Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 7. Немецкая классическая философияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные обсуждаемые вопросы: 1. Философия И.Канта. Теория познания и этика 2. Философия Г.Фихте 3. Философия Г.Гегеля. Учение об абсолютной идее и диалектике. 4. Философия Шеллинга.
Немецкая классическая философия как совокупность философских учений И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха. Их объединяет пристальное внимание к природе духа, трактующегося через понятия деятельности и свободы. Ими сформирован тип философии, выступающей как теоретическое самосознание культуры, как систематическое, всеохватное, обобщающее и ценностно-ориентирующее знание. Общезначимыми являются ценности прогресса человеческого рода, разума, свободы. Акцент на духовно-практическую активность человека. Характеризуется особым сплавом идеализма и диалектики: все сущее представляется в виде системы, диалектически развивающейся на основе идеального первоначала, которое поступательно разворачивается в мире и наиболее адекватно предстает в способах человеческой деятельности. Человек понимается как культурно-историческое существо, т.е. создающее себя в обществе и истории. Идея историчности форм человеческого духа. Главными созидательными силами человека выступают разум, нравственность, общение и труд. Развивается учение о практике, об отчуждении. Иммануил Кант (1724-1804) создал философскую систему, именуемую критической философией или трансцендентальным идеализмом. Центральная задача его философии – нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего – свободы личности. Главный вопрос философии – антропологический: «Что такое человек?», распадается на три других: 1. Что я могу знать? (гносеологический), 2. Что я должен делать? (моральный), 3. На что я смею надеяться? (религиозный). Для докритического периода его творчества характерен интерес к естественно-научным и натурфилософским темам. Писал работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений, разработал гипотезу развивающейся Вселенной, естественным путем формирующейся из хаоса материи под воздействием сил притяжения и отталкивания. Другое направление – философская методология, поиски способа превращения метафизики в точную науку, выявляющую элементарные понятия человеческого мышления. В критический период Кант предпринимает систематическое и критическое исследование способностей души, пробуждается, по собственным словам, от «догматического сна» и «совершает коперниканский переворот» от метафизики абсолютных первоначал к человеческому субъекту – не человек вращается вокруг объекта, а объект – вокруг человека. Главной темой «Критики чистого разума» (1781) объявляет поиск ответа на вопрос «как возможны априорные синтетические суждения?». Т.е. каким образом возможно достоверное, всеобщее и необходимое знание о вещах, которые не даны нам в чувственном опыте? Как человек может предвосхищать то, что еще не дано или вообще не существует? – Только в том случае, если познавательные способности человека (чувства, рассудок и разум) каким-то образом определяют вещи. Но если человек и может определять их, то только с формальной стороны. Вещи, имеющие отношение к нам, Кант называет «явлениями» или «феноменами». Им противостоят «вещи сами по себе». Их априорное познание невозможно. Не даны они и в опыте, поэтому непознаваемы. В явлениях должно что-то являться. Вещи сами по себе «аффицируют» нашу чувственность. Они являются источником «материальной» стороны ощущений. Формы же ощущений привносятся нами самими. Они априорны (доопытны). Две таких формы – пространство и время. Пространство составляет форму «внешнего чувства», время – «внутреннего». Всякое реальное восприятие предполагает: 1. данность предмета в чувственном опыте, 2. осознание этого предмета. Сознание не имеет отношения к чувственности. Чувства пассивны, а сознание суть спонтанное действие. Всякий акт сознания («Я мыслю нечто») предполагает самосознание, открывающее нам единое и тождественное Я. Но Я – не субстанция, а лишь форма мышления, глубинный источник самопроизвольной деятельности, основа «высших познавательных способностей». Главной из этих способностей является рассудок. Основная функция рассудка – суждение. Суждение невозможно без общих понятий, понятия – без правил. Поэтому рассудок, по Канту, есть способность правил. Подобно чувственности, рассудок заключает в себе априорные правила, так называемые «основоположения». Основоположения вытекают из элементарных понятий рассудка - категорий, категории – из логических функций суждений (таких как связка «если – то», «или – или» и т.п. Кант систематизирует категории в специальной таблице, выделяет четыре группы категорий – количества, качества, отношения и модальности. Категории связаны с синтетической деятельностью. Они подводят многообразие чувственности под единство апперцепции. Если бы явления не подчинялись основоположениям, возникающим из категорий, они вообще не могли бы осознаваться нами. Т.о., если пространство и время составляют условие возможности явлений как таковых, то категории заключают в себе возможности воспринимаемых явлений. Иные явления суть ничто для нас, а т.к. сами по себе они не обладают реальностью, то не воспринимаемые явления – не более чем абстракция. Основоположения чистого рассудка («все изменения совершаются согласно закону связи причины и действия» и т.д.) могут рассматриваться как априорные законы природы, которые человеческий рассудок привносит в мир явлений, чтобы затем вновь, уже сознательно, вычитывать их из природы. Познавая природу, человек всегда заранее предполагает в ней эти законы. Поэтому познание невозможно без взаимодействия рассудка и чувств. Без рассудка чувственные созерцания слепы, а рассудочные понятия, лишенные чувственного наполнения, пусты. Тем не менее, человек не удовлетворяется миром чувственного опыта и хочет проникнуть к сверхчувственным основам мироздания, ответить на вопросы о свободе воли, бессмертии души и бытии Бога. В этом направлении его влечет разум. Разум вырастает из рассудка и трактуется как «способность принципов», способность мыслить безусловное и беспредельное. Критика трёх философских наук о сверхчувственном – «рациональной психологии», «рациональной космологии» (учение о мире в целом) и «естественной теологии». Понятия души, мира и Бога являются естественным порождением разума, «трансцендентальными идеями». Но эти идеи не могут быть принципами познания. Они могут играть лишь регулятивную роль, подталкивая рассудок ко все более глубокому проникновению в природу. Но усилия продемонстрировать существование Бога лишены перспектив, как и попытки выяснить, имеет ли мир начало во времени и границы в пространстве, и т.п. Здесь разум запутывается в противоречиях. Он видит равные основания для противоположных выводов. Подобное состояние внутренней раздвоенности разума Кант называет «антиномией». Понимание раздвоенности сущего на «вещи сами по себе» и «явления» позволяет разнести тезисы и антитезисы антиномий по разным сферам бытия. Пример: из того, что мир явлений подчинен закону естественной причинности, не следует невозможность беспричинных, т.е. свободных событий. Свобода может существовать в ноуменальном мире, мире вещей самих по себе. Реальность свободы, однако, не может быть продемонстрирована теоретическими средствами. Но она неизбежна в качестве практического допущения. Свобода является необходимым условием «морального закона», в существовании которого нельзя сомневаться («Критика практического разума», 1788). Понятие морали связано с безусловным долженствованием. В качестве безусловных, моральные требования возникают из разума, только не теоретического, а «практического», определяющего волю. Безусловность «категорического императива», выражающего моральный закон, означает бескорыстность нравственных мотивов. Поэтому моральный закон связан со свободой: воля не подчинена чувственной мотивации и может действовать наперекор ей. Человек свободен всегда, но моральным он становится лишь в том случае, если следует категорическому императиву: «поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства». Это не противоречит стремлению к счастью, но человек должен быть достоин счастья, а достоинство состоит лишь в моральном поведении. Оно имеет приоритет над стремлением к счастью, которое есть награда за добродетель. Но в нашем мире непосредственная связь между добродетелью и счастьем отсутствует. Поэтому мы должны допустить существование Бога, который в нашей посмертной жизни согласует одно с другим. Допущение бытия Бога и бессмертия души не равносильно их теоретическому доказательству. Отсутствие доказательства, место которого занимает вера или надежда, позволяет человеку спасти бескорыстность долга и свободу личности. Знание принуждало бы человека вести себя определенным образом, его поступки были бы «легальными», а не моральными. Исчезла бы свобода, возможная лишь в ситуации фундаментальной неопределенности. Но моральность и свобода являются самой основой человеческой личности, высшей ценностью бытия. Именно поэтому человек как цель сама по себе является главной проблемой философии. В философии Канта содержались противоречия в понятии о «вещи в себе». Существовала противоположность между априорным и эмпирическим знанием, теоретическим и практическим разумом, познанием и волей. Познание у него ограничено миром явлений. Он описал формы созерцания, категории и законы мышления, но не показал их внутреннее логическое единство. Поэтому Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814) в поисках такого единства постулирует дедукцию законов познания из единого основного принципа – нашего «Я». «Я» понимается как непрестанная духовная деятельность, одновременно логическая и моральная. Активность нашего «я» обусловливается содержанием познания. Познание рассматривается динамически, оно есть живой процесс. Законы и содержание познания Фихте выводит из собственной сущности духа, т.е. из активности «я». «Я есть Я» - первоосновной факт сознания и в то же время – основной закон мышления, закон тождества. Тождественность «я» не зависит от эмпирического содержания сознания. «Я есть Я» заключает в себе категорию реальности. В реальности «я» нельзя сомневаться. Оно есть основа реальности. Полагание «я» как основы реальности возможно лишь тогда, когда ему противостоит «не-я» в качестве объекта. «Я» предполагает «не-я» и противостоит ему, они взаимно ограничивают друг друга. «Я» противополагает в самом себе «делимому “я”» «делимое “не-я”». Таким образом «Я» выступает и как субъект и как объект в самом себе. Здесь Фихте преодолевает кантовские различия между ощущением, созерцанием и понятием, между явлением и «вещью в себе». Явление у Фихте есть взаимодействие и взаимоограничение «я» и «не-я». Явление, т.о., не выходит из сферы сознания и самосознания. Нет никакого самостоятельного бытия помимо сознания. Природа – чистый продукт «я», ограничивающий созерцание. Чувственный мир – форма созерцания сверхчувственного. Он не входит в созерцание и мышление как нечто им чуждое, но имеет в них основание. В объективных представлениях мира, в которых мыслится чувственный мир, изображает себя жизнь самого сознания. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831) – вершина классической новоевропейской философии. Гегель стремится защитить и упрочить позиции классической культуры, уменьшить влияние романтического иррационализма и индивидуализма. Соединяет рационализм и диалектику, усматривая в основаниях действительности систему развивающихся понятий. Строит систему объективного диалектического идеализма со свойствами пантеизма, панлогизма и познавательного оптимизма. Общество и историю ставит выше индивидуальности, утверждает превосходство всеобщего, государственного интереса над частным. Связь идеалистической системы и диалектического метода. Диалектика как способ существования абсолютного, идеального начала, способ его саморазвития и самопознания. Мир есть развивающаяся абсолютная идея. Исходный принцип философии Гегеля – диалектическое тождество бытия и мышления. Все сущее находится в понятийной взаимосвязи, поэтому выразимо на языке диалектической логики. Гегель различает три уровня логического мышления: 1. абстрактное рассудочное мышление. Оно негибкое, представляет предметы и их свойства статичными и жестко разграниченными, без перехода между ними; 2. отрицательно-разумное мышление – негативная диалектика. Представляет предметы и их свойства текучими, относительными, при этом разум отрывается от рассудка и производит только голое отрицание. Скептицизм. 3. Высший уровень – положительно- разумное, спекулятивное мышление, положительная диалектика, позволяющая разуму, опирающемуся на рассудок, приходить к положительному результату, устанавливая единство в многообразии сторон и изменений. Гегель предельно сближает логику теоретического исследования (субъективную) и всеобщие формы существования действительности (логику объективную). В обоих случаях развитие идет триадами: через раздвоение единого на противоположности (тезис, антитезис) и диалектическое снятие противоречия (синтез). Синтез есть и отрицание, и в определенном отношении сохранение антитезиса. Общие закономерности поступательного развития: единство и борьба противоположностей, переход количественных изменений в качественные, отрицание отрицания. Важнейший принцип диалектической логики – восхождение от абстрактного к конкретному. Фиксируя в абстракциях различные стороны предмета, диалектический метод выявляет сущностный элемент, отношения, с необходимостью связывающие его с другими элементами. В результате получается богатый, полный теоретический конструкт, совмещающий в себе достоинства конкретности и всеобщности. Абсолютная идея есть абсолютная и полная истина. Истина – совпадение понятия и объективности; она имеет и гносеологический, и онтологический статус. В гносеологическом смысле истина есть соответствие понятия своему предмету. Истина конкретна и исторична. Философская истина, достигающая наибольшей конкретности, представляет мир в системе диалектических категорий. Частная истина – односторонняя, относительная. Гегель проводит принцип единства исторического и логического. В онтологическом плане истина есть соответствие предмета понятию. Истина предметна, она должна созреть, ее время должно прийти. Т.о., истина предстает в теоретическом и практическом виде. Практический – ценностно выше: он обладает достоинством всеобщности и непосредственной действительности. Единство теории и практики, субъективного и объективного – в Абсолютной идее. Система Гегеля строится диалектически в виде триад, представляющих сферы развития абсолютной идеи. 1. В стихии «чистого мышления» идея существует «в себе» - в системе развивающихся, взаимосвязанных, переходящих друг в друга категорий. Движущая сила категорий – противоречие, форма развития – отрицание отрицания. Три основные сферы «чистого мышления» - бытие, сущность, понятие. 2. В природе, где идея пребывает «вне себя», в «ином», она разворачивается в пространстве как внешнее проявление саморазвития логических категорий. Природа материальна и поэтому есть как бы самоотрицание идеи – идея в «форме инобытия», «окаменевший дух». Здесь нет свободы. Природа системна, но не эволюционирует. Материя реально существует в движении, в котором пространство и время переходят друг в друга. В природе выделяются три последовательные системы: механика, физика, органика. 3. В духе, т.е. в сознании и истории, абсолютная идея существует «в себе и для себя». Она возвращается из «инобытия» к себе в человеке (ее стихия – разум и свобода), постигает свое содержание в видах человеческого сознания и деятельности. Дух есть синтез чисто логического и природного. Три основные области развития духа: 1) субъективный дух – в индивидуальной жизни, 2) объективный дух – в общественной жизни, 3) абсолютный дух – в духовной жизни – в искусстве, религии, философии. Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872) разочарование в оторванности современной ему философии от реального, природного бытия приводит к созданию философской антропологии, учения, согласно которому философские проблемы человека и общества должны трактоваться, исходя из понимания природы человека, носителем которой является индивид. «Новая философия» соединяет в себе достоинства философии и религии. В первом качестве она есть теория человека, опирающаяся на разум, науку, практику, чувственный опыт. Во втором – культивирует поклонение человеку, освящает любовь, единение в отношениях Я-Ты. «Человек человеку Бог». Провозглашается новая, нетеистическая «религия любви», утверждается ценность полнокровного, гармоничного осуществления человеческой природы в жизни каждого. В таком самораскрытии состоит счастье человека и человечества (эвдемонизм), преодолевающих отчуждение человеческой сущности. Если у Гегеля мерилом истинности и ценности всякого бытия, в том числе и чувственного, является идея, то согласно Фейербаху, напротив, «истинность есть то же самое, что действительное, чувственное». Чувственное – действительная основа и критерий всего идеального. Человек рассматривается в качестве реального, чувствующего существа, обладающего мышлением. Само же мышление есть не «абсолютный субъект», а лишь одно из свойств человека как высшего творения природы, как существа телесно-психического, единства тела, ума и сердца. Начало познания «спрятано» в тайне «взаимодействия» людей друг с другом. Человек, а через него и мир, подлежит рассмотрению не только в аспекте мышления, но в аспектах чувства, созерцания, ощущения и любви. Мышление – вовсе не субъект, оно производно от человеческого бытия в целом: бытие – субъект, мышление – предикат. Идеальное производно от материального. «Абсолютный дух» Гегеля есть «отрешенный дух» богословия. Отношение Я-Ты фундаментально для раскрытия человеческой природы, высшим проявлением которого является любовь. «Любовь есть страсть, и только страсть есть признак бытия». Любовь есть то, что обеспечивает данность объекта в отличие от познающего и вообще – отличие между бытием и небытием. Она есть «онтологическое доказательство» наличности предмета вне нашей головы. Именно чувственность есть начало подлинной философии, которая только оформляется в сознании, но реально переживается - в сердце. Ясно, «как солнце», только чувственное. Тайна непосредственного знания сосредоточена в чувственности. Вместе с разумом она делает познающего действительно цельным существом, действительно «божественным». Теологический мотив предшествующей философии должен раствориться в антропологии. «Истина – в полноте человеческой жизни и существа». «…человеческая сущность налицо только в общении, единстве человека с человеком, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». «Единство Я и Ты есть Бог». Их диалог есть истинная диалектика.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.49.143 (0.015 с.) |