Тема 11: Природа, жизнь, человек. Универсальные связи бытия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11: Природа, жизнь, человек. Универсальные связи бытия.



Вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1.Фундаментальные свойства бытия.

2.Диалектика бытия и всеобщие законы развития.

3.Категориальная структура бытия.

4.Бытие как жизнь. Философско-онтологическое понимание жизни.

 

Одним из фундаментальных свойств бытия является движение. Всегда существовали теории, отрицавшие его существование, что было связано со сложностью данного феномена. Познаваемо ли оно? Что такое движение? Как соотносятся движение и покой? Первый вариант решения проблемы представлен милетской школой. Движение понималось здесь как возникновение, уничтожение, и становление всего сущего. Анаксимандр, создавая учение об апейроне, считал движение важнейшим его свойством. Движение вечно и всеобще. Анаксимен и Гераклит так же полагали, что движение вечно и выступает причиной всех изменений («все течет, все изменяется»). Проблема устойчивости и сохранения движения отходила на второй план. Второй вариант трактовки движения был развит в элеатской традиции и, напротив, базировался на абсолютизации моментов устойчивости в движении, что приводило к отрицанию всеобщности движения. У Парменида бытие неподвижно и едино, замкнуто само в себе. Логический вариант проблемы представлен Зеноном Элейским, доказывавшем в своих апориях, что движения нет. Третий вариант представлен Эмпедоклом, пытавшимся объединить обе противоположные точки зрения, рассматривая устойчивость и изменчивость как две стороны общего процесса движения. Аристотель подытожил эти споры, построив классификацию видов движения, выделив среди них возникновение, уничтожение, и собственно движение, понимаемое как осуществление сущего в возможности, переход его в действительность. «Движения помимо вещей не существует». Оно вечно, т.к. осуществляется в вечности. Движение осуществляется внутри одной сущности и внутри одной формы в трех отношениях – качества, количества и места. Кроме того, всякое движение осуществляется во времени. Процессуальность бытия.

В действительности, все античные философы, говоря о движении, ставили проблему непротиворечивого описания движения на языке понятий, т.е. проблему его познаваемости. Зенон в своих апориях указывал на мыслительную противоречивость самого определения движения. Движение обладает чувственной достоверностью и этого никто не оспаривает, но оно не обладает истинным бытием, т.к. о нем мы не можем мыслить истинно. Отрицалась достоверность его чувственного познания, т.е. достоверность чувственного познания в целом. Проблема виделась в том, как совместить онтологическую противоречивость и мыслительную непротиворечивость, как логически непротиворечиво отобразить диалектику движения, диалектику мира в целом.

В основании метафизических истолкований природы движения зачастую лежит абсолютизация одной из сторон движения, сводящая движение к одной из его форм. Например, сведение движения только к механическому перемещению неизбежно вело к признанию внешнего источника движения, хотя бы в виде первотолчка (Бога, мирового разума, абсолютного духа и т.д.). В диалектической концепции движение рассматривается как особый противоречивый процесс, сочетающий в себе моменты устойчивости и изменчивости, как атрибут материи, включающий в себя все процессы изменения, происходящие в мире, будь то природа, общество или мышление. Гегель: «Точно также как нет движения без материи, так не существует материи без движения». Всякое изменение есть результат взаимодействия предметов, событий или явлений. Существовать значит взаимодействовать, поэтому движение – всеобщая форма существования бытия, выражающая его активность и процессуальность.

Существуют различные типы и виды изменчивости. Условно их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это прежде всего механические процессы, связанные с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, с их превращением в другой предмет. Внутри качественных изменений можно выделить обратимые и необратимые. Необратимые изменения называются развитием. Учение о развитии есть диалектика. Как атрибут бытия развитие характеризуется неотрывностью от движения, следовательно, всеобщностью; необратимостью, которая понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших ранее. Наконец, для развития характерна направленность изменений. Таким образом, развитие – это упорядоченное и закономерное, необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы.

Существует множество концепций, предлагающих в качестве объясняющих различные модели развития. В градуалистской модели развития, выдвинутой Г.Спенсером, утверждалась всеобщность постепенной эволюции природы, в основе которой лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности. Здесь эволюционный процесс в биологии абсолютизируется и переносится на объяснение другого класса явлений. Суть моделей «творческой эволюции», или «эмерджентизма» (Л.Морган, А.Бергсон) – в абсолютизации момента скачков в развитии как результата действия некой «творческой силы». В результате функционирующая действительность понимается как система спонтанно образующихся уровней. Равновесно-интеграционная модель абсолютизирует параметры физических равновесных систем. Поскольку все другие системы являются частью физической, законы последней объявляются всеобщими. Изначально физический характер «теории равновесия» стал рассматриваться как общий принцип объяснения мира, выражающий всеобщую тенденцию стремления любой системы к равновесию. Противоречия не учитываются. Диалектико - материалистическая модель развития представляет собой вариант соединения гегелевских идей развития абсолютного духа и материализма Маркса применительно к объяснению бытия, трактуемого, в первую очередь, как бытие природное.

Диалектика выступает как своеобразная теория развивающегося бытия, в основе которой лежит именно принцип развития. Гегелю удалось выявить общие законы развития и сформулировать основные категории диалектики, правда, применительно к развитию абсолютной идеи. Рассматривая соотношение идеи и реальности, Гегель ставит проблему самой сути перехода идеального (логического) в реальное, абсолютной идеи – в природу. В этом смысле гегелевский Абсолют - не нечто реально существующее, а своеобразный логический принцип. Абсолютная идея погружена внутрь логического (идеального) пространства и должна каким-то образом «вырваться» оттуда в другие сферы. Природа – одна из этих сфер, один из этапов внутреннего развития идеи. Она суть инобытие абсолютной идеи в «форме овнешнения, внешнего обнаружения», и объясняется из лежащей в ее основе идеи.

В основе диалектики как особой модели философского подхода к миру лежат выделенные Гегелем основные законы диалектики. Реальность благодаря этому оказывается реализацией абсолютной идеи через эти законы. Гегель выделяет три закона диалектики: «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Эти законы реализуются как компоненты единого общего процесса развития.

Закон отрицания отрицания означает, что каждая последующая ступень развития является и отрицанием предшествующей ступени, и отрицанием этого отрицания, т.к. воспроизводит на новой ступени и в новом качестве некоторые качества и свойства отрицаемого предмета. Моменты разрушения сочетаются с моментами преемственности, старая система обогащается новым качеством. Этот закон объясняет достижение новых качеств не за счет простого суммирования, а за счет преодоления противоречивых сторон предмета. Это «закон диалектического синтеза». Т.о., в процессе развития закон отрицания отрицания характеризует направленность изменений, их преемственный характер и бесконечность.

   Закон перехода количества в качество говорит о том, что в процессе развития количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным. Понятие качество следует отличать от свойств предмета. Качество – это внутренняя определенность предмета, совокупность свойств, без которых предмет перестает уже быть данным предметом. А свойство – более элементарно, оно - грань качества. Количество – это внешняя определенность по отношению к бытию со стороны его пространственно-временных характеристик (размеров). Поэтому количество не выражает сущность предмета, а лишь его количественные свойства. Количественные параметры различных предметов и явлений могут совпадать. Качество отражает сущность предмета, а количество – его форму. В реальности выделение количества и качества предмета является лишь операцией абстрактного мышления. Нет качества без количественных изменений, так же как любое количественное изменение – результат какого-то качественного изменения. Понятие, фиксирующее единство количественных и качественных изменений – мера, своего рода пункт перехода от количества к качеству. Т.о., количество, качество и мера суть ступени развития, формы бытия. Закон перехода количества в качество характеризует сам механизм процессов развития.

Закон единства и борьбы противоположностей выражает сущность процесса развития. Развитие любого предмета основано на наличии в нем противоречивых сторон. На определенном уровне они могут находиться в гармоничном единстве, тождестве, когда внутренние противоречия скрыты. Но на определенном этапе развития накопление количественных изменений приводит к отрицанию сторонами предмета друг друга как противоположностей вплоть до конфликта. Разрешение противоречий может происходить в разных вариантах: от эволюционной адаптации противоречивых сторон предмета друг к другу до их полного разрыва. Развитие представляет собой не только процесс разрешения противоречий, но и создания новых. Процесс развития носит бесконечный характер.

Каков характер обусловленности существования и развития мира? В общем виде это вопрос о том, выступает ли бытие неким упорядоченным образованием или неупорядоченным хаосом. У всего есть своя причина. Есть и причина причин. Любая философская система затрагивает проблему всеобщей обусловленности явлений и процессов в мире, которая и обозначается понятием «детерминизм».

Понятие причины является центральным в детерминизме и выступает как «генетическая связь между явлениями». Между явлениями можно выделить разные типы взаимодействий, одним из которых является причинно - следственное. Главным признаком причинной взаимосвязи выступает порождающий характер причины по отношению к наступающему следствию, ее необходимый характер и то, что причинно-следственные отношения реализуются в определенной пространственной и временной непрерывности. Типам причинной связи и, соответственно, вариантам детерминационных отношений, присуще многообразие.

Понятие «детерминизм» шире понятия «причинности», т.к. сюда включаются, например, непричинные типы обусловливания, «в которых наблюдается помимо взаимосвязи взаимозависимость, взаимообусловленность, но отсутствует непосредственное отношение генетической производительности и временной ассиметрии».

Диалектическое проведение принципа детерминизма осуществляется через систему категорий, некоторые из которых называются парными категориями, отражающими двойственный характер любого объекта. Это – полярные варианты развития разных тенденций. Отношения детерминации могут носить упорядоченный характер. Закономерность является характеристикой причинного типа детерминации, когда все явления и события в мире объясняются через реальные, объективные взаимосвязи и отношения между ними. Т.о., закономерность выступает как проявление взаимосвязанного и упорядоченного характера во взаимодействии предметов, явлений, событий в мире и связана с выявлением законов этого взаимодействия как существенной, повторяющейся, необходимой и устойчивой связи между ними. Законы могут отличаться друг от друга по степени общности (от наиболее общих, абстрактных, философских до конкретно-эмпирических), по сферам бытия, по предметам исследования в разных науках (законы общественные, природные, законы мышления, конкретных наук и т.д.), по детерминационным отношениям (статистические или динамические).

Философские категории необходимости и случайности характеризуют противоречивость детерминационных отношений в мире. Философская мысль создавала системы, которые абсолютизировали либо одно, либо другое. С диалектических позиций необходимость и случайность взаимосвязаны и нередко представляют собой две стороны одного процесса развития. Развитие не однолинейно, на него могут воздействовать внешние обстоятельства. В этом смысле наличие случайности в мире необходимо. Данные категории нельзя мыслить друг без друга. Любой процесс, выступающий как необходимый, осуществляется через массу случайных отклонений. Случайность определяет время и форму проявления событий, отражая фактор неоднозначности развития, необходимость – прокладывает себе путь через массу случайностей.

Возможность и действительность. Эта пара категорий отражает относительность мира. Действительность – это то, что нас окружает, «наличное бытие объекта», актуальное бытие. Возможность – это потенциальное бытие, нереализованное бытие. Это некоторая тенденция развития, которая может реализоваться, а может и нет. Возможность и действительность взаимосвязаны. Количественная оценка возможностей осуществления случайных событий связана с категорией вероятности как своеобразной меры возможности.

Свобода и необходимость. Эта пара категорий отражает особенности человеческой деятельности в рамках взаимоотношения человека и мира. Метафизический детерминизм настаивает на безусловной обусловленности всех поступков человека, лишающей его свободы. Другая позиция (экзистенциализм), напротив, утверждает принцип абсолютной свободы воли человека в любых обстоятельствах. В действительности же, ни абсолютной свободы, ни абсолютной необходимости не существует. Взятые в своей изолированности, эти понятия - не более чем абстракции. «Свобода существенно конкретна, вечным образом определена в себе и, следовательно, вместе с тем, необходима» (Гегель). Но и необходимость не абсолютна. У человека есть возможность выбора, возможность альтернативных действий и поступков. Выбор – это предпосылка свободы.

Сущность и явление. Человек стремится познать сущность вещей, явлений, событий, но эта сущность от него всегда сокрыта массой случайного, несущественного, второстепенного. Сущность проявляется в явлениях, постигая совокупность которых, человек приближается к познанию сущности как таковой. Но истина относительна, а сущность всегда – нечто абсолютное, а потому до конца непознаваема, т.к. явления доступны для нас настолько, насколько позволяют наши возможности. Полная или абсолютная сущность, как отмечал Гегель, это само бытие. Мы же познаем лишь какие-то стороны сущности. Это определяет относительность наших знаний.

Форма и содержание – еще одна сторона познавательной ситуации. Любое явление проявляется для нас в определенной форме. Форма фиксирует содержание, характеризует момент устойчивости существенных черт объекта, момент его статичности, определенности. Это – оформление сущности в конкретно-исторический момент ее познания, улавливание тех повторяющихся и необходимых связей, которые мы называем закономерностью. Форма не может существовать без содержания, содержание – без формы. Содержание всегда каким-то образом оформлено. Одно и то же содержание может иметь разные формы своего выражения.

Познать устройство мироздания невозможно без изучения тех связей, которые существуют в мире. Существует ли мир как некая упорядоченная целостность и каковы формы взаимодействия между элементами, эту целостность составляющими? Ответы на эти вопросы шли в двух направлениях. В первом случае любой предмет, объект или явление рассматривались как представляющие собой сумму составляющих их частей. Эта сумма и определяла качество предмета как целого. Во втором случае любой объект мыслился обладающим некими внутренними неотъемлемыми качествами, имманентными ему даже в случае утраты или отделении каких-то частей. В обоих случаях философская мысль оперировала понятиями «часть» и «целое», немыслимыми друг без друга. Целое всегда состоит из некоторых частей, а часть всегда является единицей какого-то целого. В истории философии данные альтернативные позиции получили название меризм и холизм.

Меризм исходит из того, что поскольку часть предшествует целому, то совокупность частей не порождает качественно ничего нового, кроме количественной совокупности качеств. Целое здесь детерминируется частями. Поэтому познание объекта есть его расчленение на более мелкие части, исследуемые автономно. Из полученного знания этих частей складывается общее представление об объекте (т.н. методологический редукционизм). Холизм исходит из того, что качество целого всегда превосходит сумму качеств его частей: в целом как бы присутствует некий неразложимый остаток, существующий вне качеств составляющих его частей, может быть, даже до них. Это качество целостности как таковой обеспечивает связанность, единство предмета.

Но эти два внешне противоположных подхода соединяются в едином диалектическом понимании соотношения части и целого. Диалектика предусматривает принцип целостности, основанный на понимании того, что в целом существует взаимосвязь между частями, которая сама по себе обладает свойством эту связь осуществлять. Диалектика делает понятным, что на основе взаимодействия частей могут возникать такие целостности, где наиважнейшую роль играют сами взаимосвязи.

Осознание этого обстоятельства приводит к становлению системного подхода в изучении объекта в качестве общенаучного метода. Этот подход не решает мировоззренческих или предельных онтологических, т.е. философских вопросов, но и не является конкретно-научной методологией. Системный подход не отменяет философского принципа системности, а закрепляет его в качестве важнейшего принципа диалектического объяснения бытия. Ориентация на исследование бытия как совокупности самых разнообразных систем дополняет философскую рефлексию уточненными понятиями и представлениями, более эффективными, чем представления о соотношении части и целого. Принцип системности гласит, что исследуя объекты, мы должны подходить к ним как к системе, выявлять в них элементы, существующие между ними связи, и структуру. Структура выступает важнейшим свойством объекта. С одной стороны, она связывает его в единое целое, а с другой, заставляет элементы функционировать по законам данной системы. Поскольку один и тот же элемент обладает множеством свойств, то он может функционировать в разных системах. Исходя из целостности объекта, философия рассматривает бытие тоже как особого рода систему. Это означает, что в нем можно выделять различные уровни и подуровни, выявлять самые разнообразные системы связей, т.е. разные структуры, рассматривая эти структурные связи как особого рода закономерности.

Бытие особым образом упорядочено, причем наличие бесконечного числа структурных уровней позволяет делать вывод о его структурной бесконечности. Бытие представляет собой разнообразие структур, разнокачественных целостных систем, которые взаимосвязаны между собой в рамках более общей системы. И вместе с тем, бытие выражает мир как единое целое во всем его многообразии и формопроявлениях, и может быть понято как жизнь.

Бытие-как-жизнь можно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своем роде способность существовать, которой обладает любая реальность. Жизнь, как и бытие («жить» и «быть»), является отглагольным понятием; оба они указывают не на само «что-то», а на наличие или отсутствие чего бы то ни было (стол есть, человек есть, и т.п.). Окружающий человека мир «живет», он есть постоянный процесс, и понятие «жизнь» подчеркивает его процессуальность. В распространенных определениях жизни это хорошо чувствуется: жизнь как способ существования белковых тел, жизнь как специфическое взаимодействие физико-химических процессов, и т.п.

С философско-онтологической точки зрения, жизнь – это процесс, в котором потенциальные качества бытия превращаются в его актуальные значения. Жизнь оказывается процессом актуализации бытия, процессом, в разнообразных формах которого раскрываются возможности бытия. Вряд ли кто сможет усомниться в реальности различий живого и неживого. Данные сравнительных исследований живого и неживого позволяют выделить признаки или свойства жизни, в своей совокупности специфичные для любых ее форм: дыхание, питание, раздражимость, активность, размножение и рост. Перечисленные признаки организмов могут служить показателем того, живы они или мертвы. Наблюдение этих признаков в живой природе позволяют сформулировать интегральные характеристики жизни:

1) энергетические процессы обмена веществ;

2) признаки самоорганизации;

3) информационно-генетические признаки;

4) эволюционные признаки.

Но жизнь включает в себя не только живую природу, представленную не одухотворенными телами, но и мир человека, бытие человека и его сознание, где можно выделить: а) бытие конкретных людей; б) общественное (социальное) бытие; в) бытие идеального (духовного). Именно это имел в виду М.Хайдеггер, когда писал, что бытие как таковое открывается нам как наша собственная жизнь, как процесс непосредственного переживания нами наших собственных жизненных актов. Жизнь или «наличное бытие» Хайдеггера - это бытие самого наблюдателя, существующего только в движении. В центре его «новой онтологии» находится уже не субстанциальное («материальное» или «духовное») бытие, но бытие-процесс, который и истолковывается как «жизнь». Характеристика бытия как жизни позволяет судить о новой реальности. Жизнь не может быть ни объективной, ни интерсубъективной: прожить свою жизнь человек может только сам, жизнь – это не абстрактное понятие, а его и только его бытие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.017 с.)