Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связь риторики с другими науками

Поиск

Риторика опирается на следующие науки:

· философия,

· логика,

· психология,

· педагогика,

· этика,

· эстетика,

· литературоведение,

· лингвистика.

Соотношение риторики и философии – без философского осмысления невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать проблему в глобальном, философском ключе – это значит придавать ей общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и духовный уровень, повышать ценность речи.

Соотношение риторики и логики. Логика – это наука о законах правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно.

Психология и риторика. Психология – это наука изучающая законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики, законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной деятельностью человека, его душевным состоянием, для лучшего воздействия на аудиторию.

Соотношение риторики и этики. Этика – наука о законах нравственности и морали общества. Этика представляет собой философскую дисциплину, изучающую нравственность, мораль, а в целом – это свод определенных этических норм и правил, которые почитаются важными в данное время и у данного общества, народа. Таким образом, при построении своей речи необходимо учитывать определенные нормы поведения.

Соотношение риторики и эстетики Эстетика – это наука о законах красоты. Необходимо строить речь таким образом, чтобы она звучала красиво.

Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии –Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение и к оратору, и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не только что любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия наука о законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.

Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает или опровергает какое-либо положение. В этих речах любимыми методами – логическими или иными – оратор убеждает согласиться с ним в спорном вопросе. Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не призывает к непосредственному действию.

Функции риторики

1. практическая – владение искусством целесообразного слова. Искусство слова – самое нужное, но и самое сложное из всех искусств, поэтому освоение его требует серьезного труда и основательной подготовки.

2. образовательная функция. Освоение искусства слова невозможно без свободного владения литературным языком, без систематического образования — знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы.

 

5. Пять частей риторики (канонов)

Части, или каноны, риторической разработки речи были определены еще в античности. Их состав на протяжении веков существенных преобразований не претерпел. В неориторике 20 в. изменился лишь объем исследовательского внимания, уделяемого отдельным канонам. Всего же различаются пять канонов.

1) инвенция (лат. inventio – изобретение, открытие), или изобретение мыслей; ее сосредоточенность на поисках аргументации; нахождение или изобретение материала речи или текста.

Нахождение охватывает всю совокупность мыслительных операций, связанных с планированием содержания речи или текста. Автору необходимо определить и уточнить тему (если она не задана заранее), выбрать способы ее раскрытия, доводы в пользу отстаиваемого тезиса и другие элементы содержания.

Основными критериями отбора материала являются авторское коммуникативное намерение (интенция) и характер аудитории, к которой автор собирается обратиться.

В видах красноречия, которые обслуживают открытое состязание различных точек зрения (прежде всего, судебное и политическое), рекомендуется выделить основной спорный пункт и вокруг него строить речь. Этот основной пункт должен подвергаться проверке с помощью ряда так называемых статусов: статуса установления (истец утверждает, что ответчик оскорбил его, а ответчик отрицает факт оскорбления – задача судей установить, имело ли оскорбление место); статуса определения (при одном определении оскорбления высказывание ответчика в адрес истца может считаться оскорблением, а при другом – не может), статуса квалификации (например, судьи должны определить, были ли превышены пределы необходимой обороны) и некоторых других.

2) диспозиция (лат. dispositio – расположение, размещение), или расположение мыслей; сосредоточенность на том, как расположить аргументы.

В эту часть входит учение о порядке расположения и об основных блоках структуры текста или речи. Основу канона «расположение» составило учение о хрии, или о композиции речи. На базе учения о хрии возникли такие современные дисциплины, как учение о литературной композиции и теория композиции как часть теории текста.

Основных блоков структуры текста или речи насчитывается от трех (вступление – основная часть – заключение) до семи (вступление – определение темы с ее подразделениями – изложение – отступление – аргументация или доказательство собственного тезиса – опровержение – заключение). К этим блокам можно добавить еще один блок – заглавие текста.

Подробное разделение используется для текстов, относящихся к функциональным разновидностям языка (научной и деловой речи, публицистике). Оно не всегда применимо к анализу художественных произведений. Для обозначения структурно композиционных частей последних в литературоведении чаще используется другой ряд терминов: зачин – завязка – кульминация – развязка – концовка.

3) элокуция (от лат. elocutio – способ изложения, слог) – выражение мыслей; сосредоточенность на том, как наиболее убедительным образом облечь мысли в словесную форму.

Словесное выражение должно соответствовать четырем критериям: правильности (отвечать правилам грамматики, нормам правописания и произношения), ясности (состоять из общепонятных слов в общепринятых сочетаниях, по возможности не включать абстрактных, заимствованных и других слов, которые могут быть не ясны аудитории), изящества или украшенности (быть более эстетичным, чем повседневная речь) и уместности. Уместность в традиционной риторике сводилась к гармонии темы и выбора языковых средств, прежде всего, лексики. Из требования уместности выросла теория трех стилей, согласно которой о предметах низких следовало говорить словами низкого стиля, о предметах высоких – высокого, а о предметах нейтральных – словами среднего стиля.

Наиболее объемную часть старой, особенно средневековой риторики составлял один подраздел канона «словесное выражение» – учение о фигурах. Высказывалось мнение, что все «словесное выражение» и вообще вся риторика без остатка сводится к учению о фигурах.

Прежде всего, были разделены фигуры мысли, которые позднее обособились под названием тропов (метафора, метонимия и др.), и фигуры речи. Последние подразделялись, по Квинтилиану, на фигуры, основанные на форме речи (грамматические фигуры) и фигуры, основанные на принципах размещения слов. К другим распространенным классификациям относилось подразделение на фигуры слова (аллитерация, ассонанс) и фигуры предложения (парцелляция, эллипсис, многосоюзие, бессоюзие и др.).

4) мемория (от лат. memoria - память, способ запоминания) – запоминание; сосредоточенность на том, как запомнить сочиненную речь. Этот канон был предназначен для ораторов, которым требовалось запоминать подготовленные ими речи для последующего публичного воспроизведения, и имел более психологический, нежели филологический характер. В нем содержался перечень приемов, позволявших запоминать относительно большие объемы текстовой информации, в основном с опорой на комплексные визуальные образы.

5) акция (от лат. actio – действие, деятельность) – произнесение речи; сосредоточенность на том, как следует произнести подготовленную речь.

Внешность оратора. В раздел об исполнении входили сведения и навыки, которые сегодня относятся к ведению теории актерского мастерства: владение голосом – его акцентно-интонационным богатством, мимикой, искусство позы и жеста. Формулировались комплексные требования к поведению говорящего: демонстрировать обаяние, артистизм, уверенность в себе, дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлеченность и др.

Лекция 2. Роды и виды ораторской речи

План лекции:

1. Формирование родов и видов ораторского искусства.

2. Сферы коммуникации.

3. Род красноречия как область ораторского искусства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.181.90 (0.007 с.)