Глава 10. Драматический треугольник отношений: Преследователь – Жертва – Спасатель 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Драматический треугольник отношений: Преследователь – Жертва – Спасатель



Пожалуй, никто не хочет быть марионеткой в чужих руках. Никто не хочет плясать под чью-то дудку, тем более всю жизнь. И тем не менее мы сами опутываем себя невидимыми нитями и действуем по одним и тем же сценариям. Нас дергают за одни и те же ниточки, то же делаем и мы. И конца и края этому не будет, пока человек не осознает себя равно куклой-марионеткой и кукловодом одновременно.

Я говорю про известную модель отношений, представленную однажды психологом Стивеном Карпманом. Она получила название «Драматический треугольник». В этой драме всегда есть три роли: Преследователь, Жертва и Спасатель.

Драматический треугольник имеет непреложные правила:

• У каждой роли свой прописанный сценарий, и «актер» ему строго следует, потому что не осознает, что все это нездоровая драма.

• Реальных лиц, задействованных в игре, может быть необязательно трое, но ролей всегда три.

• Игроки всегда меняются ролями. Эта игра – хождение по граням треугольника, все роли будут отыграны. Никто не играет только одну роль, как бы он ни утверждал это.

• Каждый игрок активно способствует тому, чтобы драматический треугольник не разрушался, как бы он ни думал и ни утверждал обратное.

• Участник, играющий каждую из ролей, преследует свои скрытые выгоды, в чем даже сам себе не признается.

• Выйти из треугольника можно, отдавая себе отчет, какие выгоды преследуешь, играя каждую из ролей.

• Выйти из драматического треугольника возможно, только осознав и приняв ответственность за то, что добровольно поддерживаешь эту игру и далее, следовательно, прекращаешь реагировать и действовать в духе ролей треугольника.

• У каждой из ролей есть свое конструктивное, доброе зерно, докопавшись и обнаружив которое можно выйти из игры.

Похоже на вводные правила к какой-нибудь веселой ролевой игре для компании, но на самом деле 99 % коммуникаций в неблагополучных семьях, в эмоционально зависимых отношениях строятся по принципу драматического треугольника. Это то, почему люди становятся несчастны вместе. Они не умеют общаться без драматических ролей. Поп-культура, СМИ и, к сожалению, пример взрослых приучают с детства, что так выстраивать отношения – норма, и даже более того, это выражение глубоких чувств, истинной любви. На самом же деле треугольник отношений преисполнен уже известными нам токсичными чувствами – виной, обидой и стыдом. И скрепляется сильным гневом.

90 % коммуникаций эмоционально зависимого человека строятся по этой схеме. Более того, это может быть и внутренний диалог одного человека, выражающий его внутриличностный конфликт!

 


 

Приведу пару примеров.

Обаятельный парень знакомится с девушкой, они сближаются, и он жалуется ей на то, какой его бывшая была мегерой, что творила в его жизни, а он однажды не смог больше это терпеть… Девушка, уже и так влюбленная, загорается желанием спасти, отогреть раненое сердце юноши, включается в игру на полную – и она на крючке. Через какое-то время роли круто меняются, и он шпыняет ее за все, стращает: «ты становишься как моя бывшая» – и вообще как-то оказывается, что он способен скрутить в бараний рог кого угодно и помощь ему не нужна. Однажды она не выдерживает и уходит от него… Очередная мегера…

Пол персонажей здесь на самом деле неважен, могло быть и наоборот.

Внутренний монолог женщины: «Ах, бедная я, несчастная. Говорила мне мама, что весь мир держится только на хрупких женских плечах! Готовлю, стираю, убираю, а муж и пальцем не пошевелит. У меня мозоли на руках и радикулит, я потратила на него всю молодость, а теперь что уж… Из-за него все мои беды! Это он во всем виноват!!! Только бы сына на ноги поставить, он сам не справится, станет как отец. Пока не женится и не остепенится, нечего думать, потерплю… А сын встречается с метелкой какой-то. Что он в свои двадцать пять понимает-то? Ничего, я с ним поговорю, надо, чтобы он не общался с ней. Вот у соседей с дачи такая девочка хорошая, надо их познакомить. Женится, а там и о себе подумаю…»

Знакомы ли вам такие истории и такие персонажи? Повторю, что неважно, сколько участников игры – двое, трое или это один человек, ведущий свой внутренний монолог по кругу. Главное – все движение идет в пределах трех ролей: Жертвы, Спасателя, Преследователя. Участники игры либо мучаются, либо спасают, либо наказывают.

Схематически я представила эту модель выше. В реальности не так важно, кто в схеме находится на вершине треугольника, хотя отмечу, что популярной является модель, где треугольник перевернут и во главе угла оказывается именно Жертва. Я же в этой книге придерживаюсь нейтральной позиции, где все трое – равноценные участники драмы, треугольник можно поворачивать и располагать как угодно, на вершине может быть любая роль.

Рассмотрим каждую роль подробнее. Раскроем смысл ролей, содержание их сценариев, которым следует игрок в роли, и – самое важное – вычленим вторичные выгоды или мотивы, которые скрыты за таким поведением.

Преследователь

– Что я сделал не так?

– Ты всегда все делаешь не так!

 

Помните такую детскую загадку: кто был раньше – курица или яйцо? То же самое с ролями Преследователя или Жертвы. Игра начинается по-разному, инициировать ее может любая из сторон. Мы же начнем с роли Преследователя, так как он полон активности и злости. Такой взрывной коктейль не терпит отлагательств.

Преследователь, тиран, палач – эта роль носит различные названия, но суть одна: он агрессор. Преследователь мучает и карает Жертву. Преследователь неудобен, бескомпромиссен, «всегда прав» и мастерски манипулирует Жертвой. Справедливости ради, в драматическом треугольнике отношений манипулируют все, но пока мы говорим только об агрессоре Преследователе. Он обесценивает чужие старания. А еще способен моментально превращаться в Жертву, когда ему это выгодно.

Цель Преследователя – агрессивно добиться своего любой ценой. Он не считается с другими людьми.

Когда речь заходит о насилии и открытой агрессии, то в первую очередь приходят мысли о физическом насилии. Но Преследователь необязательно кого-то бьет или насилует. Он делает это морально и порой очень изощренно, так, что Жертва пропитывается токсинами морального насилия постепенно. Это словно яд, который микроскопическими дозами добавляется в еду месяцами, годами и смертельно отравляет организм.

Преследователь может прикрываться лучшими намерениями, что хочет, чтобы вы были сильнее, лучше, умнее, способнее к росту. Но правда в том, что требованиям Преследователя соответствовать невозможно. Это не в его истинных интересах, потому что так он манипулирует человеком. Преследователь обесценивает все успехи и достижения партнера, всегда есть место сравнению не в вашу пользу. Он требует безусловного принятия, взамен не давая ничего. На деле вы всегда будете недотягивать до его мифических стандартов и всячески под него подстраиваться.

Его послание: «Я в порядке, а вы – нет».

Скрытая выгода Преследователя – переложить ответственность за ситуацию с себя на Жертву. Всегда кто-то виноват в том, что он зол и недоволен. «Не мы такие, жизнь такая» – фраза, оправдывающая все. И хотя Преследователь муштрует Жертву и обвиняет во всем, ему выгодно, чтобы Жертва была рядом. Жертва является для него буфером всего плохого, что он не принимает в себе и приписывает другим людям.

Еще одна важная скрытая выгода Преследователя – самоутвердиться за счет Жертвы. Ведь она такая слабая, несчастная, беспомощная и зависимая. А он молодец, он сильный, уверенный, настоящий «царь зверей».

Все это высвечивает неприглядную истину о Преследователе: он не уверен в себе. Ему нужна подпитка в виде подавления и унижения Жертвы, что оказалась рядом. А также требуется подпорка в виде спихивания ответственности за происходящее на чужие жертвенные плечи.

Еще одна истина заключается в том, что помимо скрытой неуверенности в себе Преследователь боится. Когда-то он усвоил: власть означает безопасность. Но тем самым Преследователь настраивает окружающих против себя и готовит почву, чтобы уже его стали преследовать, наказывать, карать.

Преследователь – мастер манипуляций. Он практикует абьюз – моральное насилие, создавая такую атмосферу, что Жертвы и Спасатели вытягиваются по струнке. Преследователь может быть как активным агрессором, так и пассивным. При пассивной агрессии его гнев выражается скрыто, завуалированно: газлайтинг, постоянное нарушение обещаний, игнорирование, издевки между делом.

Артем испытывает проблемы в стабильных отношениях с женщинами и видит это как свою постыдную слабость, так как почему-то опасается их. Не должны какие-то женщины иметь над ним внутренне такую власть. Поэтому когда он встречает очередную пассию, то сразу старается поставить ее «на место»: дать понять, что он не испытывает недостатка во внимании, а она вообще-то далеко не идеальна и не настолько красива, чтобы ей все прощалось. Так что он еще посмотрит, стоит ли оно того. В детстве отец говорил ему: «Если женщина хочет удержать мужчину рядом с собой в двадцать, ей достаточно иметь красивое тело, в тридцать нужен еще и ум, а в сорок нужна еще и мудрость. Иначе она просто перестанет его интересовать». Артем горд и доволен собой, когда женщина ради отношений с ним начинает пытаться себя менять. Значит, она у него под пятóй и он контролирует ситуацию.

Казалось бы, не очень приятная роль. Но многие вляпываются в отношения с Преследователем глубоко и надолго. Это происходит потому, что Преследователь часто приходит в отношения под маской Спасателя или Жертвы, как в примере выше. А это две более комфортные для окружающих роли. На первый взгляд.

Жертва

– Спасите-помогите!

 

Была в начале девяностых одна очень популярная песня, авторства Бека Хэнсена, в которой припев звучит так: «I am loser, baby, so why don’t you kill me?» («Я неудачник, крошка, так почему ты меня не убьешь?»). Вот такая наша Жертва. Она транслирует всем, что вообще-то неудачница. И в этом кто-то виноват. Как будто уже есть что-то общее у таких разных Преследователя и Жертвы, не правда ли?

Жертва несчастная, слабая, не способна постоять за себя. Всю ответственность за происходящее она отдает во власть другим людям с более активной жизненной позицией – Преследователю и Спасателю. Бывают в жизни тяжелые моменты, где нет и не может быть места обвинению Жертвы за произошедшее, – насилие там, где защититься было невозможно: насилие над детьми, тяжелые травматические ситуации, будь то систематическое издевательство над ребенком в школе или в семье за закрытыми дверями или пережитый террористический акт.

Но возьмем шире. Я говорю о той ситуации, когда Жертва – это позиция по жизни.

В таком случае страдание становится привычным способом отношений Жертвы с миром и самой собой.

Цель Жертвы – получить помощь, не прилагая иных усилий, кроме собственного страдания. Жертва исполнена вины, страдания и стыда. И это ее способ казаться «хорошей», «заслуживающей» любви.

Послание Жертвы: «Я не в порядке, а вы в порядке» (или «Я не в порядке, и вы не в порядке»).

Скрытая выгода Жертвы – привлечь заботу, внимание и любовь через жалость, ведь сама Жертва не справляется со своими проблемами. Она будто бы абсолютно в дефиците сил, талантов, ресурсов. На деле же из прошлого опыта человек вынес идею, что только через жалость и сочувствие он может рассчитывать на человеческую теплоту и поддержку. Ему не очень понятно равноценное партнерство как вид взаимодействия. Либо страдать, либо давить, либо спасать – вот это очень понятные категории.

И следующая скрытая выгода Жертвы – это снять с себя ответственность за свою жизнь. точно так же, как Преследователь, она перекладывает ее на кого-то другого, более сильного, мудрого и уверенного. Так Жертвы приглашают в свою жизнь Преследователей, которые с большой охотой приходят.

От Жертвы словно исходит «Побей меня!» и «Спаси меня!». Желающие мучить и спасать выстраиваются в очередь. В этом смысле Жертва не очень разборчива и попадает как в токсичные отношения, так и в разного рода секты, где кто-то большой и сильный обещает взять под крыло и утолить все печали. Вот только не просто так.

Так как жертва не берет на себя ответственность за изменения, у нее всегда кто-то виноват: если бы не муж, если бы не мама, если бы не дети, если бы не правительство… Есть тысяча причин, почему она несчастна и ничего не может с этим поделать. Если завести с жертвой спор, это превратится в бесконечное парирование «Да, но…». Фактически Жертва сама переполнена гневом, но подавляет его, прячет и никак не использует конструктивно.

Интересное наблюдение: бывают люди, которые годами безропотно сидят в ролях Жертвы и Спасателя, тщательно избегая роли Преследователя с его открытой агрессией. Но энергия-то агрессии копится, и неизвестно, где и как эта бомба взорвется. Известны случаи, когда человек смертельно заболевал и тем самым как бы косвенно «наказывал» близких. Жестокая цена за «незаметное» возмездие и как бы несуществующий гнев…

У Петра на работе сокращение, и вообще в стране грянул кризис. Друзья собираются в совместную поездку и создают общий чат. Петя не отказывается, участвует, но постоянно жалуется, как все стало дорого и что он не готов лететь самолетом, а еще отель – это для буржуев… Впоследствии выясняется, что настоящие друзья могли бы, если так хотят его видеть, снизить планку своего бюджета по поездке, чтобы он мог поехать. И вообще, ребята, давайте лучше «дикарями» в Крым. Друзья давно планировали поездку и не соглашаются, Петя удаляется из беседы и чувствует себя преданным: между ним и пальмами бывшие друзья выбрали пальмы!

Будучи не в состоянии опереться на свои сильные стороны и живя в постоянном ощущении «Я не в порядке», Жертва бессознательно способна создавать себе отношения и ситуации, где ей будет плохо. У человека есть здоровая потребность в социальных связях, теплоте и любви, а вот здорового способа запрашивать и получать их нет. В результате из желания любви Жертва подспудно делает все, чтобы усилить свое страдание. Ведь только так она, по ее разумению, «заслуживает» подобия любви. Это очень печально.

Наконец, осталась еще одна роль.

Спасатель

– Потерпевшему была нанесена тяжкая польза в особо крупных размерах…

 

Он – благородный Спасатель, Зорро, Робин Гуд, Чип и Дейл, он Черный Плащ! Роль Спасателя очень привлекательна своим альтруизмом, героизмом и благородством. Спасатель является средоточием добра и справедливости – чем плохо?

Цель Спасателя – найти чужие проблемы и причинить добро.

Скрытая выгода Спасателя – повысить свою значимость через решение чужих проблем. Он хочет быть «хорошим», не таким, как эти Преследователь и Жертва. Он мудр, он позитивен, он выше этого.

Правда в том, что Спасатель заинтересован не в решении чужих проблем, а в признании со стороны других людей. Он хочет, чтобы люди оценили его по достоинству. Его, конечно, беспокоит, что происходит между Жертвой и Преследователем, но ведущий мотив Спасателя – найти подтверждение тому, что «я хороший, правильный, а не такой, как они».

Спасатель способен, осознанно или нет, затягивать проблемную ситуацию, а не решать ее, дабы подольше ощущать свою значимость. Темная сторона помощи Спасателя Жертве заключается в том, что он как бы лишает Жертву возможности быть самостоятельной. Преследователь говорит Жертве: «Ты ни на что не годишься!» Спасатель поддерживает: «Да, он прав. Поэтому я разберусь с этим вместо тебя». Почувствуйте разницу: не вместе с тобой, а вместо тебя. Как итог, Жертве подрезаются и без того слабые крылья, так что летать она не научится.

Более того, своими действиями Спасатель взращивает настоящих Жертву или Преследователя рядом с собой.

Послание Спасателя: «Я в порядке, а вы – нет». Такое же, как у Преследователя.

Спасателя могут и не просить о помощи, тогда он будет ее навязывать. А когда окажется отвергнутым и неоцененным бесславным героем, то упадет в роль Жертвы: «Я ради вас, а вы!..»

Еще один скрытый мотив Спасателя: он делает другим то, чего желает для себя.

Допустим, мужчина в глубине души очень несчастен, но предпочитает игнорировать эту внутреннюю боль, всю силу которой кидает на то, чтобы спасать других несчастных. Ко мне на прием неоднократно приходили мужчины, прямо загорающиеся маниакальным огнем, когда знакомятся с девушками, у которых в статусе социальной сети написано «все сложно» и которые жалуются им на своих парней. Или же, например, это могут быть женщины на грани нищеты с детьми на руках. С ними может быть все в порядке, а вот факт, что определенный процент мужчин привлекают только сложные истории, несет в себе многое. Также есть и женщины, которые раз за разом оказываются в отношениях с женатыми мужчинами, живущими в состоянии вялотекущего развода. Они вдохновляют их справляться со сложностями судебных тяжб, тешат себя мыслью, что в глазах этих мужчин они лучше опостылевших жен.

Жертва и Преследователь, в свою очередь, ищут Спасателя и перетягивают его каждый на свою сторону. Так как и Преследователь, и Жертва не хотят брать ответственность за свои действия, они нагружают ею Спасателя. Супергерой, стремясь урегулировать конфликт, с готовностью возлагает ответственность за решение проблемы на себя. В результате он же потом и оказывается виноватым. И так уже он становится новой Жертвой, перемещаясь по треугольнику отношений дальше.

Если Спасателю не удается как-то сдвинуть чужую проблему с мертвой точки или его усилия оказываются непризнанными, то в зависимости от контекста он чувствует вину, обиду, стыд, гнев. Как можно видеть из схематического изображения выше, смесь из токсичных чувств – это ядерный реактор, который питает весь драматический треугольник.

Спасателю с чужой болью соприкасаться проще и безопаснее, чем со своей. Иначе ему пришлось бы столкнуться с тем, что его же послание «Я в порядке, а вы – нет» ошибочно.

Асе звонит подруга Света и сообщает, что рассталась с парнем, но тот такой растяпа, что уже неделю не может вернуть ей ключи. Света сильно расстроена этим фактом, она еще не отошла от расставания и не хочет ему напоминать. Ася, не уточнив деталей, говорит: «Жди, я скоро буду!» Через полчаса Ася сидит у Светы дома и вырывает телефон из ее рук, звонит Светиному бывшему и довольно резко договаривается с ним о том, когда они встретятся и он передаст ключи для Светы. Торжество справедливости и женской дружбы. Ася горда собой, что так ловко все разрешила. Вот только Света почему-то в замешательстве. Через какое-то время Света с парнем снова сошлись, а на встречу друзей в боулинг Асю не позвали, потому что Свете не хотелось их сталкивать вновь. Ася чувствует себя преданной.

Ключевые характеристики ролей драматического треугольника отношений я собрала в сводной таблице.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.027 с.)