Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекомендации по подготовке и защите проектаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Грамотное использование научной литературы является одним из важнейших требований, предъявляемых к любой работе, будь то студенческий реферат, проект, курсовая работа, научная статья. Умение автора работать с научной литературой, корректно употреблять цитаты и оформлять ссылки на использованные источники выступает одним из показателей уровня его академической подготовки. Работа с литературой и источниками информации начинается на начальном этапе проектирования. Руководителем учебного проекта для работы студентам может быть представлен рекомендуемый перечень литературы и источников. Студенты могут и самостоятельно подобрать материалы. Важным условием успешного выполнения теоретического освещения темы является правильный подбор и изучение студентом литературных источников, раскрывающих теоретические положения вопросов выбранной темы. При подборе литературы необходимо сразу же составлять библиографическое описание отобранных изданий. Описание изданий производится в строгом соответствии с порядком, установленным для библиографического описания произведений печати. Записать правильно источник информации – дело минутное, но эта минута поможет сберечь часы работы. На основании произведенных записей составляется список литературы и источников информации, который согласовывается с руководителем проекта. При изучении подобранной литературы критерием оценки прочитанного является возможность использования этого материала в работе. Начинать изучение нужно с энциклопедий и словарей. Затем следует изучить учебники и монографии, потом - журнальные статьи. Знакомиться с источниками следует в порядке обратном хронологическому, то есть вначале изучить самые свежие публикации, затем - прошлогодние, потом - двухгодичной давности и т.д. Существует ряд приемов, помогающих почерпнуть главное в любой книге, не читая ее целиком. Изучение литературы целесообразно проводить по следующим этапам: общее ознакомление с произведением в целом по оглавлению; изучение введения и предисловия; выборочный просмотр по первым предложениям абзацев и по приведенному иллюстративному материалу представляющих интерес глав; внимательное чтение этих глав; выписка представляющих интерес материалов; критическая оценка записанного, его редактирование и запись как фрагмент будущей работы. В последующем из таких фрагментов формируется конспект будущей работы, представляющий собой связанное и сжатое изложение своими словами обработанного материала. При изучении литературы студент выявляет дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов, следует привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы. Наиболее доступным источником разнообразной информации в настоящее время является Интернет. Тем не менее, нужно констатировать тот факт, что не вся информация, представленная в сети Интернет может вызывать доверие. Важно выработать правильное критическое отношение к информации, представленной в Интернете. При этом следует учитывать: - какова культурная сложность материала. Содержатся ли в выбранном Интернет-ресурсе ссылки или упоминание о культурных и исторических фактах, социальных явлениях, незнание которых может повлиять на понимание смысла текста; - кто автор сайта - частное лицо, организация? Доверяете ли Вы этому источнику? Каким интересам служит информация, размещенная на сайте?; - какова надежность информации. На чем основаны выводы или основные аргументы автора сайта? Содержатся ли на сайте ссылки на другие источники? Какие? Надежные ли они?; - насколько актуальна информация. Когда была размещена информация на сайте? Является ли она современной или устаревшей?; - насколько объективна информация. Объективные ли материалы сайта? Отражают ли они позицию одной из сторон или способствуют формированию целостного плюралистического взгляда на реальность? Чьи интересы представляет выбранный материал, особенно при обсуждении социально-острых тем. Вопрос об использовании информации из Интернет-ресурсов должен быть согласован с руководителем проекта. После изучения и обработки подобранной литературы и источников информации можно приступить к написанию теоретической части проекта.
3.4 Выполнение продукта проектирования
Выполнение продукта проектирования является целью, результатом проекта, поэтому важно обеспечить высокое качество его выполнения. На защите проекта презентуется именно продукт проектирования. Формы проектной деятельности (жанры) достаточно разнообразны. Примерный перечень продуктов проектной деятельности приведен в приложении В. При выборе продукта проектирования следуют учитывать: - наличие имеющихся или возможность приобретения необходимых материальных ресурсов; - имеющиеся способности, практические умения студента в выполнении ранее аналогичных работ или желание освоить новый вид деятельности; - практическую значимость продукта в использовании в учебном процессе, популяризации профессии, специальности, колледжа.
3.5 Основные требования к оформлению пояснительной записки учебного проекта
3.5.1 Общая структура пояснительной записки Пояснительная записка представляет собой описание теоретической части проекта и обоснования принятых в проекте решений со следующей структурой: - титульный лист (название учредителя, колледжа, дисциплина(ы), тема, вид работы, автор проекта, руководитель проекта, дата, преподаватель дисциплины ИУП, дата, место издания, год издания). Пример титульного листа представлен в приложении Г; - содержание (перечень структурных элементов пояснительной записки). Пример оформления содержания представлен в приложении Д; - введение; - основная часть (главы, параграфы, пункты); - заключение; - приложения; - список литературы и источников информации. Общий объем пояснительной записки должен составлять 10-15 листов. Пояснительная записка к учебному проекту оформляется в соответствии с требованиями внутреннего стандарта на оформление текстовых документов.
3.5.2 Рекомендации по написанию введения Введение – одна из составных и важных частей пояснительной записки к проекту. Во введении во вступительной части кратко формулируют актуальность выбранной темы. Обоснование актуальности выбранной темы – это начальный и обязательный этап любого исследования. Обосновывая актуальность избранной темы, следует указать, почему именно она и именно на данный момент является современной, важной, значимой. Несомненным показателем актуальности является наличие проблемы. Проблему можно представить, как некую противоречивую ситуацию, требующую своего разрешения. Разрешение этого противоречия самым непосредственным образом связано с практической необходимостью. Это значит, что, обращаясь к той или иной проблеме, исследователю нужно четко представить, на какие вопросы практики могут дать ответ результаты его работы. Кроме того, автор должен привести краткий обзор литературы по теме. Обзор литературы показывает умение автора работы систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное и главное в современном состоянии изученности темы. Далее формулируется рабочая гипотеза - предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо факторов, особенностей, характеристик и предвосхищающее результат исследования. (Гипотеза формулируется обязательно, в исследовательском проекте, возможно в информационном проекте). Затем формулируют объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного исследования относятся между собой как общее и частное. Именно предмет исследования определяет тему работы. Обязательным элементом любой деятельности является целеполагание. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением. При формулировании цели исследовательской деятельности могут использоваться глаголы «доказать», «обосновать», «выявить роль, значимость; «исследовать». При формулировке цели проектной деятельности – «разработать», «создать», «оформить», т.к. продукт имеет материальное воплощение, например, видеофильм, действующая модель или макет чего-либо, компьютерная программа и т.п. Затем следует указать конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить..., проанализировать..., описать..., установить..., выявить..., разработать..., и т.д.). Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы. Задач исследования, проектирования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Обязательным элементом введения является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели. Во введении необходимо также указать на теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем). Во введении отмечаются признаки новизны исследования, его практическая, теоретическая и социальная значимость. Научная новизна может определяться в исследовании отличием полученных результатов от известных, в этом случае следует классифицировать степень новизны (впервые получено, усовершенствовано, обеспечено дальнейшее развитие и т.п.), раскрыть сущность новых результатов. Научная новизна определяется, например, отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки целей, задач, гипотез. Объем введения должен составлять 1-2 страницы в зависимости от общего объема работы (как правило 1/10 от всего объема работы) Введение обычно обязательно пересматривается и корректируется после выполнения всей работы.
3.5.3 Рекомендации по написанию основной части Построение основной части зависит от вида проекта, его специфики и поставленной цели. Однако, в большинстве случаев основная часть может быть поделена на две главы. Первая глава – теоретическая, вторая – практическая. Первая глава наплавлена на демонстрацию ориентированности автора проекта в проблеме исследования, обоснование гипотезы исследования и выбор способов ее доказательства. Содержание главы начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу. Литературный обзор представляет собой изложение идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату. В теоретической главе необходимо кратко, но достаточно глубоко, систематизировано изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, привести их классификации. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента. При написании текста необходимо соблюдать следующие общепринятые правила. 1) Не рекомендуется вести повествование от первого лица единственного числа. Такие утверждения лучше выражать в безличной форме. Например, вместо фразы: «Изученные мною источники литературы», лучше писать: «Изученные источники литературы». 2) При упоминании в тексте фамилий необходимо ставить инициалы перед фамилией. 3) При изложении различных точек зрения и научных положений, цитат, выдержек из литературы необходимо соблюдать ряд требований: - цитату нужно приводить точно по источнику и заключать в кавычки; - цитата должна быть полной. Возможен пропуск слов, предложений в цитате, который обозначается многоточием. Многоточие ставится в любом месте цитаты. Знак препинания, стоящий перед пропущенным текстом или за ним, не сохраняется; - каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник; - допускается непрямое цитирование, т.е. пересказ мыслей других авторов своими словами. В этом случае также необходимо сделать ссылку на источник; - цитирование не должно быть избыточным, что создает впечатление несамостоятельной работы; - сноски на источники цитирования можно оформлять различными способами (см. внутренний стандарт на оформление текстовых документов). 4) При написании пояснительной записки к учебному проекту целесообразно использовать следующие «клишированные» фразы и словосочетания: «Проблема исследована авторами», «В работе... рассматривается», «Автор считает, что». «В первой главе освещается вопрос», «Говоря о проблеме..., автор подчеркивает», «Также обращается внимание на», «Таким образом, автор приходит к выводу о том, что», «В работе... рассматривается роль (значение)», «Автор придерживается идеи (позиций)», «Подчеркивается необходимость», «В заключении автор приходит к выводам». 5) При написании текста не следует злоупотреблять вступительными словосочетаниями в начале фраз («следует подчеркнуть», «необходимо заметить»); рекомендуется избегать длинных предложений, так как они затрудняют понимание текста. В конце главы или параграфа делается вывод. Таким образом, текст аналитического обзора должен соответствовать следующим требованиям: - достоверность и полнота информации; - наличие авторской оценки использованной информации; - логичность структуры; - ясность, четкость изложения; - композиционная целостность; - аргументированность выводов. При окончательном оформлении материалов теоретического исследования необходимо придерживаться следующих правил: - название и содержание главы, параграфов, а также пунктов должны соответствовать теме исследования и не выходить за ее рамки. Содержание главы должно исчерпывать тему, а содержание параграфов – главу в целом; - не допускать спешки с окончательной отделкой, взглянуть на материал через некоторое время, дать ему «отлежаться». Нужно проверить систему аргументации, затем провести уточнение, шлифовку отдельных смысловых частей и предложений, сделать необходимые дополнения, перестановки, убрать лишнее, провести редакторскую, стилистическую правку. При этом некоторые рассуждения и умозаключения, как показывает практика, будут представляться неудачно оформленными, малодоказательными и несущественными. Их нужно улучшить или опустить, оставить лишь действительно необходимое. Стиль изложения должен сочетать в себе научную строгость и деловитость, доступность и выразительность; - проверить оформление ссылок, составить справочный аппарат и список литературы и источников информации (библиографию); - соблюдать авторскую скромность, учесть и отметить все, что сделано предшественниками в разработке исследуемой проблемы. Вторая глава посвящается общей характеристике и характеристике отдельных структурных элементов продукта проектной деятельности, особенностям его разработки, а также формулировке выводов и предложений, вытекающих из анализа полученного результата. Для выполнения продукта проектной деятельности, который зависит от видапроекта необходимо: - подобрать и проанализировать информацию о конкретном проектном продукте (понятие, виды, имеющиеся аналоги в соответствии с темой, их особенности разработки, требования к разработке и его использованию); - выработать концепцию, для достижения цели и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, - определить план и/или программу создания продукта проектной деятельности, - осуществить поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений) в зависимости от сферы и условий применения продукта, - построить алгоритм деятельности по выполнению проектного продукта, - организовать деятельность по выполнению, реализации проекта, - проанализировать получившийся результат деятельности, т.е. оценить соответствие всех свойств продукта замыслу проекта, - подготовить полученный продукт к его дальнейшему использованию: разработать рекомендации (инструкции к использованию); - проверить возможность использования полученного продукта в конкретных условиях и при необходимости доработать его.
3.5.4 Рекомендации по написанию заключения Заключение – самостоятельная часть работы. Оно не должно быть кратким пересказом содержания работы. В нем важно указать: - в чем заключается главный смысл работы, - какие результаты получены, - какие удалось решить проблемы (социальные, экологические, экономические, технологические и т.п.), - какие новые знания получены, - какие «плюсы» и «минусы» существуют в проекте. Заключительная часть, составленная по такому плану, характеризует глубину изучения темы, показывает уровень знаний и степень осмысления рассмотренных в проекте проблем. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, способы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим проектантам придется решать в первую очередь. Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и соотнести их с целью и задачами, поставленными во введении. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие выводы (результаты) получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования или доработки проекта, а также конкретные задачи, которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала. Объем заключения составляет 1-2 листа.
3.5.5 Рекомендации по оформлению приложений После заключения могут быть размещены приложения, они содержит материалы, дополняющие текст основной части. Это могут быть: таблицы, схемы, фрагменты источников, иллюстрации, фотоматериалы, словарь терминов, афоризмы, изречения, рисунки, фрагменты документов и т.д. Порядок оформления приложений приводится во внутреннем стандарте колледжа.
3.5.6 Рекомендации по составлению списка литературы и источников информации После приложений помещают список литературы и источников информации, в который включают все нормативные акты, книги, журналы, газеты, интернет-источники, используемые в процессе работы над проектом, оформляемые в соответствии с правилами библиографии. Список литературы и источников информации составляется в следующей последовательности: - Конституция РФ, Законы РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативно-законодательные документы – в соответствии со значимостью; - книги и статьи из периодических изданий и сборников располагаются в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг и статей (если автор отсутствует); - неопубликованные документы – в алфавитном порядке; - интернет ресурсы – в алфавитном порядке. 3.5.7 Рекомендации по проверке оформления пояснительной записки. Закончив написание пояснительной записки, следует вновь её перечитать, внести корректировку в текст работы при необходимости. Проверку рекомендуется выполнять в следующем порядке. 1) Откройте электронную версию редактируемого документа. 2) Проверьте структуру пояснительной записки проекта. 3) Прочитайте текст пояснительной записки. Сравните введение и заключение. Сравните названия глав, параграфов, пунктов с представленным содержанием. При смысловых неточностях отредактируйте текст. 4) Проверьте оформление работы, руководствуясь требованиями внутреннего стандарта колледжа на оформление текстовых документов: - титульный лист; (Пример представлен в приложении Г); - шрифт (наименование, размер); - межстрочный интервал (значение, отсутствие интервалов до и после абзаца); - нумерация страниц (расположение, шрифт); - выравнивание текста по ширине, отсутствие больших интервалов между словами; - значение абзацного отступа по всему тексту; - оформление заголовков (оформление, нумерация и значение отступа между заголовком и текстом); - оформление таблиц (название, оформление элементов таблицы, шрифт, оформление переносов таблицы, ссылки на таблицы в тексте); - оформление формул; - оформление рисунков (название, размещение, качество представления); - оформление нумерованных списков (порядок, пунктуация); - оформление ссылок, примечаний (библиографическое описание, порядок); - оформление приложений (порядок, название, ссылки на них в тексте); - оформление списка литературы и источников информации (заголовок, последовательность, библиографическое описание) - оформление содержания (заголовки, последовательность описания разделов, соответствие номера страницы и названия (главы, параграфа, пункта, подпункта). 5) Обязательно проверьте оформление пояснительной записки перед печатью документа еще раз на соответствие требованиям. Проведите работу над ошибками при их наличии. 6) Распечатайте текст пояснительной записки на одной стороне листа. 7) Сброшюруйте документ в папку со скоросшивателем. 8) Проверьте правильность расположения всех разделов пояснительной записки. 9) Распишитесь на титульном листе. 10) Сдайте пояснительную записку к учебному проекту вместе с проектным продуктом руководителю на проверку. 4.1 Общие требования, предъявляемые к подготовке выступления
После окончания работы над проектом, оформления полученных результатов, прочтения и одобрения ее руководителем наступает последний этап – защита. К сожалению, важность этого этапа иногда недооценивается, и тогда даже качественно выполненный проект или исследование выглядит при публичном представлении неубедительно. Автор или «заваливает» аудиторию и жюри объемом информации, или на ходу пытается выстроить логику своего изложения. В итоге – «смазанное» представление у слушателей и чувство неудовлетворенности у выступающего. И напротив, искусно подготовленный доклад по защите проекта может «затенить» некоторые его недостатки и таким образом, повысить шансы выступающего на хорошую оценку. Следует помнить, что на всё выступление отводится не более 5-7 мин. (в некоторых случаях до 15 минут, о чем всегда сообщается заранее). По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы. Если докладчик не сумел заинтересовать аудиторию за отведенное по регламенту время, его продолжение только усилит непонимание и раздражение слушателей.
4.2 Подготовка доклада
Подготовку доклада для выступления нужно начать с продумывания его структуры. Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика - залог понимания его аудиторией. Презентация (представление) как форма предъявления проекта по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта. Схема построения речи на презентации (защите проекта) разрабатывается в зависимости от типа и содержания проекта, цели выступления, особенностей аудитории, риторического мастерства выступающего и др. Общие рекомендации по подготовке защитного слова проекта: 1) Описать проблемную ситуацию в общих чертах. 2) Кратко изложить историю вопроса, позволяющую понять причину возникновения проблемы (ответ на вопрос: почему существует это явление или проблема, установить причины, выявить предпосылки и факторы). 3) Выделить основные противоречия проблемной ситуации, показать, как можно их разрешить и сформулировать цель проекта. 4) Кратко охарактеризовать тему проекта (теоретические сведения по теме проекта) 5) Дать описание объекта (охарактеризовать объект: назвать его существенные свойства и дать им оценку) и предмета исследования (обосновать, почему выбран именно данный предмет). 6) Описать идею проекта. 7) Продемонстрировать и кратко охарактеризовать продукт проектной деятельности. Аргументировать и обосновать механизм реализации проектной идеи. 8) Ознакомить слушателей с положительными изменения в результате реализации проекта. 9) Назвать возможные препятствия (риски) и внести предложения как их можно избежать. 10) Обосновать необходимость ресурсного обеспечения. 11) Перечислить сильные и слабые стороны проекта. 12) Охарактеризовать перспективы развития проекта или разрешения проблемы. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, видеофильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории. Особое внимание слушателей обращается на речь докладчика. Она должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной. Если докладчик старается говорить быстро, проглатывая окончания слов, тихо, невнятно, то качество его выступления снижается. Спокойное, последовательное и хорошо аргументированное изложение материала импонирует слушателям. Но использование научного стиля отнюдь не означает пренебрежение к использованию образных сравнений, контрастов, необычных фактов, позволяющих удерживать внимание аудитории. Во время выступления желательно использование компьютерной презентации. Очень важно не торопиться во время доклада и не мямлить. Если докладчик только читает текст слайдов, то это может стать сигналом, что он не ориентируется в материале. Желательно подготовить к каждому слайду заметки по докладу («Вид» – «страницы заметок»). Распечатать их («Печать» – «печатать заметки») и использовать при подготовке, в крайнем случае – на самой презентации. Можно распечатать некоторые ключевые слайды в качестве раздаточного материала.
4.3 Подготовка демонстрационного материала, иллюстрирующего выступление
4.3.1 Виды демонстрационных материалов При выступлении используется различный демонстрационный материал. Прежде всего, это должен быть продукт проектирования по теме проекта. 4.3.1.1 Приборы, модели, конструкции и другие наглядные предметы. Наглядные предметы служат эффективным средством успешного взаимодействия со слушателями. Демонстрация реальных предметов привлекает внимание, способствует оперативному пониманию и усвоению новой информации. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место для размещения наглядных предметов. При демонстрации работы или проведении опытов необходимо соблюдать технику безопасности, а также чистоту помещения и сохранность использованных предметов. 4.3.1.2 Слайды, кино- и видеоролики, компьютерные презентации. Видеоматериалы являются современными средствами изобразительной наглядности и эффективны для восприятия информации присутствующими. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить и проверить) технические и организационные средства демонстрации видеоматериалов. 4.3.1.3 Плакаты, схемы, чертежи, таблицы, графики, рисунки и другие материалы, оформленные на бумажном носителе. Бумажный материал должен быть удобен для восприятия присутствующими и докладчику при переноске, демонстрации, креплении и снятии. Рисунки и тексты плакатов, схем и т.д. должны быть сделаны в увеличенном масштабе. Докладчику необходимо заранее предусмотреть (при необходимости подготовить) место не только для демонстрации плакатов, но и средства их оперативного крепления и последующего снятия. Во время ссылки на тот или иной плакат рекомендуется пользоваться обычной и/или лазерной указкой. Возможен вариант, когда докладчик заранее готовит необходимое количество малоформатных копий плакатов, схем и т.д. и до выступления раздает их присутствующим (такой раздаточный материал принято называть хэндаутами). 4.3.1.4 Записи на доске (флипчарте). Записи на доске (флипчарте) обогащают устное выступление, но при этом докладчику необходимо учитывать временные затраты на запись, а также следить за четкостью и аккуратностью ее исполнения.
4.3.2 Рекомендации по составлению компьютерной презентации с помощью POWER РOINT Компьютерная презентация используется на защите в качестве наглядного пособия или зрительного ряда. Чтобы защита прошла успешно, необходимо подготовить доклад и проиллюстрировать его презентацией. Подготавливая презентацию необходимо: - обдумать точки зрения, идеи, выводы, которые нужно представить; - информацию для каждого слайда (10-15 слайдов, не больше 40 слов текста на слайд, ограничить количество цифр на графических изображениях слайдов и длину фраз (сжатый язык позволяет аудитории сфокусироваться на ключевых словах), подчеркнуть, выделить некоторые слова (ключевые слова); часть информации оформить графически (гистограммы, диаграммы); - помнить о том, что цвет может привлекать внимание, создавать настроение, способствовать положительному отклику; - помнить, что содержание слайдов должны соответствовать текстовому содержанию работы. Основными принципами при составлении компьютерной презентации являются лаконичность, ясность, уместность, сдержанность, наглядность (подчеркивание ключевых моментов), запоминаемость (разумное использование эффектов). Необходимо начать компьютерную презентацию с заголовочного слайда и завершить итоговым слайдом. Следует пронумеровать слайды. Для подготовки профессиональной компьютерной презентации рекомендуется использовать шаблоны. Следует уделить внимание дизайну шаблонов. Не нужно увлекаться яркими шаблонами, информация на слайде должна быть контрастна фону. Желательно подобрать два-три различных фоновых оформления для того, чтобы иметь возможность варьировать фон при плохой проекции. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовков, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Для фона выбирайте более холодные и светлые тона. Пёстрый фон не применять. Для лучшего восприятия старайтесь придерживаться единого формата слайдов (одинаковый тип шрифта, сходная цветовая гамма). Текст должен быть хорошо виден. В презентации следует размещать только оптимизированные (например, уменьшенные с помощью Microsoft Office Picture Manager) изображения. Материалы располагаются на слайдах так, чтобы слева, справа, сверху, снизу от края слайда оставалось свободные поля. Плохой считается презентация, которая долго загружается из-за изображений, имеющих большой размер. Нельзя злоупотреблять эффектами анимации. Оптимальной настройкой эффектов анимации является появление в первую очередь заголовка слайда, а затем – текста по абзацам. При этом если несколько слайдов имеют одинаковое название, то заголовок должен постоянно оставаться на экране. Динамическая анимация эффективна тогда, когда в процессе выступления происходит логическая трансформация существующей структуры в новую структуру, предлагаемую вами. Настройка анимации, при которой текст появляется по буквам или словам, может вызвать негативную реакцию аудитории, так как одновременно слушать выступление и вникать в тонкости визуального преподнесения материала исследования очень сложно. Визуальное восприятие слайда презентации занимает от 2 до 5 секунд, в то время как продолжительность некоторых видов анимации может превышать 20 секунд. Анимация не должна быть навязчивой. Не рекомендуется применять эффекты анимации к заголовкам, особенно такие, как «Вращение», «Спираль» и т.п. (Исключения составляют динамические презентации). Списки использовать только при перечислении. Возможно, использовать 3-5 пунктов. Большие списки и таблицы разбивать на 2 слайда. Чем проще, тем лучше. Проще считывать информацию, расположенную горизонтально, а не вертикально. Желательно форматировать текст по ширине. Не допускать «рваных» краёв текста. Уровень запоминания информации зависит от её расположения на экране. В левом верхнем углу слайда располагается самая важная информация Текст должен быть хорошо виден. Отказаться от курсива. Больше «воздуха» между строк (межстрочный интервал полуторный). Использовать шрифты без засечек (их легче читать): Arial, Verdana. Желательно устанавливать единый стиль шрифта для всей презентации. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде. Размещать много мелкого текста на слайде недопустимо. Используйте навигацию для обеспечения интерактивности и нелинейной структуры презентации. Это расширит ее область применения. (Навигация это – переход на нужный раздел из оглавления). В информационных слайдах анимация объектов допускается только в случае, если это необходимо для отражения изменений и если очередность появления анимированных объектов соответствует структуре проекта Сохранять презентацию лучше, как «Демонстрация PowerPoint» с расширением .pps. Тогда в одном файле окажутся все приложения (музыка, ссылки и.т.д.) Таким образом, к презентации предъявляются следующие требования: - на титульном слайде указываются данные автора работы и руководителя (ФИО и название ОУ), название материала, дата разработки; - соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.); - расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине); - качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; яркость и контрастность изображения); - кегль шрифта заголовков должен быть не менее 24 пунктов, основного текста не менее 18 пунктов; - использование единого стиля оформления; - творческий, оригинальный подход к созданию презентации; - презентация не должна быть скучной и громоздкой (оптимально это 10-20 слайдов). - на последнем слайде указывается перечень используемых источников – активные и точные ссылки на все графические объекты. - на завершающем слайде – благодарность за внимание.
4.4 Рекомендации по успешному выступлению
4.4.1 Предварительная репетиция выступления Устное выступление является своего рода сценическим искусством, т.е. включает в себя владение голосом, правильно выбранные жесты и позу, не лишней будет предварительная тренировка чтения доклада в знакомых вам условиях. Перед тем как выступать на научных конференциях городского и более высокого уровня, желательно пройти уровни внутригрупповой или внутриколледжный. Необходимо помнить, что чем больше выступлений, тем больший опыт приобретает докладчик. Можно попросить прослушать доклад своих друзей или родителей. Можно читать его и самостоятельно – для себя, но обязательно вслух. При этом контролировать время своего «выступления»: это поможет ориентироваться в условиях настоящего выступления (т.е. правильно выбрать темп и интонацию речи). Можно потренировать свою речь, умение выступать перед аудиторией, записывая его на аудио- или видеокассету. После чего постараться оценить ее (как выступление другого) по следующим характеристикам: - логичность; - точность; - ясность; - доступность; - убедительность; - интересность; - выразительность; - уверенность; - контакт со слушателями; - уместность жестов; - выражение лица и т.д. Чтобы доклад был интересным и убедительным, следует снабжать теоретические положения и выводы примерами текстов, стараться использовать простые предложения, как можно более точные формулировки. Меняя темп и интонацию речи в соответствии со смыслом читаемого (произносимого), можно избежать монотонности выступления. Говорить следует убеждённо, чётко и громко.
4.4.2 Требования к внешнему виду выступающего Важным фактором, влияющим на впечатление о докладчике, является его внешний вид. Поэтому одежда должна быть чистая, элегантная, деловая, комфортная, не должна пестрить, стеснять дыхание и движения. Прическа – аккуратная. Мимика – отражающая уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории. Фигура – подтянутая: спина – прямая, плечи – развернуты. Движения – свободные, уверенные, плавные; неагрессивные.
4.4.3 Общие правила выступления Немаловажную роль в публичном выступлении играет коммуникативное состояние студента, под которым понимается совокупность всех характеристик говорящего, которые оказывают влияние на его способность устанавливать контакт с аудиторией и поддерживать его. При формировании нужного коммуникативного состояния, которое позволит успешно взаимодействовать с аудиторией, необходимо: - думать только о докладе и презентации продукта; - сосредоточить внимание на слушателях; - следить за реакцией слушателей; - убедить себя в том, что в данный момент нет ничего более важного и значимого, чем выступление и внимание аудитории; - вкладывать в речевое действие все физические и моральные силы; - иметь наступательный волевой настрой, вести аудиторию за собой; - понимать, что публичное выступление – это профессиональное действие, связанное с осуществлением намерения, которое должно достичь цели. Все эти составляющие внутреннего состояния говорящего находят отражение в выражении лица, мимике, взгляде, позе, осанке, движениях тела. Подобная информация считывается аудиторией на подсознательном уровне. Из этого следует, что провалить свое выступление можно даже до того, как будет произнесено первое слово. Нельзя выходить к аудитории и начинать говорить, чувствуя себя расслабленным, безвольным, равнодушным, безынициативным. Все это сразу ощутит аудитория (пусть даже поначалу и не осознает), и ее реакция будет неблагоприятной, пассивной. О контакте с аудиторией следует помнить еще при подготовке текста выступления. Существуют специальные речевые действия, к которым относятся: обращение, приветствие, комплимент и прощание. Следует выбрать несколько вариантов каждого из этих действий и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей. Очень важную роль при поддержании контакта играют мета-текстовые конструкции. Метатекст – это текст о тексте. В нем говорится о построении речи. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: «Хотел обратить ваше внимание на»; «Повторим еще раз»; «Теперь перейдем к вопросу о»; «Во-первых»; «Во-вторых»; «В заключение хотелось бы сказать» и т.п. Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы она легко, с первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи.
4.4.4 Рекомендации при ответе на вопросы слушателей После того как докладчик закончил свое выступление, члены комиссии задают вопросы. Вопросы может задать и любой присутствующий на выступлении. Вопросов не нужно бояться: это еще одна возможность продемонстрировать обстоятельность и глубину изучения темы. Существует представление, что задавание вопросов продиктовано исключительно желанием «потопить» докладчика. Это ошибочное мнение. Скорее всего, если докладчику задают вопросы, это значит, что тема заинтересовала, привлекла внимание слушателей. При ответах на вопросы следует помнить несколько простых правил. Если заданный вопрос выходит за рамки проведенного исследования, проектирования не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать, доработать на следующем этапе. Таким образом, докладчик дополнительно поддержит образ вдумчивого исследователя. Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него. В противном случае есть опасность, что вы отвечаете не на вопрос, который вам задали, а на свою версию этого вопроса: не следует впадать и в другую крайность – начинать уточнять очевидные и понятные вещи. Везде хороша мера. По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования. Выступающий должен проявить внимание, уважение к любому, задающему вопрос, признать его вопрос законным, правомерным, заслуживающим внимания. Подчеркнуто внимательно следует выслушать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает его, чтобы обратить на себя внимание или что-то разъяснить для себя. Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить члену комиссии: «Вы меня не так поняли». Нужно сказать: «Наверное, я неудачно выразился» или: «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др. Отвечать на вопросы необходимо кратко. Не следует превращать ответ еще в одно выступление. Ответ на любой вопрос должен занимать 1-5 минут, не больше. 4.4.5 Примерный план публичной защиты проекта Информация по возможному сценарию выступления по теме проекта можно представить в следующем виде, представленном в таблице 4.
Таблица 4 – Примерный сценарий выступления Составные части выступления Речевое оформление Приветствие
«Добрый день», «Уважаемый председатель», «Уважаемые члены комиссии и присутствующие»! Название темы проекта «Позвольте предложить вашему вниманию учебный проект на тему...»; «Тема моего выступления» Проблема, определившая тему проекта. Актуальность темы (обоснование выбора темы). Цель проекта и способы ее достижения (задачи)
«Актуальность и выбор темы проекта определяются следующими факторами: во-первых, ... во-вторых, ... в третьих, ...» «Цель проекта — ...»; «Основные задачи проекта и способы их решения: 1. ... 2. ... 3. ...» Результаты, полученные в ходе исследования, проектирования «В ходе (исследования), проектирования получены следующие новые теоретические и (или) практические результаты». Демонстрация продукта проектирования Работа над проектом позволила получить ... Разрешите продемонстрировать разработанный проект Выводы
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы: 1. ... 2. ... 3. ... Соответствие полученного результата цели. Перспективы проектирования «Данная тема имеет перспективы развития в следующих направлениях...» Благодарность за внимание «Благодарю за внимание к моему выступлению» Дискуссия по теме доклада
Ответы на вопросы
«Спасибо (благодарю) за вопрос»: а) «Мой ответ — ...»; б) «В ответ на ваш вопрос можно сказать, что ...»; в) «У меня, к сожалению, нет ответа, так как рассмотрение данного вопроса не входило в предмет исследования»; г) «Ответ на данный вопрос требует подробного объяснения, если на это будет предоставлено время, то я готов(а) ответить на него» и т. д. Благодарность за интерес и вопросы по теме проекта «Благодарю за проявленный интерес и вопросы по теме проекта. Спасибо за внимание»
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-17; просмотров: 7; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.195 (0.025 с.) |