Тема 12: философия сознания. Сознание и бытие. Структура сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12: философия сознания. Сознание и бытие. Структура сознания.



Вопросы, рассматриваемые на лекции:

 

1.Понятие сознания. Материальное и идеальное.

2.Современные представления о природе сознания

3.Структура сознания.

 

В настоящее время исследования сознания носят междисциплинарный характер. Философский подход к проблеме обобщает результаты, полученные на стыке психологии, семиотики, лингвистики, логики. История формирования понятия «сознание» фиксирует его наиболее существенные черты. 1. Инструментальная (когнитивная и коммуникативная) оснащенность сознания – языковые, понятийные, образно-чувственные его возможности, обеспечивающие повседневную жизнь людей, их познавательную и коммуникативную деятельность; 2. Системные качества сознания, к которым можно отнести целостную связность и согласованность взаимодействия его отдельных структур. Благодаря этим качествам сознание работает как сложнейшая система разнородных процессов: мыслительных, чувственных (ощущения, восприятия, представления), эмоциональных, волевых и мнемических (процессы памяти), а также процессов воображения и интуиции;      3. Интенциональная способность сознания (направленность во вне). Когда сознание направлено «вовнутрь», мы имеем дело с самосознанием; 4. Эпистемические качества сознания, выражающие состояния внутреннего мира человека (состояния сомнения, веры, убеждения, уверенности).

При характеристике сознания часто используют его синонимы – «разум» и «рассудок», «объективный разум». Последнее – понятие, выражающее принцип разумного устроения мира. Разум как объективный принцип объединяет мир в целое и делает его доступным для человеческого понимания. «Субъективный разум» характеризует разумные достоинства человека, его способности к познанию, действию. Что касается рассудка, то еще Дж.Локк определял его в качестве способности, комбинирующей данные чувственного опыта (учение о простых и сложных идеях); способности рассудка – от ощущений (сенсуализм). По Канту рассудок и разум – разные способности человека: рассудок – это способность рассуждать о предметах, а разум – способность подвергать анализу рассудочные суждения.

Определение А.Г.Спиркина: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека». -Субъективный образ объективного мира. Сознание содержит в себе ценностный аспект, в котором выражается избирательность сознания, его ориентация на выработанные обществом и принятые субъектом ценности – философские, научные, политические, нравственные, эстетические и др. Важнейшая составная сознания – самосознание, формируемое в общении и предметной деятельности. Суть самосознания - в осознании и оценивании человеком самого себя, своего внутреннего мира и поведения. Различают сознание в широком и узком смысле слова, а также личное и общественное. К сознанию в узком смысле слова относят осознаваемые психические процессы. Под сознанием в широком смысле слова подразумевается вся человеческая психика, в том числе и бессознательное в ней.

С проблемой сознания неразрывно связана проблема идеального. Идеальное – философская категория, обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании в качестве неких «умопостигаемых сущностей». Идеальная реальность выявляется в сопоставлении с реальностью материальной. В идеальном представлены обобщенно-ценностные, сущностные характеристики действительности, образы ее желаемых состояний, целей и способов их достижения. Без идеального не могут существовать ни сознание, ни язык, ни культура, ни, собственно, сам человек. Сторонники идеализма считают идеальное первичным по отношению к материальному. Материалисты – наоборот. В современном материализме распространена трактовка идеального как особого рода отражения. Идеалисты сближают идеальное с сущностями, стоящими за явлениями. Истинное знание – это знание идеального и того, как оно относится к материальному. Но и те, и другие признают, что идеальное составляет ядро внутреннего мира человека, составляет его самосознание, мировоззрение, смысложизненные ориентации. В социально-культурном аспекте идеальное выступает как совокупность ценностей, идеалов, норм, принципов, образцов. Два подхода к проблеме идеального: Э.В.Ильенков и Д.И.Дубровский. 1.Идеальное не тождественно субъективной реальности, это надличностные элементы культуры, нормы, принципы, схемы, подлежащие реализации, опредмечиванию или объективации. Они предстают в виде вещей, но не вещественны. Это формы деятельности. 2. Идеальное есть субъективная реальность, создаваемая способностью человека «иметь информацию в чистом виде».

Вопрос о природе сознания является дискуссионным до сих пор. Модель «человек-машина» стала ведущей в европейской культуре Нового времени. Редукция божественного начала к природным основаниям, души – к телу. Это была механистическая гипотеза. Смысл гуманитарной гипотезы: человеком не рождаются, им становятся. Она появляется гораздо позже, и современные открытия в микробиологии и генной инженерии, как ни странно, только упрочивают эту позицию. Только в познании, вере, любви, общении человек выходит за рамки животных инстинктов и определяет свое положение с помощью высших ценностей жизни. Человеческие качества открываются ему через долг, добро, страх, заботу, свободу и ответственность. Фрейд и Юнг открыли роль бессознательного в становлении и жизни человека, показав, что человек это не только «эго», что бессознательное относится к числу самых мощных источников психической энергетики и информатики человека, т.е. мотивации поведения, общения, оценки, познания, принятия решений и т.п. В бессознательном сочетаются неявные качества чувственности, рациональности, воображения, эмоций, интуиции, воли, памяти. Для нашего сознания сознание другого – сфера его бессознательного. Вглядываясь в сознание другого, человек усматривает там свое бессознательное. Психика и тело, сознание и бессознательное являются разными способами реализации возможностей человека.

Структура сознания до сих пор осмысляется на основе когнитивных принципах эмпиризма (сенсуализма) и рационализма, на признании приоритетной роли когнитивных структур перцепции и мышления в общей организации сознательной деятельности человека. Структурам и механизмам формирования чувственного образа отводится особая роль в контактах человека с миром. Элементарные структуры ощущений как предельный случай перцепции. Структуры восприятия занимают промежуточное положение в иерархии когнитивных структур сознания, обладая свойствами ощущений и мышления. Мыслительные структуры и операции отличаются языко-речевыми, понятийно-логическими и наглядно-образными свойствами. Изучение структур воображения всегда было связано с поиском творческих механизмов сознания. Кантовское разделение процессов воображения на продуктивные и репродуктивные. Метафорическая природа процессов воображения.

  Связь сознательной деятельности людей с эмоциями. Положительные, негативные и безразличные значения эмоционального сознания. Познавательная трактовка переживаний и их ценностная интерпретация. Благодаря роли эмоционально-ценностных структур в сознании достигается ясность, выразительность, убедительность, красота, гармония, простота и многие другие свойства «фигур» сознания. Они обеспечивают ценностно-оценочное отношение человека к миру, к себе и другим. Феномен надежды в качестве состояния сознания. Воля и память. Ретроспективные, репрезентативные и проспективные структуры памяти.

Осознание человеком собственного бытия в разнообразии своих отношений к миру в значительной мере определяется возможностями его языка. Язык как условие и средство преодоления психосоматического опыта. Язык как средство приспособления к окружающей среде, выражения собственных состояний сознания и мыслей. Сопряженность языка и сознания указывает на речесознательную деятельность человека. Связь между знаком и значением, означающим и означаемым. Ч.Пирс: иконические знаки, знаки-индексы, знаки-символы. Речь как индивидуальный акт обращения человека к языку как социально-культурному явлению.


Тема 13: Гносеология. Познание, знание, истина: современное философское осмысление.

 

Познание – это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, т.е. самого себя.

Гносеология – это теория, или учение о познании. Современная гносеология в основном базируется на принципах гностицизма.

Гносеология изучает:

1. Познаваем ли мир?

2. Способности познания человека.

3. Как человек познаёт мир?

4. Что есть истина?

5. Каковы критерии истины?

6. Что такое знание?

7. Фундаментальные законы познания.

8. Различные вида познания (религиозное, научное и т.д.).

 

Виды действий человека по познанию:

1. Человек познаёт окружающий непосредственно (т.е. открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества).

2. Человек познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

 

Основные подходы (решения) к проблеме познаваемости мира

Познаваемы ли мир?

1. Гностицизм (Гносеологический оптимизм – «Да».) Сторонники гностицизма (как правило материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Материалисты считают познание процессом, в результате которого материя через свою отражательную способность – сознание – изучает сама себя.

2. Агностицизм – «Нет». Агностики (часто идеалисты) не верят в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является И. Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма. Идеалисты считают познание самостоятельной деятельностью идеального разума.

3. Частичный агностицизм – «В некотором смысле».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.013 с.)