Как работать с этой частью книги 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как работать с этой частью книги



Мы подошли к самой захватывающей, на мой взгляд, части всей книги. Здесь собрано 50 техник для вашей самостоятельной работы. К каждой технике я даю дополнительные пояснения и раскрываю смысловую подоплеку. «Свидания с собой» состоят из выверенных мной и сгруппированных по определенной логике упражнений на самопознание и исследование тем, затронутых в книге. Эти задания не высосаны из пальца, я активно использую их в психотерапевтической работе.

Вы согласитесь, что к хорошему свиданию надо готовиться? Есть некие составляющие волшебных моментов, которые затем создают воспоминания для пары… Для того, чтобы ваша работа с упражнениями давала плоды, нужно создать подобающие условия.

Рецепт для всех «свиданий» у нас таков.

1. Искусство маленьких шагов. Глубокие добрые изменения не происходят быстро, это не разряд молнии и не внезапный фейерверк. Вы копили опыт всю свою сознательную жизнь, и обретение нового, нужного опыта – дело постепенное. Следуя заданиям поэтапно, в течение месяцев, а то и года, вы будете взращивать свое новое состояние, взгляд на мир и себя в нем. К тому же наша психика устроена так, что к качественному скачку ей нужно подходить пошагово. Моментальный результат влечет за собой откат и возвращение человека на исходную точку, если не ниже (так как его психологическая защита включается на полную мощность и такого индивида буквально начинает «штормить»).

2. За один раз – одно свидание, то есть одно упражнение. Каждой мысли или идее должно быть место и время. Если вы будете пытаться за раз объять побольше, в конечном итоге все потеряет ценность и… смысл. Как говорится, за двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

3. Возвращайтесь к прочитанному и сделанному. Известно, что хорошая книга содержит в себе несколько уровней понимания. Я наблюдаю годами эффект, когда очевидная (казалось бы) вещь из области психотерапии лишь спустя длительное время приобретает для человека свой смысл. Просто раньше было не ее время, случился фальстарт. Такое происходит очень часто. Поэтому можно и нужно периодически возвращаться к уже прочитанному тексту, а также к освоенным техникам и выполнять их заново. Так вы получите новый результат.

4. Альпинисты двигаются в связке. Будет очень хорошо, если вы будете обсуждать и делать задания в паре с близким надежным человеком. Важно, чтобы вы доверяли друг другу. Главные правила в вашем взаимодействии: безоценочность и чуткость. В заданиях нет правильных или неправильных вариантов решения, равно как и единственно верной точки зрения. Есть просто ваш вариант.

Кроме того, мысль не равна озвученной идее. Нам кажется, что если мы о чем-то подумали внутри себя, что-то осознали, то это и есть конечный результат. Нет. Очень важно проговаривать ваши мысли: в процессе формулирования вы обнаружите много нового, хотя вам казалось, что вы уже все поняли. Если вы никак не можете работать вместе с партнером, то хотя бы проговаривайте вслух сами с собой или на диктофон.

5. Ведите дневник. Когда мы сталкиваемся с важным осознаванием (а оно может быть не очень приятным), как правило, включаются защитные механизмы, чтобы этот опыт поскорее вытеснить и сохранить внутренний порядок таким, каким он был до этого. Человек в этом смысле – раб привычки жить, действовать и думать определенным образом. Если мы не прилагаем осознанных усилий, привычка берет свое. Призываю вас вести дневник наблюдений, пусть это будет некий «судовой журнал» вашего путешествия. Так вы закрепите важные для себя идеи раньше, чем мозг их отфильтрует в пользу привычки.

6. Хвалите себя и балуйте. Делайте свое продвижение осязаемым. Когда что-то удается, порадуйте себя. Конфетка, прогулка, приятная мелочь, сказанное себе перед зеркалом или тихо под нос «я молодец!» – неважно что, главное, чтобы вы позитивно подкрепляли свою работу.

7. Наберитесь терпения и настойчивости. Какое отношение к процессу, такой и результат. И как вы уже знаете, один из основных защитных механизмов психики – это обесценивание. Старайтесь идти ему наперекор, действуйте, как золотоискатель. Ваш внутренний мир – это Клондайк, честное слово, только копать и копать! Вспомните: для ребенка весь дом полон спрятанных сокровищ, всюду сокрыт клад. Главное – уметь искать.

8. Вы уникальны. Из всего разнообразия заданий что-то вам подойдет больше, а что-то меньше. В реальной обстановке психолог учитывает целый ряд факторов, чтобы предложить подопечному подходящее ему в данный момент упражнение (а то и не предлагает вовсе, так как главный инструмент психолога – беседа). Ваша фантазия и креативный подход к сути задания приветствуются. Калибруйте задание под себя. Например, не нравится работать с письменной практикой – наговаривайте на диктофон. «Звучать» – это не про вас? Тогда доставайте краски и рисуйте то, о чем речь в задании. Вам не нравится идея отслеживать свое продвижение, поощряя себя вкусненьким? Заведите вазу и кладите в нее красивый камушек каждый раз, когда продвинулись. А если вы его еще и разрисуете, выражая свое состояние после упражнения, – браво!

Навигация по заданиям

Упражнения я объединила в восемь разделов, которые логически вытекают из теоретических глав. Но их некорректно привязывать только к конкретным главам, потому что все взаимосвязано между собой: эмоции – с телом, воспоминания – с состоянием внутреннего ребенка, состояние внутреннего ребенка – с болезнями, а болезни – с эмоциями и так далее.

Вы можете работать с разделами по порядку, соотносить с содержанием глав или определить иную последовательность.

Вы можете выполнять задания согласно личному плану, выбирая каждый раз по своему актуальному запросу. Важно перед началом работы прислушаться к себе и четко обнаружить актуальные задачи, эмоции, затруднения. После чего сформулировать это для себя словами. Это тоже хорошая практика – быть внимательным и учиться выделять причину внутреннего дискомфорта из фона.

Таким образом, это самостоятельный блок книги, но в скобках укажу ориентиры по теоретическому содержанию.

 

Дела семейные (раздел связан с главой 3 и не только).

Задания здесь направлены на переосмысление опыта детства. Выметаем сор из семейной избы и смотрим: что там в нем завалялось, от чего чихаем? Также здесь есть техники работы с энергией рода.

 

Черепаха разминает панцирь (раздел связан с главами 4, 9 и не только).

В разделе собраны базовые упражнения работы с напряжением в теле, с зажимами мышечного панциря, проявлением психического в телесном.

 

Ресурсы и точки приложения сил (раздел связан с главой 5 и не только).

Здесь я предлагаю вам поработать с темой внутренних ресурсов, балансом энергии, а также с тем, чтобы мечты стали ближе к реальному, достижимому, то есть превратились в четкий маршрут. Жить, витая в облаках, чревато, а вот мечтать деятельно, конкретно – очень полезно для здоровья.

 

Диалог внутренний и внешний (раздел связан с главой 6 и не только).

Задания этого раздела направлены на налаживание диалога со своей пораненной детской частью, а также призваны помочь обнаружить образ заботливого родителя внутри.

 

Границы (раздел связан с главой 7 и не только).

Блок заданий направлен на осознанное очерчивание своих комфортных границ и понимание чужих.

 

Эмоциональная сфера (раздел связан с главой 8 и не только).

Техники направлены на развитие эмоциональной осознанности и проработку переживаний в моменте. Здесь есть техники работы с захватывающими, навязчивыми переживаниями. Учимся освобождаться от эмоционального груза.

 

Психосоматика (раздел связан с главами 4, 9 и не только).

Психотехники раздела нацелены на экологичную (бережную) работу с телесными симптомами и рефлексию над их содержанием.

 

Токсичная зона (раздел связан с главой 10 и не только).

Упражнения раздела призваны вывести в поле большего осознания природу и смысл токсичных чувств. Здесь я предлагаю вам исследовать самые тяжелые и отравляющие чувства: стыд, вину и обиду. Кроме того, будем пробовать строить более здоровые коммуникации через технику «Акция-реакция». Задача – начать выбираться из драматического и токсичного треугольника отношений.

К каждому из заданий я дам описание, объясню смысл и напишу рекомендации по выполнению. Время выполнения не ограничено, но если вы поработали с упражнением меньше 20 минут, то будем честны: вряд ли вы отнеслись к заданию серьезно.

Предупрежу, что если из всего множества техник вы выполните только пару-тройку и забросите это дело, то не стоит удивляться, что все останется как прежде.

Но если вы глубоко, с чувством, толком и душой пропустите через себя содержание книги и будете регулярно практиковать хотя бы часть упражнений, то сами почувствуете разницу.

Пожалуй, остался один важный момент, о котором нам осталось договориться, – это «техника безопасности».

Техника безопасности

1. Для выполнения каждого задания нужно спокойное место и достаточное количество времени. В среднем это один час. Хотя на отдельные техники достаточно 20 минут, больше – лучше. Помните: это ваше место и время для себя. Если вы будете следовать этому правилу техники безопасности, получится уже хорошая практика.

2. На время выполнения упражнения отключите телефон. На психологических консультациях у клиентов он тоже всегда стоит на беззвучном режиме. Вас никто и ничто не должно отвлекать. Кстати, частое явление: как только вы подбираетесь к чему-то важному в психологической работе, вам начинают звонить и писать все подряд! Почему так происходит – загадка… Ответ неизвестен даже британским ученым.

3. Выполнять любую технику нужно только в трезвом и неодурманенном состоянии.

4. Вам должно быть комфортно, но не до сонного состояния. Если уровень напряжения или тревоги во время выполнения задания равен 3–4–5 баллам по шкале от 0 до 10, где 0 – это полное безразличие, а 10 – паническая атака, то это нормально. Выше 5 баллов – останавливаемся, снижаем уровень тревоги.

5. Если в какой-то момент чувствуете, что очень тяжело, больно, – останавливайтесь. Переходите сразу к упражнению «Психологическая реанимация». Никакого насилия над собой! Все делаем только по любви. Если почувствуете в себе силы продолжить – продолжайте. Если нет – отложите это задание, но обязательно отметьте в дневнике, с чем вы столкнулись. Это важная зона проработки в будущем. И, вероятно, лучше с помощью грамотного психолога.

6. Обнаружили что-то для себя важное, что-то осознали – выдержите сутки, прежде чем поделиться этим с кем-то (кроме самого доверенного лица, которое не будет оценивать ваше открытие и навешивать ярлыки). Дайте вашему инсайту (внезапному решению задачи, новому видению ситуации) окрепнуть. Особенно будьте на первых порах аккуратнее в разговорах с родителями. Это «боссы восьмидесятого уровня» на вашем пути. Дженни Миллер в книге «Личные границы» пишет, что сложнее всего выстраивать границы с самыми близкими людьми, поэтому начинать тренироваться надо с менее значимой сферы, например, с работы. Когда вы научитесь спокойно и мирно сосуществовать с близкими, ваша терапия закончится.

7. Чувствуете непреодолимые внутренние препятствия – не надо мучить себя, обратитесь к специалисту (если вам такой специалист неизвестен, то найдите по рекомендациям знакомых). В столице, например, существует бесплатная Московская служба психологической помощи населению, у них есть круглосуточная линия доверия.

Пожалуй, достаточно.

Наступил тот момент, когда дальнейшее действо будете творить вы. Эта часть книги будет наполнена вашим творчеством, вкладом и мыслями. Я назвала третью часть книги «Свидания с собой», так как, пожалуй, это самая важная встреча в жизни человека, которая открывает возможность по-настоящему, подлинно встретиться с другими людьми. Без этой самой важной встречи мы стремимся к отношениям, достижениям, гармонии, а взамен каждый раз получаем бледную тень, лишь отголосок того, что хочется.

Нет никакой тайны. И нет новизны в той мысли, что главный источник – внутри. Но все это обретает смысл только при условии, если человек сам узрит, услышит, прочувствует на собственной шкуре, каждой клеточкой души. Без этого чувственного откровения все слова всех книг – прах.

В основе гуманистической психологии лежит твердая вера в то, что изначально человек стремится к добру, он рожден с этим стремлением. И с рождения каждый заключает в себе все необходимое для собственного счастья и благополучия. У каждого из нас есть доступ к источнику жизни, черпая из которого мы способны двигаться вперед, личностно расти и развиваться. Важно уметь подобрать свой уникальный «ключ доступа» к источнику.

Помните, у Пауло Коэльо в повести «Алхимик» главный герой совершает большое путешествие перед тем, как обнаружить, что клад находится прямо под тем самым местом, с которого он начал свой путь? Так и с внутренним безграничным ресурсом. Эта метафора отлично отражает идею, что все необходимые ресурсы уже внутри и этим силам нужно помочь раскрыться. В трансперсональной психотерапии или в телесно-ориентированной терапии мы встречаем эту же идею в образе внутреннего целителя, изначального устремления человека к целостности.

Каждый человек уникален, и нет универсальной формулы счастья или безупречного алгоритма благополучия. Лучше вас никто не поймет и не прочувствует «Эврика! Это то, что надо!» касаемо вашего счастья, любви, работы, отдыха, отношений в целом. Нет и не существует такого оценщика и «проживателя вашей жизни» за вас. Зато есть вы! И с помощью внимательного отношения к себе, настойчивости и терпения в исследовании себя, своих внутренних единорогов и тараканов положение вещей мало-помалу сдвинется с места.

Желаю вам закрутить такой роман с собой, который перерастет в прочный и уверенный внутренний союз. А все внутреннее имеет свойство рано или поздно проявляться во внешнем мире. В добрый путь!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.202 (0.025 с.)