Упражнения для формирования слухо-артикуляционных и ритмико-интонационных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для формирования слухо-артикуляционных и ритмико-интонационных навыков



Подготовительные/тренировочные упражнения в рецепции:

- прослушайте ряд слов, поднимите руку (хлопните в ладошки), когда услышите слова со звуком...;

- найдите в словарном ряду, состоящем из 6 - 8 образцов, слово со звуком, выделенным в эталоне;

- прослушайте пары фраз, поднимите руку, когда услышите раз­ное содержание;

- прослушайте 2-3 фразы; скажите, сколько раз и них встрети­лись дифтонги;

- подчеркните слова в предложении, на которые падает ударе­ние в речи учителя;

- отметьте значком, указанным на доске, паузы в коротком тек­сте;

- прослушайте две фразы, написанные на доске, напишите транс­крипцию подчеркнутых слов:

His hut is of stone.

His heart is of stone.

- прочитайте предложение, отметьте в нем синтагмы;

- прослушайте дне фразы, определите, в какой из них выражает­ся просьба/приказание;

- прослушайте и отстучите карандашом ритм нескольких фраз и др.

Упражнения в воспроизведении и видоизменении языкового мате­риала:

- прочтите вслух текст с фонетическими пометами;

- повторите за учителем скороговорку, выучите ее наизусть:

Ach, machen wir einen schonen Drachen, mit Papier, Schnur und Schere.

Peter Piper picked a peek of packed pepper.

- сравните интонацию двух фраз и повторите их, не искажая об­разцы:

Where is my bag? Where is your bag?

- сгруппируйте слова из текста но различным признакам, напри­мер:

по долготе и краткости;

по звонкости;

по звукобуквенным соотношениям и др.;

- составьте слона/предложения с помощью разрезной азбуки с указанными звуками или звукосочетаниями;

- повторите за учителем фразы, следя за его дирижированием;

- прочитайте столбики слов с долгими и краткими гласными;

- припомните слова, содержащие указанный звук, составьте с этими словами предложения;

- расставьте в предложениях словесное ударение и прочитайте их вслух;   *

- прослушайте две фразы, обратите внимание на паузы; повто­рите эти фразы, сохраняя длительность пауз;

- напишите слуховой диктант, сделайте интонационную размет­ку фраз;

- выпишите из текста словосочетания/сложные слова, проставьте ударение;

- прочитайте выразительно стихотворение;

- ответьте на вопросы учителя, следите за интонацией в вопросе и ответе;

- повторите за учителем вопрос и ответьте на него одним сло­вом;

- прослушайте повествовательное предложение, преобразуйте его в вопросительное;

- прослушайте короткий диалог, повторите его, сохраняя инто­нацию;

- замените в предложении логически выделенное слово другим, близким по значению;

- выразите ту или иную просьбу, соблюдая правильную интона­цию;

- прослушайте 2-3 фразы, назовите ситуацию, к которой они относятся;

- прослушайте короткий текст, повторите его по принципу «снежного кома» (первый учащийся - 1-е предложение; второй учащийся - 1-е и 2-е предложения; третий учащийся - 1, 2-е и 3-е предложения и т.д.).

 

1. Упражнения на восприятие нового звука на слух:

a. в потоке речи – в речевом образце сначала в речи учителя, затем в механической записи.

b. в отдельном слове, изолированно, в сочетании с пояснениями учителя, если данная фонема относится ко второй группе;

c. с последующим многократным воспроизведением сначала в отдельном слове, затем в речевом образце.

2. Упражнения на воспроизведение фонетического явления. Используются коллективные и индивидуальные формы работы.

1. воспроизведение отдельными учащимися и исправление учителем возможных ошибок.

2. хоровое воспроизведение вместе с учителем.

3. хоровое воспроизведение без учителя.

4. индивидуальное воспроизведение отдельными учащимися в целях контроля сформированности правильного слухо-речемоторного образца.

3. Тренировочные упражнения на автоматизацию произносительного речевого навыка в условно-речевых фонетических направленных упражнениях (например, считалки). К этому же виду упражнений относятся условно-речевые упражнения диалогического и монологического характера, в которых изученные фонемы тренируются в условно-речевом общении, в учебной речи.

Упражнения на развития фонетического и интонационного слуха:

1. устно разделите слово на звуки и назовите их. Определите количество слогов в услышанных словах.

2. Установите количество кратких или долгих гласных в услышанных словах.

3. Найдите в колонках и отметьте слова в той последовательности, в которой они звучали.

4. Выделите на слух из связного текста слова с тренируемым звуком и запишите их в орфографии.

5. Определите количество слов в прослушанных предложениях.

6. Определите на слух и запишите последнее слово каждого предложения прослушанного отрезка.

Формирование произносительных навыков:

1. прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.

2. Прослушайте пару звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.

3. Поднимите руку, когда услышите вопросительное, повествовательное, отрицательное предложение.

4. Подчеркните в предложении слово, на которое падает ударение.

5. Назовите слово, содержащие определенный звук.

6. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различия в произношении звуков.

7. Произнесите пословицу, скороговорку сначала медленно затем быстро (тихо – громко).

8. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса учителя или диктора, прочитайте текст вслух.

 

Анализ системы работы по обучению лексике, представленной в уроке учебника: выявить упражнения, определить их типы, дать характеристику формулировкам заданий, высказать свое мнение относительно достаточности и эффективности предлагаемой работы.

Задания и упражнения в языковой догадке должны быть построены так, чтобы привлечь внимание учащихся к подсказке. Например:

– Прочти текст (абзац, предложение) и подчеркни приметы времени, места; с учетом этих примет определи значение выделенных слов.

– Прочти полностью текст и определи, о чем он. Это поможет тебе выяснить значение выделенных незнакомых слов.

– Прочти текст. Выяснить значение выделенных незнакомых слов тебе поможет анализ слов по составу и определение их функций в предложении.

делит все лексические упражнения на две категории, направленные на: 1) запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формами; 2) формирование сочетаний слов смыслового характера. Приведем набор упражнений первой категории:

– Назвать изображенные на картинке предметы.

– Выбрать из ряда слов слово, (не) соответствующее данной ситуации.

– Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.

– Дополнить предложение (или заполнить пропуски в предложении) подходящими словами; слова даны под чертой или приводятся по памяти.

– Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.

– Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.

– Поставить вопрос к высказыванию, выяснив … (в вопросе предполагается употребление нового слова).

К этим упражнениям примыкают разнообразные «игры в слова»: игры с элементами кроссворда типа: кто назовет больше слов на тему …; учитель дает дефиницию, учащиеся должны назвать слово; на доске чертятся клеточки, число которых соответствует количеству букв в слове, и заносится первая буква, затем дается дефиниция.

Для лучшего запоминания слов можно пользоваться рифмовками, песнями, содержащими новые слова. Следует также мобилизовать специальные приемы запоминания слов: проговаривание с различной громкостью, ритмическое проговаривание на знакомый мотив. Такие приемы успешно используются преподавателями интенсивных методов.

Вторую категорию тренировочных лексических упражнений составляют упражнения в построении сочетаний. Для развития речи построение сочетаний – важнейший промежуточный шаг, поскольку «в языке нет одиноких слов» (Н.И. Жинкин). Сочетания выстраиваются по законам смысловой совместимости в тесном взаимодействии с грамматическими нормами. Приведем конкретные виды упражнений в построении сочетаний:

– Соотнесите слова в колонках, чтобы получились правильные сочетания (глагольного или атрибутивного характера).

– Подберите из «разбросанных» слов сочетания.

– Составьте распространенные предложения за счет определений к выделенным

 существительным, дополнений к глаголам-сказуемым (из данных под чертой, по памяти).

– Постройте сочетания, означающие принадлежность данных предметов членам вашей семье, вашим друзьям.

Далее для дальнейшего усвоения значения слов и словосочетаний присоединяются грамматические тренировочные упражнения, в которых грамматическое и лексическое начало совмещены.

Затем следуют упражнения в применении новых лексических единиц и их сочетаний в речи. Основным видом упражнений являются разнообразные группировки слов, нацеленные на будущие высказывания. Учащиеся могут пользоваться готовыми группировками или самостоятельно группировать слова и словосочетания по ситуации (теме), к изображению на картинке, к (диа)фильму, а также соотносить слова и словосочетания с пунктами плана (по памяти или из имеющихся тематических словарей). Самостоятельная группировка слов – это фактически работа над опорами для будущего высказывания, во время которой учащиеся учатся управлять семантикой своего высказывания. Эта работа связана с подготовленной формой речи.

После этого учащимся предлагаются упражнения в неподготовленной речи, без внешних опор.

виды упражнений в формировании рецептивных лексических навыков:

– Громкое чтение и последующий перевод нового слова в различных синтагмах и предложениях. Привыполненииэтогоупражненияпроисходитобогащениезначенияданногослова. Например: full – a full bottle, a full bus, a full moon, the pail full of water, the hall full of students. We have been waiting for him a full hour.

- Заполнениепробеловвтекстепричтении. Это упражнение направлено на развитие способности прогнозирования.

- Заполнить пропуски словами, разными по значению, образ которых учащиеся путают, например: lie – lay, sent – scent.

Система лексич упражнений построена по принципу «от простого к сложному», т.е. от уровня слова, словосочетания, предложения – до уровня сверхфразового единства.

УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ СЛОВА. 1. Выразить то же самое с помощью одного слова. Здесь можно давать различные дефиниции одних и тех же слов. Те ассоциации, которые учителю удается заложить на этом уровне, продолжат свое дело уже в устах учащихся. Иногда целью данного упражнения является понимание собственно дефиниции. 2. Подобрать синонимы/антонимы к данному сл ову – по памятке или из списка, из словариков. 3. Выбрать слова с наибольшим общим значением – учат обобщать 4. Расположение по определенному принципу или признаку (например, по степени нарастания чувств; по степени надёжности; по скорости передвижения) 5) определить слово, которое не подходит данной группе – будет интереснее, если выбор будет неоднозначен (обезьяна, крокодил, лягушка, огурец) 6) образовать как можно больше однокоренных слов

УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ. 1) Составить/подобрать словосочетания к предложенным словам2) Добавить/подобрать к существительным 3-4 определения (к глаголам - наречия) – индивидуально и в парах 3) Соединить разрозненные слова так, чтобы получилось идиоматическое выражение, пословица, поговорка и т.д. 4) Подобрать к одному существительному как можно больше прилагательных и глаголов – может формироваться как синтагматические, так и парадигматические связи слова.

УПРАЖНЕНИЯ НА УРОВНЕ СВЕРХФРАЗОВОГО ЕДИНСТВА. 1) Ответить на вопрос. Вопрос не столько запрашивает информацию, сколько её несёт – вопрос должен стимулировать использование активной лексики. 2) Поставить вопросы к выделенным словам/написать вопросы, ответами на которые могут быть данные слова или выражения – отработка специальных вопросов, формирование дискурсивной компетенции. Можно использовать разные режимы работы – индивидуальный, парный, групповой. 3) Закончить следующие предложения Примитивизм – вреден! Использовать предложения «открытого типа», таких, которые предполагают множество ответов. 4) Соединить разрозненные части предложения в связный текст. 5) Подобрать или придумать заголовок к картинке 6) Дать свою дефиницию слова – Здесь пригодится вся информация из семантического поля учеников, чем больше ассоциаций – тем меньше вероятности повтора. 7) Прокомментировать пословицу. 8) Сравнить героев, животных сказки, басни; города, страны и т.д. Например, Илья – Муромец и Робин Гуд. 9) Составить рассказ с данными словами10) Описать картинку

 

Анализ системы работы по обучению аудированию, представленной в конкретном уроке учебника: соблюдение этапов обучения аудированию, наличие упражнений на каждый этап, типы упражнений, характеристика формулировок заданий. Высказать свое мнение относительно достаточности и эффективности предлагаемой работы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.015 с.)