Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Убеждения. Мои отношения с миром

Поиск


Крошка сын
 к отцу пришел,
и спросила кроха:
– Что такое
 хорошо
и что такое
 плохо?..
 

В. В. Маяковский

 

Мы уже не первый раз в книге касаемся такого механизма психологической защиты, как интроекция. Пришло время разобрать эту тему достаточно подробно. Ведь когда человек открывает для себя сущность убеждений, по которым он живет, мир для него может перевернуться.

У всех есть убеждения, принципы. Через них мы смотрим на этот мир как через призму. Именно в их разрезе мы воспринимаем других людей, строим карьеру, заводим семьи. Многое мы объясняем себе исходя из простой формулы, которая всегда начинается со слов «потому что…»:

• хорошие девочки учатся на «отлично»;

• хорошие мальчики не плачут;

• хорошие девочки не злятся;

• хорошие мальчики всегда слушают маму;

• гуляют с красивыми, женятся на умных;

• женскую любовь всегда купишь за деньги;

• у кого больше денег – тот и прав;

• порядочный человек много работает и мало отдыхает;

• деньги – зло, от них все беды;

• «я» – последняя буква алфавита;

• измена у мужчин в крови, это физиология;

• хорошая жена всегда встретит мужа с улыбкой и борщом;

• приличные женщины носят только платья и юбки;

• достаток мужа зависит от того, насколько вдохновляет его жена;

• мужчина – голова, а женщина – шея;

• никому нельзя доверять, рассчитывать можно только на себя;

• счастливого все хотят;

• с шибко умного много спроса;

• злиться – грех, тем более на родных;

• кто терпит – тому воздастся;

• бог терпел и нам велел;

• всегда надо доедать, дети в Африке голодают.

И прочее, прочее, прочее «потому что…» формирует наши взгляды на разные сферы жизни:

– Как общаться с партнером?

– Как воспитывать детей?

– Как и где учиться?

– Как ко мне относятся люди и как мне относиться к ним?

– На ком жениться или за кого выйти?

– Какие в семье правила?

– Кто за что отвечает?

– Кто лучше, кто хуже?

– Что хорошо, что плохо?

Согласны ли вы с тем, что все люди разные и сколько людей, столько и мнений? А может быть, для вас все устроено по-другому?

Каждый воспитывается в своих семейных традициях и разговорах взрослых. В зрелом возрасте у человека буквально полный сундук мнений, суждений, убеждений, которые он годами впитывал от ближнего окружения.

И это естественно, так устроен наш мозг: чтобы разобраться в окружающем мире, нужны ориентиры, на все вешается свой ярлык. Пока ребенок находится под опекой семьи, слаб и не самостоятелен, он усваивает ориентиры, которые ему передают родственники. А передают они их как прямо – на словах, так и косвенно – своими действиями, которые могут очень расходиться с тем, что внушается словесно.

Взрослея, человек (назовем его Ваней) отделяется от родительской семьи, становится самостоятельной единицей. Казалось бы, свобода: будь не тем, кем хочет тебя видеть мама или бабушка, будь собой.

А по инерции собой быть не получается. Ваня следует тем ориентирам, к которым привык, пусть даже они совершенно ему не подходят. он болеет, не может создать устойчивые счастливые отношения или найти хорошо оплачиваемую работу.

Иван, однако, не задумывается обо всем этом и искренне считает, что вот так устроен мир. Он вообще не слышал, что есть какие-то там интроекты. И перенятые чужие убеждения, как чужая поношенная одежда, не впору: рукава велики, ткань выцвела, штаны малы, тут было перешито прямо на соседского сына, а потому на Ване смотрится нелепо.

Да и мало кто из нас задумывается о такой «одежке». И живем на автомате по чужим правилам ради одобрения тех людей, которые уже так пристально за нами и не смотрят, если они вообще живы.

 

Как уже было сказано ранее, 90 % наших привычек – это наносное, извне. А 10 % – созданное нами лично.

Дабы расхламить «заваленный чужой одеждой гардероб», надо открыть шкаф и смело в нем покопаться: мое – не мое, нравится – не нравится, мешает – не мешает, идет – не идет, стройнит или портит весь силуэт, вдохновляет или ограничивает.

Так рождается «Я», которое должно быть последним только в русском алфавите, а не в жизни.

В практической части книги «Свидания с собой» мы будем проводить ревизию убеждений, учиться делать «раскопки в шкафу».

Подведем итог. Понимая, как работают те или иные механизмы психологической защиты, мы получаем представление, где в нашей повседневной жизни, образе мышления и восприятии мира есть «слепые пятна». Механизмы психологической защиты призваны оберегать психику от излишнего стресса, амортизировать атаки на эго. При этом они ограничивают нас и делают несвободными, если речь идет о личностном росте. Наш образ мысли, тип отношений и картина мира – результат в том числе и того, какую защиту мы используем наиболее часто и что о себе не осознаем.

Психологическая защита наглядно показывает, как мы укореняемся в созависимом или контрзависимом мировоззрении.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.75 (0.008 с.)