Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. — Сходства и различія въ синоптическихъ евангеліяхъ.

Поиск

Отмѣчаемое нами явленіе всегда признавалось изслѣдователями, хотя въ теченіе долгаго времени не дѣлалось попытокъ опредѣлить его причины. Въ XIX вѣкѣ на него указывалось въ подтвержденіе предположеній о зависимости одного изъ евангелій отъ другого или отъ двухъ другихъ, или, точнѣе, о томъ, что эти три евангелія явились результатомъ исправленія одного изъ нихъ другимъ, а этого другого — третьимъ. Такимъ образомъ, предполагалось, что составитель евангелія отъ Марка зналъ и исправлялъ евангеліе отъ Матѳея и, въ свою очередь, евангеліе отъ Марка было извѣстно составителю евангелія отъ Луки и имъ исправлено. Или, наоборотъ, этотъ рядъ начинался евангеліемъ отъ Луки и оканчивался евангеліемъ отъ Матѳея, или же, чаще всего, предполагалось, что евангеліе отъ Марка было воспроизведено, въ исправленномъ и дополненномъ видѣ, двумя другими. Но замедлившая обнаружиться невозможность придти въ этомъ отношеніи къ согласному заключенію явилась естественнымъ послѣдствіемъ этого ряда сопоставленій, исходившихъ изъ неправильной предпосылки. Въ самомъ дѣлѣ, мы не имѣемъ никакихъ серьёзныхъ указаній на намѣреніе котораго-либо изъ трёхъ евангелистовъ исправлять или дополнять остальныхъ. Невозможно объяснить, или даже хотя бы угадать, тѣ побудительныя причины, которыми обусловливались бы намѣренные пропуски у одного изъ евангелистовъ и намѣренныя добавки — у другого. Сравнительное разсмотрѣніе евангелій приводитъ, наоборотъ, къ заключенію, что ихъ составители писали независимо и не зная другъ друга, — чѣмъ и объясняются различія между ними, но въ то же время пользовались одними и тѣми же источниками, — чѣмъ объясняются ихъ совпаденія.

Основное сходство заключается въ одинаковомъ хронологическомъ расположеніи общественной дѣятельности Іисуса: 1) крещеніе въ Іорданѣ; 2) проповѣдь въ Галилеѣ; 3) провозглашеніе, сравнительно запоздалое, Іисуса Мессіею со стороны ближайшихъ его учениковъ; 4) путешествіе въ Іерусалимъ и пребываніе въ этомъ городѣ; 5) задержаніе Іисуса, судъ надъ нимъ и смерть его на крестѣ; 6) воскресеніе. Рамка во всѣхъ разсказахъ — одна и та же, и особое повѣствованіе Луки, IX, 51 — XѴIII, 14, не выходитъ изъ ея предѣловъ. Въ этой общей рамкѣ мы можемъ указать многіе разсказы, свидѣтельствующіе о существованіи болѣе ранняго текста, воспроизводимаго всѣми тремя евангеліями лишь съ незначительными измѣненіями. Вотъ примѣры такихъ разсказовъ:

  Матѳей Маркъ Лука
Слова Іоанна-Крестителя ІІІ, 11 І, 7-8 ІІІ, 16
Исцѣленія ѴІІІ, 14-17 І, 29-34 ІѴ, 38-41
Прокажённый ѴІІІ, 2-4 І, 40-44 Ѵ, 12-14
Постъ ІХ, 14-15 ІІ, 18-20 Ѵ, 33-38
Растёртые колосья и суббота ХІІ, 1-4 ІІ, 23-26 ѴІ, 1-4
Сѣятель ХІІІ, 3-11 ІѴ, 2-11 ѴІІІ, 5-10
Горчичное зерно ХІІІ, 31-32 ІѴ, 30-32 ХІІІ, 18-19
Бесноватый изъ Гадары ѴІІІ, 28-34 Ѵ, 1-20 ѴІІІ, 26-39
Дочь Іаира ІХ, 18-26 Ѵ, 22-43 ѴІІІ, 41-56
Умноженіе хлѣбовъ ХІѴ, 15-21 ѴІ, 35-44 ХІ, 12-17
Іисусъ-Мессія ХѴІ, 13-16 ѴІІІ, 27-29 ХІ, 18-20
Преображеніе ХѴІІ, 1-13 ІХ, 2-13  ХІ, 28-36
Бѣсноватый ребёнокъ ХѴІІ, 14-18 ХІ, 14-20, 27 ХІ, 37-42
Богатый юноша ХІХ, 16-26 Х, 17-27 ѴІІІ, 18-27
Входъ въ Іерусалимъ ХХІ, 1-11 ХІ, 1-10 ХІХ, 29-38
Члены Синедріона ХХІ, 23-27 ХІ, 27-33 ХХ, 1-8
Виноградари ХХІ, 33-42 ХІІ, 1-11 ХХ, 9-17
Динарій Кесаря ХХІІ, 15-22 ХІІ, 3-17 ХХ, 20-26
Саддукеи и воскресеніе ХХІІ, 23-33 ХІІ, 18-27 ХХ, 27-38
Былъ ли Христосъ сыномъ Давидовымъ? ХХІІ, 41-46 ХІІ, 35-37 ХХ, 41-44
Признаки конца міра ХХІѴ, 32-36 ХІІІ, 28-32 ХХІ, 29-33

Сравнивая между собою эти параллельные тексты, мы на каждомъ шагу встрѣтимъ цѣлыя строки, дословно другъ друга повторяющія или различающіяся между собою лишь самыми незначительными измѣненіями. Матѳей охотно допускаетъ сокращенія; Маркъ любитъ живописныя подробности; Лука, ради литературной формы, часто исправляетъ общій источникъ. Но этотъ общій источникъ постоянно обнаруживается.

Этотъ списокъ общихъ мѣстъ въ трёхъ синоптическихъ евангеліяхъ можно было бы ещё дополнить спискомъ мѣстъ, общихъ въ двухъ евангеліяхъ изъ трёхъ, такъ какъ одинъ изъ евангелистовъ, можетъ быть, имѣлъ особыя причины не воспроизводить извѣстныхъ текстовъ или не находилъ ихъ въ той рукописи общаго источника которою онъ пользовался. Таковъ, напр., разсказъ объ искушеніи въ пустынѣ у Мѳ. IѴ, 1-11 и Луки IѴ, 1-13 (Маркъ передаётъ его иначе), или многочисленныя логіи Іисуса, у Мѳ. обыкновенно излагаемыя группами, у Луки гораздо болѣе разбросанныя, а у Марка въ значительномъ количествѣ опущенныя. Эпизодъ съ хананеянкой (Мѳ. XѴ; 21-28; Мрк. ѴII, 24-30) отсутствуетъ у Луки, можетъ быть, потому, что здѣсь въ уста Іисуса вложено рѣзкое слово, точно такъ же, какъ и второе умноженіе хлѣбовъ (Мѳ. XѴ, 32-39; Мрк. ѴІІІ, 1-10). Можно сдѣлать и ещё немало замѣчаній въ этомъ родѣ.

Такимъ образомъ, на общемъ фонѣ мы видимъ значительныя варіаціи. Есть и такія мѣста, которыя находятся только у одного изъ евангелистовъ. Такъ, только евангеліе отъ Луки передаётъ притчи о блудномъ сынѣ (XѴ, 11-32), о невѣрномъ управителѣ (XѴI, 1-8) и о добромъ самарянинѣ (X, 30-37). Точно такъ же, только въ одномъ этомъ евангеліи находится эпизодъ съ грѣшницей у Симона-фарисея (ѴII, 36-50), отсылка Іисуса Пилатомъ къ Ироду (XXIII, 6-12), разсказъ объ обратившемся разбойникѣ (XXIII, 39-43); вообще можно сказать, что повѣствованіе третьяго евангелія о Страстяхъ обстоятельнѣе двухъ первыхъ евангелій. Съ другой стороны, только въ одномъ евангеліи отъ Матѳея находится разсказъ о чудѣ со статиромъ (ХѴІІ, 24-27), о сновидѣніи жены Пилата (XXѴII, 19), о воскресеніи многихъ неизвѣстныхъ праведниковъ (ХХѴІІ, 52-53), о стражѣ, приставленной ко гробу Іисуса (XXѴII, 62 слл.), и пр. Эти различія иногда доходятъ и до противорѣчій. Маркъ ничего не говоритъ о рожденіи Іисуса, а относящіяся къ этому предмету повѣствованія Матѳея и Луки никакъ не могутъ быть согласованы между собою (см. ч. III, гл. I). То же слѣдуетъ сказать и о повѣствованіяхъ обоихъ этихъ евангелій о воскресеніи. Лука IV, 16-29, относитъ проповѣдь Іисуса въ Назаретѣ къ самому началу его служенія въ Галилеѣ, между тѣмъ какъ, по свидѣтельству Матѳея XIII, 54 слл. и Марка ѴI, 1 слл., она должна быть отнесена къ другой эпохѣ. Матѳей нѣсколько разъ говоритъ о двухъ больныхъ или разслабленныхъ, исцѣлённыхъ Іисусомъ при встрѣчахъ съ ними, между тѣмъ какъ два другія евангелія говорятъ только объ одномъ исцѣлённомъ (два бѣсноватыхъ изъ Гадары ѴІІІ, 28 слл.; двое слѣпыхъ, IX, 27 слл.; XX, 30). Можно указать и ещё нѣсколько подобныхъ же мелкихъ противорѣчій, но достаточно и приведённыхъ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.174 (0.009 с.)