Треугольник победителя – выход из драмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Треугольник победителя – выход из драмы



Что же делать? Капкан драматических ролей очень крепок, сценарии давно написаны, и участники отыгрывают свои роли.

Существует концепция, предложенная австралийским психологом Эйси Чой в статье «Треугольник победителя», написанной в 1990 году. Эта модель приобрела широкую популярность с того времени.

Кроме того, сам Стивен Карпман с годами дополнил свою консультационную практику с использованием модели драматического треугольника правилом «допущения 10 %».

Сейчас разберемся.

Эйси Чой верно подметила, что обесценивание – это то, что делают участники во всех трех ролях по отношению к другим. Жертва обесценивает себя и свои силы, Спасатель обесценивает возможности Жертвы, а Преследователь обесценивает других людей в целом и Жертву в частности. Однако Преследователь и Спасатель обесценивают и свои истинные потребности, мотивы так же, как это делает Жертва. Все это способствует выстраиванию нездорового взаимодействия между участниками игры.

Выходом из ситуации является:

1. Признание своих истинных потребностей, выгод.

2. Взятие на себя ответственности за то, что участвуешь в нездоровой драме и активно ее создаешь.

3. Прекращение обесценивания как своих истинных потребностей и возможностей, так и позиции других людей.

Когда участники игры принимают новые правила, появляется возможность сменить роль. Если хотя бы кто-то один возьмет ответственность за выход из драматической игры, это уже повлияет на качество и количество токсичных отношений. Очевидная правда заключается в том, что каждый участник может просто «встать и выйти», хотя это не понравится тем, кто хочет продолжать игру по старым правилам.

Как же сменить токсичную роль на более конструктивную, не выходя из отношений полностью? «Допущение 10 %» Стивена Карпмана заключается в том, что в каждой нездоровой позиции можно разглядеть 10 % здравого смысла и опереться на это.

В таком случае мы меняем деструктивную суть ролей Преследователя, Жертвы и Спасателя на конструктивную суть новых ролей – Уверенного, Уязвимого и Заботливого.

Теперь соединим две эти концепции и увидим, что получается.

Уверенный

Здравое зерно позиции Преследователя заключается в том, что он хочет удовлетворить свои нужды и отстоять свои права, и у него есть на это энергия.

Однако в отличие от Преследователя Уверенный не заинтересован в наказании других. Он опирается на свою силу и уверенность, ему больше не нужно самоутверждаться за чужой счет. Уверенный знает свою правоту, но способен принять, что у других людей будет свое мнение и своя правда, отличная от его. Это уже не ранит, так как Уверенный внутренне устойчив. Преследователь же неустойчив – вспоминаем, что на самом деле он боится и сомневается в себе. Уверенный в разногласиях придерживается стратегии переговоров и уверенного поведения, а не давления.

Артем испытывает проблемы в стабильных отношениях с женщинами и видит это как свою постыдную слабость, так как почему-то опасается их. Он осознает, что если раз за разом у него не получается отношений и есть такой страх, то, возможно, проблема в его позиции, а не в этих женщинах. Ведь у окружающих как-то получается с ними ладить! Однажды Артем пошел на тренинг межличностного общения и там в обратной связи от участников услышал о себе нечто новое, ранее ему неизвестное. Он стал читать психологическую литературу от популярной до менее известной, так как было интересно. В итоге он пришел к психологу и спустя некоторое время понял, что у него реально имеется проблема, связанная с потерей абсолютного контроля над ситуацией в отношениях, а также проблема в его детских отношениях с эмоционально холодной, недоступной матерью.

Послание Уверенного: «Я в порядке, и вы тоже в порядке».

Уязвимый

Здравое зерно позиции Жертвы заключается в осознании, что она страдает и у нее есть проблемы.

В отличие от Жертвы человек в роли Уязвимого не лишает себя возможности мыслить из взрослой позиции и логики ради активного участия в решении своих проблем. В некотором смысле при таком подходе проблемы Уязвимого трансформируются для него в задачи. Уязвимый осознает свои слабости, но нацелен на изменения. Он может запросить помощь – информационную, моральную, но больше не рассчитывает на волшебное спасение. Уязвимый присваивает себе право создавать собственные изменения. Он учится опираться на свои ресурсы, ищет новые точки опоры и не обвиняет других, так как принимает личную ответственность за свою собственную жизнь. Уязвимый развивает способность решать свои проблемы, при этом имеет возможность запросить дополнительные ресурсы в виде поддержки окружающих. Отказ в какого-то рода помощи морально не разрушает Уязвимого, он ищет другие варианты.

У Петра на работе сокращение, и вообще в стране грянул кризис. Друзья собираются в совместную поездку и создают общий чат. Петя трезво оценивает свои возможности и понимает, что поехать не сможет. Кроме того, ему теперь надо заняться поиском нового места работы и стоит осмыслить свой опыт, чтобы устроиться не хуже, а желательно даже лучше прежнего. Так что друзьям Петя заказывает сувенир из жаркой страны, желает хорошей поездки и выходит из чата. Часть свободного времени он использует для отдыха и организует другой междусобойчик, чтобы, например, съездить на неделю в Крым «дикарями». Петя решил, что и мысли в порядок придут, и сил наберется, и лучше подготовится к периоду собеседований по возвращении.

Послание Уязвимого аналогично посланию Уверенного: «Я в порядке, и вы тоже в порядке».

Заботливый

Здравое зерно позиции Спасателя состоит в том, что он искренне сочувствует человеку с проблемами.

При этом Заботливый, в отличие от Спасателя, уважает возможности Уязвимого решать свои проблемы. Он признает, что у Уязвимого есть для этого достаточно жизненных сил и мудрости. При этом он готов откликнуться на просьбу о помощи, но оказывает ее ровно столько, сколько нужно другому и возможно для самого Заботливого. Он не преследует опекой Уязвимого и не истощается сам, кидаясь помогать там, где у него нет сил и желания. Заботливый может сказать «нет» там, где это нужно.

Заботливый анализирует свои чувства и личные потребности, чтобы понимать, что он готов сделать, а что нет. Для Заботливого важное значение имеет понимание: «Сначала помоги себе, потом другим». Наиболее полезный навык, который стоит развивать Заботливому, – это умение активно слушать и эмоционально поддерживать собеседника, а не бросаться грудью на амбразуру, чтобы решить его проблемы.

Асе звонит подруга Света и сообщает, что рассталась с парнем, но тот такой растяпа, что уже неделю не может вернуть ей ключи. Сама Света еще не отошла от расставания и не хочет ему напоминать. Ася выслушивает подругу, сочувствует ей и поддерживает в ее переживаниях, подбадривает. Но не бросается с готовностью звонить бывшему парню Светы за нее. Во-первых, Света ее об этом не просила; во-вторых, Ася на самом деле не хочет этого делать: разговаривать по телефону с незнакомыми, недружелюбно настроенными людьми не входит в список ее любимых занятий; в-третьих, это их дело, и Света взрослая сильная девушка, способная потребовать свои законные ключи назад.

Послание Заботливого также звучит в унисон с посланиями Уязвимого и Уверенного: «Я в порядке, и вы тоже в порядке».

Во всех трех случаях ключевое значение имеет опора на внутреннее взрослое «Я», ту самую эго-функцию взрослого, о которой мы говорили в главе 6. Взрослый трезво анализирует ситуацию и заинтересован в эффективных и экологичных решениях для всех участвующих сторон, без детских криков и взрослых драм. Нас расшатывает и выбивает в токсичную роль потеря внутреннего равновесия, когда теряется основа «Я в порядке» и начинается поиск виноватых.

Подытожим все сказанное о треугольнике победителя в таблице ниже. Вы можете сравнить две сводные таблицы – для драматического треугольника отношений и для треугольника победителя – и, что называется, почувствовать разницу.

 


 

Вот такая «занимательная геометрия»!

Несмотря на то, что в этой главе я привела несколько почти не придуманных практических примеров, за образцами далеко ходить не надо. Оглядитесь вокруг, вспомните истории ближайшего месяца.

Припоминаете ли вы ситуации, когда вы оказывались в роли Преследователя, Жертвы или Спасателя? Что вы чувствовали в той ситуации? Как эта история завершилась?

Или вы можете с ходу вспомнить несколько живых историй, которые происходили с вашими родными или друзьями, – на работе, учебе, в отношениях, в очереди к кассе? Все это происходит сплошь и рядом, потому что на автомате, без осознания и развития соответствующих успешных навыков ролей-победителей, получается классическая драма. А вы хотите переписать эти сценарии в собственной жизни?

Часть 3. Свидания с собой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.009 с.)