Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методика обучения письму как одной из форм общенияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обучение письменному выражению мыслей осуществляется с помощью подготовительных (тренировочных) и речевых упражнений. Подготовительные упражнении обучают умениям и навыкам, лежащим в основе письменного высказывания: трансформации, сжатию или расширению предложений, группировке по различным признакам, эквивалентным заменам (лексическим иди грамматическим), вопросоответным умениям, выборочному переводу и др. Упражнения в преобразовании материала неравнозначны по сложности. При выполнении, например, подстановок учащиеся овладевают механизмом построения предложения, умением наполнять его новым языковым материалом. Подстановки иногда имеют зрительную опору в виде образцов выполнения заданий. В хорошо подготовленном классе желательно сопровождать эти задания трансформациями или несложным репродуцированием (например, при выполнении упражнения «один учащийся спрашивает, другой отвечает» реплики каждый раз должны заменяться новыми). Выполняя упражнения такого типа, учащиеся обучаются умению выбирать нужные по значению и форме слова и располагать их в зависимости от синтаксической функции этих слов. Упражнения сначала выполняются в классе устно, а затем письменно как домашнее задание. Расширение и сокращение предложений относится также к несложным заданиям. При сокращении учащиеся обучаются исключать несущественные, избыточные элементы (дополнения, обстоятельства, иногда придаточные предложения), различать базисную и трансформированную структуры. При расширении учащийся должен, наоборот, развивать мысль, содержащуюся в предложении, правильно оформить расширенную структуру с точки зрения формы (морфологии, синтаксиса) и не нарушить логику изложения. Заполнение пропусков недостающими словами имеет два варианта выполнения: полумеханический, когда вставить нужно слова, данные в скобках, и более творческий, когда подсказка отсутствует. В нервом случае требуется знание грамматических форм слова, во втором — умение самому выбрать слова, подходящие к конкретному контексту, правильно сочетать их, дифференцировать объем значений слова и др. Конструирование предложений является весьма ценным упражнением, так как при его выполнении происходит дальнейшее осмысление и запоминание материала, а 'также формируются навыки и умения: а) строить предложения по образцу; б) выбирать и комбинировать языковые единицы в зависимости от их морфолого-синтаксической характеристики и смыслового содержания; в) правильно строить предложения, соблюдая правила графики, орфографии и пунктуации. К конструированию относятся следующие виды упражнений; - составление сложносочиненного или сложноподчиненного предложения из двух простых; - описание несложной ситуации с помощью заданных слов и словосочетаний; - образование краткого диалога при опоре па указанные этикетные формулы и речевые намерения (например, представление, приветствие, прощание и т.д.). Волросоответные упражнения подготовительного характера связаны, как правило, с конкретными предложениями текста и представляют собой, по существу, переконструирование предложений из повествовательной формы в вопросительную. Особое значение имеют альтернативные вопросы, содержащие своеобразную подсказку как для положительного, так и для отрицательного ответа. Переводные подготовительные упражнения предполагают поиск эквивалентных замен в родном и иностранном языке на уровне словосочетаний, предложений и микротекстов. Речь идет здесь в первую очередь о переводе с родного языка на иностранный, поскольку данное упражнение служит не только средством закрепления лексики и грамматики, по и средством контроля усвоенного, позволяя более точно оценить успехи учащихся, а также ошибки и вызвавшие их причины. Отличительной чертой речевых упражнении является направленность внимания на содержание письменного высказывания, включающего в себя комплекс различных трудностей, характерных для данной формы общения. Механизмы письменного составления текста осуществляются примерно следующим образом: 1) наличие у автора письменного текста речевого намерения, т.е. представление о том, что будет написано, кому и с какой целью; 2) отбор языковых средств для реализации коммуникативной задачи; 3) выделение предиката как стержневой части в смысловой организации предложения; 4) осуществление связи между предложениями с помощью адекватного выбора строевых слов. В результате выполнения речевых упражнений формируются следующие умения письма: - передача в письменном высказывании главной мысли; - выбор способа передачи главной мысли — индуктивный или дедуктивный; - передача основного содержания прочитанного или прослушанного текста; - правильное (нормативное и узуальное) оформление текста; - использование знаков графики, орфографии и пунктуации для выражения субъективной информации; - выделение в письменном высказывании основных мыслей (абзацев), а также зачина, середины и концовки; - соблюдение логики изложения; - учет социокультурных особенностей иноязычной эпистолярной речи; - умение показать культуроведческую осведомленность в письменных текстах страноведческой тематики и др. Речевые письменные упражнения органически вытекают из подготовленной устной коммуникации. Постепенно усложняясь, они приобретают более творческий характер, когда исключается опора на образцы или иные подсказки, а сам текст порождается либо из побуждения к высказыванию, л ибо из желания получить новую информацию. Речевые письменные упражнения можно условно разделить на ряд групп с учетом сложности содержания, объема текста, характера опор и роли творчества при их выполнении: 1) репродукция с использованием формальных опор (ключевых слов, речевых формул, заголовков/подзаголовков, образцов из учебника, таблиц): - воспроизведение печатного текста или текста, воспринятого на слух по ключевым словам (речевым формулам); - письменно обоснованное прогнозирование содержания текста с опорой на заголовки, подзаголовки и план; - составление текста с помощью цепочки логически связанных предложений {ряды Ф. Гуэна и др.); 2) репродукция содержания с опорой па текст: - письменные вопросы к тексту; - составление плана (в форме вопросов или номинации); - дополнение или сокращение текста; - озаглавливанис текста с письменным обоснованием выбранного заголовка; - трансформация диалога в монолог; - видоизменение диалога (введение нового действующего лица, изменение ситуации общения); - характеристика одного из действующих лиц с помощью данных, содержащихся в тексте, и др.; 3) продукция с опорой на изобразительную наглядность: - описание картины, открытки, фрагмента кино-, диафильма; - написание изложения с опорой на картину/фрагмент кинофильма; - написание сочинения с опорой на текст, серию рисунков и двух-трех проблемных вопросов; - составление и запись диалога по содержанию картины (работа в парах); - составление письменной рецензии на текст, посвященный описанию картины, и др.; 4) продукция с опорой на прежний речевой и жизненный опыт (на однажды увиденное или прочитанное): - составление развернутых планов/анкет, связанных с изучаемой темой (НО не с текстом); - изложение содержания прослушанного текста, не связанного с изучаемой темой, и оценка информации; - объяснение значения пословиц, поговорок, изречений, заимствованных из литературы и фольклора стран изучаемого языка; - составление письменной оценки доклада, сделанного одним из одноклассников на уроке; - написание курсовой/проектной работы (старшие этапы обучения в школах с расширенной сеткой часов); - написание рецензии на курсовую/проектную работу; - сочинение на тему, указанную учителем. Например, «Книги - мое хобби» или «Что я знаю о Бсрлипе / Парижс / Лоидопе» и т.д.; - составление текста официального и неофициального письма (текста объявления). Если сравнить между собой даже наиболее трудные типы речевых упражнений, то легко заметить, что наряду с общими моментами (комплексом трудностей, направленностью внимания на содержание, новизной информации) они имеют некоторое отличие. Более сложные упражнения связаны с собственным определением содержания высказывания, с отсутствием формальных или содержательных опор. Один и тот же тип упражнения, например изложение или сочинение, может видоизменяться в зависимости от уровня языковой подготовки и сложности темы. Для иллюстрации различий обратимся к более подробному анализу отдельных типов из перечисленных выше упражнений. Составление плана к прочитанному или прослушанному тексту связано с умением учащихся делить текст на смысловые отрезки, сокращать и перефразировать его. Более легким сточки зрения мыслительных задач является составление плана в виде номинативных предложений. Составить план в форме ключевых словосочетаний труднее, гак как учащиеся должны очень точно определить предикаты суждения и уметь выделить их из текста. Мыслительные действия при составлении плана сводятся к следующему: прочитанный или прослушанный текст осмысливается с точки зрения содержания языковых средств и структуры, затем материал делится на части, которым даются заголовки. Составленный план уточняется сточки зрения полноты и последовательности отражения основных мыслей. Исправленный план может быть использован затем для модификации текст, связанной с большим количеством самых разнообразных заданий. В приведенном выше перечне они представлены диалогизацией текстов, эпистоляриза-цией (т.е. составлением письма на основе текста), расширением или сокращением содержания, оценкой информации. Все эти и многие другие операции с содержанием могут решаться в комплексе, если речь идет об изложениях и сочинениях. В зависимости от степени модификации текста изложения делятся натри вида: развернутые, сжатые, свободные. Развернутое, или близкое к тексту, изложение является одним из эффективных средств развития письменной речи, хотя по сравнению с другими видами изложений оно носит менее творческий характер. Используя в изложении слова и обороты, данные в тексте, учащиеся закрепляют уже знакомые слова и усваивают новые лексические и фразеологические единицы, а это, в спою очередь, создаст базу для даль- нейшего развития речевых умений. Сжатое изложение связано с умением выделять в тексте главное и исключать второстепенное, что требует одновременной концентрации внимания на содержании текста (оригинала) и его формы. При обобщенной форме передачи содержания учащийся выполняет сложные логические операции, связанные с анализом, синтезом, абстрагированием и сравнением. Сокращая текст, учащийся работает творчески. Он стремится найти синонимические замены, иногда видоизменяет структуру и композицию текста, не отступая от темы и основной мысли первичного текста. Этот вид изложения может включать в себя элементы критического анализа или собственной оценки, сравнения или сопоставления отдельных фактов, расширение или дополнение содержания и т.д. Каждый из этих видов изложений требует собственных приемов обучения, выбор которых определяется языковой подготовкой класса, этапом обучения и характером исходного текста, который должен быть последовательным и логичным, без ненужной повторяемости, интересным и доступным по содержанию. Для развернутого, или близкого к тексту, изложения предпочтительны образцы повествовательного или описательного характера, задача которых своди гея к объективной и точной передаче фактов. Речевое сообщение данного типа характеризуется относительной стилистической нейтральностью. Фабульные тексты, характеризующиеся в отличие от повествований и описаний определенной субъективностью, эмоциональностью и наглядностью изображения, могут быть использованы для сокращенного изложения, если они обладают возможностями сокращения (т.е. имеют второстепенные эпизоды и детали, сходные явления, синонимические языковые средства и др.), или для свободного изложения, если эти тексты легко продолжить, расширить или видоизменить. Развернутому изложению предпосылаются вступительная беседа учителя, создающая направленность мысли и расширяющая возможности прогнозирования; чтение или слушание текста; вопросы, контролирующие понимание; составление плана; письменное изложение. Если изложение проводится на заключительном этапе работы над темой, то наличие перечисленных выше этапов необязательно, так как изложение может быть проведено по ряду текстов изученной темы или па аналогичную тему, не требующую специальной подготовки. Сжатому изложению предпосылаются: восприятие текста - образца; определение основной мысли, озаглавливаете текста; определение композиции текста (начало, середина, концовка), составление плана и выделение в каждой микротеме основной мысли; сокращение текста за счет исключения, объединения и обобщения; написание изложения. Сжатому изложению близок по характеру мыслительных операций конспект, т.е. выбор из текста опорных предложений, запись мыслей автора в сжатой форме. В отличие от изложения здесь фиксируются в первую очередь факты, примеры, цитаты и выводы. Свободное изложение, как явствует из этого условного названия, связано не только с трансформацией языковой стороны текста, но и с определенной модификацией содержания. Работая над изложением данного типа, учащийся может прибегнуть к рассуждениям, к краткой оценке (в форме резюме, сравнения, характеристики одного из действующих лиц и т.д.), к видоизменению конца рассказа или к описанию того, что могло предшествовать событию, к избирательному пересказу отдельных частей текста (например, детальное, несколько расширенное изложение основных моментов, за счет сокращения второстепенных и др.). Реферирование и аннотирование. Для успешного обучения письменному реферированию и аннотированию необходимо учитывать не только специфику операций, лежащих в основе создания вторичных текстов, но и специфические особенности реферата и аннотации как текстов информационного жанра (см.: Цибина О. И., 2000). Основными функциями реферата являются поисковая, коммуникативная и частично оценочная. Обязательным для реферата является требование ясного и точного воспроизведения содержания первичного текста. Сжатие текста происходит за счет сокращения тематической части, однако сохраняются семантические свойства информации, клише, термины и общепринятые сокращения. В структуре реферата принято выделять три основные части: заголовочную, собственно реферативную и справочную. Заголовочная часть состоит из заглавия реферата {названия статьи, журнала); фамилии автора; места, времени и условий проведения работы/исследования. Реферативная часть является основной. Это результат аналитико-синтетической деятельности референта, отражающей основное содержание первичного текста. Справочная часть содержит дополнительные сведении: описание иллюстраций, схем и таблиц, притекстовую библиографию, ссылки на дополнительную литературу и т.д. Критический анализ, по мнению многих авторов, не входит в задачу референта, краткая оценка не исключается. Реферат и аннотация принадлежат к жанру научной литературы и имеют схожие коммуникативные функции. К отличительным чертам аннотации относятся обобщенность, лаконичность изложения, небольшой объем, оценочная направленность и монотемность содержания. Аннотации свойственно также типичное употребление языковых единиц и стереотипность оборотов. Аннотация выполняет три основные функции: информативно-познавательную, оценочную и побудительно-рекомендательную. Знание основных особенностей реферирования и аннотирования, а также свойств реферата и аннотации как специфических текстов, обладающих единством формы и постоянством структуры, имеет важное значение для обучении письменному вторичному тексту (см.: Вейзе А. А., 1985; Леонов В. П., 1986). Для успешного выполнения письменного реферата необходимо: 1) уметь преобразовывать текст; 2) знать терминологию соответствующей науки; 3) корректно оформлять ссылки на литературу; 4) обобщать факты, излагаемые в первичном тексте; 5) пользоваться сокращениями. Реферированию и аннотированию предшествуют следующие упражнения: - выписывание из текста указанных фактов (терминов, клише, ключевых слов, синонимических оборотов и т.д.); - нахождение в тексте фактографической или оценочной информации; - составление списка проблем, затронутых в тексте; - комментирование цифровых данных, реалий или имен собственных, встречающихся в тексте; - письменный пересказ текста; - группировка материала, например выделение ключевой информации и второстепенной (дополнительной и дублирующей); - сокращение текста; - формирование оценки текста (выводов, summary) и др. Обучение письменному реферированию и аннотированию может проводиться в школах с расширенной сеткой часов, в гимназиях и лингвистических лицеях на профильно ориентированном этапе (X—XI классы), в строгом соответствии с будущей профессией учащихся. Сочинение относится к наиболее трудному виду письменных работ, поскольку оно. пред полагает самостоятельный отбор фактов или событий, связанных с выражением чужих и своих собственных мыслей в письменной форме. Для этого необходимо обладать умением свободно оперировать на письме значительным по объему языковым материалом. В отличие от изложения, в котором событие или описание раскрывается согласно плану, которому следовал автор, сочинение требует самостоятельного составления плана, соответствующего заданной теме, и умения дать элементарную оценку событиям и поступкам персонажей. По способу изложения материала сочинения могут быть описательные, повествовательные, сочинения-рассуждения. Сочинение описательного характера представляет собой текст, в котором словесно характеризуются предмет, пейзаж, обстановка и т.д. Для описательного сочинения требуется большее количество слов, чем для оформления устного рассказа, поскольку в описании большое внимание уделяется признакам и свойствам описываемого предмета или явления. Временная последовательность происходящего обусловливает расположение материала, и тем самым устраняется одна из основных трудностей этого упражнения — нахождение нужной композиции, все внимание сосредоточивается на слове. Сочинение-повествование представляет собой развитие действия или события во времени. Повествование считается более простым способом изложения мыслей по сравнению с описанием и рассуждением в первую очередь потому, что последовательность изложения в повествовательном тексте обычно соответствует фактическому ходу событий; здесь не выделяется точка зрения автора, нет анализа фактов. В повествовании необходимо уловить причинно-временную последовательность в развертывании событий и показать последовательность в смене действий, что чаще всего связано с правильным употреблением времен. К особенностям повествования как рассказа о событии следует отнести его композицию, которая может иметь два варианта: 1) начало события, развитие события, конец; 2) вступление, завязка, узловой момент, развязка, заключение. Что касается опор, по которым пишется сочинение, то эта проблема связана с трудностью темы и языковой подготовкой учащихся. При наличии текста как опоры работа значительно облегчается, а само сочинение приближается по форме к изложению. Для написания такого сочинения необходимо умение трансформировать текст и делать оценку на основе изложенных фактов. Сочинение-рассуждение - это раскрытие частей целого в их логической последовательности, причем развертывание мысли происходит по определенной схеме. Этот вид упражнения предполагает по только описание предмета или события, по и мотивировку ТОГО, на каком основании дается это описание. Сочинение-рассуждение связано с большой предварительной подготовкой учащихся: а) составлением плана сочинения; б) формулировкой тезисов; в) отбором речевых формул для аргументации / обоснования собственной точки зрения или оценки описываемых событий; г) составлением заключительной части в форме краткого вывода (Summery). Выполняя данное упражнение, учащиеся должны правильно распределять в тексте формулировки тезисов и определять последовательность собственных аргументаций. Сочинения-рассуждения могут быть написаны в жанре письма, статьи в школьную газету, отзыва или рецензии. Написание писем неофициального и официального характера проводится с целью передачи адресату определенной информации. Для письма нужно владеть: а) этикетными формулами неофициального и делового письма (приветствие, прощание, запрос сведений, благодарность и т.д.): б) правилами организации иноязычного письменного текста, включая умение оформлять адрес на конверте; в) соблюдение правил орфографии и пунктуации. Разновидностями эпистолярной письменной речи являются: тексты поздравлений, телеграмм, приглашений, объявлений (например: о времени и месте проведения кружка, школьного собрания), тексты заявлений (о потере, пропаже и т.д.). В письмах сочетаются все формы выражения мысли: изложение, описание, повествование, рассуждение и др. Начинать обучение письму следует с более легких форм, например: составления текста записки к однокласснику / другу с просьбой принести книгу, позвонить, сходить вместе в кино и т.д. В письмах принято придерживаться определенной последовательности: после приветствия следует обращаться к информации, касающейся адресата, затем сообщать то, что касается других и, наконец, самого автора письма. Заключительная часть письма составляется в зависимости от того, кому оно адресовано и с какой целью. Анализ системы работы по обучению чтению, представленной в конкретном уроке учебника: определить этап обучения, выявить упражнения, определить их соответствие виду чтения, определить типы упражнений, дать характеристику формулировкам заданий, высказать свое мнение относительно достаточности и эффективности предлагаемой работы. Формированию техники чтения вслух способствуют следующие упражнения: 1) на упрочение графемно-фонемных связей: - называние букв - нахождение заданных букв в алфавите - называние букв в конкретном слове - определение букв и звуков в слове - группировка слов по определенному звуку, букве - описание – запись – прочтение слов в соответствии с определенными признаками 2) на соотнесение формы со значением: - нахождение однокоренных слов - нахождение в ряду слов прилагательных в сравнительной степени, нахождение глаголов в прошедшем времени и т.п. 3) на развитие языковой догадки: - нахождение слов-интернационализмов - перевод слов по его структуре 4) на развитие вероятностного прогнозирования: - восстановление слов по частям - выбор существительного к данным прилагательным - заполнение пропусков артиклями, предлогами 5) на группировку слов в смысловое целое: - чтение по синтагмам - нахождение в ряду словосочетаний, обозначающих время, место 6) на отработку интонации: - чтение за диктором - выразительное чтение - чтение с интонационной разметкой. Кроме перечисленных для развития техники чтения на начальном этапе могут использоваться следующие упражнения: - чтение вслух выученных наизусть пословиц, поговорок, скороговорок, стихов, небольших диалогов; - нахождение в ряду, состоящем из 6—8 примеров, слова, отличающегося по написанию (неподходящего по теме, рифмующегося с одним из приведенных образцов и др.); - составление при помощи разрезной азбуки слов и предложений по изучаемой теме; - заполнение пропусков недостающими буквами; - нахождение в каждом ряду слова, которое содержит указанный звук; - объединение слов текста в тематические группы; - нахождение в тексте и письменная фиксация синонимов/антонимов; - заполнение пропусков в предложении/тексте подходящими по смыслу словами; - подбор к словам на иностранном языке русских эквивалентов; - чтение текста в установленное время; - повторение за учителем текста по предложениям; - нахождение в тексте предложения, в котором содержится ответ на вопрос учителя; - дополнение указанных предложений; - нахождение конца каждого предложения из заданных образцов и др. - Задания на контроль разнообразных технологий чтения: 1)Задания на множественную подстановку - соотнести содержание абзацев с предложенными заголовками. Задача в данном случае в том, чтобы проверить, насколько быстро и эффективно учащиеся могут определять основную мысль текста; 2) Задания на множественный выбор – проверяется общее понимание прочитанного; установление логических связей текста; детальное его понимание на уровне смысловых идей; 3) Восстановление текста – проверяется понимание структуры текста и умение устанавливать общий смысл и восстанавливать пропущенные детали текста – из текста изымаются любые предложения, любые абзацы, задача – восстановить в нужной последовательности; 4) Поиск конкретной информации – вопросы задаются перед текстом, но не в той последовательности, в которой информация встречается в тексте. Анализ системы работы по обучению грамматике, представленной в уроке учебника: выявить упражнения, определить их типы, дать характеристику формулировкам заданий, высказать свое мнение относительно достаточности и эффективности предлагаемой работы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.74.192 (0.012 с.) |