Рисунок 11.1 ¾ Расчётная схема к определению устойчивости земляного полотна на склоне (косогоре)
Рисунок 11.1 ¾ Расчётная схема к определению устойчивости земляного полотна на склоне (косогоре)
1 ¾ 5 — номера расчётных блоков
11.2.4 На основе расчетов по формуле (11.1) при К уст = 1,3 в таблице 6 приведены рекомендуемые диапазоны размещения земляного полотна на склонах (косогорах) в зависимости от их крутизны.
11.2.5 При проектировании земляного полотна автомобильных дорог I категории при уклонах косогора менее 30о наиболее выгодным решением является расположение проезжих частей уступами в разных уровнях (рисунок 11.2).
Таблица 6 — Рекомендуемые диапазоны размещения земляного полотна на склоне
Крутизна склона
Конструкция земляного
полотна на склоне
Возможности устройства выемки и насыпи на склоне, % от общей ширины
До 15о включ.
Насыпь
Выемка
До 11.0
« 11.0
Св. 15о до 20о включ.
Насыпь
Выемка
В пределах 30—40
В пределах 60—70
« 20о « 25о «
Насыпь
Выемка
В пределах 20—30
В пределах 70—80
« 25о « 30о «
Насыпь
Выемка
В пределах 15—20
В пределах 80—85
« 30о « 35о «
Насыпь
Выемка
В пределах 5—10
В пределах 95—100
« 35о « 40о «
Насыпь
Выемка
Не рекомендуется
11.2.6 Ступенчатое расположение проезжих частей позволяет существенно снизить объем земляных работ, повысить безопасность движения и устойчивость откосов насыпи, улучшить взаимную увязку дороги с элементами рельефа местности.
11.3 Расчет устойчивости откосов высоких насыпей и глубоких выемок
11.3.1 Расчет по методу круглоцилиндрических поверхностей скольжения (КЦПС)
11.3.1.1 Коэффициент устойчивости откоса Куст определяют по формуле
К уст = , (11.2)
где Qi – вес i-го блока, т;
ai – средний угол наклона поверхности скольжения в пределах i-го блока к горизонту, град;
ji и ci – угол внутреннего трения, град, и удельное сцепление грунта, МПа, на поверхности скольжения в пределах i-го блока;
li – длина дуги скольжения i-го блока, м.
11.3.1.2 Для выделения блоков предварительно ограничивают отсек обрушения проведением дуги скольжения из вероятного центра вращения. Отсек делят на блоки вертикальными сечениями. Ширина блоков принимается примерно одинаковой (в пределах от 2 до 3 м). Рекомендуется, чтобы границы блоков проходили через точки перелома линии поперечного профиля откоса и через точки пересечения различных слоев, слагающих откос, с поверхностью скольжения.
В целях упрощения расчета центр наиболее опасной поверхности скольжения целесообразно определять, используя график Н. Янбу (рисунок 11.3).
Порядок использования графика:
1) определяют параметр lср по формуле
lср = , (11.3)
где Н – высота откоса, м;
r – расчетное значение плотности грунта, т/м3;
j, с – соответственно, угол внутреннего трения, град, и удельное сцепление, МПа.
2) зная lср и среднюю крутизну откоса bср, по графику определяют относительные координаты центра опасной дуги скольжения: х0 и y0 ;
3) умножая х0 и y0 на Н, получают абсолютные координаты центра х и y;
4) из найденного центра проводят расчетную дугу скольжения через нижнюю бровку откоса, делят отсек на блоки и вычисляют коэффициент устойчивости, используя зависимость (11.2).
При lср > 8 разрешается использовать кривую, отвечающую условию lср = 8.
|