Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА 14: Основы социальной философии. Общество. Культура. Философия истории.

Поиск

                   Вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Проблема культуры в истории философии.

2. Структура культуры.

3. Исторические типы культуры.

4. Понятие цивилизации.

 

Этимология понятия культура. Культура как возделывание, обработка, уход, улучшение. Культура в значении воспитанности, образованности, просвещенности. Немецкая просветительская мысль о культуре, С. Пуффендорф (1632-1694), Гердер как автор первой культурологической концепции: культура как просвещение, благодаря чему человечество является высшим и заключительным звеном в развитии природы, хотя в основе культуры лежит именно естественная природа человека; итальянский мыслитель Д.-Б.Вико (1668-1744) и его идея целостности культуры. Историзм как основополагающий принцип культурологической концепции Вико (век Богов, век Героев, век Людей). В отличие от натурализма Гердера, культура у Канта является не высшей точкой развития природы, а точкой разрыва с нею. Соперничество людей, преодоление с помощью культуры «недоброжелательной общительности людей». Мораль как ядро культуры, противостояние долга чувственным влечениям человека.

Ф.Шиллер (1759-1805) и проблема соотношения чувственного и разумного в человеке. Шеллинг и Гегель о проблемах культуры (художественный гений и культура как тяжкий труд, культура теоретическая и практическая, культура как переработка естественного в человеке, как способ удовлетворения потребностей, как способ разрешения антропологических противоречий: субъективного (субъектного) и объективного (субъектного), естественного и общественного, индивидуального и универсального, эмоционального и рационального). Абсолютная ценность культуры как «развитие всеобщности».

Культурологические взгляды молодого Маркса (1818-1883): суть присвоения человеком культуры заключается во все более полном развитии способностей человека, его сущностных сил. Культура как способ объединения людей.

В современной философии под культурой понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни по всем направлениям, как сфера свободной самореализации личности.

Два основных подхода к осмыслению культуры – аксиологический и деятельностный. С точки зрения первого подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Здесь обращается особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, характерен взгляд на нее как на меру гуманизации общества и человека. Во втором случае культура – это специфически человеческий способ жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей» (Э.Маркарян). В качестве способа регуляции культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Здесь акцентируется не столько культура отдельной личности, сколько всего общества.

К данной позиции близка семиотическая интерпретация культуры (Ю.А.Лотман) как некой системы информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих поведение, деятельность и общение.

Проф. Л.К.Круглова усилия культурологов по определению смысловых координат, в рамках которых определяется культура, резюмирует следующим образом:

- «поле» культуры включает в себя различные способы и результаты деятельности человека;

- сущность культуры – человекотворческая, важнейший продукт культуры – сам человек;

- история культуры – естественно-исторический процесс;

- содержание культурного процесса – развитие сущностных сил человека.

Одним из этапов системного подхода к культуре является выявление структуры культуры. Общество и культура взаимосвязаны, а это означает, что «культурная карта» общества соответствует карте его социальной структуры. Другая плоскость структуры культуры – социокультурологическая. Здесь обычно выделяют такие сферы как культура труда, культура быта, физическая культура, политическая и правовая культура, художественная и эстетическая, наука, мораль, религия, образование и воспитание. Начинают особо говорить и о культуре общения. Кроме того, изучаются социальная, экономическая, экологическая, философская и т.п. культуры. Перечисленные виды и сферы имеют и свою внутреннюю структуру. Здесь утвердилось деление на субстанциональные и функциональные элементы культуры. К первым относятся ценности и нормы. Ко вторым – производство ценностей и норм, их сохранение и распределение, обмен и потребление. Эти два среза культуры можно назвать статическим и динамическим.

Среди элементов культуры необходимо различать уровни – духовный (знания, убеждения) и практический (навыки, умения), кроме того, выделяют идеальный и реальный уровни культуры. Нетождественность понятий духовного и идеального, практического и реального. Значение в трактовке структуры культуры таких компонентов как ценности и нормы.

Построение историко-культурной типологии занимает в культурологии особое место, т.к. без опоры на историю ей грозит остаться абстрактной, схоластической. Попытки построить такую типологию производились неоднократно – Н.Я.Данилевский (1822-1885), О.Шпенглер (1880-1936), П.Сорокин, А.Тойнби (1889-1975) и др. «Организмический» принцип построения типологии культур у Данилевского (детство, зрелость, старость). 12 типов исторических культур: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, греческий, римский, аравийский, германо-романо-европейский и 2 мексиканских. Особо он отмечал славянский тип культуры как восходящей. Язык как основа культуры. Взаимоотношения между четырьмя сферами –религией и нравственностью, политикой, наукой, искусством и техникой, экономикой. По Шпенглеру, различия между культурами заключены в их душе. В соответствии с этим он выделял 8 типов культур. А.Тойнби выделял 21 культуру. Однако сегодня ясно, что для построения культурно-исторической типологии необходим универсальный методологический концепт – понятие «сущностные силы человека». Ансамбль сущностных сил человека, культивируемых на том или ином этапе развития, есть антропологическая структура культуры, структура человекотворческой функции культуры.

Наконец, теоретически важным является вопрос о соотношении культуры и цивилизации. Сам по себе термин цивилизация возник только в 18 веке. Его автором считается шотландский философ А.Фергюссон, разделивший историю человечества на три эпохи: дикости, варварства и цивилизации как высшей ступени общественного развития. Согласно другой версии, авторами термина были французские философы-просветители. Все многообразие точек зрения на вопрос о соотношении понятий культура и цивилизация сводится к трем основным: 1. это синонимы (Тойнби рассматривал цивилизацию как определенную фазу культуры); 2. это сходные понятия, хотя и имеющие различия (Ф.Бродель трактовал цивилизацию как базу культуры, как совокупность прежде всего духовных явлений); 3. это противоположности (по О.Шпенглеру цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура же, напротив, это живой и растущий организм, где господствует художественное творчество и процветают искусства, в цивилизации – доминируют техника и бездушный интеллект. Однако еще немецкие романтики полагали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру.

Эволюция цивилизации, полагают некоторые ученые, несколько отличается от эволюции культур, и выделяют в ней три стадии: аграрно-традиционную, индустриальную и постиндустриальную. Цивилизация может быть: глобальной, континентальной, национальной, региональной. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов.

В цивилизации особую роль играет технология и характерны следующие черты: устойчивая организация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности. В то же время для культуры важнее самобытность и оригинальность, неповторимость, уникальность, изменчивость и новизна, критическое и творческое начало, самоценность. Хотя, впрочем, такое распределение приоритетов можно оспорить.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.01 с.)