Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Философия Возрождения

Поиск

 

Вопросы рассматриваемые на лекции:

1. Своеобразие философии эпохи Возрождения. Гуманизм, натурфилософия.

15-16 века в Европе знаменуются расцветом культуры Возрождения. Философия этого периода живо связана с понятийными наработками поздней схоластики, с одной стороны, и новыми научными открытиями – с другой. Три черты, задающие типологическое единство философии Возрождения и обосновывающие ее специфику и самостоятельность – это утверждение пантеизма в качестве господствующего мировоззрения, открытие человеческой индивидуальности и эстетический характер антропоцентризма.

Пантеизм философии Возрождения тяготеет к отрицанию божественного творения, к обожествлению природы и отождествлению ее с Богом. Бог лишается свободы, он «со-вечен» миру, а в натуралистических концепциях Бруно и Телезио даже сливается с законом естественной необходимости. Идет поиск так называемой натуральной религии, т.к. принципы всех религий схожи. Возможность «обнаружить евангельскую истину даже в Коране» (Н.Кузанский). Религиозная терпимость. Природа трактуется как божественное, одушевленное, наделенное разумом первоначало вещей. Природа как прекрасный облик божественного.

Человеческая индивидуальность, открытая гуманистами, отличается прежде всего эстетической, а не нравственно-этической направленностью. Гуманизм как  «свойство человека, определяющее человеческое достоинство и влекущее к знанию». Значение изысканности вкуса, красоты слога, утонченного отношения к жизни. Риторика, грамматика, история, поэзия, этика и философия – сердцевина гуманитарных наук. Обязательность знания греческих и латинских авторов. Философия ренессанса антропоцентрична. В центр мироздания ставится личность как творец собственной жизни и судьбы. «О достоинстве человека» Пико делла Мирандолы. Идея человека как «славнейшего мастера и скульптора» самого себя. Идея богоподобия человека. Образ Божий – не дар, а подвиг. Свобода выше всякой природной необходимости. Недетерминированность человеческого бытия. Человеческая греховность – обратная сторона его величия. Перед ним всегда открыт выбор, ибо человек ни совершенен, ни грешен.

Условно выделяют три периода эволюции философской мысли Ренессанса. Гуманистический (сер.14 – сер.15 вв.) период (К.Салютати, Л.Бруни, Л.Валла, П.Помпонацци, Э.Роттердамский); неоплатонический (сер.15 – нач.16вв.) период (Н.Кузанский, М.Фичино, П. делла Мирандола); натурфилософский (сер.15 – нач.17вв.) период (Д.Бруно, Б.Телезио).

Гуманизм зарождается вне университетов. Культ языка, изящество речи, виртуозность, практически-жизненная направленность (А.Ф.Лосев). Новая система ценностей: стремление к славе, гимн красоте человеческого тела, принятие радостей человеческого существования, культ наслаждения и пользы. Человек как неразрывное единство бессмертной души и смертного тела. Духовное и материальное, небесное и земное – равноправные начала в человеке. Обожествление человека с помощью идеи творчества. Критика средневекового аскетического идеала (Л.Валла): высшее благо для человека - удовольствие или счастье. Безнравственных наслаждений не бывает.

Неоплатонизм, решая проблему соотношения Бога и мира, давал живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Учение об эманации и иерархическом строении мира. Три диалектические идеи Н.Кузанского: 1)концепция «ученого незнания», 2) учение о совпадении противоположностей в бесконечности и 3) структурно-математический метод.

Краеугольная идея ренессансной философии – идея универсальной связи явлений. Через посредство Вселенной Бог присутствует во всех вещах, а вещи – в Боге. «Развертывание» и «свертывание». В Боге свернуто все. Подобно тому как линия есть развертывание точки, время – развертывание мгновения, движение – развертывание покоя, весь мир есть развертывание заключенной в Боге возможности бытия. Человек как микрокосм, отражающий Вселенную, как «второй Бог». Его разум сверхрационален. Интуитивно схватывая совпадение противоположностей в бесконечном единстве, душа соединяется с Богом; противоположность субъекта и объекта исчезает. Освоение античного неоплатонизма во Флорентийской платоновской академии. Марсилио Фичино и Пико делла Мирандола. Переосмысление христианства как высшего, но тем не менее частного проявления «всеобщей религии». Идея Пико о всеобщем согласии философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон единой истины.

В натурфилософский период человек хотя и может приблизиться к Богу в своих творческих возможностях, остается лишь маленькой частицей бесконечной природы. Он перестает быть центром мироздания. Он – природное существо, «не выше» и «не ниже» других существ. В учении Бруно неоплатоническое «единое» полностью сливается с понятием Вселенной. Вселенная едина, бесконечна, не сотворена, неподвижна: в каждой частичке материи заключены все свойства материи. Вне ее ничего нет – она сама и есть все бытие. Причина этого – то, что бесконечный Бог может творить только нечто бесконечное. Во всеединстве божественной первопричины все бытие пребывает в свернутом виде; все противоположности в нем совпадают. Множественность вещей мира – результат его развертывания. Бог не вне мира, а в нем. Первопричиной, действующей в природе, является мировая душа, которая есть внутренняя способность к образованию форм, «внутренний художник», изнутри придающий материи форму. Форма не налагается на материю извне – материя содержит ее в себе и дает ей проявиться. Материя и все элементы мира пронизаны духом и потому одушевлены.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.106.49 (0.01 с.)