Проектирование земляного полотна на слабых водонасыщенных грунтах
12 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА СЛАБЫХ ВОДОНАСЫЩЕННЫХ ГРУНТАХ
12.1 Общие положения
12.1.1 Земляное полотно на слабых грунтах проектируют в виде насыпей, расчет которых должен осуществляться с учетом особенностей работы всей дорожной конструкции.
Требования к грунтам верхней части насыпи, а также необходимое возвышение низа дорожной одежды над расчетным уровнем поверхностных и грунтовых вод приведены в разделе 6.
12.1.2 Дорожная конструкция включает дорожную одежду, земляное полотно и слабое основание, состоящее из одного или нескольких слоев слабого грунта. Для болот слой грунта, кровля которого является дном болотной залежи, считается несжимаемым.
12.1.3 В основу проектного решения на участке залегания слабых грунтов может быть положен один из двух принципов: удаление слабого грунта и замена его или применение эстакад; использование слабого грунта в качестве основания насыпи с применением мероприятий, обеспечивающих устойчивость основания и ускорение его осадки, а также прочность дорожной одежды, сооружаемой на таком земляном полотне.
12.1.4 Принцип и конкретное проектное решение по конструкции насыпи выбирается на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом:
– категории автомобильной дороги и типа дорожной одежды, требуемой высоты насыпи и качества имеющегося для ее отсыпки грунта;
– протяженности участка со слабыми грунтами;
– вида и особенностей свойств слабых грунтов, залегающих на участке, и особенностей строения слабой толщи (мощность, наличие переслаивания, уклон кровли подстилающих пород и т.д.);
– условий производства работ, в том числе сроков завершения строительства, климата района, времени года выполнения земляных работ, дальности возки грунта, возможности строительной организации (обеспеченность транспортом, наличие специального оборудования и т.п.).
12.1.5 Использование слабого грунта в качестве основания во многих случаях существенно снижает стоимость и трудоемкость работ, повышает темпы строительства, поэтому отказ от его использования должен быть обоснован технико-экономическим анализом с учетом конкретных условий. Такой анализ осуществляется на основе прогнозов устойчивости, конечной величины и длительности осадки слабой толщи при возведении на ней насыпи.
12.1.6 Земляное полотно на слабых грунтах проектируют в комплексе с дорожной одеждой с учетом общих требований, предъявляемых к ним, и следующих дополнительных требований, обусловленных особенностями слабых грунтов:
а) устойчивости – не допускается возможность выпора (или выдавливания) слабого грунта из-под насыпи в период ее эксплуатации;
б) стабильности – не допускается устройство дорожной одежды до завершения консолидации слабого грунта в основании насыпи;
в) прочности – упругие прогибы и колебания дорожной одежды и насыпи, вызываемые действием транспортной нагрузки, не должны превышать значений, допустимых для принятого типа покрытия.
12.1.7 Для исключения недопустимых упругих колебаний толщина насыпей, сооружаемых на торфяных основаниях, должна быть не менее указанной в таблице 9. Для насыпей на торфяном основании, толщина которых по статическому расчету меньше значений, приведенных в таблице 9, необходимо произвести динамический расчет с целью проверки допустимости ускорений колебаний земляного полотна по условиям вибрационной прочности покрытия.
|