Обучение различным формам записи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение различным формам записи



Данный этап является промежуточным, подготовительным эта­пом перед обучением письменной речи как таковой. Именно па этом этапе письмо может выступать и средством, и целью обуче­ния одновременно.

Очень часто учителя дают задании подготовить доклад, сооб­щение на тему и т.д., не задумываясь о том, умеет ли ученик ра­ционально работать с источниками, выделять ключевую информа­цию, делать выписки, составлять план или тезисы, сокращать текст или расширять его, логически связывать и грамотно оформ­лять мысли. А ведь данные мелочи могут стать основательным, а подчас и непреодолимым барьером в выполнении творческих письменных заданий.

Нельзя рассчитывать и на то, что кто-то уже научил ваших уче­ников делать необходимые записи на родном языке и они могут просто осуществить положительный перенос навыка. Как это ни странно, но чаще такой перенос происходит с иностранного язы­ка на родной, поскольку многие вещи учителя воспринимают как врожденный дар и не уделяют им достаточного внимания даже на уроках развития речи на родном языке. Возможно, в пашей об­разовательной культуре в целом формированию навыков пись­менной речи уделяется не так много внимания, как того хотелось бы. Часто можно услышать, что русские предпочитают устную культуру общения письменной настолько, что даже экзамены про­водят только в устной форме и в деловых отношениях пренебре­гают перепиской, полагаясь па устные договоренности. С этим можно и поспорить, особенно если вспомнить о письменных тра­дициях русской интеллигенции, но есть в этом и значительная до­ля правды.

В англоязычной и общеевропейской культуре обучению пись­му уделяется значительное внимание. Делается что последова­тельно, от стадии записи идей, ключевых предложений, всевоз­можных трансформаций текстов к написанию собственных речевых произведений, различных по объему и характеру. Дума­ется, что и нам не стоит пренебрегать данным этапом формиро­вания письменных речевых навыков, тем более что упражнения, используемые для этого, носят многофункциональный характер и с успехом могут решать несколько взаимосвязанных задач обу­чения и языку, и речи.

Упражнения и задания но формированию навыков записи

1. Списывание с дополнительным заданием.

Это могут быть различные упражнения лексического, грам­матического или иного характера, где учащиеся списывают текст с доски или из учебного пособия, раскрывая скобки, вставляя пропущенные слова, заменяя выделенные слова па си­нонимы и т. д. Сюда же можно отнести и ведение собственных словариков. Как уже говорилось выше, рациональному списы­ванию текста также надо учить, обращая внимание, увеличива­ется ли при этом объем запоминаемой информации или же уче­ник продолжает механически списывать слово за словом. Вели не прослеживается положительная динамика в этом вопросе, то хорошо бы разобраться, почему это происходит: то ли уче­ник не уверен в правописании слов и должен постоянно прове­рять себя, то ли у него недостаточно развита зрительная па­мять, то ли у него плохая моторная реакция. В любом случае учитель контролирует и правильность, и скорость выполнения подобных заданий.

2. Выписывание из текста или записывание со слуха при прослушивании текста:

- ключевых слов;

- ответов на вопросы;

- доводов в защиту или опровержение предложенных утвержде­ний;

- основных идей;

- примеров па употребление конкретных слов;

- примеров на употребление конкретных грамматических струк­тур и т. д.

Выполнение таких заданий одновременно способствует разви­тию навыков поискового чтения, умения выделять главное и аргу­ментировать свой выбор со ссылкой на источнику а также решению целого ряда других задач. (Каких? Вы могли бы продол­жить их перечень?)

ЗАДАНИЕ

Приведу пример одного из уроков в начальной школе. Ознакомь­тесь с ним и скажите, было ли данное упражнение ориентировано на использование письма как самостоятельного вида речевой де­ятельности или как средства обучения смежным навыкам, или и того и другого. Прокомментируйте данный фрагмент урока с точки зрения требований к современному уроку.

Ученики явно не придавали большого значения тому, что при выполнении письменных заданий они делают непозволительно большое количество ошибок, иногда даже мешающих пониманию написанного. Учитель предложил им сыграть в игру. Надо было представить, что ПО ряду причин временно никто не может гово­рить вслух и понять друг друга можно только через письменное общение. Цель — отгадать задуманное животное. Учитель па дос­ке писал вопросы, а ученики письменно на них отвечали. Вопро­сы были примерно такие: «Это дикое или домашнее животное? В каких странах оно водится и какова среда его обитания? Какого оно цвета? Чем оно питается и каков его характер/особые при­вычки?» Очевидно, что, отвечая на данные вопросы, ученики прак­тически использовали вею выученную лексику по теме, а также получали хорошую опору в виде плана для описания любого жи­вотного.

Ученики отвечали на вопросы письменно, работали автономно, каждый задумывал и описывал свое животное. Предполагалось, что проверять написанное и отгадывать задуманных животных будет учитель. Однако учитель предложил ученикам помочь ему и попробовать отгадать животное, задуманное соседом по парте.

Сколько взаимных обвинений в плохом почерке, неузнаваемом написании слов, невозможности понять написанное последовало за этим.

Впервые многие ученики поняли важность правописания, несо­блюдение которого помешало им успешно выполнить задачу, столь легко решаемую устно.

Затем учитель спросил, смогут ли они написать небольшой рассказ о задуманном животном, и удивительно, по далеко не все ученики осознали, что они уже это сделали.

Завершил учитель урок тем, что попросил дома восстановить и записать те вопросы, которые он писал па доске, а также, по возможности, придумать несколько новых вопросов для ко­мандной игры «Интервью с биологами, открывшими новый вид животного».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.007 с.)