И снова «мышечный характер», или телесное «я» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И снова «мышечный характер», или телесное «я»



Образ «Я» здорового человека в материальном мире неотделим от телесности и формируется в тесной связи с ней. С самого начала, еще в периоде перинатального развития, наши органы чувств активно воспринимают, обрабатывают и усваивают информацию о мире: мы слышим, видим, ощущаем, чувствуем на вкус. Даже если один или несколько каналов восприятия недоступны, обостряются сигналы от открытых каналов. Как известно, у слепоглухонемых обостренное сенсорное восприятие мира.

Весь опыт в течение жизни, как я писала выше, не исчезает бесследно, а откладывается в бессознательном. И хотя он не осознается большую часть времени, он есть и оказывает на человека влияние. Так же записывается опыт и в телесную память. Тело как живая, тонко настроенная структура реагирует на окружающий мир. Можно сказать, что оно со временем подстраивается к индивидуальной реальности человека как умный матрас с эффектом «памяти».

Подстраивается тело к доминирующим чувствам, которые сопровождают личность, приспосабливается к превалирующим ситуациям в жизни. Более того, особенно сильно откладываются в телесной памяти пережитые человеком ситуации, связанные с угрозой здоровью и жизни. В глубоких сеансах работы с телом этот опыт, если он «засел крепко» и не вспоминается человеком, всплывает на поверхность.

Это неудивительно. Природа устроила нас таким образом, что подобная животная память об опасных ситуациях должна храниться крепче всего. Приведу интересную информацию на этот счет.

Условно наш мозг можно разделить на мозг человека, мозг млекопитающего и мозг рептилии.

Мозгу человека соответствует сравнительно молодая (с точки зрения эволюции жизни на земле) кора больших полушарий головного мозга.

Мозгу млекопитающего соответствует более древний продолговатый мозг, а мозгу рептилии – древнейшая структура мозжечок.

Относительно мозга млекопитающего и мозга рептилии мозг человека осознанного, руководствующегося принципами, моралью и правилами цивилизованного мира, очень юн. Да, за ним будущее. Но древние структуры мозга, ответственные за выживание и размножение, очень сильны, являются базой и включаются в экстремальных ситуациях. Отсюда поведение толпы, давка и неадекватное с точки зрения «цивилизованного общества» поведение людей в ситуациях угрозы жизни или имуществу. Задача древнейших структур мозга – обеспечить выживание, спасение любой ценой.

Вернемся к телесности «Я». Как возможно изменение образа «Я» человека на протяжении жизни, так меняется и телесность – образ тела человека и его телесное самоощущение.

Подросток с ярко выраженной сутулостью с годами может совершенно выпрямиться, например, съехав от родственников или перейдя в новый коллектив. Сутулость в его случае была обусловлена подспудной необходимостью все время защищаться, быть готовым обороняться, желанием спрятаться в той среде, где он жил. Вообще сутулость тесно связана с областью грудной клетки, которая отвечает за проживание или подавление мощных чувств: печали, гнева, страха, радости. Чем мощнее чувства, тем сильнее напряжение в этой области, происходит перекос в мышечном корсете, затем закрепляется искривление в строении скелета. Все ради сохранения «худого мира», чтобы выжить в тех условиях, которые окружают человека здесь и сейчас.

Хитрость в том, что, обретая свой склад личности, свой «мышечный характер», мы не отслеживаем наступивших в жизни перемен – перехода от того, что было когда-то «здесь и сейчас», к тому, что это стало уже «там и тогда». То есть к осознанию, что опасность миновала и теперь все (или хотя бы что-то) стало иным.

Совершить этот переход – означает встать на путь освобождения от старых психических и телесных паттернов. Таких переходов может быть несколько. Каждый из них продвигает человека к большей цельности и гармонии.

Образ «Я» способен меняться со временем. Но если мы не занимаемся своим движением целенаправленно, то и результат перемен может не приносить удовлетворения. Кстати говоря, из страха неконтролируемых перемен в своем образе «Я» некоторые люди годами придерживаются ригидных однообразных установок, боятся менять режим жизни, избегают перемен во всех сферах, возводя в ранг идеала постоянство абсолютно во всем. В итоге вместо того, чтобы взять ответственность за свой выбор, за осознанное развитие своего «Я» в более желаемую для них самих сторону, такие люди становятся заложниками своего панциря, своего характера. Правда же в том, что мы сами – садовники своих садов.

Есть ландшафт, который садовнику нужно учитывать, а уж как будет возделан сад – зависит от него.

Наилучшие результаты дает комплексная работа и с психикой, и с телесностью. Всегда имеет смысл действовать с двух сторон, сфокусироваться на:

• переработке своей детской истории и наращивании взрослого, функционального, более гармоничного опыта, с одной стороны;

• развитии тела, его психоэмоциональном освобождении, раскрытии и укреплении, с другой стороны.

Все это влечет высвобождение колоссальной силы человека, которая ведет к трансформации «Я» – вашему гармоничному цельному развитию.

Важно уделить внимание еще одному нюансу. Как есть люди, избегающие перемен в своем «Я», так есть и те, которые фанатично стремятся измениться – так сильно, словно хотят избавиться от своего «Я» вовсе. В психологии телесности это проявляется через полное отторжение человеком своего тела и бесконечные попытки изменить его. Абсолютное неприятие своего тела – такое же отторжение «Я», отказ от себя. «Это „Я“ сломано, принесите другое».

Не будет откровением истина, что важна грань между самосовершенствованием и побегом от своего «Я», между тревожной заброшенностью и истинным принятием своих исходных данных.

В этой главе мы рассмотрели философский вопрос «Что такое „Я“?» с практической точки зрения. Мы разобрались в модели личности по Эрику Берну и ролях внутри нее: дитя, взрослый и родитель. Также мы затронули важную связь между образом «Я» и психическим образом своего тела.

Если вы хотите еще глубже разобраться в структуре личности по Берну и трех эго-функциях, то рекомендую вам популярную книгу Томаса Харриса «Я – окей, ты – окей».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.007 с.)