ко все более широкому использованию экономических методов, от чисто дотационного бюджетного финансирования структур к финансированию программ, к конкуренции за бюджетные средства, необходимости широкого привлечения внебюджетных средств, идеологический и политический плюрализм, хозяйственная самостоятельность - все это радикально меняет требования к профессионализму в социально-культурной сфере. Если раньше специалист-профессионал в сфере культуры видел себя преимущественно работником «идеологического фронта», педагогом-воспитателем, то теперь он должен быть практически ориентирован в технологии маркетинга в коммерческой и некоммерческой деятельности, быть экономически и юридически грамотным специалистом, короче говоря, быть полноценно компетентным в вопросах менеджмента без всяких скидок на пресловутую «специфику» сферы. Более того, сама эта п юцифика заключается отнюдь не в «усе-ченности» менеджмента, а наоборот, в его расширительном применении. Социально-культурная сфера включает в себя деятель- Глава 1. Сфера культуры и менеджмент ноль как сугубо некоммерческую (нонпрофитную), так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и (в том числе применительно к тому же виду деятельности) международною масштаба. Общность проблем и интересов современного бизнеса и сферы культуры обусловлены не только их технологическим содержанием. Сами эти технологические особенности обусловлены глубоким и принципиальным обстоятельством. Современные бизнес и социально-культурная сфера, в том числе и в современной России, обречены на сотрудничество всерьез и по большому счету. Социально-культурная сфера не должна, да и уже не может существовать и развиваться как сфера исключительно государственных интересов. Привлечение внебюджетных источников финансирования, все более активное сотрудничество социально-культурной сферы с финансовым, промышленным и торговым капиталом, общественными движениями и организациями - одно из необходимых условий сохранения культурно-исторического наследия, воспроизводства творческого потенциала, развития культурной жизни. Но и бизнес заинтересован в сотрудничестве с социально-культурной сферой отнюдь не меньше, чем она в нем. Формирование и продвижение имиджа и репутации фирмы, спонсорство, патронаж и благотворительность, работа с персоналом, расширение сотрудничества, даже рекламные кампании и акции по стимулированию продаж - все это просто немыслимо без проведения праздников, конкурсов, выставок, культурных программ, т. е. без обращения к социально-культурным технологиям, а то и прямого сотрудничества с соответствующими организациями и учреждениями социально-культурной сферы. Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» - предполагают и дополняют друг друга, немыслимы /1РУг без друга. .')та «обреченность» на сотрудничество имеет глубокий политологический смысл, чрезвычайно важный для Развития и преобразования общества. /Чело в том, что это сотрудничество по сути до. ia является реальной тканью гражданского общества не декларировать его, а наращивания его реальной ткани, его механизмов, процедур и «мускулов». Только общество, в котором сложились и вызрели развитые формы сотрудничества делового мира и сферы культуры, способно к саморазвитию и саморегуляции социально-экономических и социально-культурных процессов, по возможности независимо от государства. Собственно, только в таком обществе и могут сложиться реальные предпосылки и условия для становления демократии. Но суть дела заключается отнюдь не в желательности сотрудничества бизнеса и культуры. Это не только и не столько даже реальность, сколько неизбежность, особен но с учетом экономического состояния и политической ситуации в России. Итак, начнем с самого очевидного. Сфера культуры это, прежде всего, сфера услуговой деятельности. Другими словами, продукты, производимые в этой сфере и выводимые на рынок в качестве товаров, это преимущественно услуги. Посещение театра, выставки, концерта, библиотеки - все это услуги. А услуги - настолько специфический вид товаров, что их часто выделяют в отдельную категорию и говорят: «товары и услуги*. И неспроста. Услуга, в отличие от прочих товаров, производится и потребляется одновременно - здесь и сейчас: просмотр а [ектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т. д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т. п., не являются художественными ценностями. Услуги невозможно складировать. Все это накладывает серьезный отпечаток на технологию менеджмента, прежде всего учета. Но услуги производятся и в других отраслях экономики. Особенности услуг, производимых и оказываемых сферой культуры, связаны с особенностями «духовного производства»: Это услуги, оказываемые сознанию. Ремонт обуви, техническое обслуживание, медицина, парикмахерское дело - тоже сферы услуг, но это услуги, имеющие материальный характер. Результат их потребления очевиден. Услуги же в сфере культуры оказываются сознанию. «Продукты» такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания: восприятия, понимания, мышления, переживания и т. д., не поддаются непосредственному прямому счету. В отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность: чем больше людей прочитало книгу, видело картину, слышало концерн - тем выше их социальная значимость. Более того, сфера культуры - сфера свободного времени. И это нужно понимать буквально. Услуги, оказываемые сферой культуры, оказываются в свободное время, когда люди что хотят, то и делают. Если они придут к нам, а мы их не пустим, они пойдут к другим. Л если и те не пустят, то пойдут в подвал. Если их погонят из подвала, они пойдут на чердак, а если погонят и оттуда, то уйдут в лес и будут делать то, что их интересует. Перед нами -история авторской песни в пашей стране. И так было с развитием видеопотребления, с оздоровительным движением. Из этого следует важное и принципиальное обстоятельство. Культурные процессы зависят от учреждений и работников рультуры, но не решающим образом. Культурный уровень работников культуры не превышает средний уровень. Это хорошо известный социологический факт. Как у нас в стране, так и за рубежом культурным трендом, т.е. наиболее продвинутой (опережающей) и социально развитой социальной группой, являются инженерно-технические работники, занятые в непроизводственной сфере («белые воротнички»). И если вспомнить, то все нововведения в социально-культурной сфере (те же авторская песня, оздоровительное движение, видеопотребление) шли во всем мире и у нас тоже именно через этот тренд. Короче говоря, культурные процессы идут сами по себе, а Работники и учреждения культуры могут им только помогать и-"и мешать. lie больше, но и не меньше. Поэтому сущностью Менеджмента в сфере культуры является создание организацией-Ных и экономических условий саморазвития культурных щхщес-1 "н" культурной жизни. Этот вывод подтверждается тем, что сфера культуры всегда 1Даже в самое глухое советское время) была и остается пршщи-^ольно многоукладной. В ней всегда действовали и действуют Рактически все возможные формы собственности: государ-ственная, собственность общественных организаций, кооперативная, личная собственность. Так в Санкт-Петербурге до сих пор нет (и никогда не было!) государственных дворцов культуры - а это наиболее мощные досуговые центры. Все они профсоюзные или даже межсоюзные, т.е. находятся в собственности общественных организаций. Другими словами, в сфере культуры действовали и действуют самые различные социальные субъекты и силы. Это имеет негативные последствия типа пресловутой «ведомственной разобщенности», неравномерности развития сети учреждений культуры, но и дает возможность реализации и привлечения самых различных ресурсов. С этим связана другая важнейшая особенность сферы культуры: она является, преимущественно, сферой некоммерческой деятельности. Иначе говоря, она оказывает такие социально-значимые услуги, которые не могут, большей частью, оказываться на коммерческой основе. В сфере культуры распространены потребители, которые просто те в состоянии оплачивать оказываемые им услуги: дети, подростки, ветераны, инвалиды, нуждающиеся в социальной защите и поддержке. По поскольку ничего в мире бесплатного нет и быть не может, эти услуги должны оплачивать другие социальные субъекты: родители, госбюджет, другие доноры (спонсоры, благотворительность, общественные организации). Другими словами, в сфере культуры потребитель и платежеспособный спрос часто разведены. Эти обстоятельства накладывают свои особенности на маркетинг некоммерческой деятельности: он оказывается многомерным, в отличие от традиционного маркетинга в коммерческих сферах. Например, в некоммерческой сфере довольно часто субъект платежеспособного спроса (тот, кто платит деньги) не совпадает с непосредственным потребителем (клиентом). Так, типичные потребители услуг в сфере культуры это дети, подростки, ветераны. Работа с ними, с очевидностью, необходима, но кто должен оплачивать оказываемые им услуги? Зачастую не они сами. Что-то оплачивают родители, что-то поддерживается бюджжетными средствами, что-то заинтересованными в такой деятельности донорами, что-то благотворительными фондами и т. д. фактически в сфере культуры действуют, как минимум, два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. И не всегда можно сказать, какой из этих рынков первичен: то ли сначала определяются виды работ с потребителями и затем ищутся доноры на их поддержку, то ли потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, готовых платить деньги за определенные виды работе этими группами. Из преимущественно некоммерческого характера деятельности в сфере культуры следует и то, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными Средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доноров. Иначе говоря, основой финансирования в сфере культуры является фандрейзинг (отангл. fundraising - «ростфондов») - привлечение средств из различных источников. Даже в шоу-бизнесе, на первый взгляд, предельно коммерциализировании секторе сферы культуры, доходы от продажи билетов составляют обычно около 15 % бюджета гастроли. Остальное -- средина спонсоров. Да и сама гастроль, чаще всего, является лишь частью рекламной кампании нового диска или альбома. Некоммерческая деятельность не означает «непривлекательная» для бизнеса. Во всем миренекоммерческий (ношфофитный) сектор - один из наиболее интенсивно развивающихся секторов Экономики. Действительно,что можетбытьпривлекательней деятельности, когда все ваши доходы идут на покрытие ваших расходов, и прибыль не образуется в принципе! Некоммерческая сФера обладает рядом законодательно закрепленных льгот и гарантий, привлекающих туда капитал. 15 силу своей публич-"|)( 1 и, социальной значимости она обладает явно выраженным ламным потенциалом, возможностями формирования и продвижения привлекательного имиджа, репутации, социального С|а,У<-аит.д И)(, Лее то"о, некоммерческая деятельность, как уже говоримом v ИЛ'ест ^-'ее общий характер, она может включать в себя и коммерческую часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство: сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т. п. Эти особенности, вне всякого сомнения, сказываются на технологии менеджмента в сфере культуры. За рубежом они стали предметом специального осмысления. Примером могут служить теории «производства общественных благ» (public goods production theory), «невыполненного контракта» (the contract failure theory), «контроля стейкхолдсров» (the stakeholder control theory). В данных зарубежных концепциях к некоммерческим относятся исключительно негосударственные организации. Однако, несмотря на различия трактовок, зарубежный теоретический и стоящий за ним практический опыт представляют несомненный интерес. Согласно теории «производства общественных благ» американских ученых Д. Шифа и Б. Вайсброда (SchiffJ. и Weis-brod В.), специфика менеджмента некоммерческих организаций следует из самих причин их появления - они возникают вследствие неэффективности коммерческих структур в производстве общественных благ. Общей отличительной особенностью общественных благ является наличие двух свойств - неконкурентности и неисключае-мости, т. е. отсутствие соперничества в потреблении и невозможность воспрепятствовать к потреблению данного блага. Архитектурные памятники или музыкальные произведения остаются достоянием всех членов общества и последующих поколений, и потому возможно их совместное и неоднократное использование. Если получение выгод от потребления частных благ, к которым относится большинство товаров и услуг, одним покупателем делает невозможным получение таких же выгод другим покупателем, го использование общественного блага одним потребителем содержит в себе, как уже отмечалось выше, возможность получения от подобного блага таких же выгод всеми другими потребителями. Это ограничивает возможности введения рыночной платы за пользование общественными благами. Производство общественных благ сопровождается внешними эффектами, которые заключаются в появлении издержек или вы год, не учтенных в ценах и выпадающих на долю третьих лиц. Сфера культуры предоставляет населению различные общественные блага, потребление которых приводит к таким положительным макроэкономическим результатам, как повышение культурного, интеллектуального, нравственного потенциала общества; рост уровня производительности в отраслях экономики и т. д. В отношении общественных благ потребители часто обладают неодинаковой информацией - «покупатели, в силу различных предпочтений и уровней дохода, придают информации различное значение, а также видят разную эффективность потребления общественных благ». В результате, производители испытывают сложности в получении достоверной информации о спросе на общественные блага. В условиях неопределенности коммерческое производство общественных благ затруднено и приводит к снижению или отсутствию предложения со стороны предпринимателей. Таким образом, отрицательные последствия информационной асимметрии препятствуют велению предпринимательства в этой сфере. Социальный маркетинг. 1 [еобходимым условием выпуска общественных благ, согласно Вайсброду, является использование социального (некоммерческого) маркетинга (вида маркетинга, направленного на формирование обществен ных ценностей). Применение некоммерческого маркетинга дает возможность производителям стимулировать потребление общественных благ у различных групп населения. Для некоммерческих организаций культуры как разновидности некоммерческих организаций вполне справедливы положения данной теории. В силу наличия информационной асимметрии на рынке культурных услуг некоммерческие организации культуры активно используют социальный маркетинг. Качение последнего особенно важно для сферы культуры, где категория информации приобретает более широкий контекст, Ключающий не только данные о товарах и услугах, но и возможность приобщить к искусству, развить вкус к нему, благодаря чему спрос на продукцию сферы культуры быстро возраста- ет». Социальный маркетинг в сфере культуры, таким образом, нацелен не только на стимулирование потребления, но и на подготовку самого потребителя. Фандрейзинг. Доступ к общественным благам всех групп населения, независимо от уровня доходов, не позволяет в больш ин-стве случаев производителям устанавливать на общественные блага такие цены, которые обеспечивали бы прибыль. В результате доходы от выпуска общественных благ могут не покрывать всех расходов, связанных с их производством. В таких условиях крайне важным становится применение фандрейзинга, направления менеджмента по привлечению и аккумулированию внешних источников финансирования, таких как благотворительные и спонсорские взносы, гранты, государственные субсидии и т. д. Поскольку большинство услуг некоммерческих организаций культуры относится к общественным благам, га-кие организации не могут находиться на самофинансировании и требуют применения фандрейзинга (см. п. 3.2). Добровольчество. Ограниченность ресурсов производителей общественных благ определяет специфику трудовых отношений в этой области. Большое значение приобретает добровольчество, система трудовых отношений, построенная на механизме нематериального стимулирования и преследующая социальные, благотворительные и иные общественно-полезные цели. Важную роль добровольчество играет в сфере культуры. В учреждениях культуры труд волонтеров обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т. д. В ряде случаев социальный маркетинг, фандрейзинг и добровольчество могут быть использованы производителями в ущерб потребителям из-за отрицательных последствий информационной асимметрии. На это указывают И. Илман и Г. Ханс-манн (Ellman 1., Hansmann Н.) в теории «невыполненного контракта»: Согласно данной теории, в ряде случаев рыночный механизм не обеспечивает эффективного контроля за деятельностью производителей, в связи с чем последние могут намеренно завышать цену при низком качестве продукции, что приводит к ухудшению благосостояния клиента. Таким образом, со стороны производителя может иметь место нарушение обычных контрактных обязательств, что Хансманн называет «невыполненным контрактом». 11отребители являются более защищенными, если они работают с некоммерческими организациями. Некоммерческие структуры законодательно ограничены в возможностях внутреннего распределения доходов между работниками и должны направлять полученные сре/1ства на развитие основной деятельности организации, что контролируется со стороны общества. Преимуществом некоммерческих производителей является то, что рыночный контроль в них подкрепляется дополнительной защитой потребителя другим, более сильным «контрактом» - официальным обязательством организации перед обществом направлять все свои доходы на развитие некоммерческой деятельности. Это обязательство реализуется на практике с помощью законодательною ограничения на распределение доходов некоммерческих организаций среди учредителей, управленческого корпуса и персонала. Согласно Гражданскому Кодексу РФ и закону РФ «О некоммерческих организациях», доходы некоммерческих организаций должны направляться на развитие их основной уставной деятельности. В случае использования доходов на иные цели они подлежат обложению налогом на прибыль, как и для коммерческих предприятий. Кроме того, в такой ситуации некоммерческая организация рискует потерять свой юридический статус и может быть преобразована в коммерческую организацию. В сфере культуры некоммерческие организации также ограничены в возможностях использования доходов на цели, отличные от целей развития организации. Кроме того, в российской сфере культуры законодательное ограничение на распределение прибыли дополняется в большинстве случаев контролем со стороны государства. Отечественные некоммерческие организации культуры действуют чаще всего в организационно-правовой форме государственного учреждения. Учреждения культуры владеют имуществом на праве оперативного управления и фи-лансируются полностью или частично из государственного бюджета. В силу того что имущество государственных учреждений культуры является собственностью государства, все доходы от этой собственности рассматриваются как доходы государственного бюджета, и распределение учреждениями культуры полученных доходов должно согласовываться с органами государственной власти. В результате, учреждения культуры предпочитают юридически разграничивать некоммерческую и предпринимательскую деятельность. Подобное разделение деятельности достигается двумя способами: <- для ведения предпринимательской деятельности при учреждении культуры создается отдельное предприятие, контрольный пакет акций которого принадлежит учреждению культуры; •Ф- учреждение культуры предоставляет'свои площади, торговые марки и другие права компаниям, занимающимся коммерческой деятельностью, а те, в свою очередь, отчисляют от полученной прибыли определенный процент. В качестве примера разделения коммерческой и некоммерческой деятельности в учреждении культуры можно привести опыт Государственного Эрмитажа. В 1990-е гг. на территории музея было создано коммерческое предприятие «ЭСП», объединяющее сувенирные и книжные магазины, кафе и буфет для сотрудников. По договорус Эрмитажем стал работать банк «Петровский», наделенный правом проводить валютно-обменные операции на территории музея и обязанный перечислять на счет Эрмитажа 50 % прибыли, полученной от этой деятельности. Кроме того, музей приобрел контрольный пакет акций транспортной компании «Хэпри», осуществляющей монтаж, упаковку и транспортировку материалов, в том числе и музейных экспонатов. На общественный контроль, или «контроль стейкхолдеров», как главную особенность менеджмента некоммерческих организаций указывают также А. Бен-Hep, Б. Гуи и Т. ван Хомиссен, И. Фама и М. Дженсен (Ben-Ner A., Gui В., Van Hoomissen Т., 1993; Fama Е., Jensen М.). Данный контроль, по их мнению, «содействует доверию организации, определяет социальную значимость ее работы и необходимость ее финансирования». Социальная значимость, или социальный эффект, отражает результаты деятельности некоммерческой организации, несвязанные с получением материальных выгод, а направленные на рост благосостояния общества. В качестве стейкхолдеров могут выступать благотворители, фонды, профсоюзы и т. д. В большинстве случаев контрольные функции стейкхолдеров реализуются через попечительские советы в некоммерческих организациях культуры. Среди функций попечительского совета в учреждении культуры наиболее важными являются управленческие, финансовые и контрольные. Управленческие функции включают определение стратегии развития организации культуры, планирование основных направлений деятельности, анализ результатов работы. Финансовые функции предполагают финансовое планирование, а также непосредственное привлечение различных источников финансирования от населения, коммерческого сек тора и государства. Контрольные функции заключаются в осуществлении надзора за использованием основных фондов, движением финансовых средств и т. д. В состав попечительского совета чаще всего входят представители коммерческого сектора, органов государственной власти и др., которые проявляют интерес к развитию деятельности того или иного учреждения культуры. Как правило, попечительский совет формируется из тех лиц, которые оказали поддержку деятельности организации культуры либо в момент ее создания, либо в процессе ее работы. Однако состав попечительского совета может меняться в силу объективных причин, а также решений большинства членов попечительского совета. Попечители, в отличие от персонала учреждения культуры, выполняют свои функции на добровольной и безвозмездной основе. Таким образом, отсутствие прямой заинтересованности вэкономических результатах деятельности учреждения куль-гУры сводит интересы данных лиц не к максимизации прибыли учреждения, а к успешному выполнению им своей миссии. В качестве мотивов обращения к попечительству можно рассматривать поднятие своего престижа в обществе, завоевание прочной репутации на рынке и доверия со стороны потребителей, доступ к закрытым источникам информации, услугам организаций культуры и др. Среди отечественных учреждений культуры первым создал попечительский совет Русский Музей. К идее формирования попечительского совета привело тяжелое финансовое положение музея в 1996 г. Государство смогло выделить на покрытие расходов музея только 20 % от суммы, заложенной в бюджете. В связи с кризисным состоянием музея, а также предстоящим в 1998 г. его 100-летним юбилеем президент РФ Ельцин Б. Н. и администрация Санкт-Петербурга приняли совместное решение взять под опеку Русский Музей. В итоге в 1997 г. был создан попечительский совет музея, п редседателем коте рого стал губернатор Санкт- Петер -бурга. В состав попечительского совета, наряду с Ельциным и Яковлевым, вошли также писатель Д. Гранин и академик Д. С. Лихачев. Функциями совета стали финансовая, консультационная и политическая поддержка музея. Финансовая помощь оказывалась в разрезе капитальных расходов музея, а именно: в проектировании, реконструкции, реставрации и технологическом оснащении комплекса зданий Русского Музея; создании надлежащих услоеий хранения и экспонирования его коллекций. Так, в 1997 г. Указом Президента РФ из его резервного фонда было выделено 10 млрд. руб. на пополнение коллекций музея, а в 1998 г. из средств федерального бюджета -дополнительно 5 млрд. руб. на ремонт зданий музея и благоустройство прилегающих территорий. Привлечение в качестве попечителей таких высокопоставленных лиц, как Президент РФ и губернатор СПб, позволило музею активно лоббировать в вопросах выделения дополнительных бюджетных средств, участия Русского Музея в межправительственных программах культурных обменов России с зарубежными странами, привлечения внимания международной общественности к работе музея и т. д. Консультационная помощь, оказываемая в основном со стороны двух других попечитегей, касалась научных и образовательных программ музея. В результате уже переого года работы попечительского совета финансовое положение музея значительно улучши- Глава 1. Сфера культуры и менеджмент лось. В 1997 г. поступления из государственного бюджета возросли на 13 % по сравнению с предыдущим годом, благотворительные взносы увеличились почти в 17 раз по сравнению с 1996 г. Это позволило, в езою очередь, вложить дополнительные средства в капитальный ремонт и реставрацию. В итоге, капитальные расходdi музея в 1997 г. достигли 61 % годового бюджета, что на 11 % выше соответствующих расходов предыдущего года. Таким образом, первый опыт создания попечительского совета в музее свидетельствует об эффективности его работы в российских условиях. Несмотря на преимущества создания попечительского совета, в целом в российских учреждениях культуры попечительский сонет является крайне редким явлением. Если за рубежом менеджмент большинства некоммерческих организаций культуры основывается на системе попечительства, то в России функции общественною регулирования и контроля в основном выполняются государственными органами власти. Создание попечительского совета в учреждении культуры как органа, в который входят не только государственные чиновники, но и представители широкой общественности, не получило в России широкого распространения. Государство до сих пор предпочитает выступать единоличным надзорным органом за деятельностью учреждений культуры и не стремится делить свои полномочия с какими-либо другими лицами. Таким образом, можно вполне говорить о продолжающейся государственной монополии в управлении учреждениями культуры Как и любая монополия, единоличное государственное регулирование не обеспечивает эффективного менеджмента организаций культуры. Большинство учреждений культуры испытывает финансовые и организационные проблемы, не имеет эффективной структуры управления и системы стимулирования персонала. Создание попечительского совета позволило бы им решить ряд актуальных проблем, в частности привлечь дополнительные источники финансирования и др. Необходимым условием для этого является также создание законодательной базы по определению и регулированию попечительства над юридическими лицами, которая в России на сегодняшний день отсутствует. Согласно закону РФ «О некоммерческих организациях», попечительский совет предусмотрен только для одной организационно-правовой формы некоммерческих организаций - фонда. Однако порядок его создания и функционирования крайне ограниченно определен Настоящим законом. Тем не менее, очевидно, что создание попечительского совета является актуальным не только для фондов, но и других организационно-правовых форм некоммерческих организаций. В качестве первого шага к созданию законодательных документов о попечительстве некоммерческих организаций можно рассматривать Указ президента «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в РФ» 1998 г. Новый Указ объявил о необходимости создания при школах попечительских советов с целью привлечения внебюджетных средств. Принятие подобного документа в отношении учреждений культуры могло бы не только способствовать привлечению дополнительных источников финансирования, но и развить саму идею попечительства в отечественной сфере культуры. Помимо общих особенностей менеджмента некоммерческих структур, организации культуры имеют и другую специфику. Ограничение роста производительности труда. Американские ученые У. Бомоль и У. Боуэн (W. Baumol, W. Bowen), а также Джеймс Хелбрун и Чарльз Грей (Heilbrun J., Gray Ch.) в качестве специфических особенностей менеджмента некоммерческих организаций культуры выделяют проблемы измерения и роста производительности труда занятого в них персонала. Для обоснования данных особенностей Баумоль и Боузн приводят следующий тезис: «никто еще не нашел возможности сократить затраты исполнения 45 мин. квартета Шуберта, равные трем человеко-часам». Однако затраты исполнения 45 мин. квартета Шуберта включают не только время работы музыкантов, на которое указывают американские исследователи, но и трудозатраты обслуживающего, вспомогательного персонала (инженеров, контролеров, уборщиц и т. д.). В отношении исполнителей (музыкантов, актеров, певцов) и творческих работников (художников, писателей, ком- Глава 1. Сфера культуры и менеджмент позиторов) вопросы измерения и роста производительности труда лишены смысла. Можно ли оценивать производительность труда художника с точки зрения количества написанных работ, а производительность труда оперного певца - с помощью числа данных концертов. Очевидно, что ценность деятельности исполнителей определяется не количественным результатом, а творческим результатом работы. Измерение производительности труда вспомогательного персонала, на наш взгляд, не представляет проблемы, и рост производительности труда может быть получен с помощью автоматизации производства, внедрения новых технологий, совершенствования рабочих процессов и т. д. Таким образом, проблема измерения и роста производительности труда в организациях культуры актуальна только для творческих направлений деятельности. Особенности стимулирования труда. Другой проблемой менеджмента, которую выделяют 15омоль и Боузн, является проблема материального стимулирования труда в некоммерческих организациях культуры. Сфера культуры, по мнению ученых, отличается невысоким уровнем заработной платы по сравнению с предпринимательскими структурами. Пословам Баумоля, «заработная плата исполнителей не реагирует на общие изменения заработной платы в экономике в коротком периоде и даже в длительном периоде растет более низкими темпами, чем в сфере производства». (Данный эффект принято называть в экономической литературе «Болезнью Баумоля»). Однако данное утверждение справедливо лишь для вспомогательных видов деятельности, так как размеры оплаты творческого труда могут быть намного выше среднего уровня заработной платы в экономике (выступления известных исполнителей, живопись знаменитых художников и т. д.). Кроме того, наряду с низким уровнем оплаты вспомогательного труда, в некоммерческих организациях культуры отсутствует ясная карь-еРная перспектива, сравнимая стой, которая имеет место в пред-"Ринимательских структурах. Это, в свою очередь, порождает кадровые проблемы организаций культуры, проявляющиеся в трудностях найма квалифицированного персонача. Для вспомогательных видов деятельности в сфере культуры своеобразной компенсацией низкого уровня заработной платы и карьерного роста можно считать более высокую, чем в других отраслях, степень морального удовлетворения от работы. Бау-моль и Боуэн называют это «психологическим доходом» (psychic income). Он формируется под воздействием таких факторов, как свобода творчества, реализация личных идей, гибкий график работы, частичная занятость, высокий престиж в обществе и пр. Таким образом, сфера культуры компенсирует низкий уровень заработной платы вспомогательного труда высоким уровнем нематериального дохода. Специфика финансового менеджмента. В связи с тем что некоммерческие организации культуры в большинстве случаев имеют высокую долю постоянных расходов в их структуре и ограничены в возможностях экономии на затратах (в силу ограничения роста производительности творческого труда), главным условием их деятельности становится наличие постоянной внешней поддержки. Фандрейзинг в таких случаях не всегда может обеспечить необходимый объем финансирования, поэтому гарантом деятельности некоммерческих организаций культуры выступает, как правило, государство, выделяющее на долгосрочной основе бюджетные субсидии. Таким образом, некоммерческие организации культуры, наряду с общими особенностями менеджмента некоммерческих организаций, имеют ряд специфических характеристик. К специфическим особенностям менеджмента некоммерческих организаций культуры относятся проблемы измерения и повышения производительности творческого труда, которые затрудняют оценку конечных результатов деятельности. Отдельно выделяется проблема материального стимулирования вспомогательных видов деятельности, связанная с низким уровнем заработной платы и карьерного роста в сфере культуры и искусства, которая может быть решена за счет различных форм нематериал ьного стимулирования. Большое значение уделяется специфике финансового менеджмента организаций культуры, связанной с ограниченными возможностями экономии затрат и необходимостью привлечения государственных субсидий. Из проведенного рассмотрения видно, что ряд особенностей менеджмента в сфере культуры глубоко осмыслен за рубежом, и на основе этого осмысления строится внятная правовая база, развивается практика управления. Думается, что применительно к отечественной ситуации особый интерес представляет «закон Бомоля». Из него вытекает, что сфера культуры экономически в принципе не может развиваться на основе самофинансирования. Если в сфере материального производства можно, за счет внедрения боле производительных технологий, одновременно увеличивать объемы производства и сокращать численность работников, а за счет этого поднимать зарплату, то в сфере культуры это невозможно. Сколько актеров играло пьесу Шекспира, столько их и будет ее играть. Сколько музыкантов играло симфо! I ию Бетховена, столько их и будет ее играть. Иначе говоря, в сфере культуры рост зарплаты всегда будет отставать от инфляции. Л значит, она постоянно нуждается в донорских вливаниях и не может развиваться за свой счет исключительно. Смысл этой экономической закономерности с трудом доходит как до российских менеджеров в ссрере культуры, так и до чиновников и законодателей, имеющих к ней отношение. С технологической точки зрения не меньший интерес представляют особенности реализации механизмов менеджмента, специфичные для сферы культуры. В этой связи, применительно к российской сфере культуры, до самого недавнего времени можно было говорить о ярко выраженной специфике. Заключалась она в вопиюще низком уровне культуры управления в сфере культуры. Достаточно вспомнить такие эпические сюжеты этого рода, как централизация, культурно-спортивные комплексы, плановые задания (!!!) на платные услуги и т. п. Причины того едины и для микро-, и для макро-уровня. Дело йев отсутствии какого-механизма. Полномочиями в сфере культуры не обладал разве что ленивый. Финансовое и материальное обеспечение (при желании!!!) всегда можно было найти -«привлеченные» средства в сфере культуры были всегда. Оби- лие планов, отчетов, проектов, проверок давно стало притчей во языцех. Может быть дело в персонале? Статистика убедительно показывает, что если бы все выпускники высших и средних учебных заведений культуры и искусства оставались в сфере культуры, то эта сфера еще к 1976 г. была бы укомплектована специалистами с высшим и средним специальным образованием. Однако таковых в настоящее время чуть больше половины. Исследование же причин текучести убедительно показывает, что дело не столько в низкой оплате и материальных условиях, сколько в низком социальном статусе и престижности профессии. За что получают деньги работники культуры? За выполненную работу - в том плане, что больше сделают - больше получат, а меньше сделают - меньше получат? До сих пор, зачастую, - нет. Скорее всего - за факт бытия в должности организации определенного типа и категории. Иначе говоря, его зарплата зависит от размеров коробки и начинки этой коробки, ключником которой он фактически является. Обидный, но факт. Планируется одно, а отчитываются за другое - статотчет и план - две большие разницы. Заработная плата за третье. Л контролируется вообще нечто четвертое. В результате, каждый из механизмов менеджмента в сфере культуры превращается в самодостаточную деятельность: планирование ради планирования, отчет ради отчета, контроль ради контроля и т. д. Механизмы менеджмента не образуют целостной системы. Поэтому главная проблема развития менеджмента в сфере культуры заключается в обеспечении такого единства, чтобы механизмы дополняли и подкрепляли друг друга, чтобы, что планировалось, то бы и учитывалось, это бы контролировалось и за это бы платили деньги. 11одобное единство наметилось только в последние годы, когда сфера культуры стала втягиваться в нормальные рыночные отношения и соответствующие управленческие процедуры и механизмы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.166.141 (0.025 с.) |