Тема 6. Философия Нового времени. Философия европейского Просвещения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Философия Нового времени. Философия европейского Просвещения.



 

             Вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени.

2. Агностицизм Дж. Беркли и Д. Юма.

3. Философия эпохи Просвещения.

 

 

1. Философией Просвещения называют ведущее в идейной жизни Европы и США 18- сер.19 века философское движение, культивирующее научное рациональное мышление, свободу мысли и политического выбора. Оно было подготовлено французским рационализмом Декарта, английским эмпиризмом Локка, антирелигиозными работами П.Гассенди и П.Бейля (1647-1706). По образцу «Критического словаря…» последнего позднее была создана знаменитая «Энциклопедия» (1751-1780). Выделяют деистическое, атеистическое и утопическое направления в философии Просвещения. «Веком Просвещения» называют 18 век во Франции, а философами-просветителями - Ш.Монтескьё, Вольтера, Ж.-Ж.Руссо, М.Ж.А.Кондорсе, Д.Дидро, П.Гольбаха, К.А.Гельвеция, Ж.О.Ламетри и др. В Германии это – Г.В.Лейбниц, Х.Вольф, Г.Э.Лессинг, И.Г,Гердер, И.В.Гёте.

К основным чертам философии Просвещения можно отнести, прогрессизм, просветительство, историзм, социальность, демократизм, эволюционизм, радикализм, антиклерикализм. В ранг высших ценностей возводится прогресс как историческое совершенствование человеческого рода на основе расширяющегося применения разума. Главные препятствия на пути прогресса – невежество, заблуждения, предрассудки, церковь. Имея в виду церковь, Вольтер призывает: «Раздавите гадину!». Общественные отношения необходимо перестроить в соответствии с требованиями разума. Для этого необходима

1. разработка, систематизация опытно-практических знаний, 2. популяризация и распространение их, 3. просвещение и воспитание народа в духе нового мировоззрения. Просвещенный индивид – носитель прогресса, носитель духа всего человечества. Просвещение демократично, обращено к народу, рядовому человеку. Отсюда – особая важность и внимание к обыденному здравому смыслу. Прогресс становится альтернативой Богу как ценностному Абсолюту. Правда для большинства просветителей Бог остается (с позиций деизма) высшим источником прогресса (Локк, Шефтсбери, Вольтер, Лейбниц). Растет число философов, отказывающихся от идеи Бога. Ценность развивающегося человечества оказывается самодостаточной. Высшие ценности (добро, истина, красота) теряют вневременный священный статус. Они превращаются в «регулятивные идеи» (Кант). Историзм и исторический оптимизм Просвещения основан на убеждении в том, что разум – благотворная сила, ведущая к свободе и братству людей, к всеобщему счастью. Будущее рисуется единообразным, т.к. принципы разума едины для всех. Идея развития начинает применяться к объяснению природы, формируется эволюционизм. Ослабевает влияние религиозных идей, укрепляются позиции материализма (Дидро, Гольбах, Гельвеций, Ламетри). Постепенно вызревает понимание человека как культурно-исторического существа, природа которого разворачивается в истории, в череде поколений. Фиксируется двойственность индивида, противоречие целей единичного и всеобщего, интересов «эмпирического» существа и интересов исторического прогресса. Разрешение этого противоречия в теории разумного эгоизма (Гельвеций), в идеалах либерализма. Идеал человека – просветитель, свободная, деятельная, общественно активная, культурно совершенствующаяся личность.

Символом эпохи Просвещения стал Франсуа Мари Вольтер (1694-1778), который видел свою миссию в борьбе против предрассудков, связанных с религией и распространяемых церковью. Вольтер строил рациональную модель мира. Мир – это изумительная машина с изумительным разумом. Разум – это и есть Бог. Он также вечен, как вечен мир. Установив законы бытия, Бог не может повседневно вмешиваться в ход событий, исправляя тем самым себя. Бог справедлив и добр, он карает зло и не может с ним примириться, но само существование зла – большая проблема для Вольтера. Нормы морали подобны ньютоновскому закону тяготения, они имеют всеобщее значение. Мораль, вытекающая из общественной природы человека, стремится к общественному благу. Вольтер был против морального аскетизма, настаивал на реабилитации телесных потребностей человека и удовольствий. Историю делают не боги, а люди. Историю династий и королей он заменил историей цивилизаций, т.е. историей обычаев, нравов, законов, культурных традиций. Развивал теорию естественного права, согласно которой естественными законами следует считать те, на которые указывает людям сама природа во имя справедливости. Свобода относится к естественным правам человека, а о равенстве он говорил лишь как о совокупности формальных гражданских отношений. Собственность, по Вольтеру, - главнейший признак полноправного гражданина.

Исходным понятием в просветительских взглядах Дени Дидро (1713-1784) была идея естественной, природной сущности человека. В ней воспроизводится вечный разум, управляющий Вселенной. Тезис о неизменности природы человека лежит в основе его принципов общественной жизни. Как и большинство просветителей, пользуется понятиями «естественные законы» и «естественные права»: чем ближе люди придерживаются естественных законов, тем совершеннее общество. Общество служит целям совместной жизни, т.к. люди не могут обойтись без взаимной помощи. Общественный договор не создает общества, он лишь придает ему определенную организационную, политическую форму. Общественный договор есть соглашение не столько между людьми, сколько между ними и теми, кому он делегирует властные полномочия, теряя долю личной свободы и своего равенства. Гражданин – член свободного объединения, разделяющий его права и пользующийся его преимуществами. Задача государя – обеспечить порядок, прочность, свободу и могущество общества, безопасность и спокойствие. Нарушение договора предоставляет народу право его расторжения. Всякая власть должна быть ограничена законами природы и государства. Без закона нет власти и нет закона, который давал бы неограниченную власть. Не государство принадлежит правителю, а правитель – государству. Дидро выступал против чрезмерного богатства. Предлагал замещение всех общественных должностей по конкурсу. Особое значение придавал понятию экономической свободы, которую связывал с защитой частной собственности.

Исходный пункт социальной философии Жан-Жака Руссо (1712-1778) – естественное состояние, предшествовавшее возникновению законов и государства, как гипотеза, необходимая для выяснения природы вещей. Социальное расслоение и прогресс неравенства порождают необходимость в политическом устройстве общества. «Общественный договор» Руссо содержит проект политического согласия, в котором каждый член вместе со всеми своими правами отчуждается в пользу общины. Каждый человек отдает свою мощь под верховное руководство общей воли, и каждого человека все люди принимают как неотъемлемую часть целого. Всякий, кто отказывается подчиниться всеобщей воле, должен быть принужден сделать это. Это означает, что его силой принуждают быть свободным. Следует отказаться от своей естественной свободы в пользу целого, воспринять сердцем простые идеалы труда и равных прав и обязанностей, к чему каждого человека с детства должна побуждать новая система естественного воспитания. Господствующая всеобщая воля есть закон. Если правительство управляет не по закону, это – узурпация власти, нарушение общественного договора. Идея договора должна поддерживаться соответствующей государственной религией. Необходимо надзирать за тем, чтобы общая воля всегда стремилась к общему благу, т.е. свободе и равенству.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения знаменовала собой новый сдвиг идеалов, норм и ценностей в культуре и обществе. Переосмысление природы человеческого бытия, идея господства над природой, опора на разум и опыт как решающие критерии человеческой деятельности, роль науки как универсального инструмента познания, технико-индустриального прогресса, направленного на достижение человеческого блага. Значительность социально-политических последствий, вытекавших из философии эмпириков и рационалистов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.007 с.)