Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материальный баланс перегонки нефти. Характеристики получаемых продуктов и направления их использованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Принципиальную технологическую схему установки прямой перегонки нефти выбирают после уточнения варианта переработки нефти (топливный, топливно-масляный или комплексный). Атмосферная часть схемы перегонки (рис. 6.5) может быть одноколонной (А-1) и двухколонной (А-2) с предварительным отбензинованием нефти. Выбор зависит от содержания в нефти газов и серы (особенно меркаптановой), т.е. определяется в первую очередь ее типом и классом. Схема вакуумной ступени установки прямой перегонки нефти может иметь следующие варианты (см. рис. 6.5): В-1 – одноколонная схема с получением как топливных, так и масляных дистиллятов; В-2 – одноколонная схема с доиспарителем гудрона, где отгоняется тяжелый дистиллят с температурой конца кипения 540–560 °С; В-3 – двухколонная схема масляного профиля, где в первой колонне отделяют фракции до 350 °С (легкий вакуумный газойль) и широкую фракцию 350–550 °С, которая, в свою очередь, после нагрева разделяется на масляные дистилляты во второй колонне. Далее, в соответствии с принятым вариантом переработки нефти составляется общий и поступенчатый материальный баланс дистилляции нефти. Переработка нефти на установке прямой перегонки (атмосферно-вакуумной трубчатке – АВТ) – это многоступенчатый процесс, включающий стадии отбензинивания, атмосферной и вакуумной перегонки, стабилизации и вторичной перегонки бензинов. В связи с чем рассматривается как общий, так и поступенчатый материальный баланс перегонки нефти. Рассмотрим общий материальный баланс по конечным продуктам перегонки каждой ступени с характеристикой каждого из них. Исходная нефть (100 мас. %) поступает на установку с содержанием минеральных солей от 40 до 300 мг/л и содержанием воды 0,2–1,0 мас. % (1 и 2 группа). Углеводородный газ. Его выход зависит от содержания в нефти растворенного после промысловой подготовки газа. Если нефть легкая (плотность 0,8–0,85), то выход газа может составлять 1,5–4,8 мас. %. Для тяжелых нефтей выход меньше (0,3–0,8 мас. %). Если нефть прошла дополнительную стабилизацию на промысле, то выход газа равен нулю. До 90 % данного газа отбирается в отбензинивающей колонне. Рис. 6.5. Варианты схем атмосферных (А-1, А-2) и вакуумных (В-1, В-2, В-3) ступеней АВТ: 1 – подогреватель; 2 – печь; 3 – атмосферная колонна; 4 – отпарная колонна (стриппинг); I – нефть; II – мазут; III – бензин; IV – керосин; V – дизельное топливо; По составу это насыщенные углеводороды С1–С4 с примесью С5. Низкое давление и малое количество этого газа не позволяют использовать его непосредственно как сырье для установок ГФУ. В основном его применяют в качестве топлива на печах АВТ. Хотя в случае сжатия данного газа до давления 2–4 МПа, возможна его переработка и на установке ГФУ. Сухой углеводородный газ стабилизации бензина – это часть легких углеводородов С1–С3, оставшаяся растворенной в бензине. Выход достаточно мал (0,1–0,2 мас. %). Может перерабатываться на ГФУ (давление до 1,0 МПа), но из-за малого количества направляется в газовую линию и используется в качестве газового топлива в печах. Головка стабилизации бензина (сжиженная). Состоит в основном из углеводородов С3 и С4 с примесью С5. Выход 0,2–0,3 мас.%. Используется в качестве компонента сжиженного бытового газа или газового моторного топлива для автомобилей. Легкая головка бензина. Фракция н.к.–85 °С. Выход на нефть Бензиновая фракция (85–180 °С). Выход на нефть в зависимости от ее фракционного состава может лежать в пределах 10–14 мас. %. Октановое число низкое (45–55 пунктов по ММ), поэтому данную фракцию направляют на каталитический риформинг, где, за счет превращения н-алканов и нафтенов в ароматические углеводороды, ее октановое число повышается до 88–92 пунктов (ММ). Катализат риформинга используют как базовый компонент автомобильного бензина. Керосиновая фракция. Ее могут отбирать по двум вариантам. Первый вариант – отбор авиационного керосина (фракция 140–230 °С). Выход Дизельная фракция. Выход 22–26 мас. %, если ранее отбирается авиакеросин, и 10–12 мас. %, если ранее отбирается компонент зимнего или арктического дизельного топлива. Используется как компонент зимнего или летнего дизельного топлива. При необходимости подвергается гидроочистке и депарафинизации. Легкая газойлевая фракция. Выход 0,5–1,0 мас. %. Пределы выкипания 100–250 °С. Она является результатом деструкции мазута при нагреве его в печи перед подачей в вакуумную колонну. В состав входят как насыщенные, так и ненасыщенные алканы. Используется как компонент дизельного топлива (с применением гидроочистки) или добавляется в легкое котельное топливо. Легкий вакуумный газойль. Фракция 240–380 °С. Выход на нефть Вакуумный газойль. Основной дистиллят вакуумной перегонки мазута по топливному варианту. Пределы выкипания 350–500 °С (350–550 °С). Выход на нефть 21–25 мас. % (26–30 мас. %). Используется в качестве сырья в процессах каталитического крекинга или гидрокрекинга для получения высокооктанового бензина, авиационного керосина, высокоиндексных масел и других продуктов. Если нефть позволяет получать высокоиндексные базовые масла, то в качестве боковых погонов выводят масляные дистилляты, например: 350–420 °С (10–14 мас. % на нефть) и 420–500 °С (12–16 мас. % на нефть). Масляные погоны направляют на селективную очистку от асфальто-смолистых соединений и депарафинизацию для получения базовых (средневязкого и вязкого) дистиллятов масел. Гудрон. Остаток вакуумной перегонки мазута. Выкипает при температуре выше 500 или 550 °С. Выход на нефть составляет от 10 до 20 мас. % в зависимости от содержания в ней асфальто-смолистых веществ и тяжелых углеводородных фракций. Используется гудрон по нескольким направлениям: - как компонент тяжелых котельных топлив; - как остаточный битум или как сырье для получения окисленного и компаундированного битума; - как сырье для процесса коксования; - как сырье для получения базового остаточного масла. Кроме перечисленных целевых продуктов перегонки нефти, на установке АВТ получаются несколько отходов переработки. Сточная вода с установки ЭЛОУ – вода, использованная для промывки нефти от солей. Ее количество от 1 до 3 мас. % на нефть. Эта вода содержит от 10 до 30 г/л солей (рН = 7,0–7,5), деэмульгатор, до 1 мас. % эмульгированной в воде нефти. Конденсат водяного пара. Образуется при конденсации водяного пара, подаваемого в ректификационные колонны (испаряющий агент), используемого как эжектирующий агент, как теплоноситель в ребойлерах. Конденсат из колонн и эжекторов загрязнен нефтепродуктами и сернистыми соединениями. Его количество – 2,5–3,0 мас. % на нефть. Он направляется на блок ЭЛОУ для промывки нефти (поскольку он не содержит солей) или на очистку. Чистый конденсат (с ребойлеров) поступает на повторную генерацию водяного пара. Неконденсируемый газ с эжекторов. Это смесь легких углеводородов (до С7), H2S, воздуха и водяного пара. Выход около 0,05 мас. % на нефть. Направляется в печь для дожига горючих составляющих, чтобы избежать загрязнения воздуха углеводородами.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.100 (0.007 с.) |