СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проект смены «Твоё время» направлен на организацию активного отдыха детей посредством их включения в развивающую деятельность. Главным событием для ребёнка становится реализация дела, которое он сам разработал и провёл в рамках смены. Для того чтобы ребёнок стал успешным и смог реализовать сою идею, продемонстрировать лидерские знания и умения, в течение смены работают несколько обучающих пространств:
ü Обучающие занятия в Компании, в центре.
ü Маршруты безопасности по различным темам.
ü Органы детского самоуправления.
Обучающий этап является подготовительным перед этапом «Время действий», когда подростку предстоит принять участие в различных делах и на практике продемонстрировать все полученные знания и умения.
Система стимулирования включает индивидуальный и коллективный уровни. На стенде отмечаются индивидуальные достижения подростка и коллективные успехи Компании. …За разработку и проведение дел автор получает сертификат на право проведения подобных дел в своём регионе. По итогам смены самые активные подростки получают грамоты и благодарности с присвоением звания «Мастер Своего Времени».
По итогам смены выявляется самая активная компания, которой присваивается звание «Классная компания». Критерии оценки и содержания деятельности Компаний разрабатываются и анализируются на Совете Времени.
Каждый подросток в течение мены собирает «Пакет Моих Достижений», состоящий из четырёх страничек «Время Открытий», «Время Познаний», «Время Действий», «Время Перспектив»; грамот за активное участие в смене, именных жетонов победителя и организатора, сертификата на право проведения дел в рамках смены и в своём регионе, удостоверения «Мастер Своего Времени» и т.д.
Этапы реализации программы в рамках смены
Этап «Время открытий». Особенности этапа в формировании интереса подростка, в раскрытии желания занимать активную жизненную позицию; анализ подростком собственных возможностей и способностей, исходя из полученной им информации о смене и возможностях лагеря и Центра; мотивация подростка на участие в смене «Твоё время!»; самоопределение подростков в предлагаемых видах деятельности.
Содержание этапа включает … структурное оформление компании и органов самоуправления; выявление уровня лидерских знаний и умений подростков. Ключевые дела этапа составляет комплекс из огонька знакомства; игр на выявление лидерского, творческого потенциала подростков; хозяйственного сбора, КТД введения в модель Компании; организационного сбора Компании; Линейки открытия смены; презентации программы смены. Результатом этапа является наличие у подростка представлений о своём участии в программе смены и выбор интересного ему направления деятельности; готовность получать новые знания, быть активным участником смены; чёткие знания о службах лагеря и Центра.
Этап «Время Познаний». Особенности этапа заключаются в постановке индивидуальной и коллективной цели на смену. Полученные новые знания и умения по безопасности жизнедеятельности становятся основой в выборе средств достижения цели, планировании деятельности, разработке проектов. Содержание деятельности обеспечивает самореализацию подростка и демонстрацию способностей. Ключевые дела представляют собой освоение маршрутов безопасности, работу Компании со специалистами и занятия в вожатских мастер-классах, обучающих занятий со специалистами, а также работу в органах самоуправления. Результатом этапа будет постановка каждым подростком развивающей цели на смену. Получение знаний об основах безопасности жизнедеятельности в условиях лагеря, специализированные знания в области туризма, медицины, юриспруденции, психологии и т.д. Организаторские знания и умения позволят реализовать новые знания в разрабатываемых проектах.
Этап «Время действий». Особенностью этапа является организация и осуществление деятельности по реализации цели, корректировка индивидуальных целей подростков и реализация проектов. Содержание отличает разнообразие идей и форм проведения дел. Ключевыми делами становится реализация дел и проектов, которые оформляются как Приключения, работа в самоуправлении. Результатом этапа становится умение работать в команде, знания форм и способов организации досуга, умение проводить игры, работать в творческой и инициативной группе, умение работать с информацией. Каждый подросток должен научиться находить единомышленников, аргументировать свою точку зрения, соблюдать установленные нормы и правила.
Этап «Время Перспектив». Особенностью этапа является коллективное обсуждение и подведение итогов совместной деятельности, совместное определение ближайших перспектив с использованием полученного опыта. Содержание этапа включает демонстрацию результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Анализ реализации индивидуальных и коллективных целей, определение плюсов и минусов в работе своего коллектива. Подведение итогов смены. Содержание включает комплекс взаимосвязанных больших дел: итоговые дела в отряде, «Большое приключение – награждение», Линейка закрытия смены, Прощальный «Огонёк».
Организационная модель детского лагеря
Компания – это объединение детей, создаваемое по месту проживания и по возрастному принципу с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья; принятия подростком норм, законов, традиций ВДЦ «Орлёнок»; организации жизнедеятельности; совместного анализа происходящего. Организационная модель (структура, органы самоуправления и план работы) Компании определяется воспитателями совместно с подростками на организационном сборе и сборе планирования.
Команда, инициативная группа – это временное объединение из представителей разных компаний. Команда создаётся на основе общих интересов и близости индивидуальных целей. В команде осуществляется совместная деятельность по разработке и реализации проекта Приключения.
Центр – это объединение нескольких Компаний, он создаётся по возрастному принципу. В Центре обеспечивает расширение пространства совместной деятельности, реализацию подростком поставленных целей, через участие его в делах различной направленности. У каждого Центра есть своя программа обучающих занятий, мастер-классы, товарищеские встречи, а также органы самоуправления.
На уровне лагеря формируются детские Советы: Совет Времени, пресс-центр, детская служба «Вопрос-ответ». В Советах принимают участие представители всех компаний, написавших своё резюме и прошедших отборочный конкурс. Курируют работу Советов представители административной группы.
Органы самоуправления
Органы самоуправления детского лагеря представлены тремя уровнями:
1. Деятельность на уровне Компании – творческие и инициативные групп;
2. Деятельность на уровне центра – Совет физоргов, Совет командиров, Совет здоровья;
3. Деятельность на уровне лагеря – Совет Времени, пресс-центр, художественная студия, инициативные группы по разработке проектов.
Система деятельности Советов носит образовательный и деятельностный характер.
Совет командиров – временное объединение детей с целью планирования совместной деятельности на день, на смену; контроля за реализацией программы Компании; обмена информацией по вопросам организации жизнедеятельности лагеря и донесения её до сведения всей Компании; анализа дел и ситуаций, происходящих в лагере, в Компании; взаимодействие с другими Советами, отделами, службами лагеря.
Совет Здоровья – временное объединение детей с целью контроля режимных моментов; проведения конкурса «Чистоты», проверки чистоты комнат и территории; составления графика дежурств в комнатах; помощи в организации конкурсов Мойдодыра.
Совет физоргов – основная функция заключается в организации оздоровительной деятельности в Компании, в проведении товарищеских встреч по разным видам спорта, подготовка команды к участию в спортивных делах.
Пресс – центр - это коллектив детей и педагогов, совместно осуществляющих деятельность информационно-коммуникационного характера в течение лагерной смены, а также журналистскую деятельность, выпуск лагерной газеты, еженедельное обеспечение лагеря информацией о жизни лагеря, центров, компаний.
Художественная студия – сборная группа детей, отвечающих за художественное оформление отрядного уголка своей Компании, участие в оформлении лагерных дел, обучение основным видам художественно-оформительской деятельности.
Детская служба «Вопрос – ответ» - изучает общественное мнение детей, подростков, взрослых по вопросам безопасного поведения, сохранения здоровья, развития и поддержки детской инициативы и проектной деятельности в рамках смены. Совместно со взрослыми консультирует по психологическим, социальным проблемам, связанным с вопросами личной безопасности, проводит мероприятия по культуре общения, по адаптации к новой среде.
Совет Времени – временное объединение детей. Его основная функция - координировать и отслеживать участие Компаний на различных этапах смены «Твоё Время!», присуждение званий, разработка критериев защиты Приключений (комплекса дел по теме), требования к защите дел, а также информационная функция, связь «Компания – лагерь – Компания». Совет оказывает практическую помощь подросткам по разработке и осуществлению проектов, созданных в рамках программы смены.
Некоторые методические материалы программы «Твоё Время!»
В данное пособие не могли войти все методические разработки для программы, поэтому были выбраны несколько рекомендаций, которые позволят увидеть специфику оргпериода смены, разберутся с тем, что авторы называют «Приключение». Мы посчитали важным представить в полном объёме разработку одного из маршрутов безопасности
Приключения
Слово «приключение» привлекает внимание подростков, вызывает интерес своей необычностью. В детском лагере «Солнечный» в Приключении объединены игры, маршруты, акции, конкурсы, эстафеты и т.д. Приключения заключаются в прохождении дистанции, моделирующей укороченную экспедицию по одному или нескольким направлениям деятельности, с отработкой коллективных действий по решению различных ситуаций. Приключения придумывают и разрабатывают по своей инициативе сами ребята.
Инициатива (франц. Itiative от латинского initium – начало) – внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого лицом или группой. Она выражается в добровольной деятельности (на благо общества, в личных интересах), в творческом отношении к труду и сложившимся способам поведения (обычаям, нравам, традициям). В моральном смысле инициатива характеризуется тем, что человек берёт на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общепринятых норм.
После защиты своего приключения на Совете Времени творческая группа получает «Сертификат» на право проведения Приключения в рамках смены на этапе «Время Действий». Все разработчики Приключений после проведения дела получают звание «Мастер».
Посредством Приключений подростки воплощают свои идеи в жизнь, учатся правильно реализовывать свою инициативу. В этом им помогают педагоги лагеря, чья позиция в ходе смены меняется от организатора до помощника, куратора, советника. Позиция подростка меняется от участника до инициатора, от инициатора до организатора. В процессе подготовки приключений происходит личностный рост подростка – у него появляется возможность проявить свои способности, самостоятельность, ответственность, реализовать свои идеи, тем самым осознать свою значимость и место в лагере.
Этапы подготовки и проведения Приключений в рамках смены
На этапе «Время Открытий» проходит презентация программы смены, педагоги мотивируют подростков на участие в ней. Проходят разнообразные игровые занятия, помогающие ребятам выбрать интересующее их направление деятельности. Проходят занятия, на которых идёт знакомство с содержанием понятий: «активность», «инициатива», «лидер», «организатор», «цель», «результат», «команда», «безопасность», «опыт». Используемые формы работы позволяют выявлять лидерские способности, привлекать ребят к разработке Положения о наборе представителей Компаний в Совет Времени.
На этапе «Время Познаний» формируются творческие и инициативные группы, в которых проходят обучающие занятия, мастер-классы, маршруты безопасности. Подростки посещают различные образовательные пространства в соответствии со своими интересами, идёт проработка индивидуальных целей, написание проектов, отработка критериев защиты дела. Предполагаемый результат этапа: знания как вместе с ребятами придумать и обосновать идею; как разработать и провести игру; каким способом можно подготовить дело, как распределять поручения; какие формы и способы можно использовать для организации своего досуга; Умение работать в кой и инициативной группе; выполнять какое-либо задание по подготовке КТД; умение находить единомышленников, работать в команде.
На этапе «Время Действий» осуществляется разработка Приключений, как в рамках индивидуальных целей, так и в группе. Идёт подготовка к защите, написание сценариев, распределение обязанностей в ходе защиты, консультации в Совете Времени. Защита проектов завершается вручением сертификатов на право проведения дела в рамках смены. Команды, проекты которых получили сертификат, приступают к рекламно-заявочной компании, дорабатывают проект, устраняя замечания, агитируют ребят участвовать в их проекте. В ходе рекламно-заявочной идёт согласование с педагогом – консультантом и службами лагеря места и времени проведения Приключения. Создаётся общая план-сетка Приключений, прошедших защиту, и начинается их осуществление. Предполагаемый результат включает в себя; знания о возможных источниках информации, знание об особенностях выполнения поручений, умение использовать в индивидуальной и совместной деятельности свои способности, обучать сверстников тому, что умеет делать сам.
На этапе «Время Перспектив» подводятся итоги смены. Советом лагеря определяется «Классная Компания», в центрах и творческих группах определяются индивидуальные достижения, готовится «Большое Приключение» как итоговый праздник.
Детские мастер-классы
Мастер-класс – это форма обучающих занятий, проводимых специалистами или теми людьми, чей уровень знаний и умений в какой-либо области выше, чем у окружающих.
На этапе «Время Действий» все желающие подростки совместно с педагогами разрабатывают мастер-классы для остальных участников смены «Твоё Время!». При разработке и проведении своего мастер-класса у подростка появляется возможность применить полученные знания и умения в организации досуга, овладеть технологией успешности. На мастер-классах подростки обучают тому, чему научились сами на этапе «Время Познаний».
Маршрут безопасности «Умение сказать НЕТ!»
Первое занятие.
Актуальность: В современной жизни умение корректно отстоять свою точку зрения - залог успешной деятельности и психологического комфорта любого человека. Маршрут «Умение говорить нет»,нацелен на обучение подростков правилам корректного отказа.
Цель: научит подростков основным способам тактичного отказа.
Задачи:
- познакомить подростков с понятием «безопасность»;
- выявить проблемные ситуации, в которых у подростков возникают сложности с отказом;
-выбрать приемлемые для ребят способы тактичного отказа.
Первое занятие. Задачи: познакомить с понятийным аппаратом (безопасность, отказ, компромисс); определить круг проблемных для отказа ситуаций.
Необходимое обеспечение: ватман, маркеры, листы А-4, ручки по количеству участников.
Ход занятия:
1. Знакомство участников маршрута. Игра на знакомство «Меня зовут и я умею…» Подростки по очереди называют своё имя и показывают простое движение, группа хором повторяет имя участника и показанное им движение).
2. Сообщение цели и задач Маршрута безопасности «Умение сказать НЕТ».
Вступительная беседа педагога. Прежде, чем мы начнём работать, мне бы хотелось узнать у вас, почему вы выбрали именно этот маршрут. (ответы подростков). Нам необходимо уточнить в самом начале работы ваши ожидания: что вы хотели узнать? Чему научиться? (происходит согласование ожиданий подростков и целей педагога).
Маршрут безопасности «Умение сказать НЕТ» состоит из трёх занятий. Сегодня, на первом занятии мы с вами определим круг ситуаций, в которых отказать для вас наиболее затруднительно (корректировка в зависимости от целей детей). Затем выработаем приемлемые лично для вас способы тактичного отказа в этой ситуации. На втором занятии, вами на практике попробуем отработать приёмы отказа в игровой форме. Завершением Маршрута станет третье занятие, посвященное разработке проекта по теме Маршрута.
3. Фронтальная беседа с участниками о том, что такое безопасность.
Продолжите фразу: безопасность – это.. (идёт обсуждение). Все определения участников фиксируются на ватмане. Затем даётся определение из словаря: «Безопасность – это положение, при котором опасность не угрожает кому-нибудь, чему-нибудь. Состояние среды, при котором исключено причинение вреда существованию человека». Ожегов С.И., Затем идёт сравнение определений.
Вопрос для обсуждения: Как связана безопасность с умением сказать «нет»?
Обобщение педагога: обосновать ребятам понятие «моральная безопасность», показать её значение для уверенного поведения и психологического комфорта.
4. Работа по группам (разбивка на группы по 4-6 человек).
Задание для группы: в течение десяти минут составить перечень ситуаций связанных с проблемой отказа. По истечении времени каждая группа сообщает свои ситуации остальным группам. Выбирается три наиболее часто повторяющиеся ситуации.
5. Каждой группе даётся одна из трёх ситуаций. Задание: за десять минут сформулировать те способы отказа, которые, по мнению группы наиболее премлемы в данной ситуации. По окончании времени представитель каждой группы озвучивает ситуацию и способы отказа, придуманные группой (этот материал необходим для второго занятия).
6. Подведение итогов занятия.
Второе занятие
Задачи:
-научиться классифицировать ситуации отказа;
- научиться применять на практике различные способы отказа.
Ход занятия:
1. Вводная часть. Приветствие участников Маршрута, напоминание о том, что было сделано прошлый раз и постановка задач на второе занятие. Прежде всего, анализ возможных ошибок в выборе способов отказа. Для этого мы проиграем эти ситуации и попытаемся вести себя в них уверенно.
2. Для работы выбирается пара добровольцев, задача которых проиграть ситуацию. Варианты проигрываемых ситуаций:
А) дочери нужно отказать матери в просьбе погулять с младшим братом, т.к. у дочери завтра важный экзамен;
В) подруга просит вас подождать её немного, но собирается очень медленно, а вы катастрофически опаздываете;
В) девочка сделала контрольную работу и у неё просят списать.
Каждая ситуация проигрывается дважды: первый раз как получается у самих участников, затем предложенный способ анализируется, а второй раз ведущий ставит чёткую цель – отказать в данной ситуации. Необходимость такого построения работы связана с тем, что как правило в первом случае, сторона которая должна отказать, пытается идти на компромисс. Компромисс – соглашение между сторонами, возможен лишь когда обе стороны идут на уступки. Когда одна сторона идёт на компромисс, а вторая нет, то компромисс перерастает в соглашательство и притворство.
3. Работа по классификации ситуаций.
На ватмане написаны ситуации и рядом с каждой из них подростки должны поставить пометку: Х – хочу отказать, но не могу; М – хочу и могу отказать; Н – не хочу отказать; К – ищу компромисс.
В соответствии с выбором, сделанным подростками выделяются ситуации, в которых большинство пошло бы на компромисс, не хочет отказывать, и трудности с отказом не возникают.
4. Информация о способах отказа.
В ситуации, когда человек не значим, ему отказывают сразу. Делают это спокойно, иногда несколько раз подряд. В этой ситуации можно предупредить ситуацию отказа, либо первым заговорить на эту тему, либо просто уйти от контакта. В ситуации со значимым человеком необходимо отказывать ровным спокойным голосом, также можно повторить отказ несколько раз. Особенностью является то, что в этой ситуации необходимо привести несколько аргументов, очень веских для собеседника.
5. Игровая ситуация. Педагог просит встать в парах по кругу, лицом друг к другу. Ребята, стоящие во внутреннем круге будут обращаться к своей паре с просьбой. Задача ребят, стоящих во внешнем круге – отказать. Отказ произносится фразой «Нет, я не могу этого сделать». Начало движения и дальнейшие перемещения по команде педагога: Начали – закончили.
6. Подведение итогов происходит как совместное обсуждение и задание для желающих выстроить проект на основе полученного опыта.
Занятие третье.
Задача: Разработать идею и содержание проекта по теме Маршрута.
Ход занятия:
Каждый этап прорабатывается до состояния полного понимания и готовности действовать самостоятельно.
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.108.224 (0.015 с.)