Содержание книги

  1. Расширяя права и возможности женщин с синдромом Аспергера
  2. Чтение, воображение, савантизм и необычные интересы
  3. Почему умные девочки иногда ненавидят школу
  4. Стимы и то, что мы делаем, когда счастливы
  5. Гендерные роли и самоидентификация
  6. Половое созревание и избирательная немота
  7. Чувства, свидания, секс, отношения
  8. Ритуалы и правила, логическое и буквальное мышление,
  9. прямолинейность, эмпатия и недопонимание
  10. Диагноз, ошибочный диагноз и лекарственные препараты
  11. Депрессия, ПТСР и еще раз о лекарствах
  12. Совет аспи-девочкам. Совет родителям. Эмоциональные срывы. Совет аспи-девочкам. Совет родителям. Сжигание мостов. Совет аспи-девочкам. Совет родителям. Аутизм и проблемы пищеварения
  13. Синдром Аспергера – болезнь или дар.
  14. Советы аспи-девочкам от аспи-девочек
  15. Советы аспи-девочкам от аспи-девочек
  16. Дополнительные материалы для родителей
  17. Мысли и советы от родителей аспи-девочек
  18. Что самое лучшее в том, чтобы быть родителем аспи-девочки?
  19. Какой совет или слова поддержки вы предложили бы девушкам с СА.
  20. Список черт женщин с синдромом Аспергера
  21. Эмоциональные / физические проявления
  22. Отношения / взаимодействия с людьми
  23. Некоторые основные отличия женщин с СА от мужчин


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стимы и то, что мы делаем, когда счастливы



Совет аспи-девочкам

 

Общение со сверстниками – важная часть школьного опыта. Спросите любого, кому приходилось каждый день сидеть за обедом одному. Старайтесь найти друзей, которые примут вас такой как есть, вместо того, чтобы пытаться понравиться популярным одноклассникам. Извлекайте максимум из того, что может дать школа. Возможно, вам захочется сразу после уроков бежать домой, но попробуйте вступить в различные кружки и секции, которые позволят вам найти людей с общими интересами. Может быть, вы встретите еще одну аспи-девочку в драматическом или научном кружке. Нас гораздо больше, чем считалось ранее. Не нужно страдать молча, рискуя заработать себе проблемы питания или психические расстройства – не прекращайте искать друзей, которые поймут, что такое СА, и прислушаются к вашим проблемам.

Я постоянно слышу об аутистах, которые подвергаются травле дома, в школе, на работе. Часто они боятся дать отпор или рассказать об этом кому-то, опасаясь, что станет еще хуже. Но хуже, чем травля, нет ничего. Это приводит к расшатанным нервам, к ухудшению психического и физического здоровья. Вам нужна защита и поддержка, но также вам нужно уметь постоять за себя. Это необязательно означает конфликтовать с зачинщиками напрямую. Прежде всего, это означает уметь обратиться за помощью. Есть различные ресурсы, где описываются стратегии, как справиться с травлей и клеветой, в том числе, моя книга “Asperger’s on the Job” («Синдром Аспергера и работа»). Есть сайты с советами и инструкциями. Обратитесь за помощью к другим людям. Скажите родителям, что вы не будете ходить в ту школу, пока травля не прекратится. Над моей собственной дочерью издевались в школе, поэтому я перевела ее на домашнее обучение, а потом нашла ей другую школу в другом районе. У нее нет аутизма, но суть в том, что каждый родитель должен моментально принимать меры, когда речь заходит о травле.

Поищите сами или попросите родителей поискать школу или класс для детей с синдромом Аспергера. Моя мечта – это отдельная школа для аспи-девочек. Насколько мне известно, пока таких нет, но они вполне могут появиться в будущем.

Некоторых аспи, которых я опрашивала, подвергали издевательствам собственные родители. Если такое происходит, найдите родственника или другого человека, который может вас защитить. Если вам сложно описать, что происходит, напишите на бумаге и отдайте тому, кому вы доверяете. Издевательства и насилие нельзя терпеть! Не позволяйте себе чувствовать себя виноватой, защищайте себя и без промедления обращайтесь за помощью.

 

Совет родителям

 

Ваша дочь умна и талантлива – вы это знаете и она это знает, но преподаватели, сверстники, администрация школы или психологи могут этого не видеть. Многие люди ошибочно приравнивают синдром Аспергера к нарушениям интеллекта, и это один из рисков раскрытия диагноза. С другой стороны, ее ум может быть очевиден, и ей будет слишком скучно слушать, как другие дети возятся с букварем, когда она уже читает Диккенса. Если у вашей дочери высокие способности, ей может понадобиться специальная программа, отвечающая ее навыкам. Но помните – хотя во многом она может казаться очень зрелой, в некоторых вопросах она уязвима и наивна. Перевести ее на класс или два выше может быть не лучшей идеей, если она будет бояться старших детей. Счастье быть собой важнее, чем учебные достижения, так как без первого невозможно второе.

Существуют школы специально для детей с синдромом Аспергера. Их становится все больше, и я уверена, что со временем появятся и школы для аспи-девочек.

 

О том, что касается травли

 

Родители – вы должны защищать своего ребенка, в том числе, и учить его постоять за себя. Бывают случаи, когда травля угрожает здоровью и жизни – и тогда необходимо серьезное вмешательство. Не замалчивайте проблему, когда на кону стоит так много, не бойтесь поднять шум. Если в школе говорят, что травля там пресекается, это не значит, что так и есть. Не бойтесь сменить место учебы своей дочери. Возможно, она будет против, потому что боится перемен, даже если ненавидит нынешнюю школу. Но если из-за травли ей грозит неуспеваемость или социальная изоляция, об этом стоит задуматься всерьез.


 

Глава 3

Сенсорная перегрузка

 

Мир наполнен миллионами раздражителей – кажется, они только и ждут, чтобы застать нас врасплох, вывести из равновесия, разрушить наше спокойствие. Звуки, цвета, запахи, касания, даже вкусы атакуют нас на физическом, психическом и эмоциональном уровне. Почему вещи, которые другие люди почти не замечают, так воздействуют на нас? Лично я придерживаюсь «теории интенсивного мира» (Markram, Rinaldi, Markram, 2007). Данная теория утверждает, что аутисты обладают избыточной чувствительностью, а не недостаточной, как считалось прежде. Долгое время предполагалось, что аутисты чувствуют меньше, чем другие люди, что они лишены определенных эмоций и ощущений. На самом деле, верно обратное – мы слышим всё, осязаем всё, ощущаем всё… в том числе, и то, что другие люди не чувствуют. Это верно для многих из нас. Хотя некоторые аспи могут и не испытывать подобного – аутизм проявляет себя по-разному. Несколько аспи-девочек сказали мне, что в детстве они действительно чувствовали очень мало. Однако, подавляющее большинство сходится в том, что мы чувствуем «слишком много». Мне вспоминается Люси из «Дракулы»: «Я слышу мышей на чердаке. Они топают, как слоны.» Мы зацикливаемся на вещах, которые остальные люди едва замечают. Не потому что мы слишком нервные, не потому что мы жаждем внимания, а потому что просто не можем этого не замечать.

В беседах с аспи-девочками я составила длинный список того, что способно вывести нас из равновесия. Вот лишь малая часть:

 

Громкий разговор, уличное движение, стояние в очереди, парфюмерия, люминесцентные лампы, ярлыки на одежде, фоновый шум в телефоне, музыка в магазинах, запах сигарет, шум кондиционера, плач ребенка, пылесос, вентилятор, сирены, фейерверки, ссоры и крики людей, сигналящие автомобили, строительные инструменты, громкая музыка в машине, телевизор, рекламные объявления, рингтоны, двое одновременно говорящих людей, нагромождение предметов на полках магазина, городской шум, ветер, холод…

 

Полный список намного длиннее, но это поможет вам составить некое представление. Однако, знать, что является для нас триггером, и понимать, что мы при этом испытываем и почему – не одно и то же. Многие люди, у которых нет аутизма, считают, что триггер – это нечто вроде фобии. Но ветреный день не вызывает в нас иррационального страха. Дело в ощущениях. Деревья раскачиваются, трепещут листья, хаотично мечутся ветви. Звук ветра – резкий, отвлекающий, непредсказуемый. Ветер треплет волосы и бросает их в лицо, дергает одежду и обдает кожу резким холодом. Все это создает сенсорную перегрузку.

Нарушение сенсорного восприятия – это отдельный синдром, но очень часто он сопутствует аутизму. Большинство из аутистов и аспи, если не все, обладают им в той или иной степени.

 

Звуки

 

Представьте: неожиданно срабатывают часы с кукушкой. Двое людей продолжают разговаривать, как ни в чем не бывало, а третий сгибается и зажимает руками уши. Почему? Для большинства из нас проблема не в слухе, а в том, что мы иначе обрабатываем информацию. Несмотря на нашу замечательную способность концентрировать внимание, а, может быть, как раз из-за нее, мы можем воспринимать только один источник звука одновременно. Если я с кем-то разговариваю, особенно по телефону, я выключаю телевизор или радио. Если человек ходит по комнате, пока я говорю, кому-то из нас нужно прекратить. Малейшее движение или посторонний звук отвлекает.

 

«Звуки, которые другие люди могут отфильтровывать, выводят меня из себя и приводят к вспышкам дезориентирующей боли.» (Stella)

 

Чувствительность к звукам и касаниям влияет на наш сон, и многие из нас не могут спать без берушей и тяжелых одеял. Наш мозг как диктофон – если перед сном мы услышим какую-то песню, он может начать проигрывать ее снова и снова, не давая заснуть. Нам приходится быть избирательными и ограничивать количество поступающей информации.

Многие из этих триггеров, а может быть, и все из них, зависят от возможности их контролировать. Когда я стригу лужайку, мне не мешает шум косилки, но когда то же самое делает мой сосед – я выхожу из себя. Из-за этого наше поведение может показаться капризом или притворством. Некоторые из нас любят хэви-метал и даже играют в рок-группах. Все дело в том, что мы готовы к этому. Мы можем выдерживать напор звука определенное время, если это то время, то место и тот звук, которые мы выбираем. Поэтому в качестве терапии для ослабления звуковой чувствительности может помочь такое упражнение: проигрывать звуки, которые вас раздражают, контролируя их продолжительность и громкость, до тех пор, пока вы к ним не привыкнете и они не перестанут вас беспокоить.

 

Визуальное восприятие

 

Известно, что аутисты и аспи терпеть не могут люминесцентные лампы, они мерцают и гудят на частотах, которые мы замечаем, а большинство людей – нет. Но существуют и другие проблемы визуального восприятия – например, слишком большое число движущихся предметов или людей. В магазине движутся не предметы, а мы сами идем мимо них, и это создает вихрь зрительных образов, от которых кружится голова, как от катания на карусели. Магазины – это ад для аутичных детей, но взрослые аспи ненавидят эти места не меньше – и да, они могут вызывать у нас истерику. Если уж выбирать, то лучше маленький бутик, чем огромный гипермаркет.

Недавно я целый день гуляла, изучая историческую часть Бостона. К концу дня, хотя у меня были беруши, темные очки, и я старалась не спешить, мой мозг получил слишком большой объем информации и не мог с ней справиться. В голове метались посторонние образы и звуки, которым нужен был выход. Когда я пыталась заснуть, эти картины кружились перед глазам, как калейдоскоп, возникая и перетекая одна в другую. Они были яркими и насыщенными, как на экране кинотеатра. У меня поднялась температура и начала бить дрожь. Мое тело пыталось избавиться от этой визуальной атаки, как от вируса. Все это продолжалось час или два, после чего я, наконец, смогла успокоиться и заснуть. Иногда мы просто не можем избавиться от нежелательных образов, поэтому бываем очень избирательны в том, что хотим видеть. Когда мы отказываемся что-то смотреть, люди считают, что мы слишком привередливы, и нам ничем не угодишь. Но они не догадываются, насколько интенсивным для нас бывает «нормальное» воздействие, и каковы могут быть его последствия.

 

«Многие фильмы я не могу смотреть из-за визуального ряда. Я не хочу, чтобы эти кадры засели у меня в голове навечно. Однажды я совершила ошибку, посмотрев «Хостел», и самые жуткие его сцены до сих пор помню, как вчера.» (Andi)

 

Чувствительность кожи

 

Практически все аспи испытывают неприязнь к определенным тканям и текстурам, хотя конкретные примеры отличаются от человека к человеку. Неудобная вычурная одежда – пытка для большинства аспи, не только для женщин, но в женской моде вычурных вещей гораздо больше. Загляните в любой магазин: кружева, шнуровка, стразы, рюши, лямки, завязки… И синтетика. Мы терпеть не можем всего этого. Некоторые из нас любят мягкую облегающую одежду, например, боди и лосины, чтобы холодный воздух не касался кожи. Другие, наоборот, выбирают только свободные вещи. Но всегда мягкие.

Маленькие дети-аутисты очень чувствительны к одежде, но не могут вам этого сказать. Всегда считалось модным одевать маленьких девочек в «кукольные» наряды с резинками на рукавах и штанинах. Такая одежда – пытка. За день резинки болезненно врезаются в кожу. Легкие вязаные одеяльца нас не греют, но мы не можем сказать об этом и поэтому мерзнем. Когда мы взрослеем, матери перестают нас одевать. Зато нас «одевают» социальные ожидания, наша должность на работе, современная мода и т. д. Сейчас дела обстоят лучше, чем, скажем, в 50-х или 60-х годах прошлого века. По крайней мере, нам не нужно носить нейлон и залитые лаком прически с начесом. Но и сейчас мода доставляет немало проблем – колготки, высокие каблуки, шуршащие, блестящие, колючие ткани. Мы ненавидим холод, поэтому закутываемся в слои мягкой, теплой, непритязательной по виду одежды вместо чего-либо более стильного. Известно, что аспи-девочки ставят комфорт выше стиля. Поэтому может сложиться впечатление, что мы не заботимся о своей внешности, мы не женственны, у нас нет вкуса. Это не так. Мы хотим быть привлекательными, но нам сложно взглянуть на себя со стороны, и, что самое главное, мы не можем жертвовать комфортом ради внешности. Когда нам удается найти удобную и при этом модную вещь – это все равно что найти Святой Грааль.

Мы любим крепкие объятия, но не выносим легких прикосновений, поэтому избегаем вежливых похлопываний по спине, которыми обычно обмениваются люди. Мне всегда было интересно, как европейские аспи справляются с обычаем целовать друг друга в щеки. У меня возникает желание тут же потереть лицо, как будто меня обслюнявили. Мы часто кажемся холодными и отстраненными. Мы умеем быть ласковы, но только с определенными людьми, когда хотим этого и когда можем контролировать количество телесного контакта.

 

«Шестое» чувство

 

Вы не ошиблись. Я считаю, что в некоторых случаях наши ощущения обостряются почти до звериного чутья. Мы чувствуем многое. Часто считается, что люди с синдромом Аспергера лишены интуиции, но лично я с этим не согласна. Опять же, возможно, это больше относится к женщинам, чем к мужчинам, поскольку и среди нейротипичных людей чаще речь идет о «женской» интуиции. Думаю, так же, как и с нашим чувством юмора, мы упускаем очевидное и замечаем то, что не заметно другим.

 

«У меня бывают проявления того, что некоторые люди назвали бы экстрасенсорными способностями. Для меня это совершенно логично. В конце концов, у всех есть потребность в коммуникации, и когда вы не можете взаимодействовать с людьми «нормально», мозг компенсирует это таким способом.» (Dame Kev)

 

Я могу рассказать, как мне приснились события 11 сентября за несколько часов до того, как это произошло в действительности. Когда я была в Таиланде, мне привиделось цунами 2004 года – за десять месяцев до того, как оно случилось на самом деле. Скорее всего, вы мне не поверите. Но, может быть, вы согласитесь, что кошки и другие животные способны предчувствовать землетрясения, хотя это тоже не доказано наукой. Но то, что наука – пока – не может этого доказать, не значит, что этого не существует.

Я считаю, что во многом именно поэтому нам трудно контактировать с людьми. Когда кто-то улыбается и говорит одно, а мы на каком-то уровне ощущаем совершенно другое, это сбивает нас с толку, и нам хочется убежать. Часто это противоречит внешнему поведению людей и тому, что о них говорят другие, и это заставляет меня сомневаться в своей интуиции. Обычно оказывается, что интуиция была права. Более циничный человек может сказать, что это самовнушенный прогноз, который я сама заставляю сбыться. Часто из-за этой чувствительности кажется, что мы слишком мнительны и намеренно отталкиваем других.

Сенсорные проблемы поджидают нас повсюду. Из-за них сложно налаживать отношения: «Вдруг он подумает, что я ненормальная, если я буду зажимать уши от звука сирены?» Они влияют на трудоустройство: «Хочу ли я тратить 300 долларов в год на эти ужасные колготки?» И на все остальное тоже: «Я бы хотела пойти погулять, но на улице слишком шумно / холодно / ветрено…»

Результат? Мы предпочитаем сидеть дома.

 

Совет аспи-девочкам

 

Стресс и сенсорная перегрузка идут рука об руку. Чувствительность к окружающей обстановке у большинства из нас останется на всю жизнь, но реакцию на триггеры можно контролировать, если мы будем тщательно заботиться о себе в целом. Забота нужна и нашему телу, и нашим нервам. Возможно, вы по-прежнему будете вздрагивать о резкого скрипа магазинной тележки или звука пожарной сирены, но это не будет доводить вас до срыва. Вот что можно для этого сделать:

 

Физические упражнения

Многие из нас больше живут в своем разуме, чем в своем теле. Нам кажется, если мы тратим на свою работу или увлечения 14 часов в сутки, то этой нагрузки достаточно. Это не так. Попробуйте занятия, которые задействуют вместе ум, тело и дух – например, йогу. Это может больше подойти для аспи, чем групповые занятия фитнесом под ужасную музыку. Йога высвобождает энергию и направляет ее в те части тела, которые прежде были заблокированы – в том числе, и мозг. Когда я преподавала йогу, я чувствовала себя гораздо спокойнее физически и психически. Также могут помочь боевые искусства, танцы, пилатес. Или купите мини-батут – он обеспечивает повторяющиеся движения, и вам не понадобится ходить в тренажерный зал. Велотренажеры и орбитреки тоже можно использовать дома. Многие аспи-девочки не любят тренажерные залы – большое количество людей и повышенное внимание к телу не позволяют нам расслабиться. Но заниматься можно и самостоятельно. Попробуйте бег, катание на коньках или скакалку.

 

Питание

Правильное питание столь же важно – избегайте химических добавок, сахаров и консервированных продуктов. Есть и более строгие диеты, предназначенные для людей с аутизмом, включая безглютен-бесказеиновую (БГБК) и специальную углеводную диету. Мы поговорим об этом подробнее в главе 19.

 

Терапия

Для аутистов постоянно разрабатываются различные методы терапии, направленные не только на развитие социальных навыков, но и на регуляцию сенсорных нарушений. Обычно это методы на основе когнитивно-поведенческой терапии.

 

Предметы

Темные очки или затемненные линзы, беруши, плеер, удобная одежда и головной убор, игрушка для снятия стресса в кармане – все это может предотвратить перегрузку. Когда вы выходите из дома надолго, берите с собой воду и что-нибудь перекусить, чтобы поддержать свои силы.

 

Обдуманный выбор

Принимайте взвешенные решения о том, что вы собираетесь делать и куда хотите пойти. Я много раз переезжала, но всегда выбирала место поблизости с открытым полем, парком, озером или океаном. Еще до того, как я узнала о СА, я знала, что мне нужна не только тишина, но и визуально спокойный пейзаж. В последние несколько лет я избегаю крупных городов и шумных мест, которые переполняют меня зрительной и звуковой информацией. Может быть, вам хотелось бы жить в Нью-Йорке, но подумайте, справитесь ли вы с постоянной сенсорной перегрузкой.

Некоторые люди создают для себя «сенсорные комнаты», чтобы предотвратить подступающий срыв или восстановиться после него. Сенсорная комната – это помещение с особым освещением, температурой, запахами, звуками и материалами, которые вы сами подбираете так, чтобы они оказывали глубокое успокаивающее воздействие на ваши органы чувств.

 

Совет родителям

 

Если у вашей дочери есть явные триггеры, старайтесь их избегать. Куда бы мы ни пошли, повсюду существует бессчетное количество раздражителей. Следите за признаками физического и эмоционального дискомфорта у вашего ребенка, и не ожидайте, что она «потерпит» и это пройдет само. Устраните источник или уведите ее от источника. Сенсорные триггеры вызывают сильную негативную реакцию, это не просто каприз или мелкое раздражение. Они истощают наши силы и заставляют чувствовать себя больными. Подумайте над использованием различных видов терапии, которые помогают минимизировать нашу реакцию на триггеры.

Если вам нужно отвести девочку-аспи в магазин, дайте ей привыкнуть к магазину постепенно, проводя там немного времени. Пусть она освоится в определенных отделах – например, там, где находится ее любимая еда – чтобы в следующий раз ей было легче ориентироваться. Девочкам старшего возраста помогут головные уборы, темные очки, беруши, плееры. Хотя эти предметы затрудняют общение, их преимущества перевешивают временное неудобство.

Глава 4

 

Что происходит, когда мы испытываем сенсорную или эмоциональную перегрузку? Бывает по-разному. Иногда у нас возникает головная боль или тошнота, иногда происходит срыв, иногда мы просто используем стимы.

Я ненавижу слово «самостимуляция». В нем мерещится что-то странное и неприличное, к тому же, оно не соответствует действительности. Самостимуляция подразумевает стимулирующие действия, но, на самом деле, мы делаем это, чтобы успокоиться, когда мы расстроены, встревожены, испытываем боль или перегрузку, чтобы освободиться от неприятных ощущений или лишней энергии. Сторонники восточной философии могут сказать, что у нас заблокирована «ци» – жизненная сила, и нам нужно ее высвободить.

Вот типичные примеры стимов: раскачиваться взад-вперед или из стороны в сторону, кружиться на месте или вращать предметы, напевать без слов, трясти руками, хлопать в ладоши, постукивать ногой по полу, щелкать пальцами и т. д. Уверена, есть и много других действий. Успокаивающие стимы возникают, когда кто-то или что-то задевает наши аутистические рычаги.

Маленькие дети используют стимы, когда им скучно и это повышает их нервозность; когда они едят много сладкого, содержащего искусственные красители – оно оказывает возбуждающее действие. Когда в супермаркете слишком много предметов вокруг, и от света болят глаза. Когда взрослые кричат. Когда их обижают другие дети. Для стима найдется миллион причин, и все они вокруг.

Во взрослом возрасте мы прибегаем к стимам, когда близится срок оплаты аренды, а у нас мало денег, или нужно купить новые шины, или надо рано вставать и идти в незнакомое место, где мы не знаем, чего ожидать. Мы используем стимы, когда нам предстоит ужин с другими людьми. Мы используем стимы, когда нам грустно и одиноко. Мы используем стимы, когда думаем о чем-то, что вызывает у нас стресс.

Самые ранние стимы, которые я у себя помню – крутить волчок и раскачиваться на игрушечной лошадке – были вполне приемлемы для маленькой девочки. Как и Донна Уильямс, я также помню, как следила за узорами в воздухе, но, в моем случае, это было в темноте, когда я закрывала глаза. Красные и белые круги плавали перед глазами, и это бесконечно меня завораживало и успокаивало. Когда мне хотелось поменять их рисунок, я нажимала на глазные яблоки, и плавающие круги вспыхивали с новой силой. Этот стим я больше не использую. Теперь будучи, взрослой, я напеваю бессвязный мотив. После того, как проведу лекцию, я бегу через парковку до своей машины. Мне все равно, кто меня видит. Если у меня сильный стресс, я сдавливаю голову руками с обеих сторон и начинаю раскачиваться. Это лучше, чем получить срыв или заработать язву.

Мы используем стимы из-за сенсорных, социальных и эмоциональных проблем. Когда вы будете читать этот список, я хочу, чтобы вы помнили, что речь в нем идет о женщинах всех возрастов, многие из которых высокообразованны и успешны.

 

Прыгать на мяче или батуте, играть с игрушками, размахивать руками, гладить некоторые виды ткани, грызть ногти, раскачиваться (взад-вперед или из стороны в сторону), крутить предметы, болтать ногами в определенном ритме, отбивать ритм пальцами, тереть лицо тыльной стороной запястья, ерзать на месте, постукивать большим и указательным пальцами друг о друга, ходить по комнате, покачиваться, переносить вес с ноги на ногу, нашептывать вслух то, что я запомнила, щелкать пальцами, шевелить ими или потирать друг о друга. Покачиваться на каблуках при людях, монотонно мычать, петь, повторять что-то, разговаривать с собой, потирать живот; гладить собаку, смотреть на облака, смотреть любимые фильмы несколько раз подряд, произносить слова, беря дыхание на каждый слог.

 

В аутичных людях присутствует детская сторона – независимо от возраста или образования. Особенно она заметна, когда мы встревожены или расстроены.

 

«Я очень люблю тактильные ощущения (от предметов, а не других людей!), поэтому успокаиваю себя, трогая материалы, которые мне приятны – например, кожаные переплеты книг, или предметы, которые мне нравятся – фигурки из моей коллекции или некоторые плюшевые игрушки моего сына.» (Siv)

 

С возрастом мы начинаем понимать, что приемлемо делать на публике, а что нет, но иногда забываемся.

 

«На людях, когда ощущений слишком много, я болтаю ногой или постукиваю пальцами – вероятно, это раздражает других, но не заставляет меня выглядеть совершенно ненормальной.» (Polly)

 

«Я не всегда осознаю, что делаю это. На публике, когда я беспокоюсь, что обо мне подумают, я стараюсь сидеть неподвижно. Несколько раз я попадала в неловкую ситуацию, особенно в ресторанах, где люди часто пялятся на других.» (Andi)

 

Но у самоконтроля есть оборотная сторона. Когда вы сдерживаете стимы в состоянии тревоги, вы не освобождаете растущее напряжение и рискуете получить срыв, мигрень или приобрести тик. Иногда у меня совершенно непроизвольно дергается глаз или губа. Некоторые тики частично произвольны. В детстве у меня был звуковой тик – я издавала горлом некий щелкающий звук. Возможно, это была персеверация. Персеверации – это навязчивые жесты, движения или повторяющиеся действия, которые мы не можем перестать делать, поэтому они занимают промежуточное место между тиками, стимами и ритуалами. Я не знала, что этот звук кто-то слышит, поэтому не старалась сдерживать его. Вероятно, он был заменой раскачиванию или чему-то более заметному, но проблема в том, что он тоже был заметен, а я этого не знала, пока лучшая подруга не сказала мне: «Что за дурацкий звук ты издаешь горлом?» Я пришла в ужас и собрала всю силу воли, чтобы прекратить его. Наверняка вместо этого я стала грызть ногти или делать что-то относительно приемлемое. Проблема с подавлением стимов в том, что вместо них мы часто приобретаем вредные привычки или просто загоняем вглубь беспокойство и боль, вместо того, чтобы дать им выход.

 

«Когда я была маленькой, мать однажды увидела, как я раскачиваюсь на кухне, и сказала: «Ты что, совсем кретинка?» После этого я стала стучать ногой по кровати, мешая спать младшей сестре на нижнем ярусе. На публике со мной начинается просто кошмар. Я снимаю с себя невидимые волоски, вычищаю грязь из-под ногтей, тереблю одежду. В 20 лет я начала курить, и от этого очень трудно избавиться.» (Bramble)

 

Наши эмоции чисты и незрелы, как у детей. Сильнее всего это заметно, когда мы радуемся. Я спросила аспи-девочек, используют ли они стимы, когда счастливы, и составила следующий список – они очень похожи на те, что мы используем при беспокойстве, но случаются из-за избытка позитивных эмоций.

 

Танцевать от радости, громко смеяться, размахивать руками, кричать «ура!» или «ух ты!» как маленький ребенок, подпрыгивать, потрясать кулаками, хлопать в ладоши, смеяться без перерыва, быстро ходить туда-сюда, передвигаться вприпрыжку, петь, разговаривать тоненьким голосом.

 

«Многие мои интересы связаны с фильмами и сериалами, поэтому в особенно хорошие моменты, мне иногда необходимо поставить их на паузу, быстро пробежаться туда-обратно, а потом продолжить.» (Polly)

 

Многие аспи-девочки упоминали тонкий смех, писк или детский голос. Я действительно думаю, что такие проявления восторга более свойственны девочкам и относительно приемлемы окружающими, поэтому в каком-то смысле нам повезло. Насколько именно это приемлемо, зависит от ситуации и настроения людей, с которыми мы находимся.

 

«Когда все вокруг дурачатся, никто не обращает большого внимания на мои странности.» (Dame Kev)

 

«Люди не возражают, а некоторым даже нравится, что я так бурно реагирую.» (Andi)

 

Некоторые родители отдают своих аспи-девочек на танцы или другие занятия, чтобы направить энергию в более конструктивное или социально приемлемое русло.

 

«Моя мать настаивала, чтобы я использовала всю эту энергию в продуктивных целях. Решением были танцы, боевые искусства, теннис, фехтование или любой вид спорта, который заставлял меня перенаправлять мою активность. Благодаря этому, я также перестала наскакивать на кого-нибудь и сбивать с ног.» (Dame Kev)

 

Другим не удалось найти приемлемый выход, поэтому они научились подавлять или перенаправлять «счастливые стимы» во что-то менее заметное. Обычно это происходило после того, как они подвергались насмешкам или критике.

 

«Я заметила, что отличаюсь от других, еще когда была подростком. Я стояла и подпрыгивала на месте, и кто-то сказал мне: «Да что с тобой такое?» В какой-то момент я приобрела привычку сплетать пальцы и держать их на животе, когда иду. Когда я счастлива, я кручу большими пальцами. Даже не помню, когда у меня появились эти привычки. Но, думаю, они менее заметны.» (Elfinia)

 

«Чем больше я узнаю о синдроме Аспергера, тем больше понимаю, как многое во мне все время подавлялось: «Не делай этого, не смотри так, веди себя прилично» и т. д. Надеюсь, что теперь я и мои дети научимся понимать себя и любить свои особенности. Я также возвращаюсь к некоторым из прежних стимов, которые мне запрещались – прыгать на батуте, крутить предметы, хлопать в ладоши.» (Jen)

 

Как правило, стимы безвредны. Недавно в моем айподе заиграла любимая песня (я не знала, что дочь записала ее туда), и я в восторге захлопала в ладоши – обычно в этом нет ничего особенного, вот только в этот раз я была за рулем и на секунду потеряла управление. Я не знала, что у меня есть такая привычка, до этого случая.

Нам сложно где-то бывать и развлекаться, когда мы знаем, что если просто будем собой, люди сочтут нас странными. Боязнь насмешки – еще одна причина, которая заставляет нас держаться в изоляции. Окружающие могут счесть нас незрелыми или умственно отсталыми, или решить, что мы специально ведем себя глупо, чтобы привлечь внимание. Кроме того, поскольку часто мы бываем сдержанны, наши проявления эмоций в моменты радости и восторга могут быть восприняты как флирт.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 2; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.89.18 (0.02 с.)