Средства обучения для учащихся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения для учащихся



- Учебник.

В содержательном плане учебник включает следующие ком­поненты.

1.Фонетический материал. Знакомит со звуками, ритмикой, интонацией с учетом трудностей для изучающих язык. Материал дается в виде либо вводно-фонетического курса, либо сопроводительного курса. В первом случае знакомство с основ­ными особенностями фонетической системы проводится в рам­ках начальных уроков языка, во втором - на протяжении всего курса с постепенным углублением и расширением вводимого ма­териала.

2. Лексический материал. Представлен в учебни­ке лексическим минимумом, который вводится тематически с учетом сферы общения. Специально выделяются лексические единицы, предназначенные для продуктивного и рецептивного усвоения, а предложение рассматривается в качестве коммуника­тивной единицы семантизации лексики.

3. Грамматический материал. В современных учебниках представлен моделями предложений, речевыми об­разцами и правилами употребления материала в речи. Граммати­ка вводится функционально (содержание высказывания опреде­ляет порядок введения материала) либо формально (изложение материала следует порядку, принятому в академических грамма­тиках языка). Функциональный подход представления граммати­ческого материала в виде моделей языка и речевых образцов, реализующих речевые интенции, характерен для большинства учебников коммуникативного типа.

4. Социокультурный материал. Включает све­дения о стране изучаемого языка в сопоставлении с националь­ными особенностями изучаемого языка и культуры. Материал представлен социокультурными единицами языка, текстами о достопримечательностях страны, музеях, праздниках, природе и экологии, деятелях литературы и искусства, этикете и др.

- Тексты. Представляют в учебнике разные сферы обще­ния: бытовую, учебно-производственную, общественно-полити­ческую, художественную. В зависимости от этапа и профиля обучения преобладают тексты из той или иной сферы общения. Для студента-филолога это преимущественно тексты из художе­ственной литературы. На начальном этапе тексты адаптируются, на продвинутом - даются в оригинале.

- Комментарий к текстам. Носит лексико-грамматический и страноведческий характер. Может быть как народном, так и на изучаемом языке. Важно, чтобы комментарий был по возможности кратким и носил практически значимый для овладения языком характер.

- Упражнения. Предназначены для закрепления, акти­визации учебного материала и организации контроля за качест­вом его усвоения. Такие упражнения подразделяются на языко- 230 вые, речевые и условно-речевые. В учебнике упражнения клас­сифицируются в зависимости от их назначения, характера пред­ставленного в них материала, способа выполнения (табл. 12.2).

Таблица 2

ЯЗЫКОВЫЕ, РЕЧЕВЫЕ. УСЛОВНО-РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Назначение Характер Способ выполнения
Тренировочные - контрольные Аспектные - ком- плексные Рецептивные - продуктивные Упражнения в диалогической-монологической речи Устные - письменные Одноязычные - двуязычные Упражнения вслух - про себя Вербальные - с применением зрительной наглядности Классные - домашние Индивидуальные - коллективные

Языковые упражнения направлены на усвоение учащимися значения языковой формы. Результатом выполнения упражнений является формирование навыков (фонетических, лексических, грамматических). Чаще всего в учебнике используются сле­дующие виды таких упражнений: имитативные, подстановоч­ные, упражнения с ключом, на трансформацию, на расшире­ние (сокращение) предложения, по аналогии, со стандартными фразами, на встречный вопрос, на заполнение пропусков, на конструирование фразы из структурных элементов и некото­рые другие.

Речевые упражнения направлены на развитие и совершенст­вование речевых умений на основе приобретенных знаний и сформированных навыков. При их выполнении внимание сосре­доточено не на форме, но прежде всего на содержании высказы­вания. Такие упражнения всегда ситуативны и контекстны. Счи­тается, что соотношение между языковыми и речевыми упраж­нениями в учебниках коммуникативного типа должно быть в пределах 1:4. Развернутая классификация речевых упражнений была предложена В.Л. Скалкиным (1981). Она включает сле­дующие виды упражнений: вопросно-ответные, репликовые, ус­ловная беседа, пересказ текста, драматизация текста или ситуации общения, описание, дискутивные упражнения, устный рас­сказ.

Перечисленные упражнения могут быть тренировочными (на­правлены на формирование речевых навыков и закрепление при­обретенных знаний) и контрольными (служат для определения уровня сформированных навыков и умений). Аспектные упраж­нения предназначены для овладения фонетическими, лексиче­скими, грамматическими навыками, а комплексные – для овладе­ния аспектами языка в их взаимодействии. Рецептивные упраж­нения способствуют овладению умениями воспринимать ино­язычную речь в процессе слушания и чтения, а продуктивные – в процессе порождения высказывания в устной или письменной форме.

- Словарь.

- Наглядность.

- Виды учебников.

1. Грамматико-переводные учебники.

2. Аудиовизуальные учебники,

Аудиолингвальные учебники.

Сознательно-практически е учебники.

Коммуникативные учебники.

Интенсивные курсы.

- Компьютерные курсы. Получили широкое рас­пространение в качестве персонального средства овладения ино­странным языком (Computer-Assisted Language Learning). ЭВМ здесь выступает в качестве тренажера для индивидуальной рабо­ты под руководством преподавателя.

- Словари. Относятся к ведущим средствам овладения ино­странным языком. Изучающему язык нужны словари трех типов: двуязычные, одноязычные (толковые), специальные.

Аудиовизуальные средства обучения (АВСО) Под аудиовизуальными средствами обуче­ния подразумеваются пособия, рассчитанные на зрительное, слу­ховое либо зрительно-слуховое восприятие заключенной в них информации. С учетом канала поступления информации АВСО принято подразделять на слуховые (фонограммы), зрительные (видеограммы), зрительно-слуховые (видеофонограммы).

Перечисленные средства обучения могут быть учебными, т.е. содержать методически обработанный материал, специально предназначенный для овладения языком (учебные диафильмы, кинофильмы, программы для работы с компьютером и др.), и не­учебными, привлекаемыми в качестве учебных материалов, но изначально таковыми не являющимися. На занятиях используют­ся также естественные средства массовой информации, включае­мые в учебный процесс (например телевизионные передачи).

Таблица 12.3 АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Фонограммы Видеограммы Видеофонограм­мы
Грамзапись Магнитозапись Радиопередачи Натуральные: предметы, действия Художественно-изобразительные: учебные рисунки, репродукции с произведений живописи, слайды, диафильмы, фотографии, геогра­фические карты Графические: таблицы, схемы Кинофильмы Видеофильмы Телепередачи Компьютерные программы

 

Технические средства обучения – это аппара­тура и технические устройства, используемые в учебном процес­се для передачи и хранения учебной информации, контроля за ходом ее усвоения, формированием знаний, речевых навыков и умений. Если система АВСО индивидуальна, т.е. предназначена для работы с конкретным учебным комплексом, и рассчитана на определенный контингент учащихся, то система ТСО в значитель­ной мере универсальна и пригодна для применения при различных формах и видах обучения. Специфика ТСО заключается в ее спо­собности обслуживать такие формы обучения и контроля, которые невозможно осуществлять без специальной аппаратуры.

Применительно к обучению языку ТСО принято подразделять на следующие группы средств: звукотехнические, светотехнические, звукосветотехнические, средства программированного обучения.

Представление о системе современных ТСО дает табл. 12.4. (слайд 15)

Таблица 12.4 ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Звукотехнические Светотехниче- ские Звукосвето- технические Средства программированного обучения
Магнитофон Кассетный плейер (Walkman) Радиоприемник Проигрыватель грампластинок, компакт-дисков (CD, CD-ROM) Магнитола Мобильный телефон Диктофон Диапроектор Фильмоскоп Эпипроектор Фотоаппарат Цифровая фотокамера Кодоскоп Портативный текстовой сканер  (сканирующая ручка С-Реп) Кинопроектор Оборудование для домашнего кинотеатра Видеомагнитофон Видеокамера Телевизор Электронный переводчик (Language Teacher) DVD-плейер Компьютер CD-ROM Ноутбук Микрокомпьютер

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.006 с.)