Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия накопления человеческого капитала через рост качества жизни, формирования динамичной креативной экономики и политики здоровьесбережения

Поиск

Человеческий капитал – один из важнейших факторов экономического роста территории, включающий в себя всю совокупность знаний и способностей, которые обеспечивают рост производства и производительность труда, повышение личного благосостояния населения. Накопленный человеческий капитал выступает главным многокомпонентным фактором формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний и обеспечивает ее конкурентоспособность.

На процесс достижения цели по развитию человеческого капитала оказывает влияние широкая группа факторов социально-экономического состояния и развития. Так, на процессы формирования и накопления человеческого капитала влияют компоненты, определяющие качество жизни населения. К ним прежде всего относятся уровень жизни населения, доступность жилья и состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства, состояние здравоохранения, качество и доступность образования, уровень развития сферы культуры и отдыха, а также уровень развития транспортной инфраструктуры, экологической и общественной безопасности.

 

Демографическое развитие

Ключевые вызовы:

– необходимость придания нового импульса и поддержания демографического развития в условиях формирующихся демографических волн и адаптация под них социальной сферы;

– снижение в последние годы численности трудоспособного населения – вызов для интенсификации экономического роста;

– рост нагрузки на трудоспособное население;

– усиливающиеся в последние годы тенденции миграционной убыли – вызов для удержания позиций центра притяжения населения;

– противоречие между стремлением удержать население в автономном округе и объективной необходимостью в усилении мобильности населения в целях более полной реализации человеческого потенциала;

– противоречие между задачей удержания населения во внутрирегиональной периферии и развитием городских агломераций;

– развернувшаяся в 2020 году пандемия коронавируса крайне негативно отразилась на ключевых показателях демографического роста, что формирует риски устойчивого развития автономного округа в будущем в случае неэффективной организации социальной и медицинской инфраструктуры данному вызову.

 

Целевое видение и задачи

Цель – сохранение и дальнейшее наращивание лидерства в Российской Федерации по уровню демографического развития, обеспечивающего стимулирование рождаемости населения, снижение смертности, рост ожидаемой продолжительности жизни, реализацию концепции «Югра – центр притяжения населения».

Задача 1. Обеспечить преломление повышательной фазы роста рождаемости за счет увеличения доли семей с двумя и тремя детьми.

Задача 2. Развивать систему обеспечения процесса совмещения воспитания женщинами малолетних детей с трудовой деятельностью.

Задача 3. Смягчить негативные последствия влияния пандемии коронавируса на ожидаемую продолжительность жизни и смертность населения.

Задача 4. Обеспечить условия для преломления негативных тенденций старения населения.

Задача 5. Создать условия для регулируемого и устойчивого притока населения и трудовых мигрантов.

Задача 6. Реализовать комплекс мер по содействию адаптации и интеграции мигрантов в автономном округе.

Задача 7. Обеспечить условия для устойчивого развития системы городского расселения и внутрирегиональной периферии.

Задача 8. Обеспечить благоприятное развитие человеческого капитала и максимальное раскрытие человеческого потенциала жителей округа. Это предполагает равные возможности в доступе к образовательным услугам, услугам системы здравоохранения, культуры и досуга.

Задача 9. Реализовать комплекс мер, направленных на поддержание и повышение привлекательности округа как места жизни и работы для молодого трудоспособного населения.

Задача 10. Разработать мероприятия по продвижению имиджа и репутации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в России и за рубежом как привлекательной территории для проживания, трудовой и креативной самореализации.

 

Долгосрочные приоритеты демографического развития

1. Поддержание устойчивой динамики рождаемости в рамках реализации концепции создания условий семьям для рождения детей.

Приоритетные механизмы и инструменты:

– оказание адресной помощи и мер социальной поддержки семьям с учетом остроты проблемы в муниципальных образованиях, а также с учетом ключевых стадий жизненного цикла семей;

– развитие и создание новой социальной инфраструктуры, обеспечивающей содействие во взрослении и воспитании детей (с учетом накопившейся дифференциации в муниципальном разрезе);

– развитие системы удаленных форм занятости для родителей, воспитывающих детей;

– популяризация семейных ценностей и института брака среди населения автономного округа.

2. Рост ожидаемой продолжительности жизни и дальнейшее снижение смертности.

Приоритетные механизмы и инструменты:

– совершенствование системы здравоохранения, в том числе с учетом пандемии коронавируса и других инфекционных заболеваний;

– развитие условий для самосохранительного поведения людей и активизации здорового образа жизни;

– активизация усилий по локализации пандемии коронавируса в округе и недопущению ее усугубления в будущем (в том числе за счет мер профилактического порядка, популяризации мер вакцинации населения, создания инфраструктурного фонда);

– совершенствование системы здравоохранения в части снижения предотвратимой и ранней смертности;

– выработка разнообразных моделей повышения средней продолжительности жизни мужчин в целях ликвидации имеющегося разрыва с ОПЖ женщин;

– разработка комплекса мероприятий по популяризации среди населения здорового образа жизни, активизации занятий спортом, а также здорового, сбалансированного питания;

– усиление мероприятий, связанных с локализацией эпидемиологической ситуации на всех этапах развития общества (включая, несомненно, и этап пандемии коронавируса);

– регулярная, периодическая разработка региональных программ борьбы с заболеваниями по направлениям и актуальности их возможного распространения;

– развитие высокотехнологичной медицинской помощи в целях локализации заболеваний и смертности в результате сердечно-сосудистых заболеваний, ликвидации младенческой смерти и т.п.;

– дальнейшее развитие программ по дальнейшему оснащению лечебных учреждений современным специализированным оборудованием, программ повышения квалификации медицинского персонала согласно потребностями отдельных территорий в соответствии с нормативными положениями и требованиями;

– развитие экстренной медицины для обеспечения своевременной медицинской помощи в удаленных поселениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

– развитие реабилитационных сервисов для населения после перенесенных болезней;

– дальнейшее развитие и активизация досуга населения, контроль за соблюдением режима продажи спиртосодержащих напитков в целях локализации алкогольной составляющей заболеваемости и смертности населения, особенно мужчин активных трудоспособных возрастов;

– дальнейшее развитие в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре системы социальной, финансовой и инфраструктурной поддержки населения пенсионного возраста в целях обеспечения достойного уровня проживания данной категории граждан в соответствии с лучшей российской и мировой практиками.

3. Содействие миграционному приросту населения через популяризацию автономного округа как привлекательной территории для разных категорий мигрантов.

Приоритетные механизмы и инструменты:

– активизация мер по «входящей» миграции лиц молодого возраста (от 16 до 21 года) в целях недопущения снижения качества человеческого капитала в образовательной сфере и наращивания инновационного экономического развития округа;

– создание качественных рабочих мест;

– развитие инфраструктуры (жилищной, транспортной и т.п.), поддержка рынка арендного жилья, улучшение качества городской и сельской среды, улучшение условий для малого бизнеса;

– заключение и реализация двусторонних межправительственных соглашений;

– обеспечение интеграции мигрантов в принимающий социум (приоритетным категориям мигрантов следует предоставлять режим благоприятствования);

– организация и развитие механизмов по привлечению специалистов из других регионов страны на временной основе, в т.ч. на условиях вахтового метода ведения работ;

– проработка дополнительных мер, направленных на содействие привлечению квалифицированных специалистов (включая рабочие специальности) из регионов Российской Федерации как на временной основе, так и в качестве потенциальных жителей округа;

– увеличение притока иностранных студентов, а также студентов из других регионов Российской Федерации и их последующее трудоустройство и закрепление в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре;

– содействие в иммиграции и натурализации мигрантов, обладающих высоким потенциалом интеграции.

4. Обеспечение условий для устойчивого развития системы городского расселения и внутрирегиональной периферии.

Приоритетные механизмы и инструменты:

– развитие досуговой, социальной, информационно-коммуникационной инфраструктуры в сельских и удаленных местностях;

– активизация и лоббирование в федеральной исполнительной власти дополнительной поддержки населения, проживающего в сельской местности северных территорий;

– оптимизация системы расселения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с двуединой задачей: сохранение сельских территорий и улучшение жизни населения;

– возможность самореализации сельских сообществ, использование специфики полиэтничности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сохранившихся резервов села;

– возможности разных вариантов малого бизнеса на селе, в том числе производства экологически чистой продукции;

– поиск оптимальной для условий округа многоукладности в разных районах, сочетание крупных, средних и малых предприятий;

– возможности диверсификации экономики сельской местности и развития в ней несельскохозяйственных видов деятельности;

– процессы сезонной и постоянной субурбанизации в пригородных зонах крупных городов[29].

Ключевыми показателями демографического развития, которые должен достичь Ханты-Мансийский автономный округ – Югра в ходе реализации Стратегии, являются:

1. Численность населения в 2036 году 1 913,3 тыс. человек, в 2050 году – 2 186,2 тыс. человек.

2. Ожидаемая продолжительность жизни населения возрастет до 80 лет в 2036 году и до 81 года в 2050 году.

3. Рождаемость составит 14,4 на 1 000 человек в 2036 году и 16,3 на 1 000 человек в 2050 году.

4. Численность населения трудоспособного возраста составит 1 065 тыс. человек в 2036 году и увеличится до 1 111 тыс. человек в 2050 году.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.76 (0.012 с.)