Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Род красноречия как область ораторского искусства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной практике публичного общения выделяют следующие роды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (церковно-богословское). Род красноречия — это область ораторского искусства, характеризующаяся наличием определенного объекта речи, специфической системой его разбора и оценки. Результатом дальнейшей дифференциации на основании более конкретных признаков, являются виды или жанры. Эта классификация носит ситуативно-тематический характер, так как, во-первых, учитывается ситуация выступления, во-вторых, тема и цель выступления. В современной практике публичного общения выделяют:
Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мировоззрения. Его отличительные черты: · научная терминология, · аргументированность, · логическая культура, · сообщение сведений научного характера, новых для аудитории, · доступность. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX века. Университетские кафедры становятся трибуной передовой мысли. Сохранились воспоминания современников о таких прекрасных ученых-лекторах, какими были В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, И.М. Сеченов, Д.И. Менделеев, К.А. Тимирязев и другие. Судебное красноречие – это род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд. Особенности судебных речей: · анализ фактического материала, · использование данных экспертизы, · ссылки на показания свидетелей, · логичность, · убедительность. Русское судебное красноречие начинает развиваться после судебной реформы 1864 года, когда был введен суд присяжных, а громкие судебные процессы стали привлекать публику и освещаться в печати. Появилась плеяда блестящих судебных ораторов: Ф.Н. Плевако, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, А.Ф. Кони, В.Д. Спасович. Социально-политическое красноречие – это род речи, ставящий своей целью дать слушателям конкретную информацию о положении в стране, в мире, представить отчет о проделанной работе. Эти речи могут носить призывной, разъяснительный характер. Этому роду красноречия присуще: · разнообразие изобразительных и эмоциональных средств (н-р, риторические вопросы, восклицания; разговорная лексика, синтаксис; неологизмы и др.); · черты официального стиля (безличность, книжная окраска слов); · использование политических, экономических терминов. Выдающимися военными ораторами были Петр I, А.В. Суворов. Мастерством дипломатической речи владели Г.А. Потемкин, Н.И. Панин, А.М. Горчаков. Агитаторскими речами прославились М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, В.А. Засулич. В годы революции и гражданской войны получили большое распространение митинговые речи. Активно выступали такие ораторы, как И.Арманд, Н. Бухарин, А. Коллонтай, В. Ленин, Л. Троцкий, А. Луначарский. Социально-бытовое красноречие – род красноречия, взывающий к чувствам и эмоциям аудитории. Задача речи – воодушевить и сплотить людей, поэтому часто обращена к вечным проблемам: добро и зло, этические законы и нормы, памятные события истории народа. Отличительные черты: · призыв к чувствам; · панегирик (т.е. восхваление только положительных сторон личности или явления); · свободный план изложения; · использование тропов (сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы и др.); · торжественный стиль. То, что мы называем социально-бытовым красноречием, греки называли эпидейктическим, или торжественным. В России XVIII века на этот род красноречия сильно повлиял классицизм, например, речи М.В. Ломоносова. В XIX – XX в.в. блестящими образцами таких речей стали выступления таких людей как: Ф.М. Достоевский (об А.С. Пушкине), И.С. Аксаков (о Н.В. Гоголе), А.А. Блок (об А.С. Пушкине). Духовное красноречие – древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции в гомилетике (наука о христианском церковном проповедничестве). Цель – моральное наставление, воспитание паствы. · Особенности таких речей: · интерес к внутреннему миру человека, · прославление мудрости, милосердия, трудолюбия; осуждение пороков; · использование старославянизмов, слов с книжной окраской; · обращения, риторические вопросы, восклицания. После крещения в Киевской Руси зародилось учительское красноречие, замечательными образцами которого стали "Слово о законе и благодати" Илариона (XI в.), митрополита Московского Даниила (XVI в.), Семеона Полоцкого (XVII в.), митрополита Московского Платона (XIX в.), митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (XX в.).
Лекция 3. История риторики План лекции: 1. Риторика в Древней Греции. 2. Римское красноречие. 3. Христианская риторика. 4. Развитие риторических традиций в России. 5. Ранние риторики. 6. Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765). 7. Риторическая школа российских академиков. 8. Развитие риторики в ХХ в. и в настоящее время.
Риторика в Древней Греции Родиной красноречия считается Древняя Греция, где в 5-4 веках до н.э. зародилось ораторское искусство. Само государственное устройство – демократия – вело к активному участию граждан в политической жизни страны. Полной верховной властью обладало Народное собрание, и политический деятель обращался непосредственно к народу. Суд также совершался публично. Любой гражданин мог быть как обвинителем, так и защитником. Поэтому гражданам часто приходилось выступать в суде, в Народном собрании. А для этого нужно было убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента. Таким образом, владеть ораторским искусством было необходимостью для афинян. Софисты – родоначальники риторики. Они принадлежали к школе философов-просветителей, которые создали невиданный культ слова. В 5 веке до н.э. Корак открыл в Сиракузах школу красноречия и написал первый (не дошедший до нас) учебник риторики. Теорию риторики активно разрабатывал Протагор. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения: два собеседника в споре отстаивают противоположные точки зрения. Учителем красноречия был Горгий. Он постоянно подчеркивал силу слова. Горгий считал, что убеждать может только искусно составленная речь, при этом не важно, соответствует она истине или нет. Задача софиста – научить "делать слабое место сильным". Отношение к софистам было противоречивым. Вначале слово "софист" имело положительный смысл. (Означало «интеллектуал, мудрец»). В конце 5 века до н.э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии. С одной стороны, софисты помогали афинянам овладевать ораторским искусством. С другой стороны, их беспринципность при защите прямо противоположных точек зрения, вызывала к ним недоверие. Перикл – знаменитый государственный деятель Афин, с именем которого обыкновенно связывается представление о поре расцвета афинской демократии, греческой литературы и искусства. Начал свою карьеру Перикл воином, а затем выступил на общественно-политическое поприще. В Перикле гармонически сочетались разнообразные таланты и качества. С талантом ораторским, со способностями государственного человека, с опытностью и благоразумием полководца Перикл соединял высокую честность и бескорыстие. Почти все время посвящал он государственным делам; единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу, среди друзей, избранных умов и талантов Греции. В его доме сходились философы, поэты, художники. Демагогом в позднейшем смысле слова Перикл не был, хотя при нем афинская демократия и достигла своего расцвета. Знаменитым греческим оратором был Демосфен, который точностью выражения мысли, ее обоснованностью, великолепием и пышностью слога превзошел всех, кто соперничал с ним в судах. Сам Демосфен говорил, что его ораторские способности – всего лишь некоторый навык. Все его речи отражают его настойчивый характер. Еще в детстве, услышав судебную речь Каллистрата, он был поражен силой слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять слушателей. С тех пор он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. У него был слабый голос, плохая дикция, прерывистое дыхание, нервное подергивание плеча. Но ежедневные напряженные занятия и упражнения помогли укрепить голос, отработать дыхание и дикцию, преодолеть подергивание плеча, приобрести соответствующие манеры. Предметом своей деятельности Демосфен избрал защиту интересов эллинов и никогда не менял своих убеждений. Демосфен написал 61 речь. Из них особенно замечательны речи против Филиппа, македонского царя. Эти речи называются "филиппики", всего их дошло 10. Самою лучшею считается его речь "О венке". Афиняне решили за разные заслуги Демосфена наградить его золотым венком. Но право на эту высшую награду начал оспаривать современный ему оратор Эсхин. Во время ораторского состязания Демосфен и произнес речь "О венке". Сначала Демосфен делает обзор своей политической деятельности, причем сопоставляет ее с деятельностью Эсхина, а свою частную жизнь – с его частной жизнью, и наглядно показывает свое превосходство. При обзоре своей политической деятельности Демосфен останавливается главным образом на борьбе афинян с Филиппом Македонским. В это время Демосфен старался поддерживать единодушие между союзниками, издал закон, по которому богатые несли повинность по содержанию флота, настоял на казни изменника Антифонта, который хотел сжечь Пирейскую гавань. Эсхин же заступался за Антифонта. Демосфен в этой речи подчеркивает, что всегда действовал в интересах Отечества "В чем, - спрашивает он, - состоит обязанность вития? Понимать события в самом начале, предугадывать их и предварять о них народ. Это я делал. Кроме того, всякого рода задержки, недоумения, невежество, сварливость — все эти пороки, по необходимости общие всем свободным городам, надлежит по возможности обуздывать, народ направлять к согласию, дружбе и исполнению обязанностей, и это все я делал". Эта речь отличается необыкновенной убедительностью. Все суждения оратора подкреплялись ссылками на законы, показаниями свидетелей, которые на площади же и находились. Афиняне почти единогласно присудили награду Демосфену. С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ. Он в совершенстве владел диалектикой. Под диалектикой в то время понимали философское искусство вести беседу, рассуждение с целью обнаружения истины. Истина для Сократа выше человеческих суждений и является мерой всех вещей. Сократ осуждал софистов за их готовность убедить публику в чем угодно. Он утверждал, что "продажа мудрости равнозначна продаже красоты". Сам Сократ ничего не писал, поэтому о его взглядах мы можем судить только на основании их отражений в сочинениях других философов (главным образом в сочинениях Платона и Ксенофонта). Метод Сократа заключался в том, что, развивая свои взгляды в устной беседе, он не излагал их систематически, а ставил вопросы своим собеседникам, пробуждая в них активную работу мысли и получая правильный вывод в результате цепи положений и возражений. Сократ был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и был вынужден принять яд цикуты. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца. Древнегреческий философ-идеалист, ученик Сократа, около 387 года основал в Афинах школу (Академия платоновская). Платон интенсивно разрабатывал диалектику, закрепил понимание риторики как средства убеждения. Сочинения Платона – высокохудожественные диалоги: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Парменид", "Софист", "Горгий", "Федр". Ученый в своих знаменитых диалогах воспроизвел мысли Сократа. Платон пришел к определению софистики как мнимой мудрости. Софистам Платон противопоставляет подлинное красноречие, основанное на знании истины. Суть этой теории в следующем. Прежде чем начать речь о каком-нибудь предмете, надо четко его определить. Далее необходимо познание истины, то есть сущности предмета. Речь должна строиться так: вступление, изложение, доказательства, выводы. Возможны еще опровержение, подтверждение, побочное объяснение. Ценна в теории красноречия Платона идея о воздействии речи на душу. Мысли Платона об ораторском искусстве были блестяще развиты его учеником Аристотелем. В 335 году Аристотель основал Ликей. Учение Аристотеля было универсальным, так как охватывало различные области знания. Риторика и логика, по словам Аристотеля, "касаются таких предметов, знакомство с которыми может некоторым образом считаться общим достоянием всех и каждого и которые не относятся к области какой-либо отдельной науки. Вследствие этого все люди некоторым образом причастны обоим искусствам, так как всем в известной мере приходится как разбирать, так и поддерживать какое-нибудь мнение, как оправдываться, так и обвинять". Аристотель считается крупнейшим теоретиком античной риторики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких работах, как "Аналитики", "Категории", "Поэтика" и в специальном труде "Риторика". Это единственное древнегреческое сочинение по риторике, которое дошло до нас в целостном виде. Она состоит из трех книг. В первой части раскрывается польза риторики, цель и область ее применения. Во второй части характеризуются условия, придающие речи характер убедительности, ведутся рассуждения о настроениях, нравах и страстях человеческих с точки зрения того, как их должен понимать оратор и каким образом воздействовать своей речью на чувства слушающего. В третьей части Аристотелем рассмотрены вопросы стиля и тех качеств речи, которые обусловливают ее достоинства. Деметрию (ок. 1 в. н. э.) приписывается сочинение «О стиле». Он выделяет четыре основных стиля: простой (или скудный), величественный (или торжественный), изящный (или гладкий), мощный (или сильный), а также их возможные сочетания, которые содержат характерные особенности ряда стилей. Так, изящный стиль, по мнению Деметрия, может соединяться с простым и возвышенным, мощный соединяется и с тем и с другим. Только возвышенный не вступает в соединение с простым (или скудным), так как оба они исключают друг друга.
Риторика Древнего Рима 3 января 106 года до н.э. в захолустном городке Арпине родился будущий величайший теоретик и практик ораторского искусства Древнего Рима. Цицерон относился к тем, кого римляне презрительно называли "новыми людьми". Цицерон всегда остро чувствовал это и заявлял, что сделает все для того, чтобы простое слово "горох" (по латыни "цицер") было бы прославлено в римской истории. Представить жизнь Цицерона вне драматических событий, гражданских войн, заговоров и мятежей невозможно. Одним из величайших триумфов Цицерона становится процесс против Гая Верреса, наместника Сицилии, который "прославился" там чудовищными злодеяниями. Цицерон выступил с блестящими речами на этом процессе, для того чтобы собрать убедительные доказательства против Верреса, он выехал на Сицилию, где опросил множество свидетелей. Веррес не стал дожидаться суда и бежал из Рима. Триумф Цицерона был победой качественно новой риторики. Сам он об этом писал так: "Я привлек к себе внимание людей как своим усердием в судах и трудолюбием, так и новизной самого моего красноречия, более изысканного и необычного". 63 год был исключительно важен для Цицерона, так как он был избран консулом и раскрыл заговор Катилины. Против него он произнес целую серию блестящих речей, называемых катилинарии. Далее в судьбе Цицерона было изгнание и участие в борьбе против Цезаря. Традиционно считается, что Цицерон, страстно преданный республиканским идеалам, был душой заговора, в результате которого был убит Цезарь. Верный соратник Цезаря Марк Антоний потребовал выдать голову Цицерона. 7 декабря 43 года спасающийся бегством Цицерон был настигнут и убит. Цицерон по справедливости считается лучшим римским оратором. Из многочисленных речей Цицерона в полном виде сохранилось только 56. Особенной известностью пользуются четыре его речи против Катилины, вызванные открытием заговора, который имел целью ниспровержение республики, во главе его стоял Катилина. Эти речи доставили оратору почетный титул "отца отечества". Он считал, что оратором может быть только высокообразованный человек, который борется за счастье людей. Главное в риторических сочинениях – это оформление мысли, работа над языком, ритмикой, выразительностью, над жестом и мимикой. Величие Цицерона не только в создании качественно нового типа риторики (труды "Об ораторе", "Оратор", "Брут, или о знаменитых ораторах"), но и в фактическом создании нового варианта латинского языка. На все времена сохраняется завет Цицерона: "Оратор должен соединить в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, и, наконец, жесты и грацию великих актеров". Главная сила речей Цицерона - в их содержательности, умении подбирать веские доказательства, в логичном расположении материала. Он постепенно и целенаправленно разбивал все нападки противников, старался не столько победить, сколько убедить. Глубокому содержанию речей Цицерона соответствовала яркая форма. Все изобразительные средства были использованы и «разбросаны по речи с умом», особенно сильны были его патетические заключения с риторическими вопросами. Цицерон писал: «Чтобы зажигать сердца, речь должна пылать». И все его судебные речи, сильные по аргументации, удивительные по форме, очаровывали и подчиняли себе слушателей: он умел возбудить в них чувство сострадания к подсудимому, умел остроумным замечанием ввести противника в замешательство, заставить судью улыбнуться. Квинтилиан так оценил ораторское мастерство Цицерона: «Небо послало на землю Цицерона, по-видимому, для того, чтобы дать нам пример, до каких границ может идти могущество слова… С полной справедливостью современники провозгласили его царем адвокатуры». Марк Фабий Квинтилиан родился около 35 года нашей эры в Испании в семье, принадлежавшей к верхам испанской знати. Уже в молодости Квинтилиан отправляется в Рим, где его отец был ритором. Там начинается его карьера адвоката, но вскоре открывается риторическая школа, которой суждено занять уникальное место в истории риторики. Квинтилиан становится руководителем первой государственной риторической школы, основанной императором Веспасианом. Оставив двадцатилетнюю практическую деятельность по воспитанию ораторов, Квинтилиан обращается к созданию труда, аналогов которому нет в истории – это знаменитые "Двенадцать книг риторических наставлений". Квинтилиан становится не только выразителем вкусов высшего римского общества, но и реформатором литературного стиля, исследователем проблем латинского языка. В книге первой Квинтилиан рассматривает вопросы воспитания будущего оратора, подчеркивая при этом, что у детей редко недостает природных способностей, чаще не хватает заботы о них. Очень важен уровень образования самих родителей,причем не только отцов, но и матерей. Вторая книга – это советы по обучению в риторической школе и осмысление риторики как науки. Книги с Третьей по Девятую – своего рода энциклопедия классической теории риторики. Десятая книга – это обзор образцов греческой и римской литературы. Квинтилиан показывает достоинства и недостатки практически каждого из известных риторов. В Одиннадцатой книге Квинтилиан анализирует манеры оратора, рассматривает механизмы запоминания, характеризует свойства голоса, жестов. В Двенадцатой книге ученый обосновывает взаимосвязь риторики и нравственности: "Нельзя быть истинным оратором, не быв честным человеком". Свой уникальный труд он завершает следующими словами: "Итак, да возлюбим всею душою науку красноречия, сей божественный дар, ниспосланный с небес человекам, без которого все было бы немо в природе, и ничто не доходило бы до потомства; постараемся все стремиться к совершенству: сим средством или достигнем высокой цели, или, без сомнения, многих ниже себя оставим". Луций Апулей – древнеримский писатель, философ-платоник, ритор. Писал на греческом и латинском языках. На пути в Александрию Апулей задержался в городе Эе по причине болезни и, воспользовавшись гостеприимством случайно встреченного соученика, знакомого ему по Афинам, остановился у него. Мать этого товарища Апулея, богатая вдова Пудентилла, четырнадцать лет отказывавшаяся, несмотря на настояния семьи, выйти замуж, влюбилась в него и неожиданно дала согласие на брак. Родственники покойного мужа Пудентиллы обвинили Апулея в том, что он колдовством склонил Пудентиллу стать его женой, а сына её, своего приятеля Понтиана, отправил на тот свет. Колдовство каралось смертной казнью, но он публично защищал себя в суде и был оправдан, его «Apologia» («Апология, или Речь в защиту самого себя от обвинения в магии») существует и теперь. Язык Апулея не отличается чистотой и, кроме того, тяжёл и высокопарен; он любит злоупотреблять эпитетами и странными сопоставлениями.
Христианская риторика Достижения античной риторики были унаследованы теориями словесности средних веков и Возрождения. Средневековые риторики были написаны по-латыни, обращены не только к устной, но и к письменной форме речи. В средневековье риторика развивалась во Франции, Германии. Италии. При этом происходило переосмысление античного наследия. Несомненна связь риторики в это время с господством отдельных художественных направлений (барокко, классицизм). Особое развитие получили духовное красноречие (гомилетика) и жанр так называемой схоластической риторики. Происходило постепенное формирование логического и стилистического направлений в риторике. Это определяло, с одной стороны, ее тяготение к грамматике, с другой – к поэтике. Европейские риторические идеи носили ярко выраженный поучительный характер. Риторика преподавалась в христианских учебных заведениях для подготовки священников к проповедям, к общению с паствой. Василий Великий, известный также как Василий Кесарийский – святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трёхсот). Григорий Богослов – христианский богослов, один из Отцов церкви, входит в число Великих каппадокийцев, близкий друг и сподвижник Василия Великого. Литературное и богословское наследие Григория состоит из 245 посланий (писем), 507 стихотворений и 45 «Слов». Биографы отмечают, что Григорий был в первую очередь оратором, а не писателем, слог его сочинений характеризуется повышенной эмоциональностью. Собрание 45 бесед (Слов) составляет основную часть литературного наследия Григория. Слова чрезвычайно разнообразны по тематике и жанру. Они включают, в частности, надгробные слова, обличения императора Юлиана и еретиков, слова в память священномучеников. Сохранилось по разным оценкам до 245 писем Григория Богослова, большая их часть была написана и собрана им самим в сборник, составленный в последние годы жизни. Большинство стихотворных сочинений были написаны Григорием в последние годы его жизни после возвращения из Константинополя. Стихи написаны не только на богословские темы, но содержат и автобиографические воспоминания, несколько стихотворений было написано Григорием на смерть друзей. Иоанн Златоуст – архиепископ Константинопольский, богослов, почитается как один из трёх Вселенских святителей и учителей вместе со святителями Василием Великим и Григорием Богословом. В 386 на Иоанна возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар слова получил от паствы наименование «Златоуст». Двенадцать лет святой, при стечении народа, обычно дважды в неделю, а иногда ежедневно, проповедовал в храме. В этот период он написал толкования на многие книги Священного Писания и множество бесед на отдельные библейские тексты, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.89.90 (0.021 с.) |