Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Философия ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопросы рассматриваемые на лекции: 1. Своеобразие философии эпохи Возрождения. Гуманизм, натурфилософия. 15-16 века в Европе знаменуются расцветом культуры Возрождения. Философия этого периода живо связана с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями – с другой. Три черты, задающие типологическое единство философии Возрождения и обосновывающие ее специфику и самостоятельность – это утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма. Пантеизм философии Возрождения тяготеет к отрицанию божественного творения, к обожествлению природы и отождествлению ее с Богом. Бог лишается свободы, он «со-вечен» миру, а в натуралистических концепциях Бруно и Телезио даже сливается с законом естественной необходимости. Идет поиск так называемой натуральной религии, т.к. принципы всех религий схожи. Возможность «обнаружить евангельскую истину даже в Коране» (Н.Кузанский). Религиозная терпимость. Природа трактуется как божественное, одушевленное, наделенное разумом первоначало вещей. Природа как прекрасный облик божественного. Человеческая индивидуальность, открытая гуманистами, отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью. Гуманизм как «свойство человека, определяющее человеческое достоинство и влекущее к знанию». Значение изысканности вкуса, красоты слога, утонченного отношения к жизни. Риторика, грамматика, история, поэзия, этика и философия – сердцевина гуманитарных наук. Обязательность знания греческих и латинских авторов. Философия ренессанса антропоцентрична. В центр мироздания ставится личность как творец собственной жизни и судьбы. «О достоинстве человека» Пико делла Мирандолы. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя. Идея богоподобия человека. Образ Божий – не дар, а подвиг. Свобода выше всякой природной необходимости. Недетерминированность человеческого бытия. Человеческая греховность – обратная сторона его величия. Перед ним всегда открыт выбор, ибо человек ни совершенен, ни грешен. Условно выделяют три периода эволюции философской мысли Ренессанса. Гуманистический (сер.14 – сер.15 вв.) период (К.Салютати, Л.Бруни, Л.Валла, П.Помпонацци, Э.Роттердамский); неоплатонический (сер.15 – нач.16вв.) период (Н.Кузанский, М.Фичино, П. делла Мирандола); натурфилософский (сер.15 – нач.17вв.) период (Д.Бруно, Б.Телезио). Гуманизм зарождается вне университетов. Культ языка, изящество речи, виртуозность, практически-жизненная направленность (А.Ф.Лосев). Новая система ценностей: стремление к славе, гимн красоте человеческого тела, принятие радостей человеческого существования, культ наслаждения и пользы. Человек как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное – равноправные начала в человеке. Обожествление человека с помощью идеи творчества. Критика средневекового аскетического идеала (Л.Валла): высшее благо для человека - удовольствие или счастье. Безнравственных наслаждений не бывает. Неоплатонизм, решая проблему соотношения Бога и мира, давал живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Учение об эманации и иерархическом строении мира. Три диалектические идеи Н.Кузанского: 1)концепция «ученого незнания», 2) учение о совпадении противоположностей в бесконечности и 3) структурно-математический метод. Краеугольная идея ренессансной философии – идея универсальной связи явлений. Через посредство Вселенной Бог присутствует во всех вещах, а вещи – в Боге. «Развертывание» и «свертывание». В Боге свернуто все. Подобно тому как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения, движение – развертывание покоя, весь мир есть развертывание заключенной в Боге возможности бытия. Человек как микрокосм, отражающий Вселенную, как «второй Бог». Его разум сверхрационален. Интуитивно схватывая совпадение противоположностей в бесконечном единстве, душа соединяется с Богом; противоположность субъекта и объекта исчезает. Освоение античного неоплатонизма во Флорентийской платоновской академии. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Переосмысление христианства как высшего, но тем не менее частного проявления «всеобщей религии». Идея Пико о всеобщем согласии философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон единой истины. В натурфилософский период человек хотя и может приблизиться к Богу в своих творческих возможностях, остается лишь маленькой частицей бесконечной природы. Он перестает быть центром мироздания. Он – природное существо, «не выше» и «не ниже» других существ. В учении Бруно неоплатоническое «единое» полностью сливается с понятием Вселенной. Вселенная едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна: в каждой частичке материи заключены все свойства материи. Вне ее ничего нет – она сама и есть все бытие. Причина этого – то, что бесконечный Бог может творить только нечто бесконечное. Во всеединстве божественной первопричины все бытие пребывает в свернутом виде; все противоположности в нем совпадают. Множественность вещей мира – результат его развертывания. Бог не вне мира, а в нем. Первопричиной, действующей в природе, является мировая душа, которая есть внутренняя способность к образованию форм, «внутренний художник», изнутри придающий материи форму. Форма не налагается на материю извне – материя содержит ее в себе и дает ей проявиться. Материя и все элементы мира пронизаны духом и потому одушевлены.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.01 с.) |