Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 14: Основы социальной философии. Общество. Культура. Философия истории.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы, рассматриваемые на лекции:
1. Проблема культуры в истории философии. 2. Структура культуры. 3. Исторические типы культуры. 4. Понятие цивилизации.
Этимология понятия культура. Культура как возделывание, обработка, уход, улучшение. Культура в значении воспитанности, образованности, просвещенности. Немецкая просветительская мысль о культуре, С. Пуффендорф (1632-1694), Гердер как автор первой культурологической концепции: культура как просвещение, благодаря чему человечество является высшим и заключительным звеном в развитии природы, хотя в основе культуры лежит именно естественная природа человека; итальянский мыслитель Д.-Б.Вико (1668-1744) и его идея целостности культуры. Историзм как основополагающий принцип культурологической концепции Вико (век Богов, век Героев, век Людей). В отличие от натурализма Гердера, культура у Канта является не высшей точкой развития природы, а точкой разрыва с нею. Соперничество людей, преодоление с помощью культуры «недоброжелательной общительности людей». Мораль как ядро культуры, противостояние долга чувственным влечениям человека. Ф.Шиллер (1759-1805) и проблема соотношения чувственного и разумного в человеке. Шеллинг и Гегель о проблемах культуры (художественный гений и культура как тяжкий труд, культура теоретическая и практическая, культура как переработка естественного в человеке, как способ удовлетворения потребностей, как способ разрешения антропологических противоречий: субъективного (субъектного) и объективного (субъектного), естественного и общественного, индивидуального и универсального, эмоционального и рационального). Абсолютная ценность культуры как «развитие всеобщности». Культурологические взгляды молодого Маркса (1818-1883): суть присвоения человеком культуры заключается во все более полном развитии способностей человека, его сущностных сил. Культура как способ объединения людей. В современной философии под культурой понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни по всем направлениям, как сфера свободной самореализации личности. Два основных подхода к осмыслению культуры – аксиологический и деятельностный. С точки зрения первого подхода культура – это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Здесь обращается особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, характерен взгляд на нее как на меру гуманизации общества и человека. Во втором случае культура – это специфически человеческий способ жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей» (Э.Маркарян). В качестве способа регуляции культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. Здесь акцентируется не столько культура отдельной личности, сколько всего общества. К данной позиции близка семиотическая интерпретация культуры (Ю.А.Лотман) как некой системы информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих поведение, деятельность и общение. Проф. Л.К.Круглова усилия культурологов по определению смысловых координат, в рамках которых определяется культура, резюмирует следующим образом: - «поле» культуры включает в себя различные способы и результаты деятельности человека; - сущность культуры – человекотворческая, важнейший продукт культуры – сам человек; - история культуры – естественно-исторический процесс; - содержание культурного процесса – развитие сущностных сил человека. Одним из этапов системного подхода к культуре является выявление структуры культуры. Общество и культура взаимосвязаны, а это означает, что «культурная карта» общества соответствует карте его социальной структуры. Другая плоскость структуры культуры – социокультурологическая. Здесь обычно выделяют такие сферы как культура труда, культура быта, физическая культура, политическая и правовая культура, художественная и эстетическая, наука, мораль, религия, образование и воспитание. Начинают особо говорить и о культуре общения. Кроме того, изучаются социальная, экономическая, экологическая, философская и т.п. культуры. Перечисленные виды и сферы имеют и свою внутреннюю структуру. Здесь утвердилось деление на субстанциональные и функциональные элементы культуры. К первым относятся ценности и нормы. Ко вторым – производство ценностей и норм, их сохранение и распределение, обмен и потребление. Эти два среза культуры можно назвать статическим и динамическим. Среди элементов культуры необходимо различать уровни – духовный (знания, убеждения) и практический (навыки, умения), кроме того, выделяют идеальный и реальный уровни культуры. Нетождественность понятий духовного и идеального, практического и реального. Значение в трактовке структуры культуры таких компонентов как ценности и нормы. Построение историко-культурной типологии занимает в культурологии особое место, т.к. без опоры на историю ей грозит остаться абстрактной, схоластической. Попытки построить такую типологию производились неоднократно – Н.Я.Данилевский (1822-1885), О.Шпенглер (1880-1936), П.Сорокин, А.Тойнби (1889-1975) и др. «Организмический» принцип построения типологии культур у Данилевского (детство, зрелость, старость). 12 типов исторических культур: египетский, китайский, ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский или древнесемитический, индийский, иранский, греческий, римский, аравийский, германо-романо-европейский и 2 мексиканских. Особо он отмечал славянский тип культуры как восходящей. Язык как основа культуры. Взаимоотношения между четырьмя сферами –религией и нравственностью, политикой, наукой, искусством и техникой, экономикой. По Шпенглеру, различия между культурами заключены в их душе. В соответствии с этим он выделял 8 типов культур. А.Тойнби выделял 21 культуру. Однако сегодня ясно, что для построения культурно-исторической типологии необходим универсальный методологический концепт – понятие «сущностные силы человека». Ансамбль сущностных сил человека, культивируемых на том или ином этапе развития, есть антропологическая структура культуры, структура человекотворческой функции культуры. Наконец, теоретически важным является вопрос о соотношении культуры и цивилизации. Сам по себе термин цивилизация возник только в 18 веке. Его автором считается шотландский философ А.Фергюссон, разделивший историю человечества на три эпохи: дикости, варварства и цивилизации как высшей ступени общественного развития. Согласно другой версии, авторами термина были французские философы-просветители. Все многообразие точек зрения на вопрос о соотношении понятий культура и цивилизация сводится к трем основным: 1. это синонимы (Тойнби рассматривал цивилизацию как определенную фазу культуры); 2. это сходные понятия, хотя и имеющие различия (Ф.Бродель трактовал цивилизацию как базу культуры, как совокупность прежде всего духовных явлений); 3. это противоположности (по О.Шпенглеру цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Культура же, напротив, это живой и растущий организм, где господствует художественное творчество и процветают искусства, в цивилизации – доминируют техника и бездушный интеллект. Однако еще немецкие романтики полагали, что культура «прорастает» цивилизацией, а цивилизация переходит в культуру. Эволюция цивилизации, полагают некоторые ученые, несколько отличается от эволюции культур, и выделяют в ней три стадии: аграрно-традиционную, индустриальную и постиндустриальную. Цивилизация может быть: глобальной, континентальной, национальной, региональной. Наиболее важными признаками и чертами цивилизации считаются: образование государства, возникновение письменности, отделение земледелия от ремесла, расслоение общества на классы, появление городов. В цивилизации особую роль играет технология и характерны следующие черты: устойчивая организация, малоподвижность, инерционность, порядок и дисциплина. Она стремится к всеобщности и универсальности. В то же время для культуры важнее самобытность и оригинальность, неповторимость, уникальность, изменчивость и новизна, критическое и творческое начало, самоценность. Хотя, впрочем, такое распределение приоритетов можно оспорить.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.146.108 (0.01 с.) |