Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приложение 5. Рекомендательный список методической литературы по проблеме обучения итоговому сочинению

Поиск

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: слова, словосочетания или предложения; нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Для обнаружения грамматической ошибки не нужен контекст, и в этом ее отличие от речевой ошибки, которая выявляется в контексте. Не следует также путать ошибки грамматические и орфографические.

Грамматические ошибки состоят: в ошибочном словообразовании; ошибочном образовании форм частей речи; в нарушении согласования, управления, видовременной соотнесенности глагольных форм; в нарушении связи между подлежащим и сказуемым; в ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений; в смешении прямой и косвенной речи; в нарушении границ предложения. Например:

подскользнуться вместо поскользнуться, благородность вместо благородство (здесь допущена ошибка в словообразовательной структуре слова, использованы не та приставка или не тот суффикс);

без комментарий вместо без комментариев, едь вместо поезжай, более легче (неправильно образована форма слова, т.е. нарушена морфологическая норма);

заплатить за квартплату, удостоен наградой (нарушена структура словосочетания: не соблюдаются нормы управления);

Покатавшись на катке, болят ноги; В сочинении я хотел показать значение спорта и почему я его люблю (неправильно построены предложения с деепричастным оборотом (1) и с однородными членами (2), т.е. нарушены синтаксические нормы).

Наиболее типичными грамматическими ошибками являются ошибки, связанные с употреблением глагольных форм, наречий, частиц:

1) ошибки в образовании личных форм глаголов: Им двигает чувство сострадания (норма для употребленного в тексте значения глагола движет);

2) неправильное употребление временных форм глаголов: Эта книга дает знания об истории календаря, научит делать календарные расчеты быстро и точно (следует ...даст… научит... или ...дает... учит...);

3) ошибки в употреблении действительных и страдательных причастий: Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста (следует стекавшие);

4) ошибки в образовании деепричастий: Вышев на сцену, певцы поклонились (норма выйдя);

5) неправильное образование наречий: Автор тута был не прав (норма тут);

6) ошибки, связанные с нарушением правил грамматики, вызванные просторечием и диалектом.

Кроме того, к типичным можно отнести и синтаксические ошибки, а именно:

1) нарушение связи между подлежащим и сказуемым: Главное, чему теперь я хочу уделить внимание, это художественной стороне произведения (правильно это художественная сторона произведения); Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, честность (вместо нужны смелость, знания, честность);

2) ошибки, связанные с употреблением частиц: Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частицы от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушается в сочинениях): В тексте всего раскрываются две проблемы (ограничительная частица всего должна стоять перед подлежащим: ... всего две проблемы);

3) неоправданный пропуск подлежащего (эллипсис): Его храбрость, (?) постоять за честь и справедливость привлекают автора текста;

4) неправильное построение сложносочиненного предложения: Ум автор текста понимает не только как просвещенность, интеллигентность, но и с понятием «умный» связывалось представление о вольнодумстве.

 

Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка – это неправильное написание слова; она может быть допущена только на письме, обычно в слабой фонетической позиции (для гласных –
в безударном положении; для согласных – на конце слова или перед другим согласным) или в слитно-раздельно-дефисных написаниях, например: на площаде, о синим карандаше, небыл, кто то, полапельсина.

На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках (см. «Нормы оценки знаний, умений и навыков по русскому языку»).

Среди орфографических ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

в написании фамилий, имен автора и героев произведений (включая анализируемый текст);

в написании большой буквы в составных собственных наименованиях, например: Международный астрономический союз, Великая Отечественная война;

в словах с непроверяемыми гласными и согласными, не вошедших в списки словарных слов, например: корреляция, прерогатива;

в слитном и дефисном написании сложных прилагательных, написание которых противоречит правилу, например (слова даны в неискаженном написании): глухонемой, нефтегазовый, военно-исторический, гражданско-правовой, литературно-художественный, индоевропейский, научно-исследовательский, хлебобулочный;

в трудных случаях разграничения сложного прилагательного, образованного сращением наречия и прилагательного, и прилагательного с зависимым наречием, например: (активно) действующий, (сильно)действующий, (болезненно)тоскливый;

в необоснованном написании прилагательных на -ский с прописной буквы, например, Шекспировские трагедии; шекспировские стихи;

в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой (кроме постановки запятой между подлежащим и сказуемым);

в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; грустный – грустить; резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная. Если в одном непроверяемом слове допущено две и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При оценке сочинения исправляются, но не учитываются следующие ошибки:

1) в переносе слов;

2) буквы э/е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);

3) в названиях, связанных с религией: М(м)асленица, Р(р)ождество, Б(б)ог;

4) при переносном употреблении собственных имен (Обломовы и обломовы);

5) в собственных именах нерусского происхождения; написание фамилий с первыми частями дон, ван, сент... (дон Педро и Дон Кихот);

6) сложные существительные без соединительной гласной (в основном заимствования), не регулируемые правилами и не входящие в словарь-минимум (ленд-лиз, люля-кебаб, ноу-хау, папье-маше, перекати-поле, гуляй-город, пресс-папье, но бефстроганов, метрдотель, портшез, прейскурант);

7) на правила, которые не включены в программу (например, правило слитного/раздельного написания наречных единиц / наречий с приставкой/предлогом:
в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку,
на ощупь, на подхвате, на попа ставить
(ср. действующее написание напропалую, врассыпную)).

В отдельную категорию выделяются графические ошибки, т.е. различные описки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания, например неправильные написания, искажающие звуковой облик слова (рапотает вместо работает, мемля вместо земля). Эти ошибки связаны с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи.
К графическим средствам также относятся различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания и шрифтовые выделения.

Одиночные графические ошибки не учитываются при проверке, но если таких ошибок больше пяти на 100 слов, то работу следует признать безграмотной.

 

Пунктуационные ошибки

Пунктуационная ошибка – это неиспользование пишущим необходимого знака препинания или его употребление там, где он не требуется, а также необоснованная замена одного знака препинания другим.

В соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков по русскому языку» исправляются, но не учитываются следующие пунктуационные ошибки:

1) тире в неполном предложении;

2) запятые при несогласованных определениях, относящихся к нарицательным именам существительным;

3) запятые при ограничительно-выделительных оборотах;

4) невыделение или выделение запятыми различение омонимичных частиц и междометий;

5) знаки препинания при передаче авторской пунктуации.

Среди пунктуационных ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) замена одного знака препинания другим;

2) пропуск одного из сочетающихся знаков препинания или нарушение их последовательности.

Правила подсчета однотипных и повторяющихся ошибок на пунктуационные ошибки не распространяются.


 

Учебно-методические пособия:

 

1. Александрова О.М., Аристова М.А., Васильевых И.П. и др.; под ред. И.Н. Добротиной. Читательская грамотность обучающиеся (5-9 классы): книга для учителя. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. – 144 с.

2. Аристова М.А., Беляева Н.В., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Лазебникова А.Ю., Лобанов И.А., Синельников И.Ю., Французова О.А. ЕГЭ - 2020. тренажер. подготовка к сочинению: русский язык, обществознание, литература, история, итоговое сочинение.М., 2020.

3. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

4. Беглова Т.В., Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования: научно-методическое пособие / науч. ред. М.Р. Битянова. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2019. – 304 с.

5. Беляева Н. В. Итоговое сочинение: основные направления подготовки, проверка, предупреждение содержательно-структурных и речевых ошибок. М.: ФБГНУ «ИСРО РАО», 2017.

6. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: подготовка и контроль: учебное пособие для образовательных организаций. М.: Просвещение, 2016.

7. Беляева Н.В., Новикова Л.В., Зинин С.А., Зинина Е.А. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. От выбора темы к оцениванию по критериям. Методические рекомендации. М.: Национальное образование,  2016, 2017, 2018, 2019, 2020. – Сер. «ФИПИ — школе. Итоговое сочинение».

8. Беляева Н.В. Готовимся к Единому государственному экзамену. Итоговое сочинение: пособие для учащихся. М.: Русское слово, 2018.

9. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: профилактика ошибок. М.: Просвещение, 2017.

10. Драбкина С.В., Субботин Д.И. От допуска к экзамену до поступления в вуз. Сочинение по литературе - ЕГЭ по русскому языку. М.: Интеллект-Центр, 2014.

11. Красовская С.И., Шутан М.И., Моисеева В.Г., Певак Е.А., Неретина Т.А. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций (Серия «Учимся с «Просвещением» / «Экзамен с «Просвещением»). М.: Просвещение, 2014.

12. Леонова А.В., Богданова С.Г., Моисеева В.Г. Сочинение? Легко! Перезагрузка. М.: Просвещение, 2015.

13. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций. Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей. М.: Просвещение, 2014.

14. Нарушевич А.Г., Нарушевич И.С. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе: учеб.-метод. пособие / под ред. Н. А. Сениной. Ростов-на-Дону: Легион, 2014.

15. Пранцова Г.В. Стратегия сопровождения подготовки старшеклассников к итоговому сочинению нового типа в условиях региона. Пенза, 2017.

16. Усачева И.В. Курс эффективного чтения учебного и научного текста. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001. – 80 с.

17. Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. (Серия «Учимся с „Просвещением“/„Просвещение“ – учителю»). Методическое пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.

 

Статьи:

1. Абелюк Е.С. Зачет или незачет? Проверяем сочинение вместе. Сочинение: из обсуждения в социальных сетях // Литература. 2015. № 2. С. 22-30.

2. Аксенова Т.С., Пономарева Л.А. Подготовка к итоговому сочинению как процесс формирования мыслительной и коммуникативной деятельности обучающихся // Евразийский союз ученых. 2015. № 8–1 (17). С. 93–94.

3. Артешина Л.В. Научно-методические основы подготовки учащихся старших классов к написанию итогового сочинения / Самарский научный вестник. 2015. №1 (10). С. 16–19.

4. Астахова Е.А. Подготовка к итоговому сочинению по литературе: организация учебной деятельности / В сборнике: Культура. Литература. Язык Материалы конференции «Чтения Ушинского». 2016. С. 59–63.

5. Баранова Е. А. Обучение порождению текста доказательного характера // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obuchenie-porozhdeniyu-teksta-dokazatelnogo-haraktera (дата обращения: 31.07.2020).

6. Белова И.А. Система подготовки к написанию итогового сочинения по литературе в школе / Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2016. Т.18. № 2–2. С. 135–139.

7. Беляева Н.В. Возврат сочинения в школу: проблемы и перспективы / Научно-методическое наследие и современное литературное образование. XXIII Голубковские чтения. Материалы международной научно-методической конференции 19–20 марта 2015 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2016.

8. Беляева Н.В. Использование опыта обучения сочинению в российской школе для подготовки обучающиесяов к итоговому сочинению в новом формате / В сборнике: Векторы развития гуманитарного образования в информационном обществе Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. под общ. ред. Г. Е. Горланова, Г. В. Пранцовой, А. А. Тимаковой. Пенза, 2016. С. 8-11.

9. Беляева Н.В. Итоговое сочинение: как писать, редактировать, проверять // Литература. Изд. Дом «Первое сентября». 2015, №12. С. 52.

10. Беляева Н.В. Комплексная подготовка к ЕГЭ и ГИА. Обучение старшеклассников редактированию текста при подготовке к итоговому сочинению / Русская словесность. 2018. № 2. С. 82– 92.

11. Беляева Н.В. Проблемное поле итогового сочинения // Отечественная и зарубежная педагогика. 2015, № 6. С 120 – 129.

12. Беляева Н.В. Проблемы подготовки выпускников к итоговому сочинению / Слово. Словесность. Словесник: материалы межрегиональной научно-практической конференции преподавателей и студентов. 18 марта 2016 года / отв. ред. А.А. Решетова, Т.В. Федосеева; Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина. Рязань, 2016. Вып. 4. С. 277-280.

13. Беляева Н.В. Пропедевтическая подготовка в основной школе к итоговому сочинению в контексте реализации метапредметных результатов ФГОС основного общего образования // Литература в школе. 2016, №11. С.22 – 25.

14. Беляева Н.В. Пути предупреждения типичных ошибок в содержании и структуре итоговых сочинений / Современная методика преподавания литературы: стратегии развития. XXIV Голубковские чтения: Материалы международной научно-методической конференции 24–25 марта 2016 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Изд-во «Экон-Информ», 2017.

15. Беляева Н.В. Развитие метапредметных умений обучающиесяов при подготовке к итоговому сочинению / Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Нижний Новгород, НГПУ им. К. Минина, 2017. С. 50 – 54.

16. Беляева Н.В. Совместная деятельность учителей русского языка, литературы, истории, обществознания при подготовке обучающиесяов к сочинениям по гуманитарным предметам в формате ЕГЭ как новаторская педагогическая практика / Современное литературное образование: традиции и стратегии развития. XXVII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 21-22 марта 2019 г. / отв. ред. В.Ф. Чертов. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2020. С. 47 – 50.

17. Беляева Н.В. Сочинение как новый формат итоговой аттестации в контексте актуальных проблем школьного литературного образования // Проблемы изучения литературы в современном информационно-образовательном пространстве. XXII Голубковские чтения: Материалы международной научно-практической конференции, 21–22 марта 2014 г. / Отв. ред. В.Ф. Чертов. М.: Экон-Информ, 2015.

18. Беляева Н.В. Типичные ошибки в итоговых сочинениях выпускников // Литература в школе. 2016, №4. С. 23 – 26.

19. Беляева Н.В. Формирование умений аргументации и привлечения литературного материала при подготовке обучающиесяов к итоговому сочинению // Литература в школе. 2017, №5. С.21 – 27.

20. Беляева Н.В. Школьное сочинение в новом формате // Русский язык в школе. 2014, №5. С. 8 – 14.

21. Беляева Н.В. Школьное сочинение на новом витке модернизации образования // Литература в школе. 2014, №10. С. 20 – 22.

22. Бердышева Л.Р. Сочинение в современной школе как форма итоговой аттестации // Русская словесность. 2015, № 6. С. 26 – 29.

23. Богданова Е.С. Методика подготовки учащихся к итоговому сочинению // Русский язык в школе. – 2016. – № 2. – С. 19–22.

24. Букарева Н.Ю., Лукьянчикова Н.В. Использование диалоговых технологий при подготовке к итоговому сочинению по литературе // Ярославский педагогический вестник. 2016. – № 5. – С. 111–116.

25. Быданова М.В. Из опыта работы по подготовке обучающихся к написанию итогового сочинения по литературе // Проблемы науки. – 2017. – № 10 (23). – С. 87–88.

26. Быстрых О.А. Использование технологии мнемотехники при обучении старшеклассников письменным высказываниям // Научно-методический журнал «Наука и образование: новое время». – 2018. – № 2 (9). – С. 111–114.

27. Вакенгут А.С., Федорова О.А. Методика обучения аргументации при написании итогового сочинения по литературе // Современные научные исследования и разработки. – 2017. – № 8 (16). – С. 107–110.

28. Васильевых И.П. Формирование аналитической и продуктивной текстовой деятельности обучающихся средствами смыслового чтения // Педагогические измерения. — 2020. — № 2. С. 39— 43.

29. Вербицкая М.В., Махмурян К.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по иностранным языкам // Педагогические измерения. — 2019. — № 3. С. 41 — 69.

30. Воложина И.В. Успешная подготовка к итоговому сочинению по литературе // Молодой ученый. – 2018. – № 29 (215). – С. 150–152.

31. Гегирова М.Т. Методические особенности подготовки к итоговому сочинению / Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 5-2. С. 791 – 796.

32. Гетманская Е.В., Зинин С.А. Сочинение в российской школе: история вопроса и современное состояние / В сборнике: Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA-2016) сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. 2016. С. 527-535.

33. Гетманская Е.В. Итоговое сочинение: проблемы и перспективы развития // Сочинение на современном этапе развития системы образования в Российской Федерации (Теория и практика преподавания русского языка и литературы в школе): Сборник материалов научно-практической конференции. Москва, РОПРЯЛ, 2015. С.77 – 83.

34. Гец Е.В. Практические рекомендации обучающимся для работы над итоговым сочинением / В сборнике: Образование и наука в современных реалиях сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2019. С. 176-178.

35. Долинина И.В., Павленкова И.С. Итоговое сочинение по русскому языку: проблемы и перспективы (из опыта преподавания) / В сборнике: Русская речевая культура: теория и практика филологического образования в школе и вузе. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Составление и научное редактирование И.А. Сотовой (отв. ред.) [и др.]. 2017. С. 168-174.

36. Зинин С.А., Новикова Л.В. ЕГЭ по литературе в контексте проблемы читательской грамотности обучающиесяов // Педагогические измерения. — 2020. — № 2. С. 72 — 78.

37. Зинина Е.А., Барабанова М.А. Современные подходы к разработке тематики итогового сочинения // Педагогические измерения. — 2020. — № 2. С. 72 — 78.

38. Кладова И.С. Развитие навыков связного логичного высказывания в процессе обучения написанию сочинения-рассуждения // В сборнике: Языковое образование сегодня – векторы развития материалы VI международной научно-практической конференции-форума. – 2015. – С. 51–62.

39. Карнаух Н.Л. Об опыте оценки итоговых сочинений в вузе: размышления и выводы// Педагогические измерения. — 2018. — № 1. С. 37— 40.

40. Княжицкий А.И. Сочинение на военную тему // Русская словесность. 2015, №3.

41. Колесникова С.П. Роль итогового сочинения в формировании у выпускников положительных ценностных ориентаций и общей культуры / В сборнике: Школа как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования Материалы VI региональной научно-практической (очно-заочной) конференции. 2019. С. 155-157.

42. Левитская Н.А. Методические подходы к повышению качества итогового сочинения // Известия АСОУ. Научный ежегодник. – 2015. – Т. 2. – № 3. – С. 122–125.

43. Левитская Н.А. Совершенствование предметных компетенций у учителей русского языка и литературы при подготовке к написанию итогового сочинения // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 1. – С. 2819–2825.

44. Левитская Н.А. Формирование читательских компетенций учащихся для аутентичного восприятия текста / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2015. № 1. С. 2826-2834.

45. Лукьянчикова Н.В. Возвращение сочинения: проблемы и решения // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – № 5. – С. 362–365.

46. Лукьянчикова Н.В. Урок-антология в процессе подготовки обучающиесяов к итоговому сочинению по литературе / В сборнике: Духовность и ментальность: экология языка и культуры на рубеже XX-XXI веков: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции, посвященной педагогической и научной деятельности проф. Галины Васильевны Звездовой и приуроченной к ее юбилею. 2017. С. 224-229.

47. Лытаева М.А., Терешина И.В. Возможности использования подходов к оценке читательской грамотности в исследовании PISA для разработки КИМ по иностранным языкам  // Педагогические измерения. — 2020. — № 2. С. 29— 39.

48. Мигунова С. Сочинение на дискуссионную тему в контексте подготовки к итоговому экзамену по литературе // Русская словесность: Журнал в журнале «Русский язык и литература для обучающиесяов». 2016, №4.

49. Мигунова С. Учимся писать риторическое определение // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для обучающиесяов». 2016, № 1.

50. Павловец М. Итоговое сочинение: тематические направления, критерия, условия // Русский язык. 2014. № 11. С. 59-61.

51. Петров В.М. Нетренированному ученику легко растеряться (как готовить к итоговому сочинению?) // Русская словесность: Журнал в журнале «Русский язык и литература для обучающиесяов». 2016, №6.

52. Полтавец Е.Ю. О современной концепции экзаменационного сочинения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия "Филология. Теория языка. Языковое образование". 2016. № 2 (22). С. 87-92.

53. Пранцова Г.В. Итоговое сочинение в восприятии образовательного сообщества / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 2-1 (68). С. 201-204.

54. Пранцова Г.В. Проблемы подготовки старшеклассников к итоговому сочинению // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 4 (17). – С. 195–197.

55. Пранцова Г.В. Система заданий и упражнений для обучения итоговому сочинению-рассуждению / Литература в школе. 2019. № 5. С. 29-32.

56. Путятина Е.М. Средства связности текста сочинения как необходимый фактор его построения // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 996–1002.

57. Пыпа М.Е., Величко И.В. Специфика работы по подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему на основном государственном экзамене // Таврический научный обозреватель. – 2016. – № 1–3 (6). – С. 199–201.

58. Ралдугина Н.Н. Методический анализ в рамках подготовки к метапредметному сочинению / В сборнике: Молодая филология - 2019 (по материалам исследований молодых ученых) Межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией О.А. Фарафоновой. 2019. С. 114-118.

59. Решетникова О.А. Подходы к оценке метапредметных результатов и креативности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации // Педагогические измерения. — 2019. — №2. С. 5—8.

60. Романичева Е.С. «Возвращенное» сочинение: назад в будущее или все-таки... по-другому? // Русская словесность. 2015, № 5. С.5 – 10..

61. Романичева Е.С. О школьном литературном каноне и итоговом сочинении / Нижегородское образование. 2015. № 1. С. 4-8.

62. Романичева Е.С. От традиционного сочинения по литературе к сочинению нового типа // Сочинение в школе XXI века: содержание, функции, место в образовательном процессе: сб. статей / под ред. Е. С. Романичевой. М.: Совпадение, 2016. С. 5-9.

63. Романичева Е.С., Горелкина А. В. "Возвращенное" сочинение: итоги проверки и "перспективы" оценивания // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия "Филология. Теория языка. Языковое образование". 2016. № 2 (22). С. 78-86.

64. Рыженкова А.Е. Работа над словом в системе подготовки к написанию изложений и сочинений ОГЭ // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2016. – № 2. – С. 1412–1425.

65. Сидорова С.М. Методика подготовки учащихся к написанию сочинения в 11 классе / Наука, образование и культура. 2016. № 12 (15). С. 67-70.

66. Степанова Е.А. Литературоцентричность как основной принцип итогового сочинения // Языки. Культуры. Этносы. Формирование языковой картины мира: филологический и методический аспекты. – 2015. – Т. 1. – № 1. – С. 307–313.

67. Степанова М.В. Компенсаторные умения как основа коммуникации и социализации выпускника школы // Педагогические измерения. — 2020. — №1. С. 58 — 61.

68. Стрельцов В.А. Психологическое сопровождение подготовки к написанию сочинения / В сборнике: Актуальные проблемы педагогики и психологии: материалы III международной научно-практической конференции. 2018. С. 137-142.

69. Таякина С. Сочинение по… Алгоритм написания сочинения // Русская словесность: Журнал в журнале «Русский язык и литература для обучающиесяов». 2016, №2. С.86 – 90.

70. Трунцева Т.Н. Гносеологическое моделирование картины мира при подготовке обучающиесяов к итоговому сочинению / Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 1-2 (67). С. 215-218.

71. Трунцева Т.Н. Подготовка к итоговому сочинению в старших классах: приемы комментирования и рецензирования исходного текста / Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2017. № 2 (12). С. 42-48.

72. Трунцева Т.Н. Подготовка к сочинению на уроках русского языка и литературы в старших классах: дидактические приемы редактирования текста / Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-13. С. 122-126.

73. Трунцева Т.Н. Приемы редактирования текста при подготовке к сочинению на уроках русского языка и литературы в старших классах / В сборнике: Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения Сборник материалов XIV-й международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.М. Мосолова. 2016. С. 104-110.

74. Трунцева Т.Н. Школьное сочинение как учебно-методическая проблема / Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2016. № 4. С. 105-112.

75. Трунцева Т.Н. Этапы и приемы подготовки к итоговому сочинению на уроках русского языка в старших классах / Русский язык в школе. 2016. № 11. С. 17-22.

76. Трунцева Т.Н., Вольнова Т.С. Конструирование как один из способов решения творческой задачи – написания сочинения в новом формате // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – № 4. – С. 1293–1301.

77. Учителя об итоговом декабрьском сочинении: первые впечатления // Русский язык. 2015. № 2. С. 4-8.

78. Фазиулина И.В., Зверева Т.В. Тренинг как эффективная форма подготовки к итоговому сочинению // Филологический класс. – 2015. – № 4 (42). – С. 46–51.

79. Филонова Ю.А. Коммуникативный подход к обучению обучающиесяов написанию сочинения. Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 70-76.

80. Холодырева О. Совершенствование выразительности речи при подготовке к итоговому сочинению и ЕГЭ // Русская словесность. Журнал в журнале «Русский язык и литература для обучающиесяов». 2016. №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 6; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.172.250 (0.018 с.)