Культурологическое направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культурологическое направление



Это направление бурно развивается в России в последние пятнадцать лет. В рамках культурологического направления разработано большое количество подходов: лингвострановедческий (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров), диалог культур (В.П. Фурманова, Л.И. Харченкова), коммуникативно-этнографический (M. Byram, C. Morgan), культурно-аксиологический, социокультурный (Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, В.В. Сафонова, П.В. Сысоев), лингвокультурологический и др.

Центральное место в этом направлении занимает культура в обучении в виде социокультурного компонента содержания (культура как предмет), формирование социокультурной компетенции как совокупности знаний, умений, способностей и качеств личности, которые обеспечивают общение на иностранном языке в соответствии с нормами речевого поведения носителей культуры (Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, С.Г. Тер-Минасова, В.П. Фурманова, Л.И. Харченкова).

Работы в рамках культурологического направления ввели в обиход лингводидактики такие новые понятия как социокультурная компетенция, поликультурная языковая личность, диалог культур и цивилизаций, ментальность, картина мира и др. Обсуждается целый ряд проблем в связи с культурой как содержанием обучения языку, родному и неродному: что такое культура, что включается в культуру как содержание обучения, как сделать содержание культуры динамичным компонентом образовательной системы, т.е. перевести на язык умений и навыков, на уровень компетенций.

Деятельностное направление

В деятельностно-ориентированной педагогике отражается идея, что основным образовательным процессом для человека является процесс усвоения (присвоения) культуры, что первичной для человека является культурно-историческая структура, его развитие в культурно-историческом пространстве (актуалгенез по Л.С. Выготскому, «овладение самим собой как био- и социальной системой через культурные знаки»). В этой связи необходимо признать, что онтологией для педагогики будет деятельность, в ходе которой человек выстраивает отношения с собой, другими, с миром.

Развитие деятельностного направления в языковом образовании по праву связывают с личностно-деятельностным подходом И.А. Зимней, заявленным в середине 80-х годов. Он характеризуется ориентацией на деятельность субъектов обучения, рассматривая деятельность, предметную и духовную, как основной механизм новообразований в развитии человека, и обращен к условиям, при которых деятельность выполняет эти функции. В своем личностном компоненте этот подход предполагает, что в центре обучения находятся сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т.е. ученик, студент как личность.

Личностность с позиций обучающегося означает «свободу выбора обучающимся пути, учебника, методов, а в отдельных случаях даже партнера обучения — педагога».

Психологическое содержание подхода 1) обеспечивает психологическую безопасность обучающегося, 2) активизирует ученика, 3) поддерживает и развивает как внешнюю мотивацию - мотив достижения, так и внутреннюю — познавательную, 4) способствует принятию задачи и удовлетворению от ее решения в сотрудничестве. Все эти факторы создают условия личностной самоактуализации и личностного роста, развития чувства компетентности и аффилиации (принадлежности группе, семье, общности) как компонентов собственного достоинства, чувства уверенности в себе.

Деятельностный аспект опирается на то, что обучение представляет собой субъектно ориентированную организацию и управление педагогом «учебной деятельностью ученика при решении им специально организованных учителем учебных задач разной сложности и проблематики. Эти задачи развивают не только предметную и коммуникативную компетентность обучающегося, но и его самого как личность», как это определяет И.А. Зимняя. На деятельностном уровне реализуются условия для деятельности общения и учебной деятельности, в совокупности образующие деятельность научения. Средствами общения являются вербальные и невербальные средства, знаковые системы, языки.

Средства учебной деятельности - интеллектуальные действия (анализ, синтез, обобщение, классификация), эвристические операции, привлекающие знаковые средства (вербальные, невербальные) и познавательный опыт в виде фоновых знаний.

Единство личностного и деятельностного делает данный подход, в силу его общего и системного характера, способным служить организационной основой для преподавания любой научной дисциплины.

Деятельность как содержание учебного процесса обращает внимание обучающих к процессу освоения способов деятельности. Меняется роль преподавателя и содержания обучения. Учитель теряет свои позиции всезнающего взрослого и становится лишь партнером по обучению. В мультимедийных системах студент чувствует себя полноправным членом мирового научного сообщества. Он имеет дело с гипертекстами, которые вписываются в его ментальные схемы. Знание – это не состояние, но процесс: переход от одной группы вопросов к другой. Рамки реальности раздвигаются – возникает чувство приобщенности к чему более глобальному. Новые технологии несут на себе отпечаток нового образования, имеющего нелинейный, междисциплинарный, сетевой характер.

Среди деятельностных категорий главная - деятель, который использует свои компетенции, общие и индивидуальные, коммуникативную компетентность, речевую способность. Компетентность складывается из компетенций, или способностей, как знания способов деятельности. Прежде чем подвергнуть осваиваемую деятельность анализу с целью понять, как устроено, добраться до теоретического обобщения, практического совершенствования, понимания динамики (истории) и выбора средств действования, человеку необходимо быть на «ты» с этим видом деятельности, попробовать, испытать, иметь в непосредственном опыте, чтобы иметь об этом суждение «нравится/не нравится». Опыт предшествует пониманию.

Обучение рассматривается как неотъемлемая часть жизнедеятельности человека, где человек являет себя в своей целостности (в целостности своих потребностей, ценностей, картины мира и деятельности) как субъект деятельности.

В рамках данного направления разработаны личностно-позиционно-деятельностная модель обучения И.Б. Ворожцовой, метод проектов Е.С. Полат, проблемный подход Е.В. Ковалевской.

К этому же направлению относят компетентностный подход к обучению, где приоритетной считается та деятельность, которая развивает компетенции как умения использовать полученные знания в жизненно- и профессионально-важных ситуациях.

Ключевым понятием в данном подходе является компетенция.

Компетенция определяется как - обобщенный способ действий, обеспечивающий продуктивное выполнение профессиональной или иной деятельности; ядром компетенции являются деятельностные способности;

- способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач;

- способность делать что-то качественно и эффективно;

- совокупность профессиональных знаний и умений, способствующих выполнению профессиональной деятельности.

В компетентностном подходе нашел свое выражение новый подход к конструированию содержания обучения: от умений и ключевых компетенций к предмету.

Компетентность как набор компетенций внедряется как основа для стандартизации в рамках создания общего образовательного пространства. На основе разработки компетенций как «общественного договора» между сферой образования и сферой труда вводятся пороговый уровень обучения, профили обучающихся, уровни владения языком и европейский языковой портфель.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.006 с.)