Концепция кадрового обеспечения социально-экономического развития Югры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция кадрового обеспечения социально-экономического развития Югры



Краткий анализ сложившейся потребности автономного округа
в квалифицированных кадрах

Югра входит среди субъектов Российской Федерации по низкому уровню безработицы (4 место) и высокому уровню занятости (3 место).

Занятость населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в период 2007–2020 гг. имела тенденцию к росту. В 2020 г. она составила 884,4 тыс. чел., что на 0,9 % меньше, чем в предыдущем году, но больше на 8,6 %, чем в 2007 г. По данному показателю Ханты-Мансийский автономный округ – Югра сравним с Иркутской областью, однако она значительно опережает его при этом по численности населения.

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимает 11 место по России коэффициенту рождаемости и высокие показатели по числу лиц моложе трудоспособного возраста, увеличение населения происходит за счет естественного прироста, что свидетельствует о наличии кадрового потенциала, однако при этом наблюдается отрицательный миграционный прирост из региона.

За рассматриваемый период доля населения в возрасте старше трудоспособного возраста возросла более чем в 2 раза, с 7,8 % до 15,9 %, что говорит о тенденции демографического старения населения, характерного для Российской Федерации в целом. Коэффициент демографической нагрузки увеличился с 391 в 2005 г. до 637 в 2019 г. Ожидаемая продолжительность жизни возросла в среднем на 8 лет с 62,13 в 2005 г. до 70,6 в 2019 г., регион занимает по данному показателю 8 место по Российской Федерации.

В период 2011–2019 гг. наблюдается снижение доли населения в трудоспособном возрасте, также происходит рост занятости населения, что в совокупности может привести к дефициту кадров в регионе при условии сохраняющейся и растущей потребностей рынка труда.

Структура занятости определяется структурой экономики региона, подавляющая доля населения занята в добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, строительстве и других видах деятельности. В целом структура занятых в период 2010–2019 гг. является стабильной.

Система профессионального образования, представленная организациями высшего и среднего профессионального образования, нацелена на формирование кадровой структуры округа. В Ханты-Мансийском автономном округе проживает 1 612,1 тыс. человек. Возрастная когорта, которая получает образование (17–25 лет), насчитывает 138,7 тыс. человек. Соответственно, их следует относить к потенциальным трудовым ресурсам. На территории округа функционируют 327 общеобразовательных организаций. В них обучаются 196,3 тыс. человек. Подготовку среднего звена осуществляют 40 организаций, численность обучающихся в них составляет 29,9 тыс. чел.

Среднее специальное образование в округе представлено 12 самостоятельными учебными заведениями и 6 филиалами, и учебно-консультационными пунктами. Ссузы округа ориентированы на подготовку специалистов для нефтяной промышленности (3 техникума), сферы образования (3 педагогических колледжа), здравоохранения (3 медицинских училища), а также специалистов общетехнического назначения (индустриальный колледж) и экономистов (экономический колледж), менеджеров (Международный бизнес-колледж), есть одно музыкальное училище.

Программы СПО, по данным мониторинга (СПО) – ГИВЦ, реализуются в 23 профессиональных организациях и 9 филиалах, в 2 организациях высшего образования и 6 филиалах. Всего в них обучаются 29,2 тыс. чел.

Контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих составляет 5,6 тыс. чел. (19,2 % от общей численности обучающихся), по программам подготовки специалистов среднего звена – 23,6 тыс. чел. (80,8 % от общей численности обучающихся).

На территории Югры функционируют 9 организаций высшего образования, в том числе 4 филиала. На 2020 год в них обучалось 22 687 студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Из общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020 году (7 652) трудоустроены – 4 253 (56 %). Из них по специальности трудоустроены 3 211 человек, или 42 % от общей численности выпускников.

Система профессионального образования автономного округа, осуществляющая подготовку кадров для экономики, недостаточно конкурентоспособна. Система высшего образования Югры не обслуживает весь возрастающий поток выпускников школ, желающих получить высшее образование: 60 % выпускников 11 классов, это в среднем 6 тыс. чел. в год, поступают в вузы других регионов. В вузах Югры сегодня обучается 21 519 студентов, это на 25 % меньше, чем пять лет назад. Система высшего образования Югры обеспечивает кадрами массовых специальностей региональную «сервисную» экономику: экономистами и управленцами, педагогами, юристами, работниками сервиса и туризма. Их выпуск распределяется по автономному округу, у них низкая доля нетрудоустроенных, высокая мобильность на выезд, также по этим направлениям есть «импорт». Качество приема в вузы автономного округа по естественно-научным и инженерно-техническим направлениям уступает качеству приема в вузы Уральского федерального округа по этим направлениям. Это означает, что вузы Югры пока не могут конкурировать с вузами Тюмени, Уфы, Омска, Екатеринбурга за лучших абитуриентов, желающих учиться по направлениям, связанным с приоритетными направлениями развития Югры. Из этого следует, что возможности Югры по управлению талантами в области приоритетных направлений развития в настоящее время ограничены, экономика Югры испытывает дефицит специалистов в области государственного управления, инновационного предпринимательства и управления инновационными проектами, для высокотехнологичных и традиционных отраслей, в сфере инновационного развития экономики. При этом преобладает «узкоотраслевое» образование, не совпадают профессиональная структура предложения рабочей силы на рынке труда региона и профессиональная структура спроса на неё, отражаемая в потребностях организаций.

Больше всего вакансий в 2020 году было размещено по таким отраслям, как: продажи, транспорт и логистика, рабочий персонал; меньше всего вакансий: банки, инвестиции, лизинг, безопасность, добыча сырья. Среди ищущих работу преобладали такие сферы, как начало карьеры, добыча сырья, продажи, реже подавали резюме на информационные технологии, интернет, телекоммуникации, строительство и недвижимость, рабочий персонал. Среди ищущих работу преобладают претенденты от 25 до 45 лет, имеющие опыт от 3 до 6 лет, 63 % с высшим образованием, 52 % женщины. Больше всего активных резюме к вакансиям по таким сферам, как бухгалтерия и финансы, юриспруденция, добыча сырья, меньше всего – консультирование, услуги и сервис. Анализ структуры кадровой потребности предприятий региона даёт следующую картину: 54,0 % – вакансии по профессиям квалифицированных рабочих; 26,9 % – вакансии по неквалифицированным рабочим местам; 19,1 % – вакансии по должностям служащих. Растёт доля вакансий для замещения квалифицированных рабочих мест: за последний год произошёл рост на 4,6 %.

На рынке труда автономного округа продолжает сохраняться дисбаланс как в территориальном, так и профессионально-квалификационном разрезе. Территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в нехватке рабочих мест в одних территориях и переизбытке в других территориях.

Одной из особенностей автономного округа является привлечение вахтового персонала. Из-за нехватки сотрудников с необходимой квалификацией работодатели вынуждены привлекать людей из других регионов: в Югру таким образом на сегодня работает 82 тыс. работников, это 10 % всех занятых в экономике автономного округа.

В автономном округе не хватает квалифицированных кадров в следующих производственных отраслях: строительстве, нефтедобыче, электроэнергетике, а также в непроизводственных – здравоохранении и образовании.

В 2017–2020 годах наибольший дефицит в высококвалифицированных кадрах испытывали отрасли здравоохранения и социальных услуг, образования, добычи полезных ископаемых, государственного и муниципального управления, обеспечения безопасности. Все указанные годы кадровая потребность по этим направлениям составляла около 60,0 % от всех заявленных работодателями вакансий. Самые востребованные профессии: врач судебно-медицинский эксперт, врач-терапевт участковый, врач-педиатр, врач-невролог, педагог-психолог, учитель (преподаватель) русского языка, литературы, математики, иностранного языка, воспитатель, специалист в государственном управлении, участковый уполномоченный полиции, оперативный уполномоченный, следователь, мастер по ремонту скважин (капитальному, подземному), инженер.

В 2017–2020 годах наибольшая потребность в кадрах с СПО наблюдалась в отраслях: добыча полезных ископаемых, транспортировка и хранение, строительство, образование, торговля, здравоохранение и социальные услуги, обрабатывающие производства. Кадровая потребность по указанным направлениям составляет около 75–82 % от всех заявленных работодателями вакансий.

Самые востребованные профессии: водитель автомобиля, помощник бурильщика капитального ремонта скважин, помощник бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, машинист крана автомобильного, электрогазосварщик, машинист бульдозера, воспитатель, повар, медицинская сестра, фельдшер, продавец продовольственных товаров.

Наибольшая потребность в кадрах с высшим профессиональным образованием прогнозируется для отраслей: добыча полезных ископаемых, здравоохранение, социальные услуги, государственное управление, обеспечение безопасности, социальное обеспечение, образование, профессиональная, научная и техническая деятельность, обрабатывающие производства, сельское и лесное хозяйство, охота, рыбоводство и рыболовство.

Самые востребованные специальности для кадров с ВПО для отраслей:

– добыча полезных ископаемых: маркшейдер (горное дело, маркшейдерское дело), мастер нефтегазового дела (разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений), инженер, геолог (геология нефти и газа, гидрогеология, бурение), технолог (химическая технология), инженер-электрик (электроник);

– транспортировка и хранение: инженер, специалист по электроэнергетике и электротехнике;

– деятельность в области информации и связи: инженер электросвязи, инженер- электроник, инженер по защите информации, инженер по автоматизированным системам управления технологическими процессами, электромеханик связи, инженер-программист, администратор вычислительной сети;

– деятельность административная: начальник отдела центра занятости населения, инспектор центра занятости населения (старший, ведущий), экономист, главный бухгалтер;

– государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение: консультант.

Наибольшая потребность в кадрах с СПО прогнозируется для следующих отраслей: добыча полезных ископаемых, здравоохранение и социальные услуги, обрабатывающие производства, транспортировка и хранение, образование.

Самые востребованные специальности для кадров с СПО для отраслей:

– добыча полезных ископаемых: оператор по добыче нефти и газа, слесарь-ремонтник, электрогазосварщик, лаборант химического анализа, помощник бурильщика капитального ремонта скважин, машинист насосной станции по закачке рабочего агента в пласт, трубопроводчик линейный, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, непосредственно занятый на объектах добычи нефти и газа;

– транспортировка и хранение: машинист, водитель вездехода, плотник, слесарь;

– деятельность в области информации и связи: электромеханик связи, техник-программист, техник связи (АТС), инженер электросвязи;

– деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги: психолог, инспектор центра занятости населения.

Потребность в кадрах для субъектов малого и среднего предпринимательства на 2020–2026 годы составляет от 10,0 % до 15,0 % от общего прогноза кадровой потребности автономного округа. Наибольшая востребованность специалистов и работников прогнозируется в следующих направлениях: деятельность гостиниц и предприятий общественного питания, торговля, ремонт автотранспортных средств, здравоохранение и социальные услуги, обрабатывающие производства, строительство, деятельность профессиональная, научная и техническая.

 

Угрозы и конкурентные преимущества, кадровый потенциал автономного округа представлены в Таблице 3.

Таблица 3 - SWOT анализ занятости и кадрового потенциала Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Сильные стороны Слабые стороны
· прирост численности населения, · высокая доля населения в трудоспособном возрасте · активное привлечение иностранных работников · показатели занятости превышающие средние показатели по Российской Федерации в возрастных группах от 20 до 59 лет · снижение безработицы · дискретный миграционный прирост · низкая степень диверсификации занятости, большая доля занятых в добыче полезных ископаемых · дисбаланс рынка труда, как в территориальном, так и профессионально-квалификационном разрезе  
Возможности Угрозы
· высокий уровень средних заработных плат дает возможность привлечения кадров из других регионов · возможности повышения показателей занятости в возрастных группах от 15 до 19 лет и от 60 до 70 лет и старше · возможность привлечения иностранных работников   · снижение числа населения в трудоспособном возрасте, снижение доли занятого населения · устойчивый дефицит кадров по ряду укрупненных групп специальностей и территорий. · доля населения в возрасте старше трудоспособного возраста возросла более чем в 2 раза · снижение количества привлеченных иностранных работников

 

Приоритеты, цели, задачи и направления концепции кадрового обеспечения социально-экономического развития Югры, согласованные с приоритетами и целями стратегии социально-экономического развития автономного округа

Целью кадрового развития автономного округа должно стать увеличение абсолютных показателей занятого населения к 2050 г. до 1 509 тыс. чел., плановый показатель занятости 2030 г. – 1 114,68 тыс. чел., 2036 г. – 1 371 тыс. чел., плановые показатели создания рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов к 2050 г. – 25,5 тыс. чел.

Приоритеты Стратегии-2050 в рамках развития кадрового потенциала:

– приоритет развития образования, так как значительный отток населения – выпускники школ, которые уезжают обучаться в другие регионы. Высшее образование должно быть территориально доступно для всех районов автономного округа и в разрезе актуальных направлений подготовки. Развитие системы переподготовки и среднего профессионального образования. Необходимо развивать региональные программы, направленные на удержание выпускников школ в автономном округе;

– приоритет диверсифицированной сферы занятости требует развития обрабатывающей промышленности в автономном округе в рамках действующих кластеров газоперерабатывающего и лесопромышленного и увеличения доли занятого населения в обрабатывающих производствах, расширения масштабов малого и среднего бизнеса.

Основными задачами кадрового развития автономного округа являются:

– нивелирование тенденции демографического старения кадров;

– преодоление территориального и отраслевого дисбаланса рынка труда;

– восполнение общего дефицита кадров в ряде районов автономного округа;

– стимулирование роста показателей миграционного прироста;

– привлечение иностранных работников в т.ч. через систему организованного найма;

– участие в программе по переселению соотечественников.

 

Сценарии развития

Развитие кадровых ресурсов зависит от демографических и социально-экономических тенденций. При составлении прогноза развития кадровых ресурсов учитывались показатели естественного прироста населения, миграции в разрезе различных возрастных групп, заявленная потребность в кадрах со стороны работодателей, потребность в кадрах в рамках реализации крупных инвестиционных проектов.

Развитие кадровых ресурсов может проходить по трем основным сценариям.

Сценарий 1. Сохранение превалирования добывающей промышленности в экономике с постепенным снижением объемов добычи и занятости в добывающей промышленности в т.ч. за счет автоматизации производства и незначительного роста занятости в добывающей промышленности, транспортировке и хранении.

Сценарий 2. Увеличение доли обрабатывающей промышленности в экономике автономного округа (лесопромышленный и нефтегазоперерабатывающие комплексы), развитие транспорта, логистики, образования и здравоохранения при сохранении значительной доли занятости в добывающей промышленности.

Сценарий 3. Рассчитан с учетом цикличности развития кризисных явлений и неблагоприятного развития эпидемиологической ситуации, которые снизят возможность реализации инвестиционных проектов, поэтому не включает увеличение занятости по инвестиционным проектам.

По первому сценарию развития предполагается сохранение существующих тенденций естественного прироста на уровне 13 тыс. чел. в год, миграция выпускников школ сохраняется на уровне 60 %, занятость населения на уровне 61 %, учитывается реализация инвестиционных проектов, тогда занятость к 2050 г. составляет 1 079,34 тыс. чел.

По второму сценарию прогнозируется сохранение средних темпов роста занятости населения, реализации инвестиционных проектов, роста занятости в обрабатывающей промышленности, строительстве, образовании и здравоохранении. человек.

По третьему сценарию предполагается сохранение существующих тенденций естественного прироста на уровне 13 тыс. чел. в год, миграция выпускников школ сохраняется на уровне 60 %, занятость населения на уровне 61 %. Реализация сценария предполагается при снижении деловой активности и неблагоприятном развитии эпидемиологической ситуации, препятствующих реализации инвестиционных проектов[30].

Меры и механизмы реализации Концепции кадрового обеспечения
социал ьно-экономического развития Югры

Предложения по выстраиванию модели управления кадровым потенциалом региона:

– увеличение бюджетных мест в образовательных организациях СПО и вузах Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по ряду укрупнённых групп специальностей;

– создание жилищных условий для привлечения студентов из других регионов и ближнего зарубежья;

– взаимодействие вузов и работодателей для трудоустройства выпускников;

– удержание выпускников школ путем предоставления региональных стипендий;

– развитие системы переподготовки кадров;

– создание филиалов высших учебных заведения в г. Нефтеюганске;

– развитие обрабатывающих производств и подготовка кадров для них с целью диверсификации рынка труда;

– развитие целлюлозно-бумажной промышленности;

– развитие путей сообщений;

– внедрение программы привлечения молодых специалистов.

В ходе реализации Стратегии в области кадрового обеспечения социально-экономического развития Югры необходимо ориентироваться на достижение следующих ключевых показателей:

1. Среднегодовая численность занятых в экономике к 2030 году должна составить 972,6 тыс. человек, к 2050 году – 1 169,6 тыс. человек.

2. По уровню образования квалифицированные кадры со средним профессиональным образованием составят 49 % в 2030 году и 50 % в 2050 году, с высшим образованием – 37 % в 2030 году и 40 % в 2050 году.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-09-03; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.035 с.)